Непризнанные государства. Непризнанные государства на карте мира Непризнанные государства африки

Наверное, каждый слышал о том, что в мире существуют непризнанные государства. Но не всем известно о том, что конкретно подразумевается под этим понятием, как возникли эти страны, что стало причиной их появления. Попробуем разобраться.

Непризнанные государства – это термин, которым называют регионы, самостоятельно провозгласившие суверенитет. При этом данные страны не признаны или признаны частично с точки зрения дипломатии. В свою очередь, самопровозглашенные государства в большинстве обладают всеми признаками отдельной страны. К ним относятся:

  • официальное название;
  • атрибутика: флаг, гимн, символика;
  • население;
  • органы управления;
  • армия (чаще вооруженные силы);
  • законодательство.

Несмотря на это, члены ООН такие государства не считают отдельными странами и рассматривают их как суверенные регионы, находящиеся под контролем одного или нескольких государств, входящих в состав ООН.

Существует множество причин, по которым могли образоваться самопровозглашенные страны. Так, некоторые регионы отделились и объявили о своем суверенитете в результате военных действий, революций, вооруженных конфликтов, национально-освободительной борьбы.

Не так давно появилось большое количество непризнанных стран, причиной возникновения которых стало отделение от метрополий, государства, которым раньше принадлежала территория эксплуатируемой страны. Это касается бывших колоний. Особенно много их на африканском континенте. Большинство государств получило суверенитет и дипломатическое признание. Но некоторые образования так и остались в категории непризнанных.


Еще одним вариантом возникновения таких государств являются внешнеэкономические и внешнеполитические манипуляции различных стран. Так, некоторые авторы (участники мировой политики) создавали так называемые «марионеточные государства» — это было эффективным приемом для создания нейтральной зоны между враждующими странами. Благодаря этому можно оградиться от враждебных армий. Нередко такие зоны называют «санитарными кордонами»

Также сателлиты – это отличный способ для лоббирования государства. Многие страны мира прибегали на разных стадиях своего развития к этому методу. Так, на конкретной территории формируется формально независимое государства. При этом оно является марионеточным и полностью контролируется другой страной, которая таким образом диктует свои политические и экономические интересы.

Какие современные страны относятся к непризнанным государствам?

На данный момент существует ряд непризнанных государств, которые располагаются на разных территориях мира. Очень много таких регионов сосредоточено в Сомали. Здесь о своем суверенитете объявили такие государства: Химан и Хеб, Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Авдаленд, Азания.

В 2014 году на территории Украины образовалось два непризнанных государства: . Обе республики появились вследствие кризиса, распространившегося по всей стране. Власти Украины не признают отделение этих областей и их суверенность.

Большая часть территорий Луганской и Донецкой областей контролируются Украиной. А в правительстве республик считаются сепаратистскими террористическими организациями.

Ни одна из полностью признанных стран не считает Луганскую и Донецкую области суверенными государствами.

Интересны также и такие страны мира, которые являются не совсем государствами, а скорее образованиями, подобными государству. К ним относятся Силенд и Мальтийский орден.

Силенд, он же Силандия, является княжеством, которое определяют, как виртуальное государство. Расположено оно на территории . История этого княжества своеобразна. О суверенности Силенда объявил Пэдди Роем Бейтсом. Бывший военнослужащий британской армии самостоятельно назначил себя монархом Силандии, а свою семью нарек правящей династией.

После началась работа над созданием государственной атрибутики. Удивительно, но семья Бейтсомов нашла последователей, которые считают себя подданными правящей династии и помогают в формировании отдельного государства. На данный момент считается, что форма правления Силенда — конституционная монархия. У страны есть флаг, гимн и другая символика.

Мальтийский орден обладает большими правами, чем Силенд. Так, это рыцарский религиозный орден обладает статусом наблюдателя Организации Объединенный Наций и нередко считается карликовым государством. У страны развиты дипломатические отношения. Она сотрудничает со 105 государствами. У Мальтийского ордена есть своя валюта – мальтийский скудо.

Граждане страны получают паспорта. Мальтийский орден осуществляет марки, имеет собственный гимн, герб и другую государственную атрибутику. Официальным языком же здесь является латинский.

Частично признанные государства и их особенности

Существует также ряд стран мира, которые другие государства признали частично. Среди них выделяют те, которые контролируют свою территорию полностью или частично. К последним относятся следующие:

  1. Китайская Республика Тайвань. О независимости эта самопровозглашенная республика объявила в 1911 году. Территория страны располагается на и других небольших островах. Некоторое время эта страна имела все полномочия, но после событий 1949 года была лишена дипломатического признания. На данный момент государство признается 22 странами, имеет свои посольства, налаживает дипломатические отношения самостоятельно.
  2. САДР. Была образована в 1976 году. Сейчас признается 60 странами, входящими в состав Организации Объединенных Наций, а также частично признается Южной Осетией. САДР входит в состав Африканского Союза. Большая часть территории республики входит в состав Марокко.
  3. Государство Палестина. Обладает одной из ярких историй, которая отличается большим количеством спорных ситуаций, военных конфликтов. Государство было самопровозглашено в 1988 году. На сегодняшний день признается 137 странами мира: 136 из которых являются международно-признанными, а 1 – частично. Палестина является наблюдателем Организации Объединенных Наций. Государство делится на две части, не соединенные друг с другом.
    Первая часть – Сектор Газа. Территория управляется организацией ХАМАС, которая является исламским движением сопротивления и политической партией одновременно. ХАМАС многими странами признана как террористическая организация. Вторая часть Палестины — Западный берег реки Иордан. Территория частично контролируется Палестинской национальной организацией. Главой ПНА является президент страны Махмуд Аббас. Переломным моментов в истории Палестины стала война с Израилем 1948 года.

    Именно тогда государство претерпело серьезные изменения: обе части были оккупированы. А в 1980 году территория Иерусалима была присоединена к Израилю. В 1993 году страны подписали соглашение, согласно которому была сформирована ПНА, призванная найти компромиссное решение конфликта между Израилем и Организацией Освобождения Палестины. ПНА должна была осуществлять контроль обеих частей государства. Но в 2006 году покинул Сектор Газа, после чего власть на этой территории захватила группировка ХАМАС.

  4. Республика Косово. С 2008 года эта территория Сербии является автономной. Официальное название – Автономный край Косово и Метохия. Эта административная единица провозгласила о своей независимости, что было признано 109 участницами ООН, а также некоторыми странами, обладающими статусами непризнанных или частично признанных.

Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса

На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые существовали и сейчас существуют де-факто, но не признаны в полной мере международным сообществом, другие же признаны, но не имеют собственной территории. Проблема непризнанных государств – одна из актуальных сегодня политических проблем в мире.

Так что же такое непризнанные государства по определению?

Непризнанные государства – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений.

Непризнанные государства можно классифицировать по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией, по степени их международного признания и по причинам их самопровозглашения.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Исходя из названных проблемы и противоречия в определении статуса непризнанных государств, возможно предположить: если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, тогда появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

Как возникают непризнанные государства?

Условно их можно разделить на 4 группы:

1) государства, образовавшиеся в результате революций и гражданских войн (например, на территории Сомали).

2) государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

3) государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т.п.)

4) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополии.

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4:

Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)

2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: Первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют терракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме.

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.)

В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г.

С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа 2008 г. Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру.

Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день.

Что же такое международно-правовое признание государств?

Под ним в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права.

В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Констутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его.

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Как же должна вести себя любая страна в отношении непризнанных государств, если она стремится оставаться в рамках международного права?

Во-первых, у нее есть полное право признавать или не признавать новообразование. Государство само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии.

В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого у России, помимо формального права, имеются и веские политические основания.

1. Прежде всего, следует обеспечить гуманитарные права населения, в том числе российских граждан.

2. Кроме того, необходимо не допускать у наших границ нестабильности. Для этого необходимо придать официальный статус их правительствам, уже в некоторой мере легитимированным на международной арене.

Выводы:

Любая суверенная страна для признания того или иного самопровозглашённого государства полноценным членом международного сообщества должна исходить из того, что в данном случае у неё есть полное право признавать или не признавать такое образование. То есть юридически с точки зрения равноправия народов – это не только право, но и обязанность. Любое государство должно само анализировать реальные параметры государственности самоопределившегося новообразования, определять обоснованность, разновидности, формы признания и т. д.

И всё это должно происходить с учетом собственных интересов, задач, требований реальной политики, в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством

Проблема непризнанных государств меня интересует с точки зрения норм международного права. Изучив данную тему, я пришёл к выводу, что любая суверенная страна должна руководствоваться своими геополитическими и геоэкономическими интересами при решении вопроса «признания» либо «непризнания», требованиями реальной политики, и действовать в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством.

А в этой связи признание Россией Абхазии и Южной Осетии является, на мой взгляд, вполне обоснованным.

Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик7. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте «семи непризнанных» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например экзотический Силенд8).

Существование непризнанных государств европейской периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции Советского Союза и Югославии и рядом этнических вооруженных конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего политического урегулирования. Непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Явным лидером среди непризнанных государств по этим параметрам выступает Косово, лидеры которого контролируют сегодня территорию в 11 000 кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае значимое большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – до 100 тыс. человек9.

Приднестровье контролирует территорию в 4 163 кв.км, на которой проживает 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8 600 кв.км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв.км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана10. Южная Осетия располагает территорией в 3 900 кв.км, населением – в 70 тыс. человек11.Это наименьшее из непризнанных государств.

При этом три из четырех названных государств (за исключением Приднестровья), географически находятся за пределами Европы: они расположены по южную сторону Кавказского хребта, отделяющего Европу от Азии. На этом основании приднестровский конфликт можно отнести к сфере европейской периферии, а три других – к зоне европейского пограничья. Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства. Объединение возможностей неоинституционального анализа и теории конфликтов создает фундамент для новой интерпретации процессов институционализации этнических противоборств и расширяет набор аналитических средств для сравнительного исследования отдельных примеров непризнанных государств.

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена непризнанного государства. Среди них можно назвать:

– историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

– эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

– формирование государственности и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

– особенности политического устройства, степень его демократичности;

– наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

– шансы для существования в качестве независимого государства;

– заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства. Непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа. Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд12, Северный Кипр). Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия). Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН). Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии). Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья существуют уже довольно долго: Косово – девять лет, Абхазия, НКР, Южная Осетия – шестнадцать, Приднестровье – восемнадцать лет. Перспективы изменения статуса (признание независимости, ирредента, силовое поглощение, возвращение в состав единого государства посредством урегулирования конфликта) у всех территорий различны.

Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова).

Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, неполное признание Россией, но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная «полунезависимость» не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами.

У Приднестровья и Южной Осетии возможности получения формальной независимости менее реальны по ряду геополитических и организационно-территориальных причин. В случае с ПМР у России пока сохраняются большие возможности по реанимации стратегии объединения Молдавии и Приднестровья. Южная Осетия имеет, как представляется, серьезные экономические основания для воссоединения с Грузией.

Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции. Они в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в зоне данного конфликта, а политическая возможность территориального обмена, который мог бы открыть путь к политическому урегулированию, остается незначительной.

Список непризнанных государств

Частично признанные государства с фактическим контролем своей территории:

Китайская Республика (Тайвань), контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание и место в ООН в пользу Китайской Народной Республики 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся лишь 23 государствами. Тайвань осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т.н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства).

Косово (c 2008) Находится на территории Сербии (Автономный край Косово и Метохия). На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН) находится под международным управлением. ООН не признаёт Республику Косово как легитимное правительство Косова. В настоящее время признано 43 странами.

Турецкая Республика Северного Кипра находится в северной части Кипра и сформирована после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году. Она объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году её территория была фактически включена в состав Европейского Союза как часть Республики Кипр. Признается только Турцией и непризнанной Абхазией.

Непризнанные государства с фактическим контролем большей части своей территории:

Территории бывшего СССР:

Приднестровье (c 1990) в Молдавии.

Абхазия (c 1992) в Грузии является самопровозглашённым и фактически независимым государством; она не признаётся официально ни одним государством. Расположена между Кавказскими горами и Чёрным морем, юридически является частью северо-западной Грузии. Правительство Абхазии не контролирует восточную часть Кодорского ущелья, находящееся на северо-востоке Абхазии, этот участок находится под контролем МВД Грузии.

Южная Осетия (c 1991) в Грузии.

Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) - непризнанное государственное образование, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. Области НКР - Мартакерт, Мартуни и Шаумян полностью или частично контролируются азербайджанскими властями.

Территория Сомали:

Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включающую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали.

Пунтленд (с 1998) в Сомали.

Галмудуг (с 2006) в Сомали.

Маахир (с 2007) в Сомали.

Нортланд (с 2008) в Сомали.

Вазиристан в Пакистане.

Тамил-Илам на Шри-Ланке.

Частично признанные государства, находящиеся под военной оккупацией

Западная Сахара, большей частью которой управляет фактически Марокко. Сахарская Арабская демократическая республика, управляющая остальной частью, признаётся 48 государствами, является членом Африканского Союза.

Палестинское государство признаётся рядом арабских и мусульманских государств, а также Россией.

Частично непризнаваемые государства:

Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств (сейчас 24, отношения с 4 государствами приостановлены), но признаётся Египтом, Иорданией и Турцией.

Китайская народная республика не признаётся государствами, признающими Тайвань.

Кипр не признаётся Турцией.

Северная Корея не признаётся Южной Кореей.

Южная Корея не признаётся Северной Кореей.

Чехия не признаётся Лихтенштейном.

Словакия не признаётся Лихтенштейном.

Лихтенштейн не признаётся Чехией и Словакией.

2. Истоки конфликта в Косово

Истоки конфликта сербов и албанцев в Косово 1998-1999 годов, лежат в конце XIV века.

Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; и Италия, неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу. Стоит напомнить: после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Италия, воевавшая на стороне Антанты, потребовала возвращения своей исторической области Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту территорию, хорваты предпочли объединиться с родственными по языку сербами в единое государство, названное в последствии Югославией.

Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи. Албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства.

В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Албанцы создали свое государство. В 1913 году Республика Албания, получила международное признание. Косово подверглось аннексии со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев. Эти земли Сербия и сейчас считает своими, а албанцы с этим не могут согласиться.

После провозглашения независимости Албании в 1921 г., ее территориальные претензии по отношению к Сербии не только сохранились, но и усилились. С середины 30-х годов Албания стала еще и полигоном стратегических интересов Германии и Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов, албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически можно приравнять к геноциду.

После второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии, которая в свою очередь была частью Социалистической Федеративной Республики Югославия.

Конституция 1946 г. признала словенцев, хорватов, сербов, македонцев и черногорцев нациями.

Отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно добиваются отделения Косово и Метохии от Сербии и с этой целью все более открыто прибегают к непризнанию законных властей, насилию и терроризму. Международная поддержка необходима им прежде всего для создания «Республики Косово» как переходного решения, а потом - «Великой Албании», которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР Югославии (и Сербии, и Черногории), включала части Македонии и Греции.

В Косово проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождающийся демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели - выхода территории Косово и Метохии из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня поселились от 350000 до 400000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Косово, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.

В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое внимание. Югославия гордилась достижениями в области межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам, которых даже стали называть по-новому - народность. В стране выходило 150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало 904 албанских начальных и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило существенное расширение прав автономии.

После Второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становиться автономным краем. Тем не менее, учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими диссидентами возложена на Югославское УГБ (аналог КГБ в СССР).

Происходит массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию.

В 1974 году, с принятием новой сербской конституции, Косово гарантируются широкие права автономии.

Появляются албанские газеты и албанское телевидение. Официальным языком становится албанский, основные должности занимают албанцы

Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации. Представители Косово были членами коллективного органа управления страной - президиума СФРЮ.

Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного - он не мог отделиться от Сербии. Косово долгие годы пыталось добиться статуса республики, мечтая о создании единого албанского государства. Мечтая о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения всех земель, на которых проживают албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться статуса республики. Там полагали, что это даст возможность ставить вопрос о самоопределении и выходе из состава Югославии

Последние 20 лет албанцы Косово отказываются участвовать в переписи населения. Поэтому данные об их численности разнятся. По одним источникам, в 1981 г. население Автономного края Косово составляло 1584 тыс. человек, из которых албанцев было 1227 тыс., или 77,4%, а сербов? 209 тыс., или 13,2%. Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн. человек. Согласно сегодняшним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае около 917 тыс., или 66%. Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя югославами, насчитывается 250 тыс.

В 1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись.

Непрекращающийся процесс вытеснения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса. По данным газет сербское население сократилось к 1991 г. до 10%.

Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы борьбы: вводилось военное положение и комендантский час; разрабатывались новые экономические программы решения «проблем Косово», которые включали в себя преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления; предпринимались политические попытки формирования единства на классовой, а не национальной основе.

Однако достичь положительного результата не удалось.

Когда над Восточной Европой задул «ветер перемен», вызванный процессами перестройки в СССР, Запад резко усилил поддержку всех антисоциалистических и националистических сил, способных ослабить правящие коммунистические режимы.

Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума Социалистической республики Сербия

Безрезультатность поиска выхода из кризиса привела руководство Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение некоторых полномочий сможет стабилизировать ситуацию. В Сербии развернулась компания за правовое, территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев. Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины, столицы края, в январе 1990 г. 40 тысяч албанцев. Гневные, протестующие, готовые сражаться за свои права они представляли угрозу для стабильности Сербии и даже Югославии. Это происходило в то время, когда безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии открыто говорить о независимости. Все происходило на фоне кризиса, охватившего все сферы жизни и структуры власти. Введенные в край военные подразделения и полицейские силой попытались удержать порядок в Косово. Это повлекло столкновения и жертвы.

Принятая в 1990 г. конституция Сербии свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского неповиновения: создавались параллельные структуры власти (подпольный парламент и правительство), албанские учителя отказывались следовать новой школьной программе и начали учить по албанской школьной программе в подполье. В условиях подполья занимался и албанский университет. В результате весь край разделился на два параллельных общества - албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике, несомненно, доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991 г. на фоне распада Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимость и создали Республику Косово. В мае 1992-го они провели выборы президента и парламента. Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова. Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы - Косовскую республику.

Летом 1991 г. Югославия начала разваливаться. Роспуск Югославской федерации был совершен в нарушение ее Конституции. Это очень быстро привело к этнической конфронтации и войнам в Хорватии и Боснии.

Из нее вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить единое югославское государство или создать единое сербское государство. В этой войне Запад был против сербов. Война была жестокой и сопровождалась зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около 300 тысяч человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после Второй мировой войны.

В итоге боснийские сербы добились автономии, но не объединения с Сербией. Сербы оказались разделенной нацией на своей исторической земле. И на этом печальном для сербов фоне возникла реальная угроза потери Косово.

1. Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

- Турецкая Республика Северного Кипра , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией.

2. Территория бывшего СССР

- Абхазия -Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу.

- Южная Осетия -В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу.

3. Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

- Китайская Республика , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов.

- Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 54 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

- Свободный Кашмир

4. Непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Территория бывшего СССР

- Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание.

- Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО).

5. Территория Сомали

- Сомалиленд (с 1991).

Пунтленд (с 1998).

Джубаленд (1998-1999, с 2011).

Галмудуг (с 2006).

Симан и Сиб (с 2007).

Авдаленд (2010-2011).

Азания (с 2011).

6. Исламские администрации

Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991)

Джамаат Аш-Шабааб (с 2004)

7. Территория Мьянмы

Государство Ва (с 1989).

Государство Шан (с 1996).

Вазиристан в Пакистане (с 2006).

Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011)

Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012)

Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)

9. Список частично непризнанных государств

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Республика Косово

Государство Палестина - в настоящее время признаётся 132 государствами. Является государством-наблюдателем в ООН. Фактически разделено на две отдельные, не имеющие общей границы, части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА).

10. Ассоциированные государства, признанные субъектами международного права

Острова Кука (с 1965)

Ниуэ (с 1974)

11. Государства - члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами

Армения не признаётся Пакистаном.

Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, а также КНДР

Кипр не признаётся Турцией.

Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику

КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, США, Францией и Эстонией.

Республика Корея не признаётся КНДР.

12. Мальтийский орден

Мальтийский орден - государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Члены ООН – 193 государства:

Страна Дата вступления Примечание

в 1947-1974 - часть Пакистана

Малайзия 17 сентября 1957 до 1963 - Малайская Федерация без Сингапура, Саравака и Сабаха, с 1963 - Малайзия (с 1965 - без Сингапура)

№3.Исторические формы государственности:

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма. Изучать же государство с точки зрения его формы, - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства.

1. Платон - идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия.

2. Аристотель - определял форму в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им "правильными». Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в "неправильные" формы - тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

3. Цицерон - выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.

4. Рабовладельческие государства - отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия (жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства – самые жестокие формы – восточная деспотия), аристократическая республика (римская рабовладельческая демократическая республика - органами государственной власти в Римской республике формально считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имеющие юридическую силу. Решения народных собраний нуждались некоторое время в утверждении Сенатом) и демократическая республика (пример – Афинское государство – власть народного собрания. На деятельность Народного собрания значительное влияние оказывал высший орган управления государственными делами - Совет пятисот).

5. Формы феодального государства - Наиболее важной составной частью формы феодального государства является форма правления. История свидетельствует, что наиболее распространенной формой его правления была монархия (Англия, Франция, Россия, Польша). В отдельных, довольно редких случаях имела место аристократическая республика (торгово-промышленные республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др).

6. Формы капиталистического государства - капиталистическому государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение главы государства - монарха и президента.

Государства - члены ООН, не имеющие признания со стороны по крайней мере одного государства - члена ООН Государства - не члены ООН, имеющие признание со стороны по крайней мере одного государства - члена ООН Государства - не члены ООН, имеющие признание со стороны лишь государств - не членов ООН Государства - не члены ООН, не имеющие признания

Непри́знанные и части́чно при́знанные госуда́рства - политии , которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности , как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов) , населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания , а их территория, как правило, расценивается государствами - членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН . Непризнанные и частично признанные государства могут характеризоваться не признающими их государствами и/или международными организациями как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории .

Нередко эти политии объединяют общим понятием «непри́знанные госуда́рства » , однако такое обозначение является не вполне точным в случаях, когда такая полития получила определённое дипломатическое признание (пусть и незначительное) - в этой связи встречается выделение категории части́чно при́знанных госуда́рств , к которым относят политии, не имеющие возможности вступления в ООН, но признанные в качестве государств государствами - членами ООН (хотя встречается и более узкое определение данного понятия ), таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.

Хотя Организация Объединённых Наций как таковая не обладает правом признания или непризнания государств , членство в ООН в современной системе международных отношений стало важнейшим символом всеобщего признания государственности, своего рода «золотым стандартом» международной легитимности . Вместе с тем государство может быть рассматриваемо как международно признанное и при нахождении вне рядов государств - членов ООН (как Швейцария до 2002 года) . Кроме того, ряд государств-членов ООН не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН .

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств - провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Появление непризнанных и частично признанных государств

Основным способом возниковения непризнанных и частично признанных государств является одностороннее (то есть вопреки воле центральных властей государства) отделение от государства части его территории . В число необходимых элементов для достижения сецессии входят наличие отдельного сообщества, угрожающего отделиться от государства, в которое входит, географической территории, в рамках которой сепаратисты намерены провозгласить отдельное государство, наличие у этой группы политического руководства, выступающего с сепаратистскими требованиями и организующего действия, направленные на отделение территории, а также несогласие этого сообщества с превалирующим в стране порядком вещей, мотивирующего его выступать за соответствующие изменения. Дополнительным фактором может выступать расчёт времени: сепаратисты предпочитают начинать борьбу за отделение в условиях слабости центральной власти государства (особенно во время острой внутренней политической борьбы в нём). Как правило, сепаратисты встречают сопротивление центра, стремящегося сохранить государство в прежнем виде, - в том числе и с применением вооружённой силы (которое, впрочем, может быть ответом на действия сепаратистов). Особым случаем несогласованной сецессии является отторжение иностранным государством территории другого государства, с созданием на занятой территории нового покровительствуемого (или и вовсе марионеточного) государства; подобные образования (в силу своего «агрессивного происхождения») сталкиваются с практически неодолимыми трудностями в получении признания - как и другие образования, порождённые в результате «незаконного акта» (в частности, в числе «родовых дефектов» сецессионистских государств, особо препятствующих их признанию, входит, помимо внешней агрессии, и проведение дискриминационной политики , как в случае Родезии).

Хотя чаще всего сецессия направлена именно на образование независимой государственности, в ряде случаев независимость не является самоцелью: так, например, некоторые сообщества стремятся отделиться от одного государства чтобы присоединиться к другому .

Наряду с самопровозглашёнными государствами сепаратистского происхождения существуют и «несецессионитские спорные государства», которые - даже в случае наличия определённого признания - не рассматриваются как отделившиеся от «большой страны» . Так, в конце гражданской войны в Китае была провозглашена Китайская Народная Республика , однако по итогам войны контроль её установился не над всем Китаем, а над континентальной его частью, Тайвань же и ряд прилегающих островов остались под контролем Китайской Республики , представлявшей Китай в ООН до , а после того фактически являющейся частично признанным государством. Оба правительства рассматривают себя в качестве правительств всего Китая, а оппонента считают «мятежными территориями» ; фактически в этом случае вопрос стоит не столько о признании государства, сколько о признании правительства , хотя в случае прямого провозглашения независимости от Китая Тайвань стал бы классическим, «сецессионистским спорным государством» .

Свойства непризнанных и частично признанных государств

Прежде всего, непризнанные и частично признанные государства имеют территорию , границы которой суть пределы, в которых осуществляется власть правительства . Границы этой территории не обязательно должны быть «окончательно урегулированными» , однако эти границы (во всяком случае, их статус ) являются спорными в одном фундаментальном аспекте: поскольку государственность этих политий не признаётся, соответственно и их границы не признаются в качестве законного и легитимного разграничения с другими государствами, напротив, территория непризнанных и частично признанных государств широко рассматривается как неотъемлемая часть международно признанных государств .

Кроме того, непризнанные и частично признанные государства имеют население . При этом, с одной стороны, распространено мнение что само по себе наличие на определённой территории населения не является достаточным и правительство самопровозглашённого государства должно прийти к власти на основе «местного потенциала» и «иметь народную поддержку» (хотя этот критерий не постулирует ни поддержку отделения всем населением территории ни наличие в самопровозглашённом государстве демократического строя) . С другой стороны, встречается мнение что вопрос о поддержке населением отделения от большой страны «носит больше политический чем правовой характер» .

Правительства непризнанных и частично признанных государств вполне могут соответствовать критерию эффективности в вопросе контроля над своей территорией и её населением, однако их право управлять также не признаётся, что прямо вытекает из непризнания их заявленной государственности; имея фактическую, «эмпирическую» государственность спорное государство не имеет предоставляемой внешним признанием «юридической государственности». По определению спорным является суверенитет (независимость ) непризнанных и частично признанных государств. Как правило, они имеют полный внутренний суверенитет, вывели себя из «внешнего» конституционного поля и закрепили эту независимость в своих конституциях, но международно признанные государства оспаривают их право создавать и поддерживать собственные институты власти, отдельные от исходных государств. .

Кроме того, зачастую требование «эффективности» сопряжено не просто со способностью самопровозглашённого правительства контролировать свои дела, но с тем, чтобы именно оно действительно это и делало , то есть обладало реальной независимостью. Отсутствие таковой (чаще всего в случае создания самопровозглашённого правительства в результате внешней агрессии, но также и в других случаях марионеточного государства или предоставления «бывшей» метрополией мнимой независимости территории, при которой «прежний» суверен реально сохраняет над ней свою власть), как указано , является существенным препятствием для признания территории независимым государством.

Непризнанные и частично признанные государства обычно имеют способность и стремление вступать в стандартный набор взаимоотношений с полноправными государствами, однако те своим непризнанием не дают им возможности для полноценного участия в таковых .

Непризнанные и частично признанные государства современности

Список непризнанных и частично признанных государств

Непризнанные государства

самоназвание государства хронология событий
1990
Приднестровская Молдавская Республика
(c ) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР . На востоке граничит с Украиной , на западе - с Молдавией . Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР , существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Помимо левобережья Днестра, ПМР также включает в себя небольшую территорию на правом берегу, присоединённую к республике в начале 1990-х. Несколько сёл республики как на правом, так и на левом берегу Днестра, заявленные властями ПМР как часть ПМР, контролируются властями Молдавией. Приднестровская Молдавская Республика признана частично признанной Абхазией и Южной Осетией, а также непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой.
1991
Нагорно-Карабахская Республика
(c ) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР , в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР. Мартакертский , Мартунинский и Шаумяновский районы НКР частично контролируются Азербайджаном . НКР, в свою очередь, помимо большей части территории бывшей НКАО , полностью контролирует прилегающие к Нагорному Карабаху территории со стороны Армении и Ирана . Таким образом республика граничит на западе с Арменией , на севере и востоке - с Азербайджаном , на юге - с Ираном . Признана частично признанными Абхазией и Южной Осетией, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.
1991
(c ) - непризнанное государство, расположенное на северо-западе Сомали . 18 мая 1991 года северные кланы провозгласили независимость Республики Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали . Контролирует большую часть заявленной территории бывшего Британского Сомалиленда .
2014
. Согласно законодательству Украины территория Донецкой области , контролируемая ДНР, считается временно оккупированной Россией . Украиной рассматривается как террористическая организация . В свою очередь, власти ДНР рассматривают западную часть Донецкой области, которая контролируется Украиной, как свою собственную территорию. 27 июня 2014 года Южной Осетией .
2014
(c ) - непризнанное государство, которое было провозглашено в ходе политического кризиса на Украине . Согласно законодательству Украины территория Луганской области , контролируемая ЛНР, считается временно оккупированной Россией . Украиной рассматривается как террористическая организация . В свою очередь, власти ЛНР рассматривают северную часть Луганской области, которая контролируется властями Украины, как свою собственную территорию. 18 июня 2014 года независимость была признана частично признанной республикой Южной Осетией .

Частично признанные государства

Контролирующие заявленную территорию

год провозглашения независимости самоназвание государства хронология событий
1947

Азад Джамму и Кашмир
(c ) - Азад Джамму и Кашмир (Свободный Кашмир) провозглашён в октябре 1947 года в знак протеста против непопулярного в Кашмире махараджи Хари Сингха . Признаётся независимым только Пакистаном и контролируется им. Формально Азад Кашмир не отделяется от индийского штата Джамму и Кашмир, согласно конституции Индии входит в состав Индии.
1983

Турецкая Республика Северного Кипра
(c ) - Турецкая Республика Северного Кипра , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году , объявила о своей независимости 15 ноября 1983 года . 1 мая 2004 года территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр . Признана только Турцией , с которой поддерживает дипломатические отношения. Все остальные государства - члены ООН рассматривают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр , незаконно оккупированную Турцией .
1991

Республика Южная Осетия
(c ) - Республика Южная Осетия - согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. 21 декабря 1991 года провозгласила свою независимость , которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН . Другие страны - члены ООН не признают независимость Южной Осетии. Грузия рассматривает Южную Осетию как часть своей территории, незаконно оккупированную Россией.
1994

Республика Абхазия
(c ) - Республика Абхазия , согласно конституции Грузии , является автономной республикой в составе этого государства ; с принятия конституции 26 ноября 1994 года - республика объявила себя суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 5 государствами - членами ООН . Другие государства - члены ООН не признают независимость Абхазии. Грузия рассматривает территорию Абхазии как часть своей территории, незаконно оккупированную Россией.

Контролирующие часть заявленной территории

год провозглашения независимости самоназвание государства хронология событий
1912

Китайская Республика
(c ) - Китайская Республика , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН . В настоящее время дипломатические отношения с Китайской Республикой поддерживаются .
1976

Сахарская Арабская Демократическая Республика
(c ) - Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 84 государством-членом ООН , а также частично признанной Южной Осетией , является членом Африканского союза . Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко .
1988

Государство Палестина
(c ) - Государство Палестина в настоящее время признаётся и САДР . Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа , контролируемый организацией ХАМАС , и Западный берег реки Иордан , частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА) под руководством председателя ПНА Махмуда Аббаса (он же - президент государства).
2008

Республика Косово
(c ) - согласно конституции Сербии , входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия . На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением . В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 111 государствами-членами ООН , а также Тайванем, островами Кука, Ниуэ и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть , населённую сербами.

См. также

Примечания

  1. Иногда объединяется общим термином непри́знанные государства , также используется и множество других обозначений, такие как самопровозглашённые госуда́рства , спо́рные госуда́рства (англ. contested states ) , госуда́рства де-фа́кто (англ. de facto states ) в рамках декларативной теории государственности , отколовшиеся территории (англ. breakaway territories ), пара- , квази- и псевдогосударства (англ. para-states , quasi-states , pseudo-states ) в рамках конститутивной теории
  2. Для принятия в ООН требуется поддержка заявки государства Советом Безопасности большинством в 9 из 15 членов Совета (и при непременном согласии всех постоянных членов СБ , или во всяком случае отсутствия возражений со стороны кого-либо из них ) и большинством в две трети голосов на Генеральной Ассамблее; наличие столь широкой поддержки по существу равнозначно коллективному признанию де-юре, которым международное сообщество обозначает свою готовность воспринимать нового члена ООН как полноценное государство, со всеми причитающимися правами, обязанностями и ответственностью, в ООН и за её пределами .
  3. В их число входят Армения , Израиль , Республика Кипр , Китайская Народная Республика , КНДР и Республика Корея
  4. Распространён тезис, что «должна быть постоянная полоса территории, несомненно контролируемая правительством предполагаемого государства», однако даже это требование в ряде случаев игнорировалось - так, признанные в 1991 году Хорватия и Республика Босния и Герцеговина в условиях шедшей гражданской войны не имели твёрдого территориального контроля
  5. Так, границы Республики Абхазия и Абхазской Автономной Республики идентичны (соответствуют границам Абхазской АССР), однако с точки зрения Республики Абхазия участок, отделяющий Абхазию от подконтрольной Грузии территории является государственной границей , а с точки зрения Грузии - административной
  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / ИРЯ РАН. М.: Азъ, 1992 - «Самопровозглашённый, -ая, -ое (офиц.). О государстве: провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.»
  2. В широком значении под этот термин могут подпадать и такие политии, чьё право на независимую государственность широко признаётся, но фактически не реализуемо, сдержано «внешними державами» (в т.ч. в силу отсутствия контроля над заявленной территорией). , p. 25; см. также . В узком - только частично признанные государства.
  3. Данным термином, впрочем, чаще обозначают государства, которые признаны, но утратили фактические признаки государства ( , p. ). См. также несостоявшееся государство , виртуальное государство
  4. , p. .
  5. , p. : « 93. Pegg offers the following definition of a de facto state: „de facto state exists where there is an organized political leadership which has risen to power through some degree of indigenous capability; receives popular support; and has achieved sufficient capacity to provide governmental services to a given population in a defined territorial area, over which effective control is maintained for an extended period of time. The de facto state views itself as capable of entering into relations with other states and it seeks full constitutional independence and widespread international recognition as a sovereign state. It is, however, unable to achieve any degree of substantive recognition and therefore remains illegitimate in the eyes of international society“. Pegg, International Society and the De Facto State , p. 26. Others have essentially concurred with this assessment. As John McGarry has stated, „De facto states are a result of a strong secessionist bid, on the one hand, and the unwillingness of the international system to condone secession on the other. They are regions which carry out the normal functions of the state on their territory, and which are generally supported by significant proportions of their population. They are not ‘de jure states’, because they are not sanctioned by the international order. Instead, other states and inter-state organizations, such as the mis-named United Nations, continue to recognize the authority of the state from which the secession occurred, even though its writ no longer runs in the breakaway region, and though its legitimacy is rejected by the region’s population.“ McGarry, "Foreword", p. x».

Геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Термин "непризнанные государства" начал активно использоваться с начала 1990-х годов. В некоторых случаях используются также термины "страны де-факто", "спорные страны", "отделившиеся" или "самопровозглашенные" государства и т.п.

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

Республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру. Тувалу признала независимость Южной Осетии в сентябре 2011 года, но отозвала свое признание в марте 2014 года.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание — Арцах)

Начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

Находился под управлением администрации ООН с лета 1999 года, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244.

Администрация ООН и международные силы КФОР под командованием НАТО были введены в край после 78-дневных бомбардировок Сербии натовской авиацией. НАТО вмешалась в косовский конфликт (1998-1999) на стороне местных албанцев, добивавшихся независимости от Сербии.

Албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Похожие публикации