Ожидания общества церковной социальной деятельности. Социальное служение как особая форма общественной деятельности. Этические аспекты социального служения

Untitled document

1.Общие сведения

Церковь Христова всегда свидетельствовала и ныне свидетельствует о Христе и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Если говорить языком практики – жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. Но те условия, в которых совершалось служение ближним во времена апостольские, существенно отличаются от условий и возможностей нашего времени. Учитывая эти условия и возможности, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года принял документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». В нем дано четкое определение, что есть социальное служение (или – дела милосердия) в жизни Церкви; как при современном законодательстве и общественном строе организовывать данное служение.

Социальное служение Церкви (или по-другому – благотворительность, социальная деятельность, диакония) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность. Цель такой деятельности – оказание помощи нуждающимся, но при этом задача церковной социальной работы - не дублировать функции государства. Главная цель социального служения - духовная: ее участники призваны научиться любви, т.к. милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней - самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.

2. Координация церковной социальной работы.

Координация церковной социальной работы сейчас осуществляется в рамках следующих структур:

1. Общецерковный уровень.

После периода безбожной власти, когда деятельность Русской Православной Церкви была парализована, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Постановлением Священного Синода был учрежден Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви как один из синодальных отделов Московского патриархата. C 5 марта 2010 года председателем отдела является епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов).

2. Епархиальный уровень.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви: «Каждое Епархиальное управление должно иметь <…> потребное количество отделов, обеспечивающих <…> социально-благотворительную епархиальную деятельность». По примеру Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению Московской епархии, при епархиях Русской Православной Церкви созданы и создаются аналогичные отделы. Основные задачи, которые стоят перед Епархиальным отделом по благотворительности, суть следующие:

1 . координация всей социальной работы в епархии;

2 . привлечение клириков и мирян к практическим делам милосердия;

3 . разъяснение значения благотворительности как особого духовного поприща;

4 . проведение обучающих семинаров по организации социальной работы, а также курсов подготовки церковных социальных работников;

5 . распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных специализированными церковными учреждениями и предназначенных для обучения различным видам диаконической работы;

6 . создание в епархиях объединений мирян - специалистов в той или иной области: врачей, психологов, педагогов, вовлеченных в социальную деятельность и т.д.; привлечение к церковной социальной работе жен священнослужителей;

7 . поддержка церковных социальных учреждений в их участии в государственных и иных конкурсах, тендерах на выполнение социальных работ, обеспечение партнерских взаимоотношений церковных социальных учреждений с соответствующими государственными и общественными организациями;

8 . содействие освещению в средствах массовой информации общецерковной и епархиальной социальной деятельности, организация социальной рекламы;

9 . помощь в укреплении материальной базы социальных епархиальных, приходских и монастырских программ за счет собственно церковных и привлеченных средств, в том числе через работу с жертвователями, организацию ярмарок и благотворительных аукционов;

10 . ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную социальную работу;

11 . подготовка соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с региональными органами власти, ответственными за социальную деятельность;

12 . проведение совместных с региональными властями и общественными организациями благотворительных акций с привлечением широких слоев населения;

13 . содействие установлению постоянных связей приходов с конкретными государственными учреждениями здравоохранения и социальной сферы, заключению между ними соглашений о сотрудничестве;

14 . составление карт социальной работы приходов епархии, с указанием закрепленных за каждым приходом медицинских и социальных учреждений;

15 . проведение епархиальных целевых денежных сборов;

16 . привлечение учащихся духовных учебных заведений к социальной работе;

17 . руководство благотворительной деятельностью братств и сестричеств;

18 . создание службы телефона доверия епархиального социального отдела.

3. Благочиннический уровень.

4. Приходской уровень.

5. В монастырях.

3.Статистика.

В Балашовской епархии на сегодняшний день на 14-ти приходах с активной приходской жизнью имеются социальные работники, а также добровольцы из числа прихожан, курирующих социальную деятельность. Каждый приход нашей епархии, сталкиваясь с необходимостью оказать помощь в любой сфере социального служения, оказывает ее, исходя из своих возможностей. Говоря об организованной помощи, следует отметить, что осуществляется:

  • окормление домов престарелых и одиноких людей преклонного возраста;
  • окормление больниц;
  • оказание помощи бездомным и малоимущим;
  • помощь инвалидам;

Опека детских домов и приютов оказывается точечно.

4. Основные задачи в деле социального служения и милосердия в нашей епархии.

Первоочередная задача-помощь священникам, в связи, с чем необходимо создание Комиссии по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей (Епархиальная попечительская комиссия), с организацией Кассы взаимопомощи во исполнение решения Архиерейского собора 2011 года.

По успешному примеру других епархий проведение набора добровольцев среди населения, установив организованное кураторство над ними. Для чего предварительно провести обучающий семинар с теми, кто будет курировать добровольцев.

Установление кураторства над домами престарелых во всей епархии с привязкой их к отдельным приходам.

Развитие основных направлений социальной помощи: основание центров материнства, обществ трезвости, центров помощи малоимущим людям, центров помощи детям из асоциальных семей и т.д.

Установление контактов с местными ЦРБ, государственными социальными структурами.

1)Принцип любви(Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».)

2)Принцип сострадания(это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.)

3)Принцип милосердия(это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили)

4) Желание помогать людям добровольно ; (это безвозмездная поддержка.

5) Готовность делиться своим опытом, талантами и временем ;

6) Желание учиться самому ;

7) Солидарность с принципами и целями организации ;

8)Принцип добросовестности (это составляющая (грань) принципа социальной справедливости)

Социальное служение в Православии.

Общественное социальное служение.

Этические аспекты социального служения

Основные задачи руководящего органа социального служения в РПЦ.

Концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП

Миссия:

Синодальный отдел миссией своей работы видит соединение эффективных современных технологий благотворительности с подлинно христианским служением ближнему.

Цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности Церкви - умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Божия в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных так и всего общества).

Задача церковной социальной работы - не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой - вернуть человека в общество, дать радость жизни.

Основные цели

Координация и содействие в работе церковных социальных начинаний во всех епархиях.

Разработка и внедрение эффективных методик помощи всем категориям нуждающихся, учитывая исторические и духовные традиции Православия.

Организация обмена опытом и обучения церковных социальных работников, а также межконфессионального обмена опытом.

Организация эффективного сотрудничества с государственными структурамивсех уровней, а также с общественными организациями и предпринимательскими структурами.

Популяризация идеи о необходимости личного участия в делах милосердия, привлечение внимания к нуждам обездоленных; привлечение в сферублаготворительности возможно более широкого круга людей и организаций.

Создание общецерковного массового добровольческого движения милосердия.

Создание общецерковных программ привлечения массовых частных пожертвований на социальные проекты Церкви.

Основные задачи

В области общей координации:

Создание интерактивной базы данных по благотворительной деятельности РПЦ по всем епархиям.

Проведение обучающих семинаров, конференций и встреч, нацеленных на передачу опыта, включая интернет-конференции, интернет-семинары и форумы.

Системное взаимодействие с государственными органами на всех уровнях, с целью создать условия для плодотворного сотрудничества церковных и государственных социальных учреждений.

Налаживание взаимодействия с МЧС для оперативного привлечения священников, сестер милосердия и добровольцев в чрезвычайных ситуациях.

Координация усилий со смежными Синодальными отделами; участие в работе профильной комиссии Межсоборного присутствия.

В области развития социальных проектов на местах:

Создание и поддержание стандартов социальной деятельности; разработка и внедрение типовых программ и методик по социальному служению; издание методических материалов, предоставление участникам церковной социальной работы методической помощи.

Согласование направлений, сроков, видов социальной деятельности в епархиях.

Создание грантовых механизмов поддержания имеющихся удачных начинаний.

Помощь в поиске начального финансирования для запуска новых перспективных социальных проектов.

Помощь в решении правовых вопросов, связанных с социальной деятельностью.

Контроль качества и эффективности благотворительной и социальной деятельности церковных организаций на местах.

В области организации общецерковных социальных программ:

Изучение опыта масштабной благотворительной деятельности таких зарубежных международных конфессиональных организаций, как «Каритас» и пр.

Создание концепции Общецерковной Службы «Милосердие», ее финансирования и функционирования.

Развитие Общества православных врачей, привлечение членов общества к общецерковным и региональным социальным проектам;

Распространение опыта эффективных добровольческих православных организаций в регионах, создание Общецерковного Содружества православных добровольцев;

Лоббирование в высших государственных органах законов, способствующих развитию православной благотворительности.

В области связей с общественностью:

Систематическое информирование общества о социальной деятельности Церкви, при помощи церковных интернет-ресурсов и печатных изданий, а также работа с внешними СМИ.

Организация семинаров, выставок, конференций, интернет-ресурсов, публичныхакций и других мероприятий, нацеленных на активизацию социальной деятельности и популяризацию в обществе идеи милосердного служения ближним.

Повышение общественной значимости социального служения средствами социальной рекламы.

21.Мотивация участников социального служения».

Традиционно, в теоретическом описании трудовой деятельности, теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные. Процессуальные теории объясняют поведение людей, исходя из результатов их деятельности, которые можно измерить. Содержательные теории исходят из определения основных потребностей индивида и способов удовлетворения этих потребностей. Наличие множественности мотивов, в том числе и многих противоречивых, отмечается всеми исследователями мотивационных процессов.

Социальные перемены в стране отражаются на мотивации социального служения. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.

Поскольку причины приводящие людей к социальному служению разные, то логично предположить, что настрой, отношение к работе у них тоже отличаются.

Под ведущими социально значимыми мотивами участия в социальном служении можно понимать следующие:

― Самореализация личностного потенциала.

― Реализация собственного личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности.

Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

― Общественное призвание, чувство социальной значимости.

Для человека важно получить в своей деятельности положительное подкрепление со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу.

Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Для поддержания данной мотивации важно создавать в обществе атмосферу одобрения и поддержки социально значимой деятельности.

― Самовыражение и самоопределение.

Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений позволяет человеку выразить свое внутреннее "Я", утвердиться в жизненных ценностях. Испытать себя в деле, найти свою дорогу в жизни, лучше понять собственные интересы и потребности – все это может дать социальное служение.

Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

― Профессиональное ориентирование.

Социальное служение позволяет человеку лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Социальное служение помогает приобрести полезные навыки, необходимые в дальнейшем для профессиональной деятельности.

― Приобретение полезных социальных и практических навыков.

Социальное служение позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.

―Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками

Социальное служение позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.

Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения.

― Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия

Социальное служение дает человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

― Способность выразить свою гражданскую позицию.

Министерство образования РФ

Иркутский Государственный Технический Университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Российская православная церковь как субъект социальной работы

Выполнила:

студентка I курса

группы СОР-01-1

факультета востоковедения и мировой экономики

Будаева Д.Ч.

Проверил:

Ступин С.Г.

Иркутск, 2002 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории.. 2

Социальное служение Русской Православной Церкви.. 8

Антиалкогольная программа. 11

Детская программа. 12

Социальная деятельность РПЦ в сфере образования. 13

Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. 16

Работа с заключёнными. 16

Медицинская и патронажная помощь. 18

Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах. 20

Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области. 22

На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь белье, полотно и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботы.

По всей стране служили молебны о даровании победы. В приходах проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. На сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За Родину» была построена и оснащена за счет средств клириков и мирян. Всего за войну на нужды фронта православными верующими было собрано 200 млн. рублей .

После войны РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же «отлучило» религию от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о принцип: «Социализм можно построить и без Бога».

Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального характера .

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий , религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу. Приходы помогают прихожанам медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности.

Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно-нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения и благотворительности . Она содержит следующие первоочередные и перспективные задачи:

· · возрождение прихода как христианской общины единомышленников;

· · возрождение церковных братств и разного рода церковных движений;

· · организация церковного здравоохранения;

· · создание епархиальных комиссий по благотворительности;

· · подготовка преподавателей катехизиса;

· · организация благотворительного бюджета (приходского епархиального, общецерковного).

Конкретные направления благотворительной работы включают также создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната для сирот, книжных магазинов духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений (воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых, детского сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и пр.).

Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая патриотическое отношение к прошлому, препятствуя нарушению социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая незыблемость своих духовных основ.

За последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием, Управляющим делами Московской Патриархии. Каковы же основные направления РПЦ в наши дни?

1) Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские программы. Одним из наиболее важных направлений в социальном служении Русской православной церкви сегодня, как и прежде, является помощь страдающим людям в рамках медицинских учреждений (больниц, госпиталей). В конце 1990 г. в Санкт-Петербурге рядом с Духовной академией открылась первая в нашей стране после 1917 г. церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской .

Трансформация современного общества ведет к такой ситуации, что и жизнь Церкви меняется, однако Церковь сохраняет свои сущность и задачу: нести миру Слово Божие и исполнять свою спасительную миссию. В тоже время в 90-е годы прошлого столетия, ознаменован возвращением Церкви в число социальных институтов, которые определяют стратегии социальной политики в стране. В последние годы существует устойчивая положительная динамика в развитии церковной благотворительности.

Социальная работа и социальное служение: общее и отличное.

Социальная деятельность Церкви является одним из видов деятельности, имеющий свою специфику, так же как и светская социальная работа .

В настоящее время Церковь активно формирует свое представление об собственном участии в общественной жизни, благодаря чему активно развивается церковная социальная деятельность. Это является внутренними причинами, которые побуждают верующих людей заниматься социальным служением, с одной стороны, это обусловлено внутренними причинами. В результате развития рыночной модели благотворительности происходит делегирование ответственности со стороны государственного сектора в пользу частного. При этом предполагается, что решение социальных проблем должно базироваться на неоплачиваемой волонтерской работе или на деятельности общественных организаций, а также на развитии собственных ресурсов человека, а не программах, финансируемых государством. Предполагается, что нуждающиеся в скором времени станут выбирать, где именно и у кого получать социальные услуги, в том числе появиться возможность получать помощь у религиозных организаций.

Однако не следует воспринимать социальное служение со светской точки зрения. Есть ряд положений которые не позволяют церковным социальным работникам, идентифицировать себя, как часть корпорации социальных работников и видеть социальное служение как ответвление, но более позднего времени, от социальной работы. Как отмечает отец Олег Вышинский это связано с несколькими причинами.

Во-первых , датировка рождения церковного служения. Церковное социальное служение возникло с рождением Церкви. Следовательно, социальное служение Церкви древнее, чем корпорация социальных работников - светских профессионалов.

Во-вторых , само понимание церковного социального служения как вида социальной работы.

Термин социальное служение служит, как правило, для обозначения деятельности, осуществляемой религиозными организациями, в отличие от социальной работы, выполняемой государственными организациями, – социальным обслуживанием населения, социальной защитой, социальной политикой.

Социальное служение - это исторически сложившаяся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющаяся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, заключающаяся в актах милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц как носителей образа и подобия Божия (Устиненко В. Б.).

Социальное служение рассматривается как один из каналов распространения религиозными организациями своих воззрений, в том числе, среди неверующих либо последователей иных религий, т.е. миссионерской работы. Православная точка зрения в этом вопросе приближается к тому, что благотворительная деятельность не должна быть плацдармом для целенаправленного миссионерства, не должна умалять потенциал бескорыстия и гуманности этой деятельности.

Третье - истоки. Гуманистические и демократические идеалы не являются предпосылками нашего социального служения, хотя и радикально не противоречат ему. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви» , «по мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Богом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия (до тех пор, пока оно не вредит иным индивидуумам), а также в требование от государства гарантий определенного материального уровня существования личности и семьи. В системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Божий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект. Однако вне Бога существует лишь человек падший, весьма далекий от чаемого христианами идеала совершенства, явленного во Христе («се, Человек!»). Между тем для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину, прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к «подобию Божию», исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами . (Основы Социальной Концепции РПЦ).

В-четвертых , церковные социальные работники, не могут ограничить цели нашей деятельности достижением всяческого благополучия адресатами нашего служения.

Церковное социальное служение - деятельность, являющаяся неотъемлемой стороной жизни Церкви, как Богочеловеческого организма, в которой непостижимым для нас образом сочетаются человеческие усилия верующих с действием Божественной Энергии. Задача этого служения – практическая помощь людям в несении их жизненного креста, вне зависимости от их отношения к вере, - подчинена главной цели пастырского душепопечения – Спасения человека через веру. Другая задача – активное участие в «благих делах, направленных на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира», - подчинена целям Миссии Церкви и направлена на деятельное свидетельство о вере Церкви перед окружающим миром.

Самостоятельной цели у церковного социального служения нет. Вся наша деятельность подчинена общецерковным целям, которые сводятся к главной - Спасение человечества в целом и отдельных людей - в частности. Достижение же гармонии и благополучия в человеческом обществе нами предполагается в рамках чаяний, выраженных в Молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое...» и «... да будет воля Твоя, яко на Небеси и на Земли». Тем не менее, мы не обольщаемся возможностью построения Рая на земле в нынешнем веке .

Также важно отметить и еще одно отличие . Критерием практической эффективности социальной работы, как профессиональной деятельности обычно служит общественная польза. В случае церковного социального служения помимо общественной пользы может иметь значение нравственное благо. Эти две категории друг другу не противоречат, но и не идентичны. Например, усердие св. ап. Павла по сбору средств для помощи Иерусалимской общине с точки зрения общественной пользы было неэффективным, ибо последняя через небольшой промежуток времени прекратила своё существование, что было вполне предсказуемым событием. Однако, нравственное благо, которое извлекли из этого христиане Коринфской и Македонской Церквей состоявшее в укреплении духа братолюбия и милосердия, и нравственные уроки апостольских посланий пережили современников первохристиан.

В-шестых , отличаются также подходы к адресатам социального служения и клиентам социальной работы. Социальная работа, как профессиональная деятельность, часто использует персональный подход к клиенту, т.е. такой подход, когда адресат социальной работы рассматривается исключительно как конкретная личность с конкретными проблемами и запросами. Эти проблемы и запросы занимают основное внимание социального работника, решение проблем и удовлетворение запросов составляет задачу его работы. Хорошо, если личность подопечного при этом не упускается из виду, это во многом зависит от личности социального работника, от его нравственного лица, культурного уровня.

В отличие от светских социальных работников мы воспринимаем адресат социального служения прежде всего с архетипической точки зрения. Мы в подопечном обязаны в первую очередь видеть «меньшего брата» или самый образ Христа. Только мысленно изъяв человека из контекста мiра сего с его наносной шелухой, мы способны увидеть подлинное лицо нашего подопечного. Социальные работники – профессионалы не успевают или не ставят своей задачей видеть в человеке глубины, которые открываются христианину, в первую очередь пастырю. Когда же мы увидим в человеке образ Божий, архетипический подход уже может уступить место персональному.

Задача церковной социальной работы - не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой - вернуть человека в общество, дать радость жизни.

Субъекты социального служения.

Если говорить об общем развитии церковной социальной деятельности, то она уже имеет и некоторые признаки институционализации и распределении по уровням, так как от этого зависят функции, формы и методы работы церковных социальных работников.

В настоящее время наблюдаются признаки институционализации социального служения: создаются специальные структуры, через которые реализуются социальные программы.

Осуществление социальной диаконии Церкви происходит в основном через епархии, деятельность которых в данной сфере координируется Отделом по церковной благотворительности и социальному служению, в настоящее время возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Отдел стремится проводить не столько масштабную, сколько адресную социальную работу, помогая наиболее нуждающимся слоям населения (многодетным семьям, инвалидам, пожилым, сиротам, одиноким матерям) и желая «стать полноправным субъектом той социальной политики, которая могла бы изменить нынешнюю кризисную ситуацию ».

С 2010 года с приходом на должность Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова начинает активно развиваться общецерковный уровень: разработана концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, определены его цели и миссия. Создана четко организованная структура во главе с ОЦБСС, осуществляющим общую координацию церковного социального служения, оказывающим помощь в социальном служении на местах и организующим общецерковные проекты. Сестричества милосердия объединяются в Ассоциацию. Сформулирован первосвятительский заказ на подготовку специалистов для приходов: открывается обучение по направлению «социальная работа» в ПСТГУ.

Это период, учета церковных социальных организаций, их классификации, проведение контроля за качеством их работы, тиражирование методик, обобщения опыта. Созданная база данных по церковным социальным объектам насчитывает более 2700 церковных социальных объектов. Сегодня Церковь способна оказывать социальную и благотворительную помощь не только на территории России, но и за рубежом, там где происходят природные и социальные катаклизмы.

Институционализации церковного социального служения способствует подписание соглашений на федеральном уровне: подписаны Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью, между Русской Православной Церковью и МЧС России, о сотрудничестве между Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Таким образом, видны следующие признаки институционализации церковной социальной деятельности:

  1. Осознание в обществе потребности в социальной деятельности, основанной на христианских заповедях любви и милосердия.
  2. Создан управленческий аппарат (вертикаль: ОЦБСС, епархиальные отделы, приходские социальные работники).
  3. Рост документооборота, в связи с созданием новых структур, необходимость регламентации документооборота, его формализация.
  4. Формирование четкой иерархии социального служения (общецерковный, епархиальный, благочиннический, приходской уровни).
  5. Развитие взаимодействия с другими институтами, например, государственными социальными службами и органами законодательной и исполнительной власти.
  6. Усиленный процесс специализации и дифференциации учреждений по типам, видам деятельности, применяемым методикам (выход специализированной литературы вод грифом ОЦБСС, где данный опыт описан).
  7. Консолидация профессионального сообщества, создание ассоциаций, проведение съездов.
  8. Появление собственных уникальных методик, отличных от существующих, использующих принципиально иной подход, признанный экспертами.
  9. Наличие профильных СМИ (www.miloserdie.ru www.diaconia.ru)
  10. Признание государством социальных служб и социальных проектов РПЦ. Подписание совместных соглашений о взаимодействии
  11. Участие в формировании законодательства (начиная с 2003 г. представители Церкви участвуют в слушаниях по социальным вопросам сначала в Мосгордуме и сейчас в ГДРФ)
  12. Открытость социальной деятельности (вывешивание годовых отчетов на сайте, отчетов о расходовании средств по акциям, бОльшая доступность учреждений по сравнению с периодом становления)
  13. Теоретическое осмысление церковной социальной деятельности. Появление новых теологических подходов к осмыслению церковного социального служения православными учеными.
  14. Появление факультетов, кафедр, дисциплин, учебников, программ, формирование собственного понятийно-категориального аппарата в области церковного социального служения.

За последние десятилетия Церковью накоплен новый опыт социального служения. Появились новые структуры, имеющие разные цели, находящиеся в разных регионах, по-разному развивающиеся. Этот опыт требует описания, анализа, ждет своего исследователя для выработки общей терминологии, единых понятий, доступных, ясных и для богословов, и для специалистов светских вузов, и для представителей государственных структур.

Основные направления церковной социальной работы.

В рамках церковной социальной работы должны развиваться два направления: профессиональная церковная социальная работа и добровольное социальное служение.

Распространение идей милосердия, сострадания, любви друг к другу через общецерковную проповедь (макродименция) будет приводить к смягчению отношений в обществе, в тоже время без профессионализации церковной социальной работы невозможно будет решать те современные социальные проблемы, которые стоят перед всем российским обществом. Однако это будет невозможно без создания открытого информационного пространства (подробнее см.п.4.1.).

Согласно итоговому документа Третьего общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве 23-25 сентября 2013 года, видятся следующие актуальные задачи, ориентированные на формирование структуры церковной социальной деятельности :

Формирование разных уровней церковного социального служения. Необходимо более четко определить ведущие направления деятельности на каждом из уровней. В связи с общей реорганизацией церковной структуры необходимо особо помогать организаторам социального служения новых епархий, входящих в митрополии.

Формирование многоуровневой системы церковного социального служения невозможно без повышения уровня управленческих кадров церковных НКО, чтобы не проигрывать в конкуренции со светскими НКО, иметь возможность получать гранты, отчитываться на должном уровне, без чего невозможно системное финансирование в дальнейшем.

Формирование многоуровневой и разноплановой церковной социальной деятельности невозможно без развития партнерских отношений между церковными социальными службами и различных отделов и структур (включая епархиальные отделы религиозного образования и катехизации, тюремного служения, миссионерские службы и др.) и между светскими и церковными социальными службами.

Основные направления практической деятельности, актуальные в настоящий момент :

Защита материнства и детства. Формирование центров/отделов/инициатив по защите материнства и детства с возможностью оказания комплексной помощи семьям: духовной, социальной, психологической, педагогической, материальной помощи всей семье, включая и отцов. Данный вид работы должен быть направлен на создание мира и гармонии в семье в целом, включая предотвращение домашнего насилия, повышение ответственности родителей, а также повышение статуса отца в семье.

Помощь в чрезвычайных ситуациях. Здесь необходимо выстроить взаимодействие епархий с Синодальным отделом по церковной благотворительности во время ЧС федерального значения и со светскими структурами МЧС.

Помощь инвалидам. Предполагается создать систему полноценного окормления инвалидов, живущих в семьях или находящихся в социальных учреждениях, чтобы люди с ограниченными возможностями стали полноценными членами церковной общины. Работа с инвалидами должна базироваться на постоянном повышении уровня образования участвующих в работе с инвалидами священников, прихожан и добровольцев. Церковные социальные работники и священники ориентируются на оказание духовной, социальной, педагогической, психологической, а также материальной поддержки инвалидам и их семьям, а также на создание в храмах и православных организациях доступной среды для разных категорий с целью обеспечения их полноценного участия в богослужениях и интеграции в церковную жизнь приходов.

Помощь наркозависимым. На сегодняшний день уже функционируют несколько реабилитационных центров, которые оказывают помощь, базируясь на собственных методиках. Однако, не до конца решены проблемы кадров, организации новых реабилитационных центров по типовым проектам, взаимодействие с государством и НКО, юридическое обеспечение реабилитации наркозависимых.

Популяризация трезвости. В рамках данного направления создаются при монастырях и приходах братства, общества, общины трезвости, информационные и консультационные центры, горячие телефонные линии, дома трудолюбия, реабилитационные центры, клубы и школы трезвости, группы само- и взаимопомощи; разрабатываются профилактические и реабилитационные программы с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников; развивается сотрудничество с государственными и общественными организациями;

Помощь бездомным. Создаются православные приюты для бездомных и социальные столовые. Подготовка специалистов и дополнительная специализация приходов по видам деятельности позволит создавать комплексные центры срочной социальной помощи бездомным, включающий в себя благотворительную столовую, консультационный кабинет, а также кабинет социальной помощи и стационар. Однако Церковь видит, что кроме срочной социальной помощи необходимо организовывать многоступенчатую систему реабилитационных мероприятий для бездомных, ориентированных на их возвращение в социум. Также необходима и популяризационная работа по предотвращению бездомности и ориентированный на смягчение отношения общества к данной категории.

Помощь тяжелобольным (создание хосписов, выездных паллиативных бригад)

Помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения взрослых.

Практически не идет речь о работе с мигрантами, безработными на общецерковном уровне, хотя отдельные проекты, направленные на решение самых разнообразных проблем. Программы помощи заключенными, военнослужащими, молодежи разрабатывают специалисты других Синодальных отделов.

Социальные учреждения Русской Православной Церкви на микроуровне

Православные социальные службы РПЦ создаются и действуют как некоммерческие организации – учреждения или автономные некоммерческие организации. В своей деятельности они руководствуются законодательством Российской Федерации и наставлениями Церкви. К основным законодательным актам, регламентирующим структуру и формы деятельности этих служб относятся:

Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ.

Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 08.02.98 № 17-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ

Постановление Правительства РФ «О Федеральном Перечне гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25.11.1995 № 1151.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ,

а также действующие в настоящее время государственные Стандарты социального обслуживания населения.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание в рамках Русской Православной Церкви представляет собой деятельность социальных служб, созданных религиозными организациями РПЦ в целях социальной поддержки граждан преимущественно православного вероисповедания, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. (см. другие разделы данной главы).

  • О проекте
  • Благодарности
  • Слово к читателям
  • Введение
  • Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 1.1. Библейское, святоотеческое и богословское понимание социальной и благотворительной деятельности

4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят ряд важных документов , «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» , «Общественная деятельность православных христиан» . В данных документах подчеркивается «необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью» , подробно рассматривается структура организации церковной социальной работы, дается описание должностных обязанностей и основных профессиональных компетенций специалистов и др.

Безусловно, данное управленческое решение - знаковый шаг в направлении развития социально-ориентированной деятельности Церкви, оптимизирующий процесс оказания помощи сиротам, подросткам из группы риска, пожилым людям, инвалидам и другим социально-незащищенным слоям населения современной России. Началась целенаправленная конкретная работа по организации системы церковных учреждений, занимающихся социальной работой с населением, хотя отдельные ее элементы, безусловно, имелись и в прошлом.

Однако, как сказано в документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» относительно организации приходской социальной работы и введения штатной должности социального работника, «учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах… и благочиниях». С какими же «трудностями» могут столкнуться православные социальные службы при организации диаконии на территориальном уровне?

К числу основных проблем в организации диаконии на современном этапе можно отнести:

Малая разработанность теоретико-методологических основ приходской социальной работы, отечественных подходов и технологий социального служения;

Слабая координация социальной деятельности церковных организаций, разобщенность церковных структур в деле социального служения, нескоординированы цели и задачи разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности;

Отсутствие планирования при определении целей социальной деятельности, средств и методов для реализации этих целей; не разработан организационный механизм распределения и закрепления функций с помощью регламентов - положений о подразделениях и должностных инструкциях (в настоящее время они находятся в процессе разработки);

Далеко не все православные поддерживают идею социального служения, вследствие чего в целом ряде приходов наблюдается крайне низкий уровень мотивации активности мирян, экономического и морального стимулирования;

Отсутствие в РПЦ необходимого количества квалифицированных специалистов в области социальной работы; нет системы качественной теоретической и практической подготовки социальных работников, работающих при приходах с различными категориями населения;

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРИХОДЕ

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению был создан и получил статус юридического лица еще во времена существования Советского Союза, 31 января 1991 года. Это было время карточной системы, время «выживания» для абсолютного большинства населения России. Основная задача, которая тогда стояла перед Отделом - поддержать голодающее население, вдохнуть в них смысл жизни. Вот как рассказывает о становлении церковной социальной работы в постсоветский период нашей страны митрополит Сергий (Воронежский и Борисоглебский архипастырь): «Нам не хватало собственных кадров, поэтому мы прибегли к опыту Западных Церквей. Православные не сразу на это откликнулись, но очень хорошо откликнулись европейские лютеране, и мы им очень благодарны. Они провели ряд семинаров на территории Советского Союза, потом России, так что мы подготовили неплохие кадры не только здесь, в Москве, но и в епархиях. Основной задачей Отдела было развитие системы благотворительности в епархиях и привлечение средств, организация гуманитарной помощи… Первые шаги благотворительности в России - это приобретение навыков распределения гуманитарной помощи. Потом пошли наши собственные программы. В самом бедственном положении оказалась медицина: не было самого элементарного - бинтов, перевязочного материала. Сейчас получить помощь из-за рубежа почти невозможно - все требуют, чтобы она была оплачена. А в то время таможня была либеральной, и это нам позволило поддержать медицину в Москве и ряде других городов. С тех пор у нас очень хорошие отношения с Министерством здравоохранения России. Это первое министерство, с которым мы заключили договор о сотрудничестве, наша первая ласточка. Наше сотрудничество продолжается, но уже на ином уровне. Вслед за поставкой гуманитарной помощи, вслед за тем, что в больницах стали привыкать к появлению верующих людей, желающих помогать больным, начали открываться молитвенные комнаты, а потом - и больничные храмы…

Другим министерством, которое быстро откликнулось на наши проблемы, было Министерство труда, с которым мы очень активно работали, разработали много программ, предполагавших совместную помощь (с привлечением государственных денег) старикам и детям… помощь бедным людям тоже очень затратная. Слава Богу, что вкус к этой работе привился, остался, и теперь я не могу назвать епархию нашей Церкви, где бы в той или иной степени не велась работа по вопросам благотворительности. Но результаты этой работы зависят от того, насколько богаты епархии, насколько велико чувство долга у священника, я не говорю об архиерее - все они согласны этим заниматься, основная же работа идет на низовом, приходском уровне… Какие трудности есть еще у нашего Отдела? До сих пор нет специалистов, которые были бы обучены и имели практику социальной работы. Свято-Тихоновский Богословский институт в этом году провел второй выпуск специалистов по социальной работе. Но нужно трудоустроить их на приходы по специальности, которую они получили. Так как еще недостаточно стабильно финансовое положение нашей Церкви, принять специалиста, которого еще нужно обучать практическим навыкам каритативной работы, подчас трудно для священнослужителей, они чаще используют труд престарелых прихожанок и сами руководят этой работой… Большая проблема сейчас с беженцами. В свое время мы помогали государству решать эту проблему, потому что те люди, которые назначались в эту вновь созданную структуру, не имели никакого опыта. И было такое время, когда они пользовались нашим опытом, нашими наработками… В 90-х годах была замечательная практика: 2 - 3 процента каждый предприниматель мог тратить на благотворительные программы, и на этой основе получила широкое развитие наша деятельность. К сожалению, сейчас вся благотворительная деятельность в нашей стране подорвана безденежьем, потому что не только Церковь, но и все общественные организации не получают этих процентов… В 90-х годах работать было гораздо легче. Наши бизнесмены, которые только-только начинали что-то получать и у них еще не было шока от богатства, сами предлагали финансирование наших программ. Сейчас ситуация складывается таким образом, что кто-то за вечер в казино может потратить тысячу долларов, но если вы у него попросите хотя бы пятьсот на какую-то программу, то он вам не даст этих денег. Но я оптимист, дорогие братья и сестры. В благотворительной деятельности мы пришли к тому, что нас мало-помалу приняли. Каждый почувствовал вкус благотворительности, каждый понимает, что нужно помогать людям. Сейчас часто складываются такие обстоятельства, что кроме Церкви никто не поможет, никто не заметит, никто не накормит. Это дает залог для оптимистического настроя. Очень надеюсь, что кончится наша экономическая кабала и Россия воспрянет экономически, и это даст возможность Церкви направлять свои свободные деньги на благотворительность» .

Вслед за митрополитом Сергием будем и мы оптимистами. Сегодня благотворительность – это не только раздача милостыни и пожертвования. Сегодня религиозные организации вправе создавать благотворительные фонды и некоммерческие автономные организации, организовывать благотворительные акции. Осуществление социальной диаконии Церкви происходит, в основном, через епархии, деятельность которых в данной сфере координируется Отделом по церковной благотворительности и социальному служению , в настоящее время возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеймоном (Шатовым). Отдел стремится проводить не столько масштабную, сколько адресную социальную работу, помогая наиболее нуждающимся слоям населения (многодетным семьям, инвалидам, пожилым, сиротам, одиноким матерям) и желая «стать полноправным субъектом той социальной политики, которая могла бы изменить нынешнюю кризисную ситуацию» .

Фактически во всех епархиях, в том числе, в новообразованных, созданы отделы по благотворительности и социальному служению, назначены ответственные за эту работу. Определены руководители различных направлений социальной работы на уровне благочиний. Появляются ответственные за осуществление церковной социальной работы и на уровне прихода. Обращаясь к руководителям социальных отделов епархий, Предстоятель Церкви призвал трудиться, «не покладая рук», быть сильными, мужественными, смиренными, исполнять «честно, не по принуждению, не из-за корыстных соображений, а по глубочайшим своим убеждениям то, к чему вы призваны», помнить, что «вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел» .

«Самое главное дело» управленцев в области социального служения, по мнению Патриарха Кирилла, - «убеждать людей в необходимости подкреплять свои христианские убеждения добрыми делами, потому что без любви, по слову апостола, мы медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), побрякушка, пустота, яркий фантик, внутри которого ничего нет…» .

Сегодня православные христиане несут в области организованной социальной работы следующие служения:

1) Координатор социальной деятельности — клирик или мирянин, являющийся штатным сотрудником церковного института, получающим зарплату. Занимается координацией диаконической деятельности, а также организацией социальных проектов. Епархиальный координатор в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния — благочинному, приходской координатор — настоятелю.

2) Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике - сфера ответственности духовников церковных социальных учреждений.

3) Сестра милосердия — член сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, обычно имеющего устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной (светской или церковной) работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных долговременных обязанностей. Православные мужского пола также могут принимать участие в деятельности сестричеств.

4) Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и способности волонтера.

5) Жертвователь — священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической социальной деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.

6) Член попечительского совета при социальном учреждении (церковных, государственных и иных) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Поскольку в осуществлении своего социального служения Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, а государственные социальные учреждения часто становятся объектами церковной помощи, к делу социального служения Церкви могут привлекаться сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал интернатов, социальные работники и т.д.), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Важно, чтобы клирики, вдохновляющие социальную работу, оказывали особое пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи

Наличие соответствующего кадрового обеспечения, отвечающего установленным нормам по уровню образования, позволяет православной социальной службе наметить организационную структуру, регламентировать деятельность организации и отдельных специалистов посредством разработки типовых уставов, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Затем - получить лицензию на ведение определенной социальной деятельности.

В связи с тем, что из федерального и регионального бюджетов выделяются специальные средства, направленные на поддержание интересных проектов НКО, становится выгодно создавать организации и официально получать субсидии и пожертвования.

Но еще до прохождения лицензирования важно оценить свои ресурсы (человеческие, материально-технические, финансовые, информационные) и наметить цели и задачи диаконии. Определение целей православной социальной службы во многом зависит от ее местонахождения. Так, в сельских районах диакония скорее носит общий характер, т.е. один и тот же социальный работник вынужден заниматься решением целого спектра социальных проблем местного населения. Причем социальное служение может стать тем общим делом, которое сплотит односельчан и, возможно даже привлечет в храм из других районов. В городе же тщательно планируется организация социальных услуг в соответствии с имеющимися у прихожан проблемами: кто-то в большей степени занимается социальной работой с детьми, другие - проблемами алкоголизма, третьи - ориентируются на работу с инвалидами, пожилыми и т.д. Но работая с определенной категорией населения, не нужно забывать о других людях. Не должно быть жесткой дифференциации приходов. Приход - это общность, в деятельности которой на основе христианских ценностей объединяются благотворители, молодежь, нищие, священнослужители.

Прежде всего, социальным работникам непременно нужно выяснить потребности и проблемы людей, проживающих на их территории, а также степень востребованности тех или иных услуг. Затем - решать поставленные задачи и моделировать процесс предоставления специализированных услуг . При этом важно учитывать специфику деятельности государственных социальных учреждений на данной территории и знать их возможные потребности с тем, чтобы грамотно координировать разноплановую социальную работу на местном уровне, выбрать свою сферу приложения сил, определить будут ли предоставляемые услуги бесплатными или платными. Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, «если приход, не по нерадению духовенства, а по своему реальному состоянию не может осуществлять тот или иной вид деятельности, то начать следует с развития той области, которая лучше всего получается на приходе, постепенно подключаясь к другим видам работы» .

В соответствии с целями и задачами диаконии выбирается организационно-правовая форма, наиболее удобная для деятельности социальной службы. Так, православный приход не имеет статуса благотворительной организации, но может таковую создать, что позволит реализовывать собственные благотворительные программы, получать от государства финансирование для реализации социально значимых инициатив, пользоваться льготами по налогообложению как для самой благотворительной организации, так и для ее спонсоров, иметь пониженные тарифы на коммунальные услуги и арендную плату.


Финансирование социальных служб и проектов

Для большинства современных православных организаций характерно многоканальное финансирование, основными источниками формирования дохода являются:

1. Добровольные взносы и пожертвования. По законодательству спонсор, жертвуя деньги на благотворительность, уменьшает свою налогооблагаемую базу на сумму пожертвования (но не более 3% от прибыли). Это один из основных источников дохода со времен Древней Руси. Были, к примеру, великокняжские дары. И в более поздние столетия казна пополнялась, в первую очередь, пожертвованиями - личными вкладами богатых дарителей или «кружечными сборами» богомольцев. В настоящее время добровольные взносы и пожертвования не столь уж распространенное явление. Если в имперской России люди жертвовали от ве-ры, то сейчас - от неверия. Поэтому и суммы значительно меньше. Сейчас о вели-чине пожертвования судят по сумме, которую дал благотворитель, а раньше судили о сумме пожертвования по тому, сколько у благотворителя осталось после дара. Как отметил Предстоятель Церкви, «дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, ― это не сверхдолжные дела, это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, — надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия — это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, — вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2:17)» .

2. Средства из государственного бюджета. Средства на счета православных организаций поступают на сегодняшний день бессистемно. Их получение, как правило, зависит от личной договоренности священнослужителя с представителями органов государственной власти.

3. Целевые поступления. На осуществление отдельных проектов и мероприятий (например, издательство литературы) выделяются целевые поступления, в первую очередь, через благотворительные фонды. Дополнительные средства РПЦ получает со стороны зарубежных христианских организаций.

4. Реализация товаров и услуг. Выручка от реализации товаров и услуг занимает весьма значительное место в составе доходов современных православных хозяйств. Так, приход реализует богослужебную утварь, литературу, предметы культа, исполняет требы, оказывает услуги в образовательной, медицинской, туристической сферах и др. К примеру, религиозные организации могут организовывать паломнические туры в соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» на основании полученной лицензии (ст. 5 указанного закона).

5. Доходы, получаемые от собственности. Включают поступления от сдачи в аренду помещений, земельных участков и т.д.

6. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. Современные православные организации нечасто занимаются фондовыми операциями на отечественном рынке, во-первых, поскольку не имеют собственных квалифицированных специалистов, во-вторых, ограничены в финансовых ресурсах, необходимых для операций с ценными бумагами.

7. Взносы участников организации. Возможны и безналичные взносы. Например, пожертвование продуктов «на канон».

Отличным подспорьем церковных организаций, занимающихся социальным служением, может стать собственная хозяйственно-производительная деятельность. Посредством участия в хозяйственных обществах и товариществах, обладающих общей правоспособностью, религиозная организация может получать прибыль, занимаясь любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Формой хозяйственного общества, участниками которого являются православные организации, чаще всего становится общество с ограниченной ответственностью.

РПЦ рекомендует следующие виды деятельности: сельскохозяйственное производство различного рода, в том числе полеводство, огородничество, садоводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и рыбоводство. Полученную продукцию в натуральном и переработанном виде субъект предпринимательской деятельности может направлять на нужды религиозных организаций, на благотворительную помощь и на реализацию; заготовка и переработка древесины, изготовление строительных материалов и деталей, столярных изделий, предметов убранства, церковной утвари и оборудования церковных зданий и сооружений; швейное производство изделий церковного и общего назначения; заготовка и переработка лекарственных и других полезных для употребления и использования трав, растений и плодов; обработка кожевенного сырья, изготовление кожаных и меховых изделий; литье колоколов, кузнечное и гончарное производство; торговая деятельность: создание предприятий торговли для реализации продукции собственного производства и товаров, получаемых на договорных условиях (за исключением спиртных напитков и табачных изделий), иная торговая деятельность. При определении ассортимента и поставщиков товаров, а также рекламы принимается во внимание факт осуществления данной деятельности религиозной организацией через создание соответствующего хозяйственного общества; хлебопечение, изготовление хлебобулочных изделий, мукомольное производство; издательская деятельность (православная религиозная, историческая литература, справочники, календари и др.); строительные и реставрационные работы, транспортные услуги; деятельность в сфере культуры и искусства; иные виды производственно-хозяйственной деятельности, отвечающие целям, предусмотренным Уставом, не запрещенные законодательством Российской Федерации, а также не противоречащие правилам и традициям Русской Православной Церкви .

Таким образом, если религиозная организация имеет собственное производство или занимается предпринимательской деятельностью, то финансовые вопросы решаются достаточно просто. Использование современной техники, грамотное ведение хозяйства и знания основ экономики будут давать стабильный доход, которого хватит на осуществление социальных проектов. Это позволит быть независимыми от «спонсоров», имущественные взносы и пожертвования которых не всегда являются бескорыстными. Зачастую в обмен на передаваемые средства жертвователи приобретают прямые выгоды, к примеру, создание привлекательного имиджа.

Диаконическое предприятие в процессе производства объединяет богословские и экономические аспекты. Социальные услуги обретают богословский смысл в том случае, если они дают человеку опыт духовной жизни в общине.

Согласно западной концепции социального служения реципиенты диаконических услуг нуждаются не просто в услугах, а в полной системе производства услуг. Иначе говоря, в свете евангельского благовестия ставится задача не однократно одеть и накормить нуждающегося, а решить проблемы и нужды человека в комплексе, изменить жизнь человека путем его воцерковления.

На таком предприятии социальные действия инициируются посредством переноса христианского социального способа поведения на организацию в целом. В таком случае будет неизбежен конфликт между богословским смыслом и организационной действительностью предприятия. Предстоит выработать методику для снятия этого противоречия.

Прежде всего, приходским социальным работникам, настоятелям храмов и руководителям церковных социальных инициатив необходимо привлекать к служению ближним молодежь как наиболее инициативную и творческую социальную группу, способную компенсировать недостаток знаний и умений милосердием и желанием помочь. При этом, однако, нельзя рассматривать молодежь только как средство реализации своих планов. Для того, чтобы молодежь из пассивного субъекта диаконии превратилась в активный, первоначально на приходе надо организовать молодежное служение, и только потом - социальное. Чтобы через 15-20 лет молодежь не была оторвана от веры, надо сегодня, а не завтра обратить на нее внимание, о чем весьма вразумительно сообщил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении перед собранием Калининградской епархии: «Можно, конечно, ничего не делать. Можно жить, как мы с вами всегда жили — в субботу вечером послужили, и то не во всех приходах; в воскресенье Литургию послужили, затем молебны, панихиды, требы… В лучшем случае проповедь сказали, подготовившись к ней, а в худшем случае — и не готовились, сказали что-то от ветра главы своея, а то и вовсе ничего не сказали, убедив себя: «я так устал, что уж какая тут проповедь». Еще, может быть, занятия с группами детей — человек по семь-восемь, да и то нерегулярно».

Далее, как полагают участники I съезда глав социальных отделов епархий и сестричеств Русской Православной Церкви, рекомендуется «привлекать к церковному социальному служению… людей нецерковных, но искренне желающих помочь» . «Православный христианин может участвовать в общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместно с людьми других убеждений, сообразуясь со своей христианской совестью» .

Православные каритативные инициативы должны отвечать следующим характеристикам: долговременность реализуемых в них программ; их многоплановость, несмотря на специализацию в одном-двух направлениях; финансовую устойчивость; отработанную систему управления, выстроенную в единую систему.

При каждом отделении создается телефонная справочная служба по вопросам церковной социальной деятельности, в которую могли бы обращаться граждане, а также участники церковной социальной работы, столкнувшиеся с методическими или практическими проблемами. Можно использовать и новые информационные технологии, например, создать сайт в Интернете, чтобы посетители знали о текущей деятельности организации, предстоящих мероприятиях, возникающих проблемах и т.д. Важно, чтобы деятельность социальных служб была информационно доступна всем нуждающимся в ней, не нарушала права граждан, помогать которым она призвана. Отсутствие доступной информации о реализуемых Церковью социальных проектах приводит к отсутствию благотворителей и добровольцев. Спонсоры должны знать о результатах своих материальных вложений, тогда станет возможной регулярная, а не эпизодическая материальная поддержка какого-либо проекта. Также и добровольцы. Есть люди, готовые сослужить хорошую службу, но не ведают где и как.

В каждый городской храм приходят люди, чтобы попросить о помощи. Даже у неверующих людей почти на уровне инстинкта заложено убеждение: храм — это такое место, где должны помочь, где не могут отказать попавшим в беду. И они совершенно правы. Если чиновник может сказать: «Это вне зоны моих обязанностей», если родные могут отвернуться: «Ты сам во всем виноват», то для христианина это совершенно невозможные слова.

Бывает, что за помощью обращаются верующие. Про такие случаи апостол Павел сказал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1-е Тим. 5,8). Социальное служение помогает создать внутри прихода по-настоящему братские отношения, укрепить единство и взаимную любовь . Христианин, не имея возможности сам помочь, должен найти того, кто способен, — говорит свт. Тихон Задонский . Он же говорит, что христианин не может быть без веры, вера без любви, а любовь без милосердия, потому что «любовь не токмо над братом своим единоверным, но и над неверным и врагом своим милосердствует, и не может не благотворить всякому, кого ни видит требующим благотворения».

Поэтому не реклама конфессиональных добродетелей, не стремление к самоутверждению, но евангельский принцип: «И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков» (Кол. 3:23) - должен быть мотивом православного милосердия.

PR ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Несмотря на значительное количество проектов , реализуемых в православной среде, социальная деятельность РПЦ не так широко известна обществу. Казалось бы, интерес граждан к НКО растет, волонтерское движение развивается, но по-прежнему остро стоит проблема доверия к общественным организациям. В России доверяют деятельности НКО не более 40% граждан. По данным опроса Левада-центр в 2011 году менее 1% участников опроса считают, что на общественные организации можно рассчитывать в решении своих проблем. По данным экспертов столь низкая степень доверия к НКО связана с тем, что деятельность многих НКО неизвестна и поэтому не очень понятна большинству людей .

Наблюдается недостаток достоверной информации о том, какие именно социальные проблемы пытаются решить православные НКО или социальные службы на приходах и в епархиях. Практически не известно о том, кто именно реализует социальные проекты: какой профессиональный уровень сотрудников, их возраст, пол, мотивация, условия работы и т.д. Не так много православных людей, занимающихся социальным служением (возглавляющие какой-либо отдел, проект, службу или организацию), известны среди светских специалистов по социальной работе или просто в обществе.

Православная Церковь все еще находится в поиске своей идентичности в социальной сфере. Здесь до сих пор сказываются последствия советского периода, когда были утрачены важные традиционные ценностные ориентиры, на основе которых строилось социальное служение всей Церкви в целом, или в частности, епархии, прихода, каждого отдельного человека, считающего себя православным.

Православным социально ориентированным организациям пока только предстоит занять свое место среди других социально ориентированных организаций, определить свою аутентичность. Однако это возможно лишь в процессе большой внутренней работы всего сообщества.

На сегодняшний день наблюдается еще и разобщенность между регионами, что свойственно и другим сферам жизни российского общества. Крайне сложно информация о социально полезной деятельности в одном регионе поступает в другой регион, успешные начинания одной епархии становятся известными в другой.

Одна из причин такой ситуации заключается в том, что в церковной среде негативно относится к самому понятию «пиар».

Вопрос информационного освещения внутренней жизни Церкви, разъяснения позиции Церкви по многим насущным вопросам жизни общества продолжает оставаться очень болезненным. Эта тема с некоторой регулярностью становиться предметом публичных дискуссий.

Так, например, в работе круглого стола, прошедшего в рамках XII международного фестиваля «Радонеж» приняли участие как представители Церкви — глава пресс-службы Московской патриархии о. Владимир Вигилянский и руководитель службы коммуникации ОВЦС МП о. Михаил Прокопенко, так и медийных кругов — Борис Еремин, главный редактор журнала «Советник», Александр Акулов, генеральный директор фестиваля «Покров» (Киев), Гюзелла Николайшвили, руководитель интернет-проекта «Социальная реклама» и Игорь Писарский, председатель правления Коммуникационной группы «Р.И.М. Портер Новелли».

Прозвучали диаметрально противоположные мнения на пиар деятельность. Один из участников говорил о необходимости профилактического пиара, для предупреждения появления слухов и неправильной информации. О. Владимир Вигилянский заявил, что «Церковь и Слово Божие не нуждаются в рекламе вообще». По его словам, «кто хочет, тот услышит», Церкви важно лишь иметь «возможность информировать общество», не подвергаясь нападкам, «вранью и черному пиару». Представитель ОВЦС МП, о.Михаил убежден, что «одного только информирования людей недостаточно».

Александр Акулов согласен с о.Михаилом и тоже считает, что «одних новостей мало», необходимо «научиться представлять наши ценности, которые заведомо сильнее» .

29 октября 2012 года на V фестивале православных СМИ «Вера и слово» эти вопросы обсуждались на круглом столе «Религия в СМИ. Между пиаром и журналистикой».Один молодой священник из Дагестана поставил вопрос о светском в православных СМИ. Он сформулировал это следующим образом: «Зачем писать, что Федор Емельяненко построил храм, если добрые дела надо делать тайно. Тем самым православные СМИ похищают венец в Царстве небесном у известного бойца без правил» .

Подобное мнение высказывается практически всегда при размышлении о необходимости информировать о церковной социальной деятельности. Как представляется, это в большей степени все же касается индивидуальной благотворительности. Излишняя пиар-деятельность в отношении собственной личности провоцирует развитие тщеславия и гордыни. Однако деятельность некоммерческих организаций нуждается в популяризации, т.к. в настоящее время информации о деятельности НКО в том или ином регионе, в той или иной сфере деятельности явно недостаточно. Владыка Пантелеимон, Епископ Орехово-Зуевский, руководитель Синодального отдела по церковной социальной деятельности и социальному служению, называет это одной из особенностей православного социального служения: «Господь заповедал дела милосердия делать в тайне, если мы будем об этом слишком много говорить, говорить больше, чем делаем, то нас Господь осудит как лицемеров. На самом деле сердца людей располагаются не пиаром, а подвигом других. О мучениках у нас в стране никому не было долго известно, скрывалось это, замалчивалось. Но именно они, мученики помогли тому, что наша церковь стала свободной. Именно их кровь, их подвиг, невидимый для нас, он преклонил помощь Божью на нашу страну. Некоторые говорят - людей не хватает, как бы их привлекать. Да не надо никого привлекать. Тихо спокойно делать свое дело, заниматься не собиранием людей, не собиранием денег, а деланием добра» .

Патриарх Кирилл также выступает против любых искусственных способов, которые формировали бы привлекательный образ Церкви. А за то, чтобы христиане делали больше добрых дел, и, конечно, в условиях информационного общества нужно говорить об этих добрых делах. Здесь Патриарх видит противоречие сложившейся ситуации: в идеале нужно и говорить как можно меньше, но общество требует информации. А если вакуум, если нет информации, то этот вакуум заполняется негативом .

Таким образом, несмотря на православную традицию умалчивать о своих добрых делах, чем, по сути, и является социальная деятельность, необходимо аккуратно развивать так называемый социальный PR - деятельность, направленную на формирование, поддержку и развитие позитивных отношений, позитивных моделей поведения в обществе и т.д.

Развитие информации о церковной социальной деятельности может идти в двух направлениях:

Для Церкви важно формировать благоприятное отношения к себе со стороны общественности посредством распространения разъяснительного материала о своей социальной деятельности, но что важно, в интересах общественности.

Для общественности важно знать о социальных проектах РПЦ - для того, чтобы понимать решаются ли какие-нибудь социальные проблемы, можно ли обращаться за помощью в православные организации, какую именно помощь в этих организациях можно получить и кто может эту помощь получить.

Социальный PR должен нести положительный заряд, что позволяет надеяться на развитие в будущем. Этому доверию способствует стиль PR деятельности: неагрессивный, выдержанный серьезный, спокойный, смиренный, не допускающий не то что лжи, но даже и неточности.

PR деятельность может помочь православной социально ориентированной организации донести нужную информацию до социума и получить вотум доверия для развития своей деятельности. Приведем лишь несколько примеров такого информирования.

В настоящее время в Интернете представлено несколько информационных ресурсов для НКО, однако их количество не отвечает существующим потребностям в качественной и оперативной информации.

К таким сайтам можно отнести Агентство социальной информации (http://www.asi.org.ru), Портал НКО / Информация для НКО и о НКО. Все, что требуется НКО для успешной работы (http://www.portal-nko.ru), Виртуальный ресурсный центр для НКО (http://www.trainet.org), НКО. Законы развития. (http://www.nkozakon.ru), Фонд развития некоммерческих организаций «Школа НКО» - профессиональная поддержка гражданских инициатив (http://www.ngoschool.ru/index), ЦРНО /Центр развития некоммерческих организаций - негосударственный ресурсный центр для некоммерческих организаций (НКО) Северо-Западного региона (http://www.crno.ru/about).

Особо следует выделить православный сайт «Милосердие.ру» (www.miloserdie.ru). Учредителями этого ресурса является Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и Комиссия по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. «Милосердие.ру» - это современный информационный ресурс о благотворительности, социальной деятельности и социальном служении. Данный ресурс отличается от других тем, что аккумулирует информацию именно о различных аспектах социально ориентированной деятельности в нашей стране и за рубежом. Материалы сайта содержат аналитическую, историческую, методическую, новостную информацию. Каждый день на сайте бывает не менее 6 000 человек из 79 регионов и 125 стран дальнего и ближнего зарубежья. По данным рейтинга Openstat сайт «Милосердие.ру» занимает первое место среди сайтов социальной направленности.

Еще одна проблема - нет качественных и широко представленных периодических изданий, освещающих диаконию.

Среди существующих можно выделить журнал «Нескучный сад», «Филантроп», «Вестник благотворительности», «Русский репортер». Отдельно стоит упомянуть непрофильные православные журналы, которые на своих страницах поднимают социальные вопросы: «Фома», «Виноград», «Наследник».

В тоже время потребность в периодических изданиях достаточно высока. В качественной периодике, освещающей социальную проблематику, особенно заинтересован профессиональный сектор (социальные работники разного уровня) и жители отдаленных регионов нашей страны, где чувствуется недостаток информации. Также важно отметить, что информация на бумажных носителях, несмотря на то, что уступает в скорости распространения по отношению к интернету, запоминается и сохраняется значительно дольше.

Есть еще один важный аспект взаимодействия НКО и СМИ. Большинство представителей православных социально ориентированных организаций сегодня не имеет базового профессионального социального образования. Им приходится учиться уже в процессе работы. Опыт работы в социальной сфере и анализ профессионального развития многих социальных работников говорит о том, что горячее желание помогать без одновременного повышения профессиональной компетенции приводит к тому, что люди быстро бросают работу в этой области или переживают серьезные внутренние проблемы, синдром эмоционального выгорания. Конечно, информация в СМИ не может заменить базового профессионального образования или курсов переподготовки, семинаров, но все же, в некоторой степени, способствует профессионализации «третьего» сектора.

В настоящее время ситуация такова, что от того, насколько быстро представители НКО смогут получать качественную, своевременную, объективную информацию будет зависеть качественное и количественное развитие сектора некоммерческих организаций.

Из СМИ представители НКО могут почерпнуть положительный опыт уже действующих успешных НКО, информацию о различных методиках и технологиях, психологических особенностях добровольцев и сотрудников организаций, особенностях управления некоммерческой организацией, особенностях ведения бухгалтерией.

Получение новой информации должно способствовать привлечению в некоммерческие организации молодых специалистов, новых технологий работы, которые смогут решать возникающие проблемы максимально эффективно, помогут планированию работы на перспективу, но не в ущерб своей репутации и сохранению духа православной организации.

Следующая проблема - сегодня практически нет православных специалистов по связям с общественностью. Пока данная сфера тесно переплетена с журналистикой, но это два разных направления.

Специалист по связям с общественностью религиозной социально ориентированной организации может работать над тем, чтобы:

  • Формулировать и способствовать распространению позитивных идей, которые реализует непосредственно сама организация;
  • В обществе адекватно воспринимали основную задачу организации;
  • Найти способы информирования людей о социальной деятельности религиозной НКО;
  • Создавать условия для привлечения материальных и человеческих ресурсов для реализации социальной деятельности.

В первую очередь, необходимо наладить

Похожие публикации