Формирование представлений о растениях «Рассматривание комнатных растений и знакомство с их вредителями. Конспект нод в старшей группе компенсирующей направленности "комнатные растения" Домашнее задание комнатные растения старшая группа


Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях , умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. - Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля...) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

Где они растут? (В комнатах)

А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе - здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения »

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: - Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

Конспект занятия по формированию знаний о комнатных растениях, для детей старшей и подготовительной групп.

Цель:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях и их вредителях.
  2. Дать знания о том, что для растения нужна и важна – вода, свет и тепло.
  3. Закрепить правила ухода за растениями (полив, удаление пыли — опрыскивание, рыхление и т.д.).
  4. Познакомить детей с вредителями растений и мерами борьбы с ней.
  5. Воспитывать бережное отношение к растениям и желание ухаживать за ними, видеть прекрасное и восхищаться этим.

Словарная работа:

  • щитовка;
  • личинки;
  • понятие «вредители».

Методы и приемы:

  • наблюдение;
  • рассматривание;
  • беседы – разговор;
  • практические обследования;
  • действия;
  • вопросы;
  • просмотр мультимедийного фильма;
  • рассматривание альбомов;
  • художественная литература и художественное слово;
  • презентации;
  • проекты и игровая деятельность.

Ход занятия

Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение и скажите о чем оно:

А, у нас в саду на окне цветы растут
Ярко – красным цветом
На окне цветы цветут и зимой и летом.
А у нас в саду есть живой уголок
А в нем много клеток,
Попугаи в нем живут и зимой и летом.

Ответы детей. Правильно, о цветах уголке и животных.

Сегодня, мы с вами поговорим о комнатных растениях, которые растут в нашем природном уголке.

Давайте, вспомним и покажем какие растения, вы знаете, и назовем их. (дети по очереди называют и показывают растения уголка – узам барская фиалка, бальзамин, лилия, сансевьера, столетник, традесканция, и т.д.)

Идет наблюдение за красотой комнатных растений. Что вы еще можете рассказать о них?

(описательные рассказы детей о растениях).

Как вы думаете, а что нужно нашим «живым друзьям», чтобы они всегда росли такие красивые, цветущие и зеленые.

Ответы детей (свет, тепло и вода, а также постоянный уход). Посмотрите, мы с вами забыли полить нашу аспид Истру и, что с ней случилось? Комментарии детей, их высказывание и выводы.

Значит вода в жизни всего живого, а именно в жизни растений играет немаловажную роль, ведь воды наше растение погибло.

А, теперь вспомните, как–то раз это растение мы поставили в шкаф (показ фото, какое растение стало), что с ним случилось? Ответы ребят, рассуждение и доказательство, что растения нуждаются в свете тоже.

Для роста и развития растения очень важен еще один фактор. Как вы думаете, что? Ребята приводят примеры, когда холодно, то растения, а именно цветы – замерзают. Молодцы! Конечно не мало важный фактор, который влияет на растение – это тепло.

Хочу, еще открыть вам небольшую тайну, очень важно уметь ухаживать за растениями, чтобы они не болели. Ребята, как вы считаете наши комнатные – здоровые, почему? (ответы детей, показ на растениях, подтверждение своим ответам).

А, вот посмотрите на это растение, что можно сказать о нем? (листья желтые, чуть подсохшие, опускаются, скручиваются, на листьях есть налет). Если внимательно посмотреть через лупу, то можно увидеть, что на листьях что- то есть. Что такое как вы думаете? Ответы детей. Ребята, а я вам скажу –это насекомые – вредители комнатных растений и называют их — щитовка. Название свое она получила, потому что похоже на маленький щит (дети рассматривают). Взрослая щитовка не подвижна, она прочно присасывается к листку, а из под щитка расползаются личинки – маленькие детки. А еще на листьях появляется липкий налет. Итак, мы с вами выяснили, что это растение заболело, на нем появился вредитель – шитовка. А, как вылечить растение? Ответы детей.

Послушайте, я вам расскажу и покажу фильм, как это надо сделать. (Воспитатель показывает презентацию и процессе показа рассказывает).

(Больное растение надо отделить от здоровых, щитовку можно снять с растения с помощью губки смоченной мыльным раствором, а затем промыть растение чистой водой) Посмотрев и выслушав рассказ дети приступают к практической части, обрабатывают по очереди растение под руководством воспитателя.

Итак: что нового вы сегодня узнали? Что вам особенно запомнилось и понравилось? О чем бы вы хотели узнать по больше? Какие новые слова вам запомнились и что они значат?

А, вот ребята и домашнее задание – посмотрите дома свои комнатные растения, не болеют ли они? Если ваше растение болеет, то окажите помощь и избавьте его от вредителей.

    Физкультминутка

  • Чтобы было красиво и уютно;
  • Растения лечат людей;

Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше—у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой—улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры—от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

в игру

.

  1. (у фикуса)
  2. (у герани)
  3. (традесканция)
  4. (бегония)
  5. На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От мороза ежится?

(ежик)

  1. (у колеуса)
  2. (бальзамин)
  3. (щучий хвост)
  4. На окне в такую рань

Распускается…

(герань)

  1. Растением зовусь я,

В светлом зале любо мне,

Занавесочкой зеленой

Я спускаюсь по стене.

(традесканция)

Цель:

В каком лесу прохладнее—лиственном, хвойном? Почему?

Просмотр содержимого документа
«Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа). Тема: «Комнатные растения-спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа) »

Примерный план-конспект НОД по экологии (старшая группа)

Тема: «Комнатные растения-спутники нашей жизни» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи: продолжать знакомить детей с комнатными растениями, научить их по описанию, самим рассказывать о них, пользуясь схемой. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Материал: разновидности комнатных растений (фикус, фиалка, бегония, традесканция, герань, плющ, колеус, хлорофитум, сансевьера, бальзамин и др.), схема описания комнатного растения, вывеска «Цветочный магазин», схемы-модели за комнатными растениями, карточки для игры «Любитель комнатных растений»,значки для детей «Любитель комнатных растений», энциклопедия «Комнатные растения».

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Сад зеленый на окошке

Средь зимы у нас растет.

Посмотрите-это крошки,

Вон гигант большой растет.

Как нежны у них цветы.

Стебли-чудной красоты.

О чем стихотворение? (о комнатных растениях)

Какие растения называются комнатными? (растения которые растут у человека в своем доме)

Что есть у каждого комнатного растения? (корень, стебель, листья)

Чем отличаются растения друг от друга? (у одних стебель один, а у других их много; цветут-не цветут, по размерам и толщине листьев; по запаху)

Какие стебли бывают у комнатных растений?

Назовите и покажите растения с прямостоячим стеблем (герань, фикус и т.д.), со свисающим (традесканция и т.д.), с вьющимися (плющ и т.д.).

У каких растений не видно стебля? (у фиалки, бегонии и т.д.)

Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (вода, свет, тепло, питательная почва)

У комнатных растений разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на Родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Назовите эти растения, как вы думаете?

Дети с помощью воспитателя определяют эти растения, называют.

Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду-накапливать ее в стеблях, листьях-и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки. Найдите и назовите такие растения.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цветочный магазин». Вам надо будет описать по схеме комнатное растение, которое вы хотите купить:

    Из каких частей состоит растение? (у комнатного растения есть корень, стебель, листья, цветы)

    Как выглядит стебель? (прямостоячие, вьющиеся, свисающие)

    Какие размером и формой листья?

    Цветущее растение или нет?

    Какого требует ухода?

Сначала воспитатель описывает растение которое хочет купить, не называя его, а продавец должен определить название растения, которое хочет приобрести покупатель. Продавцами и покупателями по очереди становятся дети.

Физкультминутка

Ребята, а зачем человек у себя дома выращивает комнатные растения, как вы думаете?

    Чтобы было красиво и уютно;

    Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;

    Растения поддерживают влажность воздуха в помещении;

    Растения лечат людей;

    Растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);

    Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

А что нужно, чтобы растения хорошо росли?

Дети рассказывают по моделям, как нужно ухаживать за комнатными растениями, воспитатель дополняет ответы детей:

    Растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли к нам их далеких стран, где не бывает холодной зимы.

    Поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.

Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше-у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Правильно, комнатные растения надо поливать отстоявшейся водой-улетучивается из воды хлор (по возможности налить воду из под крана и показать частички хлора), и водой комнатной температуры-от холодной воды загнивают корни растений, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

А как правильно ухаживать за комнатным растением и чтобы ему у вас дома хорошо жилось, можно узнать из энциклопедий «Комнатные растения» (воспитатель показывает книгу), в ней рассказывается о все комнатных растения которые существуют в мире.

    Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.

    После долгой зимы вносить удобрения.

    Оберегать растения от вредителей.

Вот сколько интересного мы с вами вспомнили о комнатных растениях и что вы узнали новое о них. Предлагаю поиграть в игру «Любитель комнатных растений».

Дети делятся на две команды «Огонек» и «Фиалка». Воспитатель по карточкам зачитывает задания .

    У какого комнатного растения самые большие листья? (у фикуса)

    У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (у герани)

    Какое растение зеленой занавеской спускается на окне? (традесканция)

    Какое растение получило свое название в честь любителя и собирателя комнатных растений Бегона? (бегония)

    На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От мороза ежится?

(ежик)

    У какого растения на свету листья краснеют? (у колеуса)

    Какое растение еще называют «Огоньком»? (бальзамин)

    Как по - другому называют сансевьеру? (щучий хвост)

    На окне в такую рань

Распускается…

(герань)

    Растением зовусь я,

В светлом зале любо мне,

Занавесочкой зеленой

Я спускаюсь по стене.

(традесканция)

В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми можно провести опыт «Растение теряет воду через испарение»

Цель: дать понятие о способе потери воды растениями.

Мы с вами поливаем растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растение теряет влагу через испарение. Мы на опыте проверим, как это происходит.

Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке клейкой лентой. Поставим растение на 2-3 часа на солнце.

Посмотрите, каким стал пакет изнутри? (влажным)

Растение всасывают воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией. Воздух становится более прохладным и влажным. Подумайте и скажите, почему в лесу прохладно?

В каком лесу прохладнее-лиственном, хвойном? Почему?


Занятие

Тема: Комнатные растения

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей употреблять глаголы в прошед­шем времени;

    учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

    закреплять у детей навык употребления при­тяжательных местоимений;

    активизировать и расширять словарь по теме;

    упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые род­ственники диких цветов. Весной и летом на поля­нах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе­комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде­ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

Игра «Ванин или Катин?». Образование притя­жательных прилагательных.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?». Образование формы прошед­шего времени глаголов. Проводится по картин­кам с изображением данных действий.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела -

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Игра «Один - много». Образование формы мно­жественного числа существительных.

Один стебелек, а много... (Стебельков.)

Один лист, а много... (Листьев.)

Один цветок, а много... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист - гладкий лист.

Влажная земля - сухая земля.

Теплая вода - холодная вода.

Толстый лист - тоненький лист.

Большой цветок - маленький цветок.

Расцвел цветок - отцвел цветок.

Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

Ольга Шушкова
Лексическая тема «Комнатные растения» для детей подготовительной логопедической группы

Тема недели : «Комнатные растения » .

Цель : Формирование знаний по теме комнатные растения и по уходу за ними .

Дети должны знать :

уметь использовать в своей речи названия комнатных растений ;

показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;

различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;

отличать части растения (корень, стебель.) ;

знать о пользе комнатных растений , для чего их разводят;

знать о том, как надо за ними ухаживать;

иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями.)

Расширение словарного запаса детей :

названия : растение , фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;

признаки : комнатный , яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий;

действия : сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти , цвести, срезать, рвать, пахнет.

Дидактические игры и упражнения

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

«Назови ласково»

Фиалка - фиалочка

герань - геранька,

кактус - кактусик,

корешок - корешочек,

стебель - стебелек,

лист - листок (листик,

бутон - бутончик,

отросток - отросточек,

цветок - цветочек,

земля - землица,

вода - водичка (водица,

солнце - солнышко.

«Один - много»

Фиалка - фиалки - фиалок,

фикус - фикусы - фикусов,

фуксия - фуксии - фуксий,

кактус - кактусы - кактусов,

папоротник - папоротники - папоротников,

свет - много света,

корень - корни - корней,

стебель - стебли - стеблей,

лист - листья - листьев,

бутон - бутоны - бутонов,

лепесток - лепестки - лепестков,

цветок - цветки - цветков,

рассада - много рассады,

вода - воды - много воды (вод,

подоконник - подоконники - подоконников.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай один - два - пять»

Фиалка - две фиалки - пять фиалок.

Так же со словами : цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

Лексический строй речи

Подбери признаки (не менее трёх признаков) :

герань (какая) – …

Подбери действия (не менее трёх действий) :

герань (что делает) – …

Один – много :

ветка – ветки

бутон - …

горшок - …

корень –

ствол - …

растение - …

Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :

цветок – нет цветка

бутон - …

корень - …

Построение монолога-описания «Расскажи о растении » (описывая его строение, уход за ним и способ размножения)

Например. Бегония - это пышный куст. У нее несколько хрупких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухаживать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение размножается черенкованием.

Выучи стихотворение :

Вот растёт бегония –

Пышная красавица.

Красотой своей она

Во всем мире славится.

Меня фиалкою зовут.

Так называй меня и ты.

Пусть на окне твоём растут

Мои весёлые цветы.

Пальчиковая гимнастика

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

(Уколоть пальчиком ладошку)

Публикации по теме:

Беседа для средней группы «Комнатные растения» Беседа для средней группы «Комнатные растения» Цель: - Закрепить названия комнатных растений (герань, бегония алоэ, лилия, фиалка, правила.

Игра-открытие для детей младшей группы «Комнатные растения» Тема: «Комнатные растения» Цель: Показать, как растут комнатные растения (фикус, фиалка). Дать представление о том, что для роста растений.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы Лексическая тема «Дикие животные» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (лексическая тема - «Ягоды») «Мишуткины лакомства» Цель: Закреплять умения детей различать ягоды: лесные, садовые. Задачи: 1) Совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

Логопедическое подгрупповое занятие по окружающему миру для детей средней группы. Лексическая тема: «Транспорт» Цель: активизировать и.

Похожие публикации