Храмы переславля. Знаменская церковь в Переславле-Залесском – память о спасении княгини Евдокии. Никитский мужской монастырь

Переславль-Залесский. Храмы

Переславль-Залесский. Храмы

Панорама Переславля-Залесского. Церковь Сорока мучеников Севастийских. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе.

Если вера тебя покидает.
И надежда начнет оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.

Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.

Там ты найдешь утешение,
От тяжелых трудов отдохнешь
Все твои разрешатся сомненья,
Когда душу в слезах изольешь.

Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.

Свято-Никольский женский монастырь. Монастырь предположительно основан в 1348 году Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. Основные постройки обители: ограда XVIII в., шатровая колокольня 1693 г. и Никольский собор 1721 г. были разрушены в первые десятилетия советской власти. С 1994 года обитель возрождается. В 2003 году закончено возведение нового Никольского собора и колокольни

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки - следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла - высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.

Иконостас Успенского собора Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.

Церковь Всех Святых в Горицком Успенском монастыре Всехсвятская церковь 2-ая половина 17 века. Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами на подклете. Основной объем - высокий бесстолпный трёхапсидный четверик. Сооружена во 2-й пол. XVII в. вместо каменного здания XVI в., позже перестраивалась. С 1780-х до 1880-х пустовала, в 1883 отремонтирована и с этого времени до 1918 домовый храм при духовном училище.


Храм Иоанна Златоуста. В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново - небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище


Вензель Екатерины Второй. Фрагмент вензеля Елизаветы Необычный по композиции семиглавый Успенский собор воздвигался в середине XVIII века. В его строительстве и украшении заметную роль сыграл один из видных церковных деятелей того времени Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год и пригласивший в Горицы мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря. Внешнее убранство собора несложно, но интерьеры пышно украшены различными лепными деталями, скульптурой в стиле барокко и настенной живописью. На своде вензели императриц Елизаветы и Екатерины II, в годы, правления которых сооружался и украшался собор. Очень интересен резной барочный иконостас, выполненный московским мастером Яковом Жуковым.

Собор Владимирской иконы Божией Матери 1740 год. Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Церковь Иконы Божией Матери Знамение Основана в ХХI веке (2001 г.). Действующая церковь. Изящная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы располагается вдали от шумной автомагистрали - у западных ворот городского вала, в недалеком соседстве со Свято-Никольским монастырем. По преданию, в этом уголке Переславля в ХIV столетии смогла ускользнуть от преследований хана Тохтамыша супруга Дмитрия Донского Евдокия, впоследствии заложившая здесь деревянную церковь. В столь примечательном месте Знаменский храм, после пожара или по ветхости, неоднократно восстанавливался, но уже в камне. Рядом, на берегу реки Трубеж, в ХVIII веке находились петровские потешные корабли, сгоревшие в городском пожаре. Нынешняя церковь, украшенная снаружи мозаикой, построена совсем недавно по архитектурным мотивам ХVII столетия.

Дом Берендея Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» - это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии. Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке.

Церковь Петра Митрополита Шатровая церковь Петра Митрополита была возведена неподалеку от Спасо-Преображенского собора в Переславле еще в середине XIV века. Храм строился в память о соборе русской церкви, состоявшегося там в 1310 году. Поводом для него послужило обвинение, выдвинутое против киевского митрополита Петра тверским архиепископом Андреем. В то время между тверским и московским княжествами шла упорная борьба за владение Переславлем, в которую была вовлечена даже православная церковь. Несправедливо обвиненный в казнокрадстве и стяжательстве Петр был оправдан. Вскоре после этого митрополит перенес свою кафедру в Москву. Храм стал памятником не только священнослужителю, но и победе московского княжества над тверским. Даже после смерти митрополита Петра, поддерживающего москвичей, он долгое время оставался для них самым почитаемым. Петр долго ездил по городам соседствующих княжеств, пытаясь примирить князей, чем и снискал к себе большое уважение. Мощи его хранились в Успенском соборе Кремля, основанным митрополитом незадолго до смерти. Там же над его гробом принимали присягу на верность государству русские князья и цари. Во многих российских храмах есть приделы в честь митрополита Петра. Одним из таких является собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Возводилась первая церковь на средства, выделенные московским князем. В XVI на месте старой церкви была возведена новая. В архитектуре церкви прослеживаются характерные черты подобных сооружений того времени. В то же время крестообразный план храма довольно не характерен для церквей XVI века. Довольно внушительные для того времени размеры и убранство храма дают основание предполагать, что она была построена не местными, а присланными из Москвы строителями.

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом - Сорока мучеников, - относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь. Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви - «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны - световые отверстия. На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер - невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд - первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь. Самое интересное в декоре Симеоновской церкви - роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен. К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней - склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Купола Симеоновской церкви 1771г., Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских, основана в 1775 году.

В октябре прошлого года я совершила небольшую паломническую поездку по двум обителям священного града российского - Переславля-Залесского, что в Ярославской губернии.
На берегу священного Плещеева озера, у валов древнего города Клещина, я посетила церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Дата рождения этой церкви в с. Городище окутана тайной, но летописи гласят, что точно она уже радовала прихожан в начале XVII в. В писцовых книгах 1628-1629 гг. сказано: «В селе Городище церковь Рождества Пресвятыя Богородицы древяна, верх шатровый, а в церкви образы свечи и книги, и колокола, и пр. строение мирское, при церкви двор попов".

В 1737 г. около этого храма была сооружена деревянная тёплая святая обитель под благословением Николая Чудотворца.

И только в 1791 г. на месте двух простеньких деревянных храмов начали водружать надёжную каменную церковь. В конце 18-го столетия она была и освящена. С тех пор мы любуемся пятиглавым храмом с мелкими бирюзовыми луковками куполов. А количество престолов также сохранилось и в наши дни: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Святителя Николая Чудотворца.

Далее я держала путь сквозь многовековые церковные традиции Переславля к таинственному православному монастырю, самому седому из всех, которые сохранились в черте города Переславля – Никитскому, основанному ещё в 1010 году.

В те грозные для славян годы христианство на Руси распространялось со скоростью света. Белокаменные постройки монастыря, окружённые мощными стенами, сохранились почти в первозданном виде, хотя были сооружены, согласно историческим хроникам, в XV-XIX векам.

Находится Никитский монастырь по адресу: улица Запрудная, 20.

Связано появление монастыря с одной интригующей историей. На строительство монастыря средства собирали с местных жителей. Причём насильно. Одним из главных ростовщиков был некий Никита. Жуткий лихоимец, обирал он людей не только во имя власть предержащих, но и в свою личную котомку складывал немало награбленных денежных средств. Как-то случайно жена его узрела в кастрюле кровавую пену и части человечьего тела. Разумеется, подумала женщина, что разум её помутился, кликнула мужа. Но и Никита увидал ту же ужасающую картину. И совесть как будто проснулась в сердце его...Испугался добрый малый. Пошёл к настоятелю монастыря и поведал о своих грешных деяниях. Священник призвал его к покаянию и смиренному отмаливанию преступлений следующим образом: велел он Никите последовать к монастырским вратам и в течение трёх суток знакомить людей со своими злодеяниями. Никита так и поступил. Спустя три дня бедного Никиту нашли в близлежащем болоте в скорбных раскаяниях и самоистязании.

И постригся Никита в монахи, возложил на себя тяжелейшие вериги, на голову водрузил каменную шапку до конца своих дней. Она долго после его кончины хранилась в сей обители. Пилигримы нахлобучивали ее на свои грешные головы и обходили три раза вокруг часовни, возведенной на месте Никитиных подвигов. В 1735 году, в период борьбы с мракобесием, шапку эту присвоило себе Синодальное правление и затеряло. Оказалось, что ему шапка пришлась нужнее всех. Но с тех пор молитвенники обходят часовню с обычным камнем на голове. Я лично видела несколько таких грешников в эту поездку. Это были трое работников местной налоговой инспекции. Видно, камень на душе не даёт им жить спокойно. Но это и понятно...

А рядом с Никитским монастырём, в овраге, течёт целебный источник святого Никиты, который также считается старинным языческим ключом Томины Купалича. Я уже второй раз бываю здесь. Вода, действительно, чудотворная и очень вкусная. А можно здесь и в купель окунуться, почувствовать себя заново родившимся, безгрешным существом.

Родник Никиты Столпника находится на Кузнечной улице, 40.

Переславль-Залесский — древний русский православный город. В этой статье мы совершим фотопрогулку по монастырям этого благословенного края.

Первое впечатление — это, конечно, озеро. Жизнь на берегу большого водного пространства — хоть и не моря — все же особенная.

Своеобразный климат — постоянный ветер с озера.

Вид на город и Плещеево озеро с колокольни Горицкого монастыря.

Озеро большое — до 9 километров в ширину и до 25 метров в глубину. Вообще, в городе не покидает постоянное ощущение близости большой водной глади. Так всегда чувствуешь себя рядом с некой непривычной и масштабной стихией — горами, морем…


Старое и новое — рядом. Патина времени.

Сгоревшие и покосившиеся дома. Новые гостиницы и свежевыстроенные хоромы.


Улица старого Переславля.

Цветы, в горшках на окнах и цветы, растущие на крышах.



Старый дом.

Храмы, сверкающие новизной и храмы запущенные. На тихих улицах — много детей и бабушек в халатах и тапочках.

В кафе — уже несколько позабытое советское обслуживание. На весьма вкрадчиво заданный вопрос — «- Извините, а третий стакан будет?» получил ответ молодой официантки: «- Ну у меня же две руки!»

Впрочем, вторая официантка была не в пример первой вежливее: «Возьмите, пожалуйста»

В небольшом городе (немного больше 40 тыс.жителей) — 4 действующих монастыря (два мужских и два женских) и 7 (столько насчитал) действующих приходских храмов.

В монастырях открыты для почитания свв. мощи прославившихся там подвижников.

Знаменский храм

Может возникнуть иллюзия, что Переславль в XX веке пострадал мало. Но нет, в годы гонений от безбожной власти погибло 17 переславских приходских храмов — т.е. почти 2/3.


Знаменский храм.

Сейчас на месте разрушенных храмов стоят поклонные кресты. А вот Знаменский храм выстроен заново.

И восстановление продолжается.



Новый колокол у храма Сорока мучеников.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. В нем крестили св. Александра Невского. Внутри прохладно, прибрано, высоко, пустынно; свод и стены без росписей. Пускают по билетам. Служительница говорит, что храм освящен, но принадлежит музею и лишь иногда там служат.



Спасо-Преображенский собор.

Впрочем, ведь и в знаменитые греческие монастыри в Метеорах пускают за деньги… Содержать-то надо на что-то.

На городских улицах бросается в глаза большое количество подростков лет 10-13 . Прямо на лужайке у Спасо-Пребраженского собора такая ребятня устроила футбольный матч, в котором мой 12летний Иван (большой любитель футбола) тут же принял активное участие.

Владимирский собор

Владимирский собор. У этого храма — богатая и не очень счастливая история.


Владимирский собор.

Строился он как собор Сретенского монастыря, потом стал приходским, потом начал служить городским собором — все же древний Преображенский — совсем небольший… Ну а потом храм был закрыт, стройная колокольня — разрушена и стал собор служить новой власти… хлебопекарней. Сейчас в нем выставка-продажа изделий местных художников. Грубо побеленные стены. Неуютно в исковерканном храме. И только в одном маленьком приделе уже возобновилась молитва…

Храм Петра-Митрополита — изящный, древний, шатровый, середины XVI века.



Храм Петра-Митрополита.

Увы, запертый и запущенный. На крыше прорастают деревья.



Храм Петра-Митрополита. Запустение.

А ведь в храме есть свой новомученик — в 1918 году ее настоятель священник Константин Снятиновский был убит восставшими безбожниками.

Заметно, что сейчас в городе немалая доля населения — православные. Даже в кафе, где мы перекусывали, за соседним столиком оказалась большая православная семья (а точнее, видимо, несколько родственных семей) — с детьми разных возрастов. Радостные простые современные русские люди…

Монастырский Переславль в основном уцелел. В Горицком монастыре когда-то иноком и священником был прп. Димитрий Прилуцкий. В XVII-XVIII века монастырь стал самой масштабной и даже великолепной городской обителью.



Горицкий монастырь. Входные ворота.

Он, никогда не разрушавшийся, ныне находится, увы, в довольно запущенном состоянии.



Горицкий монастырь. Общий вид с колокольни.

В монастыре еще с 1920х гг. размещен художественный и краеведческий музей. Однако, то там, то здесь на крышах пробиваются деревья, облетает покраска стен.


Успенский собор Горицкого монастыря.

Ветшают резные иконостасы, осыпаются росписи собора, Вообще, вид неосвященного храма, куда пускают за деньги, вызывает грусть. Состояние неполноты, разорения, сиротства.


Интерьер Успенского собора

Музей, конечно, прекрасный. Несколько залов больших великолепных икон письма 16го века из Переславских обителей и храмов. Отдельная очень интересная выставка — резных изображений и деревенских домотканых одежд.

Единственной большой утратой монастырского Переславля был собор Никольского монастыря.

Эта обитель в низинной части города основана в XIV веке св. Дмитрием Прилуцким. Посетил его однажды и прп. Сергий Радонежский. С начала 20го века монастырь стал женским.

В годы гонений весь монастырский комплекс был капитально загажен и попорчен. Однако сейчас это самое благоустроенное место города. Собор (в стиле Ростовского зодчества XVI-XVII вв.) был полностью выстроен заново всего несколько лет назад.

Редкий случай, когда новый храм настолько вписался в силуэт древнего города, в монастырский ансамбль.


Собор Никольского монастыря.

С 12 июня нынешнего года в соборе у амвона стоит драгоценный Корсунский Крест — древняя святыня Никольской обители, двухметровое произведение древнерусских ювелиров. Крест выполнен в конце 17 века, покрыт золотыми пластинками, украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников. Он содержит мощи многих святых: Иоанна Предтечи, ап. Павла, свт. Василия Анкирского, мч. Виктора, вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, мц. Христины, Марины, русских святых — свт Игнатия Ростовского, блгв. Кн. Василия Ярославского и др.

Сотрудники музея внимательно инспектируют то, как охраняется Крест — как раз при нас монахиня показывала двум сотрудницам музея сохранность пломб на стеклянном ковчеге-киоте.

Также, в монастырском соборе находятся обретенные мощи свв. прп. Корнилия и благов.кн. Андрея Смоленского. Вся территория обители представляет собой большой сад.



Никольский монастырь. Двор.

Никитский монастырь — древнейший, по преданию — еще начала 11го века. Он старше города и построен рядом с Клещиным городищем — предшественником Переславля.


Клещино городище — здесь стоял древний город, предшественник Переславля (ныне — село Городище).

Обитель встретила нас праздничным звоном — скоро должна была начаться вечерняя служба.

Монастырь мужской, не все так прибрано, как в Никольском. Но есть здесь что-то созерцательное, неспешное и очень настоящее… Отъединенность от мира. Тишина и великолепие природы.

Не выгоняют с фотоаппаратами — только просят не фотографировать насельников.

Для женщин приготовлены накидки и юбки.

Сохранилась пещерка прп. Никиты Столпника — прославленного подвижника XII века, бывшего «налогового инспектора» времен князя Юрия Долгорукого.

Мы пришли в храм, в каком-то боковом помещении батюшка беседовал с прихожанином.

В храме — мощи прп. Никиты, древняя икона и вериги святого. К ним прикладываются, храм не пустует.


Никитский монастырь. Часовня над пещеркой прп. Никиты Столпника.

Чувствуется забота о паломниках. Открыта общедоступная трапезная. Там можно подкрепиться чаем, квасом, пирожками и еще очень вкусной никитской коврижкой, а при желании купить монастырскую сметану и мед.

Уезжать явно не хотелось…


Не известно точной даты основания Церкви Петра митрополита, но первые упоминания о ней относятся к 1420-ому году. Тогда церковь была деревянной. Она была поставлена во имя почитаемого в Русском Православии святого - Митрополита Петра.

Позднее церковь была перестроена в каменную - её освятили 27 сентября 1584. Шатровая форма не случайна - именно так выглядели большинство храмов-памятников на Руси. Церковь разделена на два яруса. Нижний ярус изначально являлся тюрьмой, куда заточали попавших в немилость великому князю. Позднее здесь была размещена денежная казна.

Несмотря на то, что церковь несколько раз реставрировали, сегодня она продолжает находиться в аварийном состоянии. Доступ внутрь запрещён, двери заперты.

Симеоновская церковь

Церковь Симеона Столпника выстроена в стиле барокко в 1771 году. В 1724 году она была выстроена из кирпича, так как деревянная сгорела.

Храм выстроен в два этажа: зимняя (внизу) и летняя (наверху). Купол украшают пять глав на тонких барабанах с ажурными крестами. С западной части есть небольшая шатровая колокольня. Шатер виден издалека.

Привлекают внимание и вызывают восхищение роскошные наличники окон. Они различаются ярусами. Больше всех украшены окна на втором этаже, первый и третий ряды тоже богато отделаны. Стены украшены пилястрами и тонкими карнизами. Сбоку от храма расположена небольшая сторожка, которая соединяется с основным зданием аркой.

В 1929 году запретили колокольный звон, так как он мешал расположенному рядом телеграфу, а позже вообще закрыли. В здании основали клуб строителей, потом красный уголок, склад. В 80-х годах в нем открыли театр, а в 90-х храм вернули церкви. Сегодня Церковь Симеона Столпника - самая нарядная церковь Переславля.

Церковь Александра Невского

Церковь была построена в 1740-е годы на средства переславского купца и фабриканта Ф. Угрюмова. Храм являлся частью ансамбля Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря, упраздненного в XVIII в.

Похожие публикации