Тайны лубянки и секретной тюрьмы. Здание фсб Лубянка где

Пожалуй, немногие дома в Москве испытали столько перестроек и столь радикальную смену внешности, как этот, в прошлом роскошный, а затем столь зловещий дом на углу Большой Лубянки и Лубянской площади… Его современный облик ничем не напоминает о бурном историческом прошлом.

Еще в начале XVIII века на Лубянской площади, в том самом месте, где располагается здание ФСБ, были каменный дом и большой двор мингрельских князей Дадиани. Сразу после войны 1812 года этот участок земли с постройками покупает кригсшталмейстер Федор Семенович Мосолов. По наследству участок переходит к его дочерям, а с 1857 года становится собственностью тамбовского помещика, отставного поручика Семена Николаевича Мосолова. В 1880 году дом переходит в собственность сына Мосолова - титулярного советника, известного гравера и художника Николая Семеновича Мосолова. Человек одинокий, он жил один в огромной квартире главного корпуса, а флигеля и дворовые строения сдавались под различные заведения. Одно занимало Варшавское страховое общество, другое - фотография Мебиуса. Тут же был трактир, гастрономический магазин. В верхних этажах находились меблированные комнаты, занятые постоянными жильцами из бывших тамбовских помещиков, проживавших остатки выкупных денег, полученных при освобождении крестьян. Совсем прожившихся стариков-помещиков Мосолов содержал на свой счет.


Николай Семенович Мосолов -(1847 - 1914) Автопортрет

Сам Н.С. Мосолов был известным коллекционером и гравером-офортистом. Он учился в Петербургской Академии художеств, в Дрездене и Париже, с 1871 года имел звание академика. Страстный поклонник голландского искусства ХVII века, он собирал офорты и рисунки голландских мастеров этого времени. Его обширная коллекция включала в себя работы Рембрандта, Адриана ван Остаде и многих других художников и по своей полноте и качеству считалась одной из первых в Европе. В настоящее время большая часть коллекции Н.С.Мосолова находится в Московском музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Собственные работы Мосолова как офортиста высоко ценились знатоками, отмечались наградами на отечественных и зарубежных выставках. Он гравировал живописные произведения и рисунки Рубенса, Рафаэля, Рембрандта, Мурильо, Веронезе, а также русских художников, своих современников - В.В.Верещагина, Н.Н.Ге, В.Е.Маковского и других.
Подробнее об этом: «Под знаком Рембрандта». Художественное собрание семьи Мосоловых
http://vittasim.livejournal.com/72225.html

В конце ХIХ века на Большой Лубянке многие владения скупались страховыми компаниями под строительство своих контор и дорогих доходных домов. Не случайно, что именно на Лубянку обратило свой взор одно из крупнейших страховых обществ того времени - "Россия", основанное в 1881 году в Санкт-Петербурге.

12 апреля 1894 года была оформлена купчая, согласно которой Мосолов уступал обществу "Россия" за 475 тысяч рублей серебром свое владение общей площадью 1110 квадратных саженей со всеми постройками. Общество "Россия" тут же обратилось к московским властям с просьбой о дозволении снести все находившиеся на участке строения, а на их месте построить новое каменное пятиэтажное здание с квартирами для сдачи внаем. Городские власти не возражали.

На проектирование нового здания был объявлен открытый конкурс, в результате которого лучшим был признан проект архитектора Н.М.Проскурнина, и по нему началось возведение дома (в проекте принимали участие П.К. Бергштрессер и А.А. Гимпель). Затем "Россия" решила купить еще один угловой участок, по Малой Лубянке 2, также выходящий на Лубянскую площадь. Это приобретение породило идею постройки сразу двух домов - в едином стиле на двух участках, разделенных улицей Малая Лубянка. К строительству зданий привлекли академика архитектуры А.В. Иванова (автора гостиниц «Националь» и «Балчуг»), который, совместно с в Н.М.Проскурниным (который был "штатным" архитектором Общества "Россия"), и выполнил поставленную задачу. К 1898 г. большое здание было построено. Крышу его украшали башенки, центральную башенку с часами украшали две женские фигуры, символизировавшие Справедливость и Утешение. Второй дом в четыре этажа был построен вдоль Малой Лубянки в 1897–1900 годах.

Первые два этажа большого дома были полностью отданы под торговлю. Здесь находились магазины - книжный (Наумова), швейных машин (Попова), кроватей (Ярнушкевича), пивная лавка Васильевой и Воронина и другие. На третьем-пятом этажах располагались 20 квартир, по 4-9 комнат каждая. Арендатор такой квартиры платил до 4 тысяч рублей арендной платы в год, в то время как прочие подобные квартиры в Москве стоили вдвое, если не втрое дешевле.

После переезда в марте 1918 года Советского правительства из Петрограда в Москву в доме 11 по Большой Лубянке (принадлежавшем страховому обществу "Якорь") расположилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Что касается домов общества "Россия", то их чекисты облюбовали чуть позже. В соответствии с декретом Совнаркома в декабре 1918 года были ликвидированы все частные страховые общества, в том числе и "Россия", а их имущество и недвижимость национализированы. Первоначально, в мае 1919 года, здание на Лубянке было передано в ведение Московского совета профсоюзов, а затем, буквально через несколько дней, передано ВЧК, которая в течение двух месяцев со скандалом выселила из него всех квартиросъемщиков. В сентябре 1919 года часть дома заняли первые представители Особого отдела Московской ЧК. А через несколько месяцев в его стенах обосновался Центральный аппарат ВЧК.

Кроме двух домов общества "Россия" квартал между Лубянской площадью и Фуркасовским переулком занимало еще несколько зданий, которые тянулись вдоль Фуркасовского переулка. Все вместе строения образовывали в плане обширный квартал, внутри которого стояло еще одно строение -- меблированные комнаты "Империал".

Вот на этот обширный комплекс зданий положили глаз чекисты во главе с Феликсом Дзержинским. Комнаты доходных домов заняли сотни сотрудников. А бывшие нумера "Империал" превратились в знаменитую внутреннюю тюрьму.

С этого времени дома на Лубянке переходят в ведение ВЧК, затем его наследников - ОГПУ, НКВД и МВД (в период объединения ведомств внутренних дел и госбезопасности), НКГБ и МГБ (в период существования отдельных ведомств госбезопасности), а с 1954 г. - КГБ СССР. После 1991 года здесь располагаются главные российские спецслужбы, с 1996 года - ФСБ.

К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат, поэтому прямо за зданием общества "Россия" по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932-1933 годах по проекту архитекторов А.Я. Лангмана и И.Г. Безрукова строится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле. Своим главным фасадом новый дом выходит на Фуркасовский переулок, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка слилась воедино со старым зданием общества "Россия". Одновременно старое здание было надстроено на два этажа, а внутренняя тюрьма -- на четыре. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами.

С приходом на Лубянку нового наркома Лаврентия Берии начинается новый этап реконструкции. Проектирование работ было поручено одному из самых маститых архитекторов той поры - строителю Мавзолея А.В. Щусеву. У зодчего возникла идея объединить воедино два здания, разделенные Малой Лубянкой, с превращением части Малой Лубянки от Лубянской площади до Фуркасовского переулка во внутренний двор. Проектирование нового здания началось в 1939 году. В январе 1940 года эскизный проект был утверждён Берией.

Но приступить к реконструкции здания помешала война. Работы по перестройке и реконструкции правой части здания и застройке Малой Лубянки были начаты только в 1944 году и завершены в 1947. Левая же часть здания, хотя и была надстроена 2 этажами еще в 1930-х, в общем сохраняла многие исторические детали и общий прежний стиль.

Главной достопримечательностью и визиткой Лубянки является монументальное старое здание ФСБ. Эта могущественная организация не раз меняла свое название и обросла, как и само легендарное здание, множеством слухов и легенд. Иностранцы увлеченно слушают рассказы гида о замученных в застенках тысячах людей, а россияне по привычке с опаской поглядывают на серую громадину, называя ее за глаза “проклятый дом” или “госужас”. История “Большого дома”, вошедшего в легенду, известна немногим, а ведь она не менее колоритна, чем летопись отечественных спецслужб.

КРОВАВАЯ ПАМЯТЬ МЕСТА

Территория между Лубянской площадью и Сретенскими воротами известна с XII века под именем Кучкова поля и связана с именем непокорного боярина Кучки, который встретил великого князя Юрия Долгорукого “зело гордо и недружелюбно”, за что и был предан смерти. Так что первое упоминание о Москве последовало вслед за казнью, и отрубленная голова боярина упала на место будущей столицы. Старожилы уверяют: тень гордого боярина до сих пор бродит по улицам и переулкам Лубянки. Время от времени здесь наблюдаются странные “шаровые молнии, вылетающие прямо из-под земли”. С тех пор место это зловещее и пугающее.

О названии Лубянка историки спорят и поныне. Согласно преданию, после насильственного присоединения Новгорода, чтобы уничтожить чересчур независимый дух новгородцев, Иван III переселил более трех сотен наиболее знатных новгородских семей в Москву, на территорию нынешнего лубянского квартала. В память о своем родном городе, где была улица Лубяница, переселенцы принесли в столицу это название.

Здесь в Смутное время ополченцы князя Пожарского дали два победоносных сражения польским интервентам.

Крови пролилось много, зато те навсегда забыли к нам дорогу. Через 200 лет на месте двора князя Пожарского разместилась усадьба московского генерала-губернатора графа Ф.В.Ростопчина. В 1812 г., в день оставления Москвы, здесь был растерзан озверелою толпою неповинный юноша Верещагин. Граф испугался собравшейся перед его домом толпы и перевел стрелку, принеся в жертву невиновного. Пока толпа расправлялась с жертвой, градоначальник удрал с заднего крыльца.

В 1662 году Лубянка стала эпицентром Медного бунта. Восстание было жестоко подавлено, а 30 зачинщиков бунта были казнены на Лубянской площади - расплата настигла бунтовщиков на том же месте, где они провинились. Снова на этом месте пролилась кровь.

На Лубянке при Варсонофьевском монастыре было устроено “убогое” кладбище, где хоронили безродных, нищих и самоубийц. В подвале “мертвецкого” сарая была устроена глубокая яма со льдом, куда складывали тела безвестных покойников. Дважды в год приходил священник, служил панихиду по всем умершим, и их сообща хоронили в общей могиле.

На углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки в XVIII в. начиналось огромное владение Салтычихи - “мучительницы и душегубицы”, замучившей до полутораста крепостных. В глубине двора стоял ее дом-застенок, охраняемый свирепыми караульными и голодными псами. Обыкновенно она начинала “наказывать” дворовых девок сама, нанося побои скалкой, палками, поленьями, раскаленным утюгом. Затем по ее приказанию конюхи били провинившуюся кнутом и плетьми. В случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых девок на морозе, обливала кипятком, пытала горячими щипцами. “Урод рода человеческого”, - написала Екатерина Великая на приговоре Салтычихи.

После суда и заточения Салтычихи в Ивановский монастырь это залитое кровью владение кочевало из рук в руки, пока не перешло к прославившемуся своим милосердием к беднякам доктору Гаазу. Четверть столетия “отбеливал” эту землю святой доктор, искупая чужое преступление.

Поговаривают, что именно в лубянских подвалах Салтычихи спрятаны ее несметные сокровища. Сегодня на месте легендарной усадьбы - владения ФСБ.

ГЛАЗА И УШИ РЕЖИМА

На углу Мясницкой и Лубянки располагалось страшное детище Петра I - Тайная канцелярия. В 1762 году воцарившаяся Екатерина II учредила Тайную экспедицию, которая помещалась здесь же в начале Мясницкой.

Обер-секретарем Тайной экспедиции был назначен сыскных дел мастер Степан Иванович Шешковский. Его боялись и люто ненавидели, называя за глаза “вездесущим”. Он создал такую агентурную сеть, что мог в любой час доложить Екатерине о поступках и замыслах ее подданных. Темными потайными переходами обер-секретаря провожали в личные апартаменты императрицы, где она выслушивала его доклад. Екатерина при всей ее терпимости иногда выходила из себя, слыша от Шешковского сплетни о своей особе. Ею был даже издан особый “Указ о неболтании лишнего”, в котором категорически запрещалось распространять слухи, “порочащие честь и достоинство” государыни. Но порой и это не помогало обуздать языки. И тогда Екатерина посылала за Шешковским.

Он создал целую систему допроса с пристрастием, про которую рассказывали ужасы. “Вежливого” голоса Степана Ивановича боялись все: болтуны и светские дамы, либералы и картежники, масоны и должники. Все имели грехи и все верили, что Шешковский об этих грехах знает. Говорили, что даже великосветские дамы за сплетни пробовали кнут из его рук. Допрос обер-секретарь производил в комнате, уставленной иконами, и во время стонов и раздирающих душу криков читал молитвы. Злые языки шептали, будто за взятки он освобождал от наказаний и нажил таким путем несколько домов в обеих столицах. В этих зданиях он приказал оборудовать подвалы и пыточные.

Молва гласила, что в кабинете “вездесущего” находилось кресло особого устройства. Как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться. По знаку Шешковского кресло опускалось под пол. Только голова и плечи виновного оставались наверху, а все прочее тело висело под полом. Там слуги отнимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не видели, кого наказывали. Все заканчивалось тихо и без огласки. Ни один вельможа не посмел пожаловаться императрице, ведь для этого пришлось бы сознаться, что он был выпорот как последний мужик. После такой унизительной экзекуции гость выкладывал все, что требовалось обер-секретарю.

Но нашелся человек, сумевший отомстить за свою поруганную честь. Он силой усадил Шешковского в страшное кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось. Слуги привыкли к душераздирающим крикам, и с “честью” выполнили свою работу. Слух о конфузе “вездесущего” облетел всю Россию. Суеверные москвичи уверяли, что это отомстили ему за невинно пролитую кровь подземные духи Москвы, раздосадованные зверствами грозного вельможи.

ЛУБЯНСКИЕ ДУХИ

Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви Гребневской Божией Матери, что стояла на Лубянской площади, и обнаружил там подземную галерею и белокаменные тайные ходы. Под каменными полами были найдены замурованные кирпичные склепы, гробы, женские парики, шелковый саван, туфли и золотой крест. Под верхним рядом погребений XVIII в. обнаружили еще два уровня могил (XVII и XVI вв.).

Король репортажа Гиляровский рассказывал, что при сносе “дома ужасов” в начале XX в. открылись мрачные подвалы со скелетами на цепях, в стенах - каменные мешки с останками узников. Забитый землей подземный ход привел его в одну из тюрем Тайного приказа, где были обнаружены темницы и пыточные. Своды, кольца, крючья. Когда в этих застенках пытали с пристрастием, то крики несчастных доносились до Кремля. По ночам москвичи видели на стенах здания какие-то светящиеся блики. Знатоки объясняли, что это духи темницы, не выдержав страданий людей, выходят наружу. Поговаривали, что по ночам здесь можно было увидеть привидения замученных и тайно погребенных арестантов.

Храм снесли спешно, ночью, приурочив его гибель к 1 мая 1935 г., аккурат в Вальпургиеву ночь. Шахта №14 Мосметростроя прошла через подземелье церкви. Были обнаружены подземные ходы к подвалам на Лубянку (в том числе к легендарному зданию чекистов). При строительстве подземного гаража КГБ неподалеку от места, где стояла церковь, нашли сразу два тайных хода, выложенных из белого камня, каменные мешки и пыточные застенки. В 1980-х годах на месте храма выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ. Охранники центра не раз жаловались на непонятные полночные звуки, раздающиеся словно из-под земли, и необъяснимые светящиеся блики в лабиринте лубянских подвалов.

Согласно народным преданиям, при каждом новом переезде грозного учреждения следом перебирались старые привидения и духи. Поговаривали, что вывелся особый вид нечисти, которая не просто откликается на стоны и крики мучеников, но и набирается от их звуков силы. После того как сломали старое здание, духи “на крик и стон” переселились в соседнее здание ВЧК-ГПУ. Хоть и заявляли громогласно чекисты, что не верят во всякую чертовщину, а по ночам иногда вздрагивали от доносившихся из подвалов стонов. Рассказывают, как “крошка нарком” Николай Ежов, заслышав по ночам подозрительные шорохи, палил из нагана в темные углы своего кабинета. Когда Ежова арестовали, то обнаружили пулевые отверстия в полу и на стенах кабинета.

Известный чекист Генрих Ягода был яростным врагом суеверий и “мистического дурмана”, однако, по слухам, и он боролся с “лубянскими духами”, тайком от подчиненных плескал на пол и на стены кабинетов изготовленную самолично отраву. Еще в 1933-1934 годах Ягода, в прошлом фармацевт, организовал в недрах ОГПУ-НКВД секретную лабораторию по производству ядов для устранения “врагов народа” сначала за границей, а затем и внутри страны. На Лубянке создавались специальные яды, приводящие к моментальной или быстрой смерти с имитацией симптомов других болезней. Поговаривали, что за несколько часов до ареста ему вдруг послышался таинственный тихий голос: “Бей свои склянки, они тебе уже не понадобятся”. После его ареста в кабинете обнаружилось множество стеклянных осколков.

Лаврентий Берия проявил себя несгибаемым атеистом. Таинственные стоны, вздохи и шорохи не смущали нового наркома. В таких случаях он начинал читать стихи или громко петь. А с генералом Виктором Авакумовым у лубянской нечистой силы установились панибратские отношения. Тот любил по ночам в одиночку выпивать у себя в кабинете и всегда оставлял на шкафу недопитую бутылку водки или коньяка. Утром это бутылка, разумеется, была пуста.

В знаменитом доме на Лубянке и сегодня отмечаются необъяснимые странные явления: то непонятные тени ползают по стенам, то не своим голосом звонит телефон или деловые бумаги неожиданно оказываются не в той папке. Ушедшие в запас сотрудники по секрету рассказывают, как некоторые их бывшие коллеги тайком обрызгивали свой кабинет “на четыре угла” спиртными напитками или святой водой: так, на всякий случай.

ГОССТРАХ ИЛИ ГОСУЖАС?

В марте 1918-го ВЧК вместе с правительством перебралась из революционного Питера в Москву. Вскоре слово “Лубянка” приобрело зловещее звучание. Верные стражи революции - чекисты вселились в здание бывшего страхового общества (СО) “Якорь” на Большой Лубянке, 11. Здесь же на 2-м этаже находился кабинет ее первого председателя - Ф.Э.Дзержинского, в котором стоял огромный неподъемный стальной сейф. Он и поныне стоит на прежнем месте. Однажды напряженную работу первого чекиста прервала внезапно влетевшая в окно ручная граната. Дзержинский резво выскочил из-за стола и моментально скрылся в металлическом сейфе. Прогремевший вслед за этим взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены. Но сейфу не причинил никакого вреда. Согласно легенде, именно после этого чудесного спасения соратники стали называть своего шефа “железным”. А уже потом биографы обосновали этот псевдоним железной стойкостью рыцаря революции.

С легкой руки чекиста-мистика Глеба Бокия в 1920 г. ВЧК и позднее КГБ обосновались в Москве на Лубянской площади в здании бывшего страхового общества “Россия”. Здесь в бывшей гостинице, спрятанной в глубине двора, расположилась знаменитая “Нутрянка” - Внутренняя тюрьма ВЧК-ОГПУ-НКВД. Москвичи стали неосторожно шутить: “Был Госстрах, а стал Госужас”. Здание, прежде принадлежавшее СО “Россия”, держало в страхе всю Россию.

К концу 20-х г. в стенах легендарного дома чекистам становится тесно, и здание реконструируется. Прямо за ним, со стороны Фуркасовского переулка, было построено новое здание, имеющее в плане форму буквы Ш, как бы говорящее “Ша!” всем сюда попавшим. Была реконструирована и Внутренняя тюрьма - к ней надстроили еще 4 этажа. Проблему прогулки заключенных архитектор решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах.

В Москве в 30-е годы, как ни странно, продолжали шутить. Например, так: “Какое здание выше всех в Москве? Ответ: Лубянская пл., 2. С его крыши видно Колыму”.

В соседних флигелях располагались трактир Гусенкова и магазин Генералова, известный своими свежайшими продуктами. Рассказывают, что впоследствии следователи поглощали на глазах голодных допрашиваемых бутерброды с черной икрой и ветчиной, клятвенно заверяя их, что стоит только все подписать - и им принесут все то же самое.

В 1940-1947 годах чекистам снова стало тесно, и началась очередная реконструкция по проекту маститого архитектора, создателя ленинского Мавзолея А.В.Щусева.

В 1961 году прекратила свое существование Внутренняя тюрьма. Последним арестантом, которого видели ее стены, стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы была переоборудована под столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ. На закате эры Андропова окончательно оформляется Лубянская площадь. Слева, на месте кровавой усадьбы Салтычихи, было построено новое монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства. А справа - вырос ВЦ КГБ.

В 1926 году, сразу же после смерти Ф.Э.Дзержинского, площадь и улица Большая Лубянка были переименованы в его честь. В 1958 г., в самый разгар “оттепели”, в центре площади, носившей имя первого чекиста, был установлен памятник Дзержинскому. Памятник простоял ровно 30 лет и 3 года - в августе 1991 г. он был низвергнут под ликование толпы. Стоит теперь себе на Крымском Валу в окружении поверженных соратников. Площади было возвращено старое название - Лубянская.

В следующем выпуске “Зазеркалья” мы расскажем о страшных тайнах Лубянки, лабиринте “ужаса и крови” и тайне смерти “железного Феликса”.

  • Другие названия: КГБ / НКВД / ВЧК
  • Дата постройки: 1898 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: А. В. Иванов, Н. М. Проскурнин, В. А. Величкин, реконструкция А.В. Щусев
  • Адрес: Большая Лубянка ул., 2
  • Метро: Лубянка
  • Координаты: 37°37′42.03″E; 55°45′38.56″N

Одно из самых красивых и зловещих зданий на Большой Лубянке было построено в 1898 г. для крупнейшего страхового общества "Россия".

Участок под строительство страховое общество приобрело в 1894 году у помещика Н.С. Мосолова. Тогда же с позволения властей были снесены все старые постройки, а их месте архитектором А.В. Ивановым (автор гостиниц "Националь" и "Балчуг") в сотрудничестве с Н. М. Проскурниным и В. А. Величкиным было построено новое пятиэтажное здание, предназначенное для сдачи внаем. На крыше дома находились башенки, а центральную башенку с часами украшали две женские фигуры, символизировавшие Справедливость и Утешение. Через улицу Малая Лубянка в 1900-1902 годах в общем стиле с первым зданием был построен второй дом. Автором проекта вновь выступил А. В. Иванов. Помещения обоих зданий сдавались в аренду. Первые два этажа занимали различные магазины и лавки, а на остальных располагались квартиры, арендная плата которых была в 2-3 раза выше обычных по Москве.

В 1918 году, когда были ликвидированы все страховые общества, а их имущество и недвижимость национализированы, здание на Большой Лубянке было передано Московскому совету профсоюзов, но буквально через несколько дней сюда вселилась ВЧК. До 1991 года бывший доходный дом страхового общества "Россия" оставался основным зданием органов государственной безопасности РСФСР и СССР.

К концу 20-х годов ведомство расширилось, что потребовало увеличения площадей. Новый корпус в стиле конструктивизма появился в 1932-1933 годах. Здание, сооруженное по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Безрукова, было пристроено к дому ОГПУ. Вместе с этим главное здание было надстроено двумя этажами. Следующая реконструкция по проекту архитектора А.А. Щусева прошла в 2 этапа. Перестройка и реконструкция правой части здания с застройкой Малой Лубянки длилась с 1944-го по 1947-й год. Современный облик здание приобрело лишь в 1983-й году, после проведения очередной реконструкции, проведенной по задумке Щусева.

Из-за расположения здания КГБ на Лубянской площади ее название стало ассоциироваться с чекистскими структурами и службами безопасности.

Долгое время на площади стоял памятник основателю ВЧК/ГПУ Феликсу Дзержинскому. Но после падения советской власти скульптуру перенесли в Парк Искусств рядом с Крымским мостом. Ближе к зданию Политехнического музея был установлен другой памятник - жертвам политических репрессий. Это камень привезен с Соловецких островов, мест ссылки и заключений.

Федеральной службе безопасности в настоящее время принадлежит не только этот наиболее значимый дом на площади, но ряд других зданий в соседних кварталах, где среди прочих находится и общественная приемная ФСБ.

Слово "Лубянка" в Советском Союзе стало нарицательным и долгое время имело зловещее значение. Со зданием на Лубянке связано огромное количество слухов, небылиц и тайн. В советское время шутили, что самое высокое здание Москвы - КГБ на Лубянке. Мол, из его окон Сибирь видно.

Здание органов госбезопасности на Лубянке - основное здание органов государственной безопасности РСФСР и СССР в период с 1919-го по 1991-й год. В разные годы здесь располагалась штаб-квартира ВЧК, НКВД, ОГПУ и КГБ СССР, сейчас здание занимает ФСБ РФ.

Здание занимает целый квартал на Лубянке и фактически представляет собой результат самой радикальной перестройки и реконструкции существовавшей на его месте застройки.

В 1897-1902 годах по проекту архитекторов Александра Иванова и Николая Проскурина на участках, выходящих на Лубянскую площадь и разделённых улицей Малая Лубянка, по заказу страхового общества "Россия" были построены 2 доходных дома в стиле неоклассицизма с необарочными деталями. Оба здания сдавались под квартиры и торговые помещения.

Фото: доходные дома страхового общества "Россия" на Лубянской площади в 1910-1911 году, pastvu.com

После Революции все частные страховые общества были ликвидированы, а их имущество национализировано. Изначально передать дома страхового общества "Россия" планировали Московскому совету профсоюзов, однако, в 1919 году здания отдали Центральному аппарату ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР). Помимо домов страхового общества "Россия", ведомство получило и ряд других зданий, расположенных в квартале. С этого момента комплекс и стал обителью органов госбезопасности - впоследствии здания на Лубянке использовались только преемственными ВЧК ведомствами: ОГПУ, НКВД, МГБ и НКГБ, КГБ.

Вскоре разросшийся аппарат спецслужб потребовал расширения помещений, и в 1928-1933 годах со стороны Фуркасовского переулка к существующему зданию (которое между делом надстроили на 2 этажа) пристроили Ш-образный корпус, возведённый по проекту Аркадия Лангмана и Ивана Безрукова в стиле конструктивизма. Этого оказалось мало, и в 1939 году Алексей Щусев по заказу ведомства представил новый проект расширения, предусматривающий объединение существующих строений и подведение их под единый фасад со стороны Лубянской площади. Часть Малой Лубянки при этом становилась внутренним двором комплекса.

Осуществлению нового проекта помешала война, и к его реализации вернулись в 1944, причём полная реконструкция здания заняла почти 40 лет: его правую часть перестроили в 1944-1947, а левую завершили лишь в 1986 - всё это время здание имело асимметричный вид.

Фото: здание КГБ СССР на площади Дзержинского (Лубянской площади) в 1972-1973 году, pastvu.com

Единый фасад обновлённого комплекса решён в большем масштабе, чем фасады зданий страхового общества "Россия", и выглядит менее декоративным, однако, не лишён элегантности: нижние этажи отделаны серым гранитом, верхние выполнены в желтоватом цвете и украшены пилястрами. На вершине здания размещены часы, кроме того, в разных местах на фасаде размещены медальоны и барельефы с советской символикой.

Дурная слава здания

Будучи штаб-квартирой органов госбезопасности РСФСР и СССР от ВЧК до КГБ, здание на Лубянке в конечном итоге получило плохую репутацию и стало символом советских репрессий, сделав нарицательным сам топоним "Лубянка".

С 1920-х годов здесь располагалась внутренняя тюрьма, где держали заключённых, подозреваемых в преступлениях против советской власти. Высказываются мнения, что в подвалах здания - в случаях, если заключённому выносился смертный приговор - осуществлялись расстрелы, но доподлинно это неизвестно; на крыше, согласно распространённой городской легенде, располагался прогулочный двор. В 1961 году внутренняя тюрьма была закрыта и переоборудована под столовую, а из камер сделали новые кабинеты для сотрудников.

Закрепившаяся за комплексом на Лубянке дурная слава выражалась и в народном фольклоре. Например, в советские годы в народе ходила такая шутка: "Какое здание самое высокое в Москве? На Лубянке - с его крыши видно Сибирь и Колыму".

На сегодняшний день здание принадлежит органам госбезопасности Российской Федерации - в нём размещается ФСБ - однако, уже не является основным зданием службы: эта роль перешла к серому корпусу, построенному в 1980-х годах на противоположной стороне улицы.

Здание органов госбезопасности на Лубянке находится на улице Большая Лубянка, 2 (выходит на Лубянскую площадь). Добраться до него можно пешком от станции метро "Лубянка" Сокольнической линии.

Бывший жилой дом спортивного общества «Динамо» с клубом и магазином.
Построен в 1928–1932 гг. Архитекторы И.Я. Фомин и А.Я. Лангман.

В XVIII – первой половине XIX в. владение принадлежало известным фамилиям (Голицыны, Бородины, Гиппиус), а в 1855 г. было куплено Московской 3-ей мужской гимназией.

После 1917 г. участок перешёл в ведение ОГПУ. В 1928–1930 гг. историческая застройка XVIII–XIX вв. была разобрана и на её месте по проекту архитекторов И.А. Фомина и А.Я. Лангмана построен комплекс административных и жилых зданий общества «Динамо», где разместились клуб им. Ф.Э. Дзержинского и гастрономический магазин.

Новый разноэтажный административно-жилой комплекс, зафиксировавший исторические рубежи, занял практически всю территорию участка. Архитектура фасадов выполнена в соответствии с принципами конструктивизма.
Согласно первоначальному проектному предложению Фуркасовский переулок должен был застраиваться с двух сторон симметрично расположенными зданиями, акцентированными четырнадцатиэтажными башнями, но была осуществлена застройка лишь одной стороны переулка. Наибольший интерес представляет корпус, расположенный на пересечении ул. Большая Лубянка и Фуркасовского пер. (бывшее здание универмага).
Здесь И.А. Фомин впервые реализовал выдвинутые им принципы «реконструкции классики». В статье «Из моего творческого опыта», напечатанной в 1935 г, в журнале «Архитектура СССР», Фомин пишет относительно здания универмага: «...В универмаге я проверял свою выдумку, перехватил в погоне за монументальностью и сделал композицию тяжеловесной...»
Действительно масштаб семиэтажного дома здесь не прочитывается - колонны подавляют всё здание. На стыке административно-торгового и жилого корпусов поставлена четырнадцатиэтажная башня, которая усиливает контрастную тему в архитектуре комплекса. Южный фасад башни акцентирован угловыми балконами. Композиция фасадов жилого здания решена предельно лаконично: оконные проёмы с горизонтальными тягами разбивают плоскости стен - ровных со стороны Фуркасовского пер. и ул. Малой Лубянки и изящно выгнутой на восточном (дворовом) фасаде.
В скруглённом крыле жилой зоны размещались детский сад и столовая. Верхний ярус отводился для зимнего сада с выходом на плоскую кровлю.

Здание предназначалось для служебных помещений и квартир сотрудников ОГПУ и получило название по находившемуся в его нижнем этаже спортивному магазину «Динамо». В 1940 г. жильё и магазин были переведены в новый дом на 1-й Тверской-Ямской, 11.

За проект комплекса административных и жилых зданий общества «Динамо» архитекторы И.А. Фомин и А.Л. Лангман были удостоены первой премии на конкурсе 1928 г.

С 1994 г. до настоящего времени помещение гастронома занимал супермаркет «Седьмой континент». Во время ремонта новые владельцы сохранили исторический облик советского магазина: не тронули гранитный пол и стены. В соответствии с проектом были отреставрированы: живописное панно с видом ВДНХ, лепные карнизы сложного профиля с растительным орнаментом, цветочные лепные розетки, медальоны с серпом и молотом в обрамлении дубовых листьев, деревянная стойка-прилавок винного отдела, потолочные светильники и настенные бра, колонны и стены, отделанные мрамором, лепной декор, входные двери и двери администрации, гранитные полы.

Ныне здание принадлежит ФСБ.

Объект культурного наследия регионального значения.

Похожие публикации