Явление христа марии магдалине год создания. Явление воскресшего христа марии магдалине. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

В Евангелии от Марка сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь после своего Воскресения. Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно - перед самым рассветом, когда фигуры людей видятся только силуэтом, их трудно различить, трудно узнать… Мария увидела у гроба Иисуса, стоящего перед ней, но не узнала Его. Скорбь и слезы не позволяли ей рассмотреть и понять, кто это… Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20:15). Это удивительно проникновенно-трогательное повествование о том, как страшное горе внезапно претворяется в радость: Господь говорит своей преданной ученице: "Мария!" - и она тотчас узнает Его…

В этих заметках мне хотелось бы рассказать немного об иконографии явления Христа Марии Магдалине. Этот волнующий сердце христианина сюжет многократно изображался и в росписях древних катакомб (ибо повествует о воскресении из мертвых), и в Православной иконописи, и в живописи Католической Церкви.

Композиция сюжета "Явления Христа" сложилась одной из первых.

Хотя именно эта фреска из римских катакомб трактуется не только как "Явление Христа Марии", но иногда и как "Исцеление кровоточивой жены". Но, поскольку надписи здесь нет, то вольному искусствоведу - простор для фантазий.

А вот трезвенный взгляд практика-художника сразу оценил лаконизм и законченность композиционного решения. И эта находка прошла сквозь века и изменчивые стили (в разных степенях реализма и маньеризма) и сохранила, тем не менее, свое узнаваемое "лицо".

Иконописную традицию простой композиции двух фигур - коленопреклоненной Марии (слева) и Христа отстраненного, вполоборота к ней (справа от зрителя) - довели до "формулы канона" мастера Критской школы.

Именно эту разработку использовал Феофан Критский в росписи храмa монастыря Ставроникиты:

Повторяли многократно эту иконографическую находку и в поствизантийской иконописи:

Надо сказать, что вне итало-критской школы такая "схема" не использовалась. Композиционные решения этого сюжета, например в сохранившихся росписях балканских храмов XIII-XIV вв., разнообразны и не отличаются лаконизмом. Обычно этот сюжет является частью композиции, включающей другие моменты Евангельской истории о событиях дня Воскресения.

Например, росписи храма Перивлепты Охридской:

Или Грачаницы:

В поствизантийской иконописи были попытки соединить эти две традиции, но результат был не слишком удачен:

По этому же пути двигался и Джотто, но его решение состоит из двух равных половин (в отличие от балканских мастеров, где сюжет "Явления Христа Марии" - не главный, а меньший по занимаемой площади в композиции картины:

Дуччо, в отличие от Джотто (!) использовал древнюю лаконичную схему, но, видимо, в этой простоте ему не хватило деталей, и он увлекся разработкой горок, что несколько отвлекает от сюжета:

И лишь несравненный Беато Анжелико - последний из "могикан" от иконописи - завершил поиски совмещения реализма и "канонической схемы".

Бездушные манекены Андреа дель Сарто (1510):

"Буйство плоти" Бронзино (1560):

Тициан (лучше воздержусь от комментариев…):

Сцена из балета - Шарль де Лафосс (1680):

Русский академизм - А.Егоров (1818):

И закончу все же на не очень грустной ноте: Иванов, наконец, надо отдать ему должное, возвел эти реалистические поиски в степень почти античной патетики (даже, по-моему, переступив грань меры и вкуса в сторону излишней "гламурности"). Но эта картина, безусловно, состоялась как законченное произведение подлинного искусства (в отличие от вышепоставленных сюжетных "картинок" № 9-14)


Фото: Екатерина Шеко

Из истории иконографии Воскресения Христова: жены-мироносицы

Светлое Воскресение Христово - Пасха Господня - в традиционной православной иконографии представлена целым рядом композиций, замечательных как по глубине богословского осмысления события, так и по художественной выразительности, по своему воздействию на зрителя.



Автор: епископ Балашихинский Николай
Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Явление Марии Магдалине

(см.: Ин 20, 11-18; Мк 16, 9-11)

Мария Магдалина плакала у гроба Господа и вдруг увидела двух Ангелов. «Женщина! — сказали они, — что ты плачешь?» Она, вероятно не понимая, с кем говорит, ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его . И тут, обернувшись, увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Она не узнала Его и, думая, что это садовник, сказала Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Тогда Господь обратился к ней по имени: «Мария!» Она воскликнула по-еврейски: «Раввуни!», что значит: Учитель! Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Как свидетельница воскресения Христова, Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей.

Явление женам-мироносицам

(см.: Мф 28, 9-10)

Воскресший Господь явил Себя всем мироносицам, проявившим к Нему такую любовь и верность. Когда они после встречи с Ангелами спешили от гроба, Сам Иисус Христос встретил их и сказал: Радуйтесь! Они в великой радости обступили Его и, упав на колени, ухватились за Его ноги. Тогда Господь сказал им: Не бойтесь! пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Явление двум ученикам по дороге в Эммаус

(см.: Лк 24, 13-35; Мк 16, 12-13)

Тем временем два ученика Господа — Клеопа и Лука — шли из Иерусалима в Эммаус, селение на расстоянии в шестьдесят стадий (около двенадцати километров) от Иерусалима. Они разговаривали между собою обо всем, что произошло в последние дни. И в это время Сам Господь, приблизившись, пошел с ними. Они были не готовы еще поверить в чудо воскресения и не узнали Его. Евангелисты объясняют, что глаза их были удержаны или Сам Господь явился им в ином образе. Господь спросил их: «О чем это вы рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» Клеопа сказал в ответ: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь, что произошло здесь в эти дни? О том, что случилось с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. О том, как предали Его первосвященники и начальники наши на распятие. А мы надеялись было, что Он Тот, Который должен спасти Израиль, но сегодня уже третий день, как это произошло. Правда, некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Некоторые из наших пошли ко гробу и нашли так, как и говорили женщины, но Его Самого не видели».

Тогда Он сказал им: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? Он начал изъяснять пророчества и свидетельства о Нем во всем Священном Писании. Когда они дошли до того селения, Господь сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука удерживали Его, говоря: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». И Он остался с ними и разделил с ними трапезу. Во время трапезы Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но Он стал невидим для них. Они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Тут же ученики поспешили обратно в Иерусалим поведать об этой радости апостолам. Апостолы были собраны вместе из страха перед преследованиями от иудеев. Они готовы были уже поверить им, тем более что о том, что Христос воскрес, свидетельствовал и апостол Петр, которому также явился Господь.

Явление апостолам в тот же день вечером

(см.: Мк 16, 14; Лк 24, 36-49; Ин 20, 19-24)

Когда Клеопа и Лука рассказывали о происшедшем на пути и о том, как Христос открыл им Себя в преломлении хлеба, Сам Господь стал посреди апостолов и сказал им: Мир вам! Двери были заперты из опасения прихода иудеев, и апостолы смутились, подумав, что видят призрак. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему печеной рыбы и сотового меда, и Он, взяв, ел пред ними. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Тогда Господь раскрыл их разум к пониманию Священного Писания.

После этого Он пообещал ученикам, что они примут от Бога силу Святого Духа и станут свидетелями и благовестниками покаяния и прощения грехов для всех народов начиная с Иерусалима. Дунув на апостолов, Господь сказал: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Явление апостолам на восьмой день с Фомой

(см.: Ин 20, 25-29)

Фома, один из двенадцати апостолов, не был в тот вечер со всеми, когда приходил Иисус. Другие ученики рассказали ему, что видели воскресшего Спасителя, но он сказал им: «Если я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в Его раны, не поверю». Прошло восемь дней, и вновь ученики собрались вместе в доме, и Фома был с ними. И вновь, как в тот раз, когда двери были заперты, Господь предстал перед ними и сказал: Мир вам! Потом Он обратился к Фоме: «Подай перст твой и посмотри руки Мои. Вложи свою руку в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим». В восторге Фома исповедовал Его Богом, воскликнув: Господь мой и Бог мой! Господь же сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Господь являл Себя видимым и осязаемым образом тем, кто знал Его во время Его земного служения. Апостолы были свидетелями Его крестной смерти и твердо знали, что их Учитель умер и погребен. Поэтому Он и являлся им после воскресения. Им Он дал осязать Себя и вкушал перед ними пищу, чтобы они, убедившись в том, что Господь воистину воскрес в Своей плоти, смогли засвидетельствовать это всему миру. Однако самое главное для апостолов было — ощущать постоянное незримое присутствие Своего Господа и Учителя, которое Он обещал им на все времена: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Это незримое постоянное пребывание со Христом выразил апостол Павел, говоря: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Это блаженство — верить во Христа не видя Его — Он и имел в виду.

Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства

(см.: Ин 21, 1-23)

Господь повелел Своим апостолам идти в Галилею. Там на Тивериадском море (еще одно название Галилейского озера) Господь опять явился Своим ученикам. Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн Зеведеевы и двое других учеников отправились в лодке ловить рыбу. Всю ночь ловили они, но не поймали ничего. А когда уже настало утро, Господь встал на берегу, но ученики не узнали Его. Господь обратился к ним: Дети, есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: Нет. Он же сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Ученики поступили так, как им велел Господь, и не смогли вытащить сети от множества рыбы. Тогда апостол Иоанн сказал Петру: Это Господь. Услышав это, Симон Петр бросился в море и поплыл к берегу (до берега было около ста метров), а другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою. Когда же вышли на берег, они увидели горящие угли, на которых пеклась рыба, и хлеб. Господь велел им принести пойманную рыбу. Симон Петр вытащил на землю сеть. Крупных рыб там было сто пятьдесят три, и при таком множестве сеть не прорвалась. Иисус позвал учеников: Придите, обедайте. Никто из учеников не осмеливался спросить Его: «Ты кто?» Они знали, что это Господь.

Когда же они обедали, Иисус обратился к Симону Петру: «Симон, сын Ионы! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: Паси агнцев Моих — и спросил Петра еще раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь сказал ему: «Паси овец Моих». И в третий раз обратился к Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что Господь спросил его в третий раз, и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Так Петр, некогда трижды отрекшись от Христа, трижды засвидетельствовал, что любит Его. Получив от Господа повеление пасти верующих, он сам потом учил других пастырей: «Пастырей умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых: пасите Божие стадо, охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет 5, 1-4).

Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь

(см.: Мф 28, 16-20; Мк 16, 15-18)

Также в Галилее Господь явился одиннадцати апостолам на горе. Приблизившись к ним, Господь сказал: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века.

Проникновенная песня из авторского альбома Татианы Лазаренко «Святому Откровению внимая» посвящена чуду явления Воскресшего Христа равноапостольной Марии Магдалине, память которой отмечается 4 августа.
Кем же была Мария Магдалина, сподобившаяся этого чудесного явления?

Предстал Иисус пред скорбящей Марией
«Ты плачешь, о женщина, — молвил, —
Пришла ты ко Гробу с лучами зари,
Великой исполнена скорби».
Глаза на Него не решаясь поднять,
Мария рекла безыскусно
«Ты, верно, садовник, и должен бы знать,
Где тело лежит Иисуса.
Его отнесу я домой, чтоб обмыть
И высушить волосами,
Чтоб миро безценным Его умастить,
В тоске оросить слезами».
Иисус ей ответил: «Утешься, Мария,
Неужто Меня не узнала?
На крестные раны Мои посмотри,-
Я тот, о Ком ты возрыдала».
«Учитель, ты жив?– возопила она, —
Нам так без тебя одиноко»…
Но строго сказал Иисус: «Не должна
Ко Мне прикасаться до срока.
Пока не восшел Я к Отцу Своему,
Ко Мне приближаться не смейте.
Иди и поведай миру всему,
Что встал Иисус из мертвых»
Стихи Татианы Лазаренко
Музыка Сергея Бедусенко
Вокал: дуэт «Фавор»

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Кем была Мария Магдалина?

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии из Магдалы, но предание сообщает, что Мария была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Мария была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни… Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребывала весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником Пасхи. Мария Магдалина Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии, в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам, где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, она беззаветно служила Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества. Согласно Церковному преданию, Мария пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Эфес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там святая Мария закончила земную жизнь и была погребена. В 9 веке ее святые мощи были перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы в честь Марии воздвигнут великолепный храм.

Приготовления женщин галилейских к шествию ко гробу Иисуса Возвратясь в Иерусалим после погребения Иисуса, некоторые женщины, пришедшие с Ним из Галилеи, успели до захода солнца купить благовония и масти, а Мария Магдалина, Мария Клеопова (она же Мария Иаковлева, как мать Иакова) и Саломия, вероятно, возвратились в Иерусалим несколько позже, когда торговля уже была прекращена, и потому только по прошествии субботы, то есть в субботу после захода солнца, купили ароматические масти , чтобы, по обычаю еврейскому, помазать ими тело Иисуса и тем воздать Ему последний долг.

Купив ароматы, женщины эти, которых принято называть женами-мироносицами, не могли тотчас же тронуться в путь ко гробу, потому что наступила уже ночь. И ждали они рассвета, и казалась им эта ночь особенно длинной; и, не дождавшись конца ее, рассчитывая на скорое наступление дня, они пошли при свете полной луны.

Между тем, в эту же ночь, но в каком часу, неизвестно, свершилось величайшее из всех чудес: Христос воскрес!

Ночью, когда все еще спали, воины стерегли вход в пещеру. И вдруг послышалось сильное сотрясение земли: мгновенно отвалился припечатанный к входу камень. И увидели воины на камне какое-то неземное существо в белой как снег одежде, блистающее, как молния. Затрепетали воины от страха; смотрят на необычайное явление и с места тронуться не могут, стали как мертвые. Долго ли продолжалось такое явление – неизвестно; но, придя мало-помалу в себя, воины стали удаляться от пещеры и пошли, конечно, объявить обо всем начальству; некоторые же из них отправились к первосвященникам, которыми были поставлены на стражу.

Явясь к первосвященникам, эти воины рассказали все, что сами видели и слышали. Первосвященники тотчас же сообразили, что если воины начнут всем и каждому рассказывать об этом ночном происшествии, то народ несомненно поверит, поверит, что Иисус воскрес, что Он Мессия, Царь Израилев, и тогда... тогда не сдобровать им, первосвященникам, и всему синедриону. Надо было поскорее что-нибудь придумать для своего спасения; надо склонить этих воинов, этих опасных очевидцев, на свою сторону, но как? И собрали они старейшин, и на совещании с ними порешили привлечь воинов на свою сторону путем подкупа.

После совещания со старейшинами первосвященники просили воинов рассказать, что ученики Иисуса, пришедши ночью, украли тело Его в то время, когда они, воины, спали; причем первосвященники обнадежили их, что если Пилат узнает об этом, то они сами заступятся за них. Покончив на этом, первосвященники довольно денег дали воинам (), чтобы окончательно склонить их на свою сторону.

Воины, взяв деньги, поступили, как научены были. И разнесся слух об этом среди евреев и держался упорно до сего дня , то есть до времени составления Евангелия Апостолом Матфеем (подробности о том, как именно поступили те и другие воины, см. во Введении, с. 46).

Землетрясение было ощущаемо, вероятно, лишь вблизи пещеры, и так как при этом отвалился весьма большой камень, то оно и показалось стражникам великим. Вообще об этом землетрясении, о том, что камень был отвален ангелом, и что гроб оказался после того пустым, Евангелист Матфей мог узнать только от не подкупленных первосвященниками воинов, очевидцев происшедшего, или от тех достоверных свидетелей, которым эти воины рассказывали об этом.

Неверующие в Иисуса Христа как Богочеловека направили все свои усилия к тому, чтобы доказать недостоверность повествований Евангелистов о Его Воскресении. Они прекрасно понимали, что если им удастся подорвать веру в Его Воскресение, то тем самым будет подорвана и вера в Него как Богочеловека, Сына Божия.

Но все усилия их напрасны. Истинность Воскресения Христа доказана, возражения неверующих опровергнуты. Подробности по этому вопросу изложены выше (см. Введение, с. 43–50); здесь же коснемся только замечаний о кажущихся противоречиях в повествованиях Евангелистов.

Примирение кажущегося противоречия в повествованиях Евангелистов

Евангелист Лука свидетельствует, что женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же (в город), приготовили благовония и масти (чтобы, по обычаю еврейскому, помазать ими тело Иисуса); и в субботу остались в покое по заповеди (). То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними (). Евангелист Матфей говорит, что при погребении Иисуса были Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (). Евангелист Марк, говоря о том же, поясняет, что эта другая Мария была Мария Иосиева, то есть мать Иосии. Таким образом, из свидетельства трех Евангелистов нам известно, что Мария Магдалина, Мария Клеопова и другие женщины, пришедшие из Галилеи, в том числе и Саломия, мать Апостолов Иакова и Иоанна, постарались узнать место, куда Иосиф и Никодим положили тело Иисуса. Повествуя об этом, Евангелисты хотели лишь удостоверить, что некоторым женщинам было известно это место; но перечислять поименно всех этих женщин они сочли излишним для своей цели и потому ограничились вышеприведенными указаниями на Марию Магдалину, Марию Клеопову и других, пришедших из Галилеи. Все они купили ароматы или благовония для помазания тела Иисуса. По сказанию Луки, некоторые сделали это, возвратясь в город после погребения, из чего следует заключить, что они возвратились довольно рано, когда еще не начался пасхальный вечер, когда торговля еще продолжалась. Другие же, а именно Мария Магдалина, Мария Клеопова и Саломия, вероятно, вернулись в город несколько позднее, так как купили ароматы лишь по прошествии субботы, то есть в субботу вечером, так как празднование субботы у евреев начиналось с вечера пятницы и оканчивалось с заходом солнца в субботу же; об этом свидетельствует Евангелист Марк, говоря: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его (). И в этом нет никакого противоречия или разногласия. Вероятно, все они вместе тронулись в путь, но пришли ко гробу не одновременно, потому что некоторые шли скорее, спешили прийти первыми, прежде остальных. Этим и объясняется кажущееся разногласие Евангелистов о времени прихода их к погребальной пещере.

Приход Марии Магдалины ко гробу

Евангелист Лука, не поименовывая сначала женщин, шедших ко гробу, а ограничиваясь лишь указанием, что это были пришедшие с Иисусом из Галилеи, говорит: В первый же день недели, очень рано... пришли они ко гробу (). Евангелист Иоанн говорит, что Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно (). Евангелист Матфей повествует, что на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб (), а Евангелист Марк говорит, что Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия... весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца ().

Выражения Евангелистов – очень рано, на рассвете и при восходе солнца – нельзя считать противоречащими одно другому. Как восход солнца, так и рассвет, это очень раннее время дня, начало его; определения времени словами на рассвете и при восходе солнца тоже нельзя считать противоречивыми, так как в южных странах нет тех продолжительных зорь, какие бывают у нас в средней и северной России; там после захода солнца быстро темнеет, равно как и при рассвете скоро восходит солнце. Поэтому одно и то же время можно определить и как настоящий рассвет дня, и как начало восхода солнца. Но с этими определениями времени стоит в несомненном противоречии сказание Евангелиста Иоанна о том, что Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно ; и это противоречие было бы непримиримым, если бы Иоанн сообщил о приходе всех жен-мироносиц; но так как он говорит только о приходе Марии Магдалины, то надо полагать, что она ушла вперед, оставив далеко за собой остальных женщин, и пришла ко гробу, когда еще было темно; другие же пришли позже, но все-таки очень рано, на рассвете, при начале восхода солнца. Евангелист Иоанн, писавший свое Евангелие последним и дополнявший упущенное первыми Евангелистами, не нашел нужным говорить о других женщинах, шедших ко гробу, так как об этом уже было достаточно сказано другими Евангелистами; не стал бы он говорить и о том, что с остальными женщинами шла Мария Магдалина, если бы первые Евангелисты не упустили заметить, что она пришла ко гробу первая, когда еще было темно. Евангелисты Матфей, Марк и Лука, сообщая о приходе женщин ко гробу, не придавали особого значения тому обстоятельству, что Мария Магдалина пришла ранее всех, и потому, перечисляя по именам некоторых из этих женщин, упоминают и Марию Магдалину, как бы приходившую вместе с остальными ко гробу. Евангелист же Иоанн, дополняя их повествования, вносит поправку к их сказаниям, говоря, что Мария Магдалина пришла раньше всех, и делает это потому, что рассказывает о явлении ей Христа, о чем первые Евангелисты умалчивают. Поправка эта имеет особенное значение как сделанная свидетелем-очевидцем: Мария Магдалина, найдя камень отваленным от пещеры, тотчас же побежала к Петру и Иоанну поведать им свое горе и затем вместе с Иоанном опять прибежала к пещере. Следовательно, все, что Иоанн повествует об этом, он знал тогда же от самой Марии, да и сам своими глазами видел то, о чем она говорила ему, то есть отваленный камень и опустевший гроб.

Вообще ни один из Евангелистов не намеревался описать все без исключения события Евангельской Истории; да это было бы даже и невозможно, так как, по словам Евангелиста Иоанна, весь мир не мог бы вместить написанных книг. Поэтому умолчание одного или нескольких Евангелистов о каком-либо событии нельзя принимать за отрицание ими таковых. Для того, чтобы читатели могли сознательно уверовать в действительное Воскресение Иисуса Христа, первым Евангелистам было вполне достаточно рассказать о том, как пришедшие ко гробу женщины нашли его пустым и как после того Христос являлся им и ученикам; подробностям же о том, когда именно пришли женщины ко гробу, кто из них пришел раньше и кто опоздал, а также сколько раз являлся Христос – они, по-видимому, не придавали существенного значения.

Итак, следует признать, что в день, следовавший за субботою, который назывался первым днем недели, а теперь называется воскресеньем, женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, в числе которых были Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия и Иоанна, еще ночью, когда было темно, вышли из Иерусалима с купленными благовонными составами и направились к пещере, в которую было положено тело Иисуса. Слова Иоанна, что тогда еще было темно (), надо понимать в том смысле, что тогда была еще ночь, день еще не наступал; дневного солнечного света не было, но был свет лунный, так как это происходило во вторую ночь после полнолуния, когда луна светит до самого восхода солнца.

Удрученные горем женщины шли тихо, намереваясь лишь к утру дойти до гроба; но Мария Магдалина, как особенно любившая Иисуса, шла впереди их и, быть может, сама того не замечая, отделилась от них и ускоренными шагами пошла одна. Впрочем, есть некоторое основание полагать, что она не одна ушла вперед, так как после того, говоря Петру и Иоанну о том, что унесли Господа из гроба, она добавила: не знаем, где положили Его (). Не шла ли с ней Мария Клеопова?

Поспешный уход ее в Иерусалим к Апостолам

Подойдя к пещере, Мария Магдалина увидела, что камень отвален от гроба (). Не входя в пещеру, она подумала, что тело Иисуса перенесено в другое место; но кем и куда? В страхе и недоумении бежит она назад в Иерусалим, чтобы рассказать об этом Апостолам Петру и Иоанну.

Приход к пещере остальных женщин

Не успела еще Мария Магдалина вернуться из города с Петром и Иоанном, как дошли до пещеры, уже на рассвете, при восходе солнца, остальные женщины. Дорогой они говорили между собой: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (). Этот вопрос озабочивал их потому, что камень был весьма велик (), и отвалить его им было бы не по силам. Но вот, подходя к пещере, они видят, что камень уже отвален кем-то; и вдруг предстали перед ними два мужа (два ангела) в одеждах блистающих.

Явление им ангелов

Они в страхе пали ниц, а явившиеся им два мужа сказали: что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (). Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (). Женщины вошли в пещеру и увидели юношу (ангела) в белой одежде, сидящего на правой стороне. И ангел этот сказал им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (). Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его (). Пойдите же скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите ().

Слова ангела переданы всеми первыми тремя Евангелистами вполне согласно; разноречие касается только числа ангелов и места, где они явились. Евангелисты Матфей и Марк говорят о явлении одного ангела, которого Матфей называет ангелом, а Марк – юношей; Евангелист же Лука говорит, что явились им два мужа. Различие в названиях (ангел, юноша, муж) не имеет существенного значения. Ангелы как невидимые духи должны принять какой-нибудь вид, когда являются людям; но так как в данном случае они явились в ослепительном блеске, вследствие чего пораженные этим чудным явлением женщины наклонили лица свои к земле (), то весьма возможно, что говоривший ангел одним показался юношей, а другим мужем; весьма возможно также, что одни женщины рассмотрели одного только явившегося в таком виде ангела, а другие – двух. Для доказательства действительности воскресения Иисуса было безразлично, один или два ангела явились пришедшим ко гробу женщинам; важно было сообщить, что именно сказал говоривший ангел, а что при этом присутствовал и не говоривший ангел – это не имело никакого значения по отношению к цели повествования; поэтому-то два Евангелиста повествуют об одном говорившем с женщинами ангеле, а третий Евангелист дополняет их повествование указанием и на другого ангела, тут же находившегося.

Относительно места, где сказаны ангелом эти слова, имеется тоже кажущееся разногласие между Евангелистами. Из повествования Луки вовсе не видно, где говорил ангел, в пещере или вне ее. Марк свидетельствует, что явление говорившего ангела было в пещере. А Матфей, хотя и говорит, что ангел отвалил камень от двери гроба и сидел на нем (), но где именно он обратился к женщинам со словами утешения, из его повествования не видно; положим, выражение – подойдите, посмотрите место, где лежал Господь () – дает некоторое основание полагать, что говорил это ангел, находясь вне пещеры, быть может, сидя на камне; но так как камень был отвален до прихода женщин, то можно с большой вероятностью утверждать, что сидящего на камне и блистающего, как молния, ангела видели воины, которые от этого пришли в трепет и стали, как мертвые (), а женщины могли увидеть его уже в пещере. Впрочем, можно допустить и такое положение: ангел явился всем женщинам вне пещеры, при входе в нее, объявил, что Христос воскрес, и предложил войти в пещеру посмотреть, где лежал Господь, чтобы убедиться, что Он воистину воскрес; когда же они вошли в пещеру, то увидели (как говорит Марк) юношу, сидящего на правой стороне; и тут они слышали голос говорившего им (или продолжавшего говорить) ангела, и могли того же ангела, но вновь явившегося им уже в пещере, принятые другого, вследствие чего Лука и говорит, что явилось им два мужа.

Как бы то ни было, но для Евангелистов важно было только установить, что камень был отвален, что гроб был пуст и что причину такой пустоты объяснил явившимся женщинам ангел; было ли два ангела или один, и где именно он говорил, – это не имело для Евангелистов существенного значения. Ведь не полицейские дознания они производили и не протоколы составляли, в которые записываются обстоятельно всякие мелочи и подробности; нет, они сообщили только главнейшие события, которые привели их к убеждению, что Христос действительно воскрес.

Возвращение жен-мироносиц в город

Услышав такую благую весть, женщины вышли из пещеры и побежали в город возвестить о том Апостолам. Тем временем Мария Магдалина успела уже прибежать к Апостолам, Петру и Иоанну, и, входя к ним, с отчаянием воскликнула: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его ().

Приход Иоанна, Марии и Петра

Испуганные этой вестью Апостолы побежали к пещере; но Иоанн был помоложе и бежал скорее, поэтому первый и прибежал; войти в пещеру он почему-то побоялся один и потому только заглянул в отверстие ее и увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибежал и Петр, вошел в пещеру, увидел пелены в одном месте, а платок, которым закрыта была голова, в другом, причем платок был свернут. И пошел Петр назад, удивляясь всему происшедшему. Тогда вошел в пещеру Иоанн, и увидел то же, и уверовал .

По поводу этого выражения – и уверовал – Иоанн Златоуст говорит, что Иоанн уверовал в то, что Христос воскрес. Того же мнения держатся Феофилакт и епископ Михаил. При всем глубочайшем уважении к мнениям святителя Иоанна Златоуста нельзя не допустить и другого толкования: если Евангелист Иоанн после слов – и увидел, и уверовал – говорит: Ибо они (то есть Петр и он же, Иоанн) еще не знали из Писания, что Ему (Иисусу) надлежало воскреснуть из мертвых (), то это пояснение заставляет полагать, что Иоанн, как не знавший из Писания, что Иисусу надлежало воскреснуть, не мог по одной лишь пустоте гроба заключить о том, что Он воскрес; тем более, что раньше, когда Иисус неоднократно говорил Апостолам о предстоящей Ему смерти и последующем за смертью Воскресении, то слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного (Як. 18, 34); к тому же, по сказанию Евангелиста Луки, Петр возвратился от гроба, дивясь сам в себе происшедшему (); а остальным Апостолам слова возвратившихся от гроба женщин, возвестивших им о воскресении Иисуса, показались... пустыми, и не поверили им (). Все это дает основание думать, что Иоанн, увидев пустой гроб и лежащие пелены и плат, уверовал лишь в то, что тела Господа нет во гробе, что Мария Магдалина в этом отношении не ошиблась.

Возвращение Петра и Иоанна в Иерусалим

Итак, осмотрев гроб, Петр и Иоанн возвратились к себе , то есть в Иерусалим, в тот дом, где все они собрались после распятия Иисуса Христа.

Но Мария Магдалина осталась; она хотела добиться истины, хотела узнать, куда же положили Господа? В первый приход свой она не вошла в пещеру; с Апостолами Петром и Иоанном она тоже не входила туда, но только слышала от них, что гроб действительно пуст. После ухода Апостолов она стала у гроба, то есть у входа в пещеру, и плакала и, когда плакала, наклонилась во гроб.

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

Вход в пещеру был, вероятно, ниже человеческого роста, вследствие чего, стоя у входа, нельзя было видеть внутренности ее; чтобы заглянуть в нее, надо было нагнуться, наклониться; сам Евангелист Иоанн, наклонившись , но не входя в гроб (пещеру), увидел лежащие пелены. Так и Мария, когда плакала, наклонилась во гроб, то есть нагнулась, и смотрела, продолжая стоять у входа; и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса ().

На вопрос Ангела – жена! что ты плачешь ? – она с рыданиями и отчаянием ответила: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его ()! Этот вопль истерзанного сердца усилил ее рыдания; слезы стали душить ее, она отклонилась от входа в пещеру, невольно оглянулась назад и увидела Иисуса стоящего перед ней, но не узнала Его (). Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь ? ().

Как Апостолы, даже избранные из Апостолов, не понимали, что Иисусу надлежало умереть и воскреснуть; как для них слова сии были сокровенны, так и Мария не разумела их. Она и подумать даже не могла, что Иисус воскреснет, и потому не обратила внимания ни на пустоту гробницы, ни на ангелов, сидевших у изголовья и подножия ее, а озабочена была лишь желанием узнать, куда же положили тело ее Господа; в таком настроении она даже не узнала Его, когда Он обратился к ней с вопросом о причине ее слез. И, несмотря на это, неверующие решаются говорить, что Магдалина так сильно верила, что Иисус непременно воскреснет, так хотела во что бы то ни стало увидеть Его воскресшим, что дошла до болезненного состояния, при котором видела и слышала то, чего страстно желала, но чего в действительности не было.

Всецело охваченная мыслью о том, что унесли Господа и неизвестно куда положили, она принимает явившегося ей Иисуса за садовника, так как погребальная пещера, в которой положено было тело Иисуса, находилась в саду. Думая, что добрый садовник перенес тело Иисуса куда-нибудь в безопасное от врагов Его место, она обращается к нему с мольбой: »Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его, я лучше тебя уберегу Его ()".

Мария ! – сказал ей Христос знакомым ей голосом. Тут-то она узнала Его, вскрикнула: Раввуни ! – и бросилась к ногам Его.

Бросаясь к Нему, она тем самым обнаружила желание прикоснуться к Нему и не только зрением, но и осязанием познать, что это не дух ее Учителя, а Он Сам.

Христос остановил ее, сказав: не прикасайся ко Мне , верь не осязанию своему, а Моему слову; верь, что Я не дух, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему .

Повинуясь этому велению, Мария тотчас же пошла к Апостолам, которых воскресший Христос назвал братьями. Теперь она поняла, что Христос воскрес, теперь для нее стало ясно все: и отваленный камень, и пустота гроба, и сидевшие там ангелы.

И возвестила она Апостолам, плачущим и рыдающим, что Христос воскрес! Но они не поверили ей.

Явление Христа остальным женщинам

Они пошли и рассказали все виденное и слышанное не только одиннадцати Апостолам, но и всем прочим , любившим Иисуса; и показались им слова их пустыми и не поверили им.

Так окончилось первое утро после Воскресения Иисуса Христа. В это утро Он явился прежде всех Марии Магдалине, а затем и всем остальным женщинам, приходившим к гробу Его. Все они возвестили Апостолам об этих явлениях и о всем, что им довелось видеть и слышать; но показались им (то есть Апостолам) слова их пустыми, и не поверили им .

Обсуждая события этого дня, нельзя не заметить, что Господь не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему и собственным осязанием убедиться, что это не дух, не привидение, а другим женам-мироносицам позволил, и они ухватились за ноги Его. Почему же Господь сделал такое исключение для Марии Магдалины? Точный ответ на этот вопрос может дать только Сам Христос; мы же можем лишь догадываться, предполагать.

Думаю, что из всех учеников и учениц Господа только одна Мария Магдалина обладала сильной верой в Него, такой верой, которая не требовала никаких осязательных доказательств; только она и могла поверить слову явившегося ей Господа, и поверила. Апостолы же и другие ученики и ученицы не обладали такой верой, и им нужны были доказательства Воскресения Христа, не оставляющие никаких сомнений. Не потому ли Господь и явился Марии Магдалине первой? Не потому ли на обеде у Симона-прокаженного Господь сказал, что где бы ни было проповедано Евангелие, будет сказано и о ней?

«Не прикасайся ко Мне! Верь, что это Я Сам, что Я не восшел еще к Отцу Моему! Верь Моему слову, а не осязанию своему!»

Явление Господа Марии Магдалине

После Петра и Иоанна к гробнице снова пришла Мария Магдалина, она стояла у гробницы и плакала. Мария не была столь же рассудительной, как апостолы, и не могла еще понять, что Господь Иисус не украден, но воскрес, а Петр с Иоанном не настолько еще сами утвердились в вере в Его Воскресение, чтобы убеждать Марию. В плаче своем Мария «наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса». Подавленная скорбью о смерти Учителя и исчезновении Его тела, она, возможно, приняла ангелов за людей, незаметно для нее вошедших в пещеру.

Явление Христа Марии Магдалине. Афон, Дионисиат, XIV в.

Ангелы спросили Марию, о чем она плачет. Слыша голос участия, она поделилась с ними своей печалью, словно с простыми людьми: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Едва ли смогла бы женщина так спокойно говорить, если бы признала в них небожителей, едва ли стала бы сообщать о пропаже тела Христа тем, которые, будучи посланы от Бога, сами знали о происшедшем. Услышав приближающиеся шаги, Мария «обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус»: в печали своей она не могла ожидать, что Господь жив и находится рядом. Мария приняла Его за садовника (гробница находилась в саду Иосифа), поэтому, когда Иисус с участием сказал: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?», она попросила: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Мария продолжала плакать и вновь обратила взор к пустующему одру Христа, в безутешном горе не задумываясь, как она, немощная женщина, возьмет Его тело.

Тогда Спаситель совсем знакомым голосом назвал Марию по имени. Любящим сердцем узнав Господа Иисуса Христа, она, обратившись к Нему, в неописуемой радости воскликнула: «Раввуни!» (Учитель!), – и бросилась к ногам Его. Сын Божий, показывая, что с этих пор уже не будет жить среди людей как Человек, но отныне как Бог будет внимать с Небес их молитвам, сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», – не жить среди вас надлежит Мне, а вознестись к Отцу Небесному.

Иисус показал, что ученице невозможно теперь находиться при Нем неотлучно, что пришла пора проповедовать Его Воскресение: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Тех, кого Господь Иисус возлюбил до конца (см. Ин. 13, 1), Он трогательно назвал братьями Своими, показывая духовную близость к ним. У апостолов с Христом и поистине один Отец Небесный, но здесь Христос отличал Сыновство Свое от сыновства апостольского: Он – Сын Божий по естеству, апостолы же усыновлены Отцу по благодати искупительным подвигом Христа.


Возвестила радость плачущим. В.Д. Поленов, 1909 г.

После сказанных слов Господь Иисус Христос стал невидим, а Мария Магдалина поспешила к ученикам и последователям Его, «плачущим и рыдающим». С великой радостью сообщила она, что видела Иисуса живым, и напомнила о возвещенном Господом в прощальной беседе восхождении Его к Отцу, которое вскоре должно было совершиться (см. Ин. 14, 2; 16, 16). Но апостолы, «услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили», не доверились свидетельству женщины, почти не спавшей последние ночи и вдруг пришедшей к ним в необыкновенно радостном возбуждении (Петра и Иоанна среди них, по-видимому, не было).

Явление Господа женам-мироносицам

После Марии Магдалины и остальные жены, пришедшие ко гробу и видевшие ангела, также сподобились увидеть воскресшего Господа Христа: когда они возвращались к апостолам с вестью от ангела о Его воскресении, Господь Сам встретил их на пути с обычным приветствием: «Радуйтесь!», которое теперь в Пречистых устах Его имело самый глубокий и непреходящий смысл.

Явление Христа женам-мироносицам. Афон, Дионисиат, XIV в.

Радости осиротевших учениц Христа воистину не было предела! С великим благоговением они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему», воздавая честь Сыну Божию. Он не возбранил мироносицам прикасаться, дабы они убедились, что видят не призрак, а Самого Спасителя. Для Марии Магдалины, из которой Господь «изгнал семь бесов» и которая сделалась ревностной последовательницей Христа, а позднее за силу своей евангельской проповеди была признана равноапостольной, – для ее веры не было необходимым осязать Воскресшего, но остальные ученицы, по-видимому, нуждались в таком уверении.

Женщины пребывали в благоговейном страхе от неожиданного явления Христа, умершего и погребенного на их глазах три дня назад. Господь успокоил их, рассеял страх и послал к апостолам: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня», – вдали от злобствующих иудеев Я утешу их Своим явлением и беседой.


Жены-мироносицы благовествуют апостолам о Воскресении Христа. Сербия, Дечаны, XIV в.

Первыми благовествовать о Своем Воскресении Господь послал не апостолов, но жен-мироносиц. В древнем раю жена приняла из уст змея гибельную ложь и теперь из уст Самого Господа первой услышала животворящую истину; жена принесла Адаму смертный плод, и теперь несла апостолам чашу жизни – животворящую весть о Воскресении. Так Господь милосердно врачевал древнее повреждение человеческого рода. Жены первыми удостоились видения Господа, поскольку не оставили Его страждущего до самого смертного конца и погребения, в то время как апостолы из страха покинули своего Учителя. Конечно, для женщин было менее опасно подвергнуться у креста жестокому гневу иудеев, но они проявили великую преданность Христу. С апостолов, обещавших быть с Ним до смерти, спрос был у Него другой, и Господь врачевал теперь их немощь, научая впредь быть смиренного о себе мнения и уповать не на свою силу, а на помощь Божию. Жены-мироносицы, по естеству более слабые, чем апостолы, были первыми благословлены Господом как достойнейшие за их самоотверженную любовь и преданность Богу.

Когда жены-мироносицы с радостной вестью прибежали к апостолам, те «не поверили им» – не доверились вполне, как не доверились и словам первой из мироносиц, Марии Магдалины.

Явление Господа апостолу Петру

Прежде явления всем апостолам Господь Иисус Христос явился апостолу Петру (см. Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5), но как и где – евангелисты не сообщают, вероятно, когда Петр возвращался от опустевшего гроба, куда приходил вместе с Иоанном. Господь спешил умиротворить мятущееся и измученное сердце ученика, который, быв промыслительно оставлен Им, отрекся от Него по страху человеческому, по немощи своего падшего естества. Увидев возлюбленного Господа, пламенный Петр, должно быть, упал в слезах к Его пречистым ногам и был утешен. Сомнения и колебания ученика Господь окончил полным уверением в истине Своего Воскресения.

Евангелисты в немногих словах повествуют о Воскресении Господа и Его первых явлениях, но за этой краткостью чувствуется необычайное ликование духа, которое переполняло благовестников и которое выплескивается из христианских сердец в пасхальном возгласе: «Христос Воскресе!»

Похожие публикации