Кружок по развитию речи «Говорушки. Кружок по развитию речи у дошкольника Название речевого кружка в доу

МБДОУ Детский сад

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«ГОВОРУШКИ»

СРЕДНЯЯ ГРУППА № 4

«Ягодка»

Руководитель кружка:

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

Развивать умение говорить и слушать;

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Обогащать активный и пассивный словарь;

Развивать звуковую культуру речи детей;

Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

Развивать артикуляционный аппарат;

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Способствовать развитию графических навыков,

Формировать навыки самоконтроля и самооценки,

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Список детей:

Табель посещаемости

2014 / 2015 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Ф.И.РЕБЁНКА

ПРИСУТСТВУЕТ:

ОТСУТСТВУЕТ:

Время проведения кружка: среда 16-00

Перспективный план работы кружка «Говорушки»

Сентябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Обведи правильно"

Физкультминутка. Игра с мячом "

Моделирование.

Игровое упражнение "Дорисуй картинку"

Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова.

Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь.

Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе

Октябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

«У Лариски - две редиски»

Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

Составление рассказа «Моя комната»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки-отгадки"

Физкультминутка. Игра "Встреча друзей"

Игра " Какие бывают слова".

Рисование " Иголки"

«Овощи»

Заучивание стихотворения

Н. Кончаловской.

Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи.

Ноябрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Игровое упражнение "Кто в домике живет"

Физкультминутка "Зарядка"

Игра "Подскажи словечко"

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Рисование "солнышко".

Вечер загадок.

Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям.

Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками).

Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках

Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке.

Игровое упражнение "Соедини правильно"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутке "Встреча друзей"

Игровое упражнение "Найди ошибку художника"

Заучивание стихотворения Н. Саконской.

Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения.

Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники?

Декабрь.

Занятие

Цель

Методические приемы

«Невероятные истории»

Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

«Снежок»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Снежок»

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)

Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности

Игра " Подскажи словечко"

Игровое упражнение "будь внимательным"

Физкультминутка "Шарик"

Рисование "Шарики"

Заучивание потешки.

Дидактическая игра «Проведи дорожку»

Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно.

Январь.

Занятие

Цель

Методические приемы

Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения

И. Солдатенко

Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра " загадки и отгадки"

Игровое упражнение "раздели правильно"

Игровое упражнение " Будь внимательным"

Физкультминутка " Жуки"

Рисование "Желуди"

Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки.

Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи"

«Мои любимые животные»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «У оленя»

Рисование «Мои любимые животные».

Февраль.

Занятие

Цель

Методические приемы

Драматизация сказки «Колобок»

Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству.

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Рассказы записываются, оформляются рисунками детей

«Весёлый Снеговик»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение

Г. Сапгира.

Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности.

Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"

Игра " Закончи предложение"

Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"

Рисование " Огурцы".

Март.

Занятие

Цель

Методические приемы

Заучивание чистоговорки.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

«Мимоза для мамы»

Работа над темпом и ритмом речи.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Пальчиковая игра «Цветочек»

Рисование «Мимоза для мамы»

Дидактическая игра «Огород»

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

Импровизация (собираем овощи в корзины).

«Дружба»

Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая игра «Дружба»

Игра «Шоферы»

Апрель.

Занятие

Цель

Методические приемы

Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е. Александровой

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки.

Рисование " Неваляшка"

Игра "Подскажи словечко"

Физкультминутка. "Мы немножко рисовали"

Игровое упражнение "Раздели правильно"

Заучивание стихотворения

Заучивание стихотворения

А. Кочергиной

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову.

Звуки "М

МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки.

Заучивание стихотворения

Рисование "Мишка"

Физкультминутка

Игровое упражнение "Раскрась правильно"

Чтение сказки

С. Маршака «Красная шапочка»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.

Май.

Занятие

Цель

Методические приемы

Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Использование картинок с дикими животными для составления рассказа.

Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.

Данная прогграмма является образовательно-равивающей и направлена на речевое развитие ребенка, раскрытие его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того в рамках программы возможно развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи,тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к дальнейшему школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по развитию коммуникативных навыков «Речецветик».

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят педагогов перед необходимостью поиска новых методов работы с детьми. Еще более остро проблемы социализации и коммуникации проявляются в развитии детей с ОВЗ.

В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.

По мнению педагога Е. Т. Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, значимости для других людей.

I.Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым, помогая адаптироваться дошкольнику к обучению в общеобразовательном учреждении.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов ), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн ).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Методики обследования самооценки у детей, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги

Программа «Речецветик» - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы :

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • выявление и развитие речевых способностей детей
  • научить владеть основными элементами правильной точной речи;
  • формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

Развивающие:

  • развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
  • развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
  • развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
  • развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
  • развитие коммуникативных качеств ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
  • создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

Основные принципы организации обучения:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип доступности изучаемого материала;
  • принцип постепенности, последовательности и систематичности;
  • проблемно- ситуативный характер заданий;
  • принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
  • принцип одобрения и принятия;
  • свободы самовыражения.

Основные средства обучения:

  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно – ролевые игры);
  • упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • моделирование, составление схем высказываний, пиктограмм;
  • разыгрывание инсценировок и сказок, импровизации;
  • анализ заданных ситуаций;
  • чтение художественных произведений;
  • беседы;
  • сочинение историй.

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития речевых навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной речью.

III.Структура программы

Программа «Речецветик» состоит из пяти разделов:

1. «Мир взрослых людей»

Развитие потребности общаться с взрослыми. Правила поведения и общения с взрослыми.

2. «Поиграем вместе!»

Развитие потребности в общении со сверстниками.

3. «Секреты твоего успеха»

Навыки общения с внешним миром.

4 . «Речевой этикет»

Речевые формы обращения: благодарность, приветствие, прощание, обращение-просьба, извинение.

5. «Искусство диалога»

Как слушать собеседника и вести себя во время диалога.

IV . Тематический план занятий кружка «Речецветик»

2 года обучения, 36 часов

Сроки проведения

Тема

Цели

Первый год обучения.

Раздел 1.

Мир взрослых людей.

сентябрь

Давайте познакомимся!

Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства

сентябрь

Мое любимое имя.

Знакомить с историей возникновения имен и фамилий

октябрь

Моя семья.

Учить понимать проявление теплых родственных отношений

октябрь

Милая мама моя!

Воспитывать желание делать добрые дела для близкого человека

ноябрь

Я с бабушкой своей дружу.

Воспитывать уважение к старшим

ноябрь

Мой поселок.

Знакомить с историей, настоящим и перспективой развития родного поселка

декабрь

Моя улица.

Закреплять умение ориентироваться, знание адреса

декабрь

Дом, в котором я живу.

Привлечь внимание к проблемам домашнего уюта

январь

Верный друг-собака.

Учить составлять рассказы разных типов.

январь

Наша любимица кошка.

Развивать пантомимические навыки, выразительность речи

Раздел 2.

Поиграем вместе!

февраль

Это - ты, это – я, это – все мои друзья!

Развивать навыки социального поведения

февраль

Мальчики и девочки.

Прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности

март

Ссоры и споры.

Учить поиску конструктивных решений конфликта, формировать навыки ведения спора

март

Весело живется нам.

Развивать интонационную выразительность речи

апрель

Перепутаница.

Развивать фантазию, воображение

апрель

В слова играем – дружно сочиняем.

Упражнять в придумывании рифм

май

Чтобы слышать слово.

Учить оценивать роль звучащего слова

май

В мире звуков.

Учить сопоставлять звуки окружающего мира и звуки речи

Второй год обучения.

Раздел 3.

Секреты твоего успеха.

сентябрь

Мои умные помощники.

Учить распознавать эмоции, воспринимать несловесную информацию

сентябрь

Общаемся без слов.

Познакомить с невербальными средствами общения(мимикой, жестами, телодвижениями)

октябрь

Язык жестов и движений.

Развивать умение рассказывать, сопровождая речь уместными жестами

октябрь

Язык знаков в стране вещей.

Знакомить с целями и средствами общения

ноябрь

Напишите мне письмо.

Знакомить с видами общения на расстоянии

ноябрь

Чудо чудное – книга!

Развивать любовь к книге, бережное к ней отношение

декабрь

Удивительный мир театра.

Знакомить с правилами поведения в театре, формировать умение согласовывать действия с действиями партнеров

декабрь

Может ли природа говорить?

Формировать эстетическое восприятие природы, воспитывать бережное отношение к ней

январь

Лесное приключение.

Развивать навыки наблюдательности, словесного описания животных

Раздел 4.

Речевой этикет.

январь

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Познакомить с правилами этики; показать, как можно словом воздействовать на чувства и поведение людей.

февраль

Все начинается со слова «Здравствуй!»

Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать значение вежливых слов.

февраль

Это слово говорят, когда вас благодарят.

Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.

март

Как обратится с просьбой?

Учить вежливо, обращаться с просьбой к собеседнику.

март

Когда без извинения не обойтись?

Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении.

апрель

Вежливость – приятная добродетель.

Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Раздел 5.

Искусство диалога.

апрель

Слово – мостик понимания.

Развивать умение продумывать высказывание в разных ситуациях.

май

У меня зазвонил телефон.

Познакомить с правилами общения по телефону.

май

К нам гости пришли!

Развивать навыки доброжелательного отношения, гостевого этикета.

Курс "Речецветик" рассчитан на два года обучения, групповой форме работы с детьми.

Занятия проводятся в группе по 8 человек (первый год обучения) или 8-10 человек (второй год обучения) два раза в месяц по одному часу.

Занятия проходят на базе детского сада.

К основным видам деятельности на занятии относятся:

Вводная часть.

  • Речевая разминка;
  • Ролевая гимнастика;
  • Упражнения на технику речи;
  • Грамматические, лексические упражнения.

Основная часть – речевая ситуация.

  • Игры на релаксацию, мимические игры;
  • Подвижные игры, игры с элементами театрализации;
  • Игры на развитие психических процессов;
  • Коррекционные игры для детей с затруднениями в общении;
  • Разыгрывание проблемных ситуаций.
  • Показ логопедом особенностей речевой деятельности;
  • Анализ текстов различных речевых жанров;

Заключительная часть.

  • Обсуждение, оценка занятия, ответов;

VI. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.

Форма работы кружка "Речецветик" направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.

Основными достижениями работы кружка являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой).

В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

Воспитательные и развивающие задачи

Качества, которые формируются

Механизм отслеживания

Формирование навыков и умений эффективного общения

Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения.

Включенное педагогическое наблюдение, беседы

Воспитание коммуникативных качеств обучающихся

Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям.

Качество выполнения заданий

Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь

Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего

Качество выполнения заданий

Развитие творческих речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий

Самостоятельность, инициатива, воображение

Через систему специальных заданий

Итогами двух лет работы с детьми по программе "Речецветик" являются:

  • Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
  • Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
  • Сформированность у дошкольников культуры речи.

Контроль над техническими навыками воспитанников:

Формирование и развитие культуры речи и культуры общения

Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а также уместность использования словесных и несловесных средств общения

Участие в творческих выступлениях, монологах, диалогах при повторении пройденного материала.

Правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка)

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры(в пределах обозначенных в программе)

Демонстрация различных видов речевой деятельности

VII. Условия реализации

Главным условием для реализации программы является сам учитель-логопед. Он выступает в разных качествах: актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.

Педагог должен:

  • иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;
  • знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.
  • Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для воспитанников.

Для успешной работы кружка «Речецветик» и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

  • Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных картин и др.)
  • Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.
  • Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы, а также книги по развитию речи).
  • ИКТ по данному направлению деятельности.

VIII. Список литературы

  1. Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
  2. Л.А. Баландина Риторика для малышей. – Феникс, 2003
  3. Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
  4. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
  5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
  7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2000

Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Игротека от Познавайки"

Данная программа будет полезна воспитателям и педагогом дополнительного образования которые интересуются инновационными программами и хотят учится чему-то новому и необычному.

Пояснительная записка

Программа кружка «Игротека от Познавайки» создана на основе методических рекомендаций общественной организации «Волга- ТРИЗ» и направлена на познавательно-речевое развитие дошкольников.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными. Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.
Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание кружковой программы «Игротека от Познавайки» предполагает развитие познавательных способностей детей сопряженное с развитием речевых и коммуникативных навыков через ознакомление с моделями ТРИЗ. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность анализировать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, правильно формулировать и задавать интересующие детей вопросы.
Учет возрастных особенностей детей и специфических особенностей программы позволяет определить цель работы кружка: не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
В режиме организации занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми четвертого и пятого, шестого года жизни. В программе первого года обучения с детьми 4-5 лет предлагается изучить следующие темы: «Восполняющий вопрос», «Сравнения», «Пространственная Да-Нетка», «Анализаторы», «Имена признаков». Продолжительность занятия 15-20 минут.
С детьми 5-6-летнего возраста с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 20-25 минут. В программе второго года обучения предлагается изучить следующие темы: продолжить работу по изучению «анализаторов» и «имен признаков», а так же изучить «Системный оператор», «Работу с проблемой», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

Задачи первого года обучения:

1. Развивать у детей системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени);
2. Формировать овладение лексической грамотностью;
3. Формировать у детей положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
4. Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
Задачи второго года обучения:
1. Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе;
2. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома;
3. Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
4. Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений культуры, миром собственных переживаний.
Отличительные особенности предложенной программы:
Включение элементов ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Программа способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.
Работа с родителями: привлечь родителей и родственников к участию в кружке, проводить мастер классы по используемым методам и изготовлению пособий.
Оборудование и материалы: бумага, цветные карандаши, наборы предметных карточек, сюжетные картины, натюрморты, универсальное пособие «познавайкин мир», раздаточный карточки.
Сроки работы кружка: 1.10 – 31.05
Количество занятий в 1 год-31 занятие (1 раз в неделю)
Количество занятий во 2 год-62 занятия (2 раза в неделю)
Участники: педагоги, дети дошкольного возраста, родители.

Перспективный план первого год обучения

Октябрь
1. «Волшебное кольцо»
Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводится наблюдение. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.
2. «Руки – помощники умной головы»
Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Познакомить с тактильным анализатором.
3. «В гостях у Температуры"
Познакомить детей с именем признака «Температура»
4. «Поиск температуры»
Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значения признака влажности. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию.
Ноябрь
5. «Температура»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Температура». Систематизировать знания детей.
6. «Какая бывает температура?»
Познакомить детей с понятием температура. Отработать блок понятий связанных с признаком температура.
7. «Глаза – помощники умной головы»
Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Познакомить со зрительным анализатором.
8. «В гостях у влажности»
Познакомить детей с именем признака «Влажность».
Декабрь
9. « Ищем Влажность»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значения признака влажности. Способствовать осознанному отношению ребенка к перспективному действию.
10. «Влажность»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Влажность». Систематизировать знания детей.
11. «Разговор о влажности»
Познакомить детей с понятием влажность. Отработать блок понятий связанных с признаком влажности.
12. «Восполняющий вопрос»
Познакомить детей с моделью построения вопроса, научить задавать вопросы восполняющего типа
Январь
13. «Подари мне вопрос»
Продолжать учить детей задавать вопросы восполняющего типа, побуждать самостоятельно проговаривать вопрос и ответ на него
14. «Играем с вопросами»
15. «В гостях у цвета»
Познакомить детей с именем признака «Цвет».
Февраль
16. « Ищем Цвет»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значения признака цвет. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию.
17. «Цвет»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Цвет». Систематизировать знания детей.
18. «Разговор о цвете»
Познакомить детей с понятием цвет. Отработать блок понятий связанных с признаком цвет.
19. «Составление сравнений»
Побуждать детей самостоятельно сравнивать объекты по уже знакомым признакам.
Март
20. «Пространственная ДА_НЕТка»
Познакомить детей с правилами игры. Учить находить загаданный предмет методом исключения. Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.
21. «Играем с вопросами"
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
22. «В гостях у размера»
Познакомить детей с именем признака «Размер».
23. « Ищем Размер»
Апрель
24. «Размер»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Размер». Систематизировать знания детей.

25. «Разговор о размере»
Познакомить детей с понятием цвет. Отработать блок понятий связанных с признаком размер.
26. «Составляем сравнения»
Побуждать детей самостоятельно сравнивать объекты по уже знакомым признакам: «Температура», «Влажность», «Цвет».
27. «В гостях у формы»
Познакомить детей с именем признака «Форма».
Май
28. «Ищем Форму»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
29. «Форма»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Форма». Систематизировать знания детей.
30. «Разговор о форме»
Познакомить детей с понятием форма. Отработать блок понятий связанных с признаком форма.
31. «Игротека от Познавайки»
Совместно с детьми разработать условные обозначения для знакомых игр: «Задаем вопросы», «Составляем Сравнения», «Пространственная да-нетка». Побуждать детей самостоятельно выбирать игру и вовлекать в нее сверстников.

Перспективный план второго года обучения

Октябрь
1. «Игротека от Познавайки»
В игровой форме актуализировать у детей материал первого года обучения.
2. «В гостях у количества»
Познакомить детей с именем признака «Количество».
3. «Ищем количество»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
4. «Количество»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Количество». Систематизировать знания детей.
5. «Разговор о количестве»
Познакомить детей с понятием количество. Отработать блок понятий связанных с признаком количество.
6. «Горизонтальная Да-нетка»
Актуализировать и дополнить знания детей об уже знакомой игре. Продолжать учить находить загаданный предмет методом исключения. Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.
7. «Сделай сам»
8. «Ее величество – проблема»
Познакомить детей с методикой решения проблемной ситуации, на примере простейшей графической задачки. Произвести решение проблемы совместно с детьми.
Ноябрь
9. «В гостях у частей»
Познакомить детей с именем признака «Части».
10. «Ищем части»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
11. «Части»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Части». Систематизировать знания детей.
12. «Разговор о частях»
Познакомить детей с понятием часть. Отработать блок понятий связанных с признаком часть.
13. «В гостях у веса»
Познакомить детей с именем признака «Вес».
14. «Ищем вес»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
15. «Вес»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Вес». Систематизировать знания детей.
16. «Разговор о весе»
Познакомить детей с понятием вес. Отработать блок понятий связанных с признаком вес.
Декабрь
17. «В гостях у рельефа»
Познакомить детей с именем признака «Рельеф».
18. «Ищем рельеф»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
19. «Рельеф»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Рельеф». Систематизировать знания детей.
20. «Разговор о рельефе»
Познакомить детей с понятием рельеф. Отработать блок понятий связанных с признаком рельеф.
21. «Описательный вопрос»
Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса, научить задавать вопросы описательного типа
22. «Подари мне вопрос»
Продолжать учить детей задавать вопросы описательного типа, побуждать самостоятельно проговаривать вопрос и ответ на него.
23. «Играем с вопросами»
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
24. «Игротека от Познавайки» - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Подвести итоги полугодовой работы, дать возможность обучающимся продемонстрировать свои навыки, на примере копилки игр.
Январь
25. «В гостях у движения»
Познакомить детей с именем признака «Движение».
26. «Ищем движение»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
27. «Движение»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Движение». Систематизировать знания детей.
28. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием движение. Отработать блок понятий связанных с признаком движение.
29. «Госпожа загадка»
Познакомить детей с моделью составления загадок. Вызвать интерес к использованию имен признаков в новой игровой ситуации.
30. «Игротека от Познавайки»
Дополнить копилку игр схематичным изображение игр «Госпожа Загадка» и «Решаем проблему». Продолжать учить детей самостоятельно выбирать и проводить игру со сверстниками.
Февраль
31. «Уши – помощники умной головы»
Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Познакомить со слуховым анализатором.
32. «В гостях у звука»
Познакомить детей с именем признака «Звук».
33. «Ищем звук»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
34. «Звук»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Звук». Систематизировать знания детей.
35. «Разговор о Звуке»
Познакомить детей с понятием звук. Отработать блок понятий связанных с признаком звук.
36. «Ее величество – проблема»
Побуждать детей на основе полученного опыта самостоятельно решать простейшие фантазийные проблемы, выполнять задание коллективно и в командах.
37. «Вертикальная да-нетка»
Расширять представления детей об уже знакомой игре. Продолжать учить находить загаданный предмет методом исключения. Побуждать правильно задавать вопросы и отвечать на них.
38. «Сделай сам»
Учить детей самостоятельно составлять горизонтальную «да-нетку» и проводить игру с полученным пособием.
Март
39. «Нос – помощник умной головы»
Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Познакомить с обонянием как с одним из анализаторов.
40. «В гостях у запаха»
Познакомить детей с именем признака «Запах».
41. «Ищем запах»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
42. «Запах»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Запах». Систематизировать знания детей.
43. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием запах. Отработать блок понятий связанных с признаком запах.
44. «Системный оператор»
Познакомить детей с новой моделью работы, с системным оператором. Научить детей анализировать прошлое, настоящие и придумывать будущее объекта.
45. «Системный оператор»
Продолжать учить детей работать с системным оператором.
46. «Рифма»
Обучать детей приемам рифмавания.
Апрель
47. «Язык – помощник умной головы»
Продолжать формировать понятие о том, что у человека есть мозг (умная голова), который получает информацию через анализаторы (от помощников). Способствовать формированию осознанного отношения к органам восприятия. Познакомить со вкусовым анализатором.
48. «В гостях у вкуса»
Познакомить детей с именем признака «Вкус».
49. «Ищем вкус»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
50. «Вкус»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Вкус». Систематизировать знания детей.
51. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием вкус. Отработать блок понятий связанных с признаком вкус.
52. «В мире волшебников»
Познакомить детей с пятью основными преобразователями, рассказать про особенности каждого из них. Учить преобразовывать объект при помощи «волшебников».
53. «В мире волшебников»
Подробнее рассмотреть влияние каждого преобразователя на объект. Побуждать фантазировать на тепу преобразования.
54. «Игротека от Познавайки»
Дополнить копилку игр схематичным изображение игр «Системный оператор» и «Рифма». Продолжать учить детей самостоятельно выбирать и проводить игру со сверстниками.
Май
55. «В гостях у места»
Познакомить детей с именем признака «Место».
56. «Ищем место»
Продолжать формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект при помощи «Волшебного кольца»
57. «Место»
Познакомить детей со схематичным изображением признака «Место». Систематизировать знания детей.
58. «Разговор о Движении»
Познакомить детей с понятием место. Отработать блок понятий связанных с признаком место.
59. «Почемучкин вопрос»
Продолжать знакомить детей с моделью построения вопроса, научить задавать вопросы «почемучкиного» типа (почему?, отчего?).
60. «Подари мне вопрос»
Продолжать учить детей задавать вопросы «почемучкиного» типа, побуждать самостоятельно проговаривать вопрос и ответ на него.
61. «Играем с вопросами»
Побуждать детей менять карточки и «читать» получившиеся вопросы.
62. «Ее величество – проблема» - ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Подвести итоги годовой работы, продемонстрировать навыки обучающихся.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №2 к.в.

Программа кружка

« Весёлый балаганчик»

(для детей 5 – 7 лет)

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Работу кружка «Говорящий Балаганчик» я начала вести с детьми старшей группы. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка. Разработанная мною программа кружка рассчитана для детей от 5 до 7 лет и реализуется в течение одного года.

Цель программы: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.

Задачи:

1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.

2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.

3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально - игровой

деятельности.

4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.

5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.

7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Знания, умения и навыки, которые приобретают дети в ходе реализации программы:

    Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

    Умение следить за развитием сюжета

    Сформированность образно-выразительных движений (мимика, имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений)

    Умение различать эмоциональные состояния героев

    Умение свободно ориентироваться на сценической площадке

    Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность

Перспективны й план проведения занятий кружка

Октябрь.

«Одну простую сказку хотим мы показать»

    Пантомимическая игра «Как мы покажем»

    Введение понятия «пантомима»

    Творческая игра «Что это за сказка»

«Играем пальчиками»

    Повторение и закрепление понятия «пантомима»

    Игровые упражнения с помощью пальчиков: «Цепочка», «Ёлка», «Кошка», «Заяц», «Колокольчик», «Собака», «Лошадка», «Коза».

    Игра – инсценировка с помощью пальчиков.

«Постучимся в теремок»

    Игра - загадка «Узнай, кто это?»

    Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»

    Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом»

«Дятел выдолбил дупло, сухое, тёплое оно»

    Погружение в сказочную атмосферу

    Характеристика персонажей сказки

    Интонационные упражнения

Ноябрь

«Многим домик послужил, кто только в домике ни жил»

    Пересказ сказки В. Бианки « Теремок» детьми по частям.

    Упражнения - этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

« Косолапый приходил, теремочек развалил».

    Игра « Угадай героя»

    Драматизация сказки.

«Учимся говорить по- разному»

    Вводная беседа.

    Введение. Объяснение понятия «интонация».

    Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

« Учимся четко говорить»

    Погружение в сказочную ситуацию.

    Введение понятия «скороговорки»

    Игра – упражнение «Едем на паровозе»

    Физкультминутка « Буратино»

    Обобщение.

Декабрь

« Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять»

    Повторение понятия «скороговорка»

    Игра «Едем на поезде»

    Введение понятия «рифма»

    Дидактическая игра « Придумай рифму»

5. Физкультминутка.

6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью воспитателя.

«Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»

    Погружение в сказочную атмосферу.

    Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»

    Физкультминутка

    Придумывание рифмующихся слов.

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

    Вводная беседа.

    Рассказы детей по ассоциациям.

    Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка»

«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»

    Слушание сказки с музыкальными фрагментами

    Физкультминутка.

    Рассматривание иллюстраций к сказке и характеристика персонажей.

Январь

«Гордиться Петенька красой, ног не чует под собой»

    Погружение в сказку.

    Пантомимические упражнения.

    Интонационные упражнения.

«Петя хвастался, смеялся чуть лисе он не достался».

    Отгадывание загадок»

    Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».

    Драматизация сказки.

    Заключительный танец.

«Сочиняем новую сказку».

    Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».

    Сочинение продолжения сказки.

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем».

    Погружение в сказку придуманную детьми.

    Пантомимическая игра «Узнай героя».

    Драматизация сказки.

Февраль

«Наши эмоции»

    Рассматривание сюжетных картинок.

  1. Упражнение «Изобрази эмоцию».

    Практическое задание.

    Обсуждение.

«Изображение различных эмоций»

    Введение. Объяснение понятия «эмоция».

    Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх, злость.

    Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

    Рассматривание графических карточек.

  1. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»

    Знакомство со сказкой К.И. Чуковского «Айболит и воробей».

    Беседа о настроении героев сказки.

    Практическое задание.

Март

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

    Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

    Беседа о друге.

    Повторное слушание сказки К.И. Чуковского «Айболит и воробей».

    Упражнение «Изобрази настроение».

«Друг всегда придет на помощь»

    Чтение стихотворения о друге.

    Рассказ из личного опыта.

    Беседа о сказках.

    Игра-загадка «Зеркало».

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

    Отгадывание загадок.

    Ряжение в костюмы.

    Драматизация сказки «Айболит и воробей».

«Когда страшно, видится то, чего и нет»

    Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Беседа по сказке.

    Изображение эмоции страха.

    Рассказы детей из личного опыта.

Апрель

«Каждому страх большим кажется»

    Беседа по сказке «У страха глаза велики».

    Пантомимическая игра «Изобрази героя».

    Повторное слушание сказки.

«Преодолеем страх»

    Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

    Изображение различных степеней страха.

    Игра «Преодолеем страх».

    Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

«У страха глаза велики»

    Распределение ролей.

    Ряжение в костюмы.

    Драматизация сказки.

«Если с другом ты поссорился…»

    Рассматривание картины с изображением двух мальчиков и беседа по ней.

    Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

    Игра «найди и покажи эмоцию».

Май

«Как луне и Солнцу быть не могут ссору разрешить»

    Рассматривание картинки «Злость».

    Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию.

«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца разрешил»

    Сюрпризный момент.

    Беседа о злости.

    Упражнение «Изображаем эмоцию».

    Рассказ детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

«Как поссорились Солнце и Луна»

  1. Распределение ролей, ряжение.

    Драматизация сказки.

Викторина «Мы любим сказки»

    Проведение викторины.

    Драматизация любимой сказки.

    Награждение.

Критерии оценки результатов работы кружка

Отслеживание результативности работы кружка проводится методом наблюдения через сформированность ключевых компетенций воспитанников при выпуске в школу и в ходе проводимых мероприятий, спектаклей и т.д.

Условия реализации программы кружка

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

    Построение развивающей предметно – пространственной среды:

    • Различные виды театров: би-ба-бо, кукольный, теневой, игрушки, пальчиковый, на фланелеграфе и др.

      Для музыкального сопровождения хорошо иметь музыкотеку, синтезатор

      Подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки и др. для инсценирования

    Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога

Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

    Инсценировки и драматизация

    Объяснение

    Чтение воспитателя

    Личный пример

  • Просмотр видеофильмов

    Разучивание произведений устного народного творчества

    Обсуждение

    Наблюдения.

Средства:

    Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);

    Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);

    Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;

    Литературные произведения, иллюстрации.

Технология проведения:

Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:

    Коммуникативные игры

    Игры, направленные на развитие воображения, внимания

    Игры на развитие выразительной и диалогической речи

    Игры с элементами танцевальных движений.

    Культура и техника речи

    Артикуляционная гимнастика

    Пальчиковые игры

    Инсценировки и драматизация

    Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.

Литература

    Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей).

    Буренина А.И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля. СПб., 2002

    Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.:Просвещение, 1991

    Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2003

    Касаткина Е.И., Реутская Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду. Издательство ВИРО, 2000

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Ладушки»

(ОО «Речевое развитие»)

для детей 2-ой младшей группы

Составитель: Н.В.Шкирман,

воспитатель

г. Ульяновск

Введение

Введение

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи рабочей Программы

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми младшего дошкольного возраста

2.2. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы

3. Организационный раздел

3.1. Планирование образовательной деятельности

3.2. Перечень литературных источников

Приложение

1. Картотека речевого материала

2. Картотека пальчиковых игр

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи. Обогащение активного словаря.

    Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Основные задачи кружка по развитию речи.

    Приучать детей слушать воспитателя, повторять за ним.

    Учить запоминать слова потешек, побуждать повторять их.

    Прививать любовь к художественному слову.

    Учить детей слушать рассказ без показа, приучать четко и правильно произносить звуки.

    Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, повторяя за ним отдельные слова и фразы.

    Цель:

    Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

    Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

    Задачи:

    1. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиками правой и левой руки с мелкими деталями).

    2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

    3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

    4. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Планируемый результат:

    совершенствование работы периферического артикуляционного аппарата дошкольников;

    формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха;

    возрастание речевой активности ребенка (младший возраст);

    улучшение дикции и интонационной выразительности речи;

    развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях и пальчиковых гимнастиках.

Тема

Программное содержание

Вне занятий

Сентябрь

«Смотрит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Учить детей рисовать на песке.

2.Продолжать закреплять формы (круглое).

4.Развивать моторику рук.

Пальчиковые упражнения. «Ладушки –ладушки». «Братцы», «Солнышко».

«Любимые игрушки». Пальчиковая гимнастика: «пальчики-мальчики».

1.Продолжать учить детей рисовать на песке.

2.Развивать подвижность пальцев рук.

3.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

«Пальчики-мальчики», «Солнышко», «Дождик».

«Мы строители»

Пальчиковая гимнастика: «За работу»

1.Учить детей делать постройки из песка.

2.Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

«Дом и ворота», «Зайчики», «За работу».

«Дорога для машин». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

1.Продолжить учить детей делать постройки из песка.

3.Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания

«Замок», «Братцы», «Дождик».

Октябрь

«Помоги Петрушке собрать букет». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1.Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.

3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

«Рыбка», «Большой палец»,

«Бабушка».

«Петушок – золотой гребешок». Пальчиковая гимнастика: «Оса».

1.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Создать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию.

«Кораблик», «В домике», «Белка».

«Украсимкукле платье». Пальчиковая гимнастика: «Погладим котёнка».

1.Учить украшать модель платья кусочками цветной бумаги.

2.Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Активизировать речь детей, проговаривая чётко слова.

«В парке есть глубокий пруд», «В лесу», «Как-то маленький удав».

Ноябрь

«Найди цветок для бабочки». Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».

«Учить различать цвета, ориентируясь на однородность или на однородность предмета.

2.Формировать эмоциональный настой.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Орешки», «Дом и ворота», «Белка».

«Куклы пришли с прогулки». Пальчиковая гимнастика: «Считалка».

1.Учить детей расстегивать и застёгивать пуговицы.

2.Продолжать развивать мелкие движения рук.

3.Формировать интерес овладению предметно-игровыми действиями.

«Считалка», «Весёлый оркестр», «Замок».

«Соберём шарики». Пальчиковая гимнастика: «Шарики».

1.Продолжать учить детей надевать петельку на пуговицу.

2.Формировать целостный образ предмета.

3.Расширять словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

«Здравствуйте», «Забор», «Бабочка».

«Пальчики играют».

1.Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.

2.Развивать моторику пальцев рук через игру.

3.Вызывать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры.

«Забор», «Бабочка».

Декабрь

«Весёлые пальчики». Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик».

1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2.Развивать моторику движений пальцев рук.

3.Вызвать интерес и желание работать.

«Динозавры», «Старушки-хохотушки», «Забор».

«Про улитку». Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».

1.Продолжать учить детей рисовать пальчиком.

2.Формировать представление детей о цвете.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Пять пальцев», «Рыбы», «Пеликан».

«Про солнышко и снеговика». Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».

1.Совершенствовать умение рисовать пальчиками.

2.Формировать навыки соединять точки линией.

3.Активизировать словарь через пальчиковые игры.

«Рыбки», «Есть у нас игрушки», «Осьминог».

Январь

«Купим пуговицы». Пальчиковая гимнастика: «Большой палец».

1.Учить детей сортировать пуговицы по цвету.

2.Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы количеством.

3.Активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Крокодил», «Дом», «Замок».

«Паровоз». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».

1.Учить детей группировать однородные предметы, различающиеся по величине.

2.Продолжать учить определять форму предметов.

3.Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

«Крокодил», «Вертолёт», «Пчёлка».

«В лесу родилась ёлочка». Пальчиковая гимнастика: «На работу».

1.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры(ёлочка).

2.Закрепить умение украшать ёлочку бросовым материалом.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Вертолёт», «Жираф», «Собака и грач».

Февраль

«Волшебная страна». Пальчиковая гимнастика: «Пчёлка».

1.Учить детей составлять из геометрических фигур картинку.

2.Закрепить знания геометрических фигур.

3.Развивать моторику пальцев рук.

«Пчёлка», «Ёжик», «Кошка».

«Подарим Незнайке шорты». Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»

1.Продолжать учить детей выкладывать из геометрических фигур узор.

2.Закрепить названия геометрических фигур.

3.Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

«Жираф», «Зайчата», «Цветок».

«Пальчики играют с куклой». Пальчиковая гимнастика: «Пароход».

1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать чётко слова.

2.Формировать развитие мелкой моторики.

«Кошка», «Зайчата», «Пароход».

«Змея». Пальчиковая гимнастика: «Змеечка».

1.Учить детей складывать пластилин в столбик.

2.Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения узора.

3.Совершенствовать моторику пальцев рук.

«Моем руки», «Фонарики», «Пароход»».

Март

«Помоги утёнку добраться до дома». Пальчиковая гимнастика: «Гуси».

1.Продолжить учить детей работать с фасолью.

2.Формировать навыки работать самостоятельно.

3.Вызвать интерес к выполнению задания.

«Пальчики здороваются», «Фонарики», «Засолка капусты».

«Бусы для мамы». Пальчиковая гимнастика: «Бусинки-горошки».

1.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2.Формировать умение сочетать бусинки по цвету.

3.Активизировать речь через пальчиковые игры.

«Моем руки», «Жук»,

«Дорожка для колобка». Пальчиковая гимнастика: «Замок».

1.Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2.Формировать умение соотносить слова с движением.

3.Развивать моторику, интерес к выполнению задания.

«Петушок», «Замок», «Дом».

Апрель

«Выстроим пирамиды». Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш.

1.Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2.Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Петушок», «Замок», «Дом».

«Про ракету и кораблик», Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Учитьдетей выкладывать крышки по контору.

2.Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.

3.Совершенствовать моторику рук.

«Строим мы в лесу шалаш».

«Петушок», «Флажки».

«Красивый цветок». Пальчиковая гимнастика: «Цветок».

1.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

2.Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.

3.Развивать творческую способность, смекалку.

«Ёжики», «Дерево», «Посмотри, луноход».

«Божья коровка».

Пальчиковая гимнастика: «Оса».

1.Продолжить учить детей работать с крышками.

2.Закрепить умение подбирать нужные крышки по цвету.

3.Активизировать речь через развитие пальцев рук.

«Цветок», «Утёнок», «Водичка-водичка».

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Пальчиковая гимнастика: «Цветы».

1.Учить детей рисовать на крупе.

2.Развивать моторику пальцев рук.

3.Формировать умение создавать игровую обстановку.

«Волшебник», «Цветник», «Спал цветок волшебным сном».

«Плывёт, плывёт кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.

2.Развивать ощущение собственных движений.

3.Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

«Волшебник», « Ёжики», «Засолка капусты».

«Нарисуй любимую игрушку». Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

1.Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе.

2.Активизировать речь через пальчиковую гимнастику.

3.Развивать мелкие движения пальцев рук.

«Ёжики», «Птичка пьёт водичку», «Корни».

«Дождь идёт». Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

1.Учить детей продевать тесьму в отверстие по диагонали.

2.Развивать движения пальцев рук.

3.Активизировать словарь.

«Труба», «Стол», «Бабушка».

Похожие публикации