Чревоугодие как грех. Что такое чревоугодие и почему оно - смертный грех? Чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти

Как и в любой истории, следует начать с самого начала – что и откуда взялось и как развивалось.

С детства меня приучили питаться, мягко говоря, неправильно. Это были 90-е годы, в страну только начали завозить разнообразные пищевые «радости»: пакетированные концентраты соков, всяческие чипсы, химические конфетки и прочую вредную пищу. Всё это потреблялось взрослыми и никак не ограничивалось для меня, маленькой. Даже наоборот, за какие-то достижения следовала сладкая награда. Мои карманные расходы все шли на покупку в школьном буфете конфеток, дома перекусить лапшой быстрого приготовления – обычное дело.

Не подумайте, что я была толстая – вовсе нет. Лет до одиннадцати так и вовсе очень худенькая маленькая девочка, позже располнела немного, но это от малоподвижного образа жизни и улучшавшегося материального достатка в семье. В целом за весом тогда я совсем не следила, периодически полнела-худела, но не переедала, просто питалась откровенно вредными продуктами, не постоянно, но весьма часто и даже не замечала этого, здоровье позволяло.

Но к 15 годам лишнего веса у меня накопилось примерно килограммов 10, начались проблемы с желудочно-кишечным трактом – гастриты, дуодениты. Здесь надо оговориться, что реальная причина и точка отсчета многочисленных моих заболеваний – это взаимодействие с падшими ангелами и колдовством, о чем подробно рассказано в моей статье «Исповедь бывшей ведьмы», здесь же я попытаюсь провести параллель и более глубоко раскрыть мое падение во грехе чревоугодия, красной нитью пролегавшем через все последующие годы как одна из основных терзавших меня страстей. Очень надеюсь, что изложенный опыт кого-то укрепит и поддержит в борьбе с этим коварным грехом.

Так вот, основной причиной начавшегося внезапного ухудшения моего здоровья был именно мой тогдашний оккультизм, но ведь где тонко – там и рвется. И есть подозрение, что именно мое с детства неправильное питание и образовало ту самую «тонкость», которая вылилась в достаточно серьезные проблемы. С началом колдовских опытов меня начал терзать страшный голод, который я списывала на банальный гастрит с повышенной кислотностью – вроде бы всё логично. Слизистые воспалены, выделяют слишком много желудочного сока, вот и кушать хочется. Конечно же, я обратилась к врачам, которые выписывали различные таблетки, травы и масла для преодоления воспалительного процесса. Какое-то время это действительно помогало. Но ограничивать себя в пище всё равно было очень тяжело, и если раньше я могла съесть немного и пойти дальше по своим делам, то теперь даже после плотной еды через некоторое время голод снова настигал, и желудок отчаянно требовал добавки. Многие вредные продукты постепенно начали выходить из моего рациона, вызывая боль и воспаление, что несомненно было благом, хотя воспринималось подростковым сознанием как сущая пытка.

Постепенно, путем проб и ошибок, после бесчисленного количества прочитанных статей в интернете, сложился более-менее нормальный рацион. Но сила воли была очень слаба, и я постоянно поддавалась искушению съесть что-то вредное, причинявшее боль и вызывавшее чувство глубокого раскаяния, а также непонимание одной простой вещи: ведь знаю, что нельзя вот это и вот то, почему же продолжаю срываться, когда это закончится?

А еще лучше – исцелиться и питаться снова как раньше, вкусно и вредно, как все. Часто одолевала зависть и непонимание, почему люди вокруг абсолютно без проблем всё себе позволяют, а я мучаюсь ограничениями и продолжаю болеть всё сильнее, какая-то глубокая обида и чувство несправедливости владели сердцем.

Так как оккультные опыты я бросать и не думала, никак не связывая свои проблемы с увлечением мистикой, ситуация развивалась. Уже в институте страшный голод преследовал меня везде и всюду, это была самая настоящая черная дыра в животе, желудок иногда громко бурчал на всю аудиторию. Я тогда сильно похудела на гормональных таблетках (были назначены из-за больших проблем с кожей), плюс образ жизни стал более чем подвижный. Питалась я на тот момент не сказать что идеально, но довольно просто. Многие неполезные продукты ещё оставались в рационе эпизодически (шоколад, булочки, глазированные сырки), но преимущественно это были каши, тушеные овощи и мясо, творог.

Я стала пробовать питаться по гликемическому индексу (ГИ). Это такая таблица продуктов для больных диабетом, которая отображает скорость подъема сахара в крови после какого-либо продукта, она довольно большая, но учится хорошо, когда твоя кожа и организм в целом сразу реагирует на пищу с высоким показателем ГИ. Углеводистые продукты с маленьким количеством клетчатки стали исчезать с моего стола, либо обогащаться клетчаткой специально для понижения ГИ. Во-первых, это позволяло сдерживать безобразия на коже, во-вторых, статьи в интернете уверяли, что «волчий голод» позволяет сдерживать именно стабильный уровень сахара в крови, поскольку тогда нет резких скачков инсулина. И в самом деле, это помогало, но только отчасти. Если бы причина крылась действительно исключительно в пренебрежении гигиеной питания, это решило бы проблему. Но процесс продолжал идти, греховная язва моей души стремительно расширялась и поглощала мою душу, и благодать отступала всё дальше, давая демонам как следует разгуляться.

Начались приступы самого настоящего обжорства, пока нечастые, но достаточно сильные. Глядя на меня, 160 см ростом и 41 кг весом, это сложно представить, люди искренне считают, что я ем как птичка, и говорят «надо отъедаться», а мне стыдно сказать, что я просто не могу остановиться, когда ем. Приходилось изо всех сил сдерживаться и соблюдать строгую диету. Для себя я эту вещь называла булимией, хотя врачами понимается под этим словом несколько иное: что причина в психике человека и что после приступа сильного неконтролируемого переедания человек вызывает рвоту, не в силах совладать с чувством вины за съеденное. До такого не доходило, но чувство вины в самом деле было колоссальным, а также растерянность, отвращение к самой себе, раздражение на собственное слабоволие. Вредные и вкусные продукты были настолько же отвратительны, насколько и вожделенны. В продуктовый магазин вообще невозможно было зайти без серьезного волевого усилия, запах шоколада сводил с ума. После очередного приступа булимии, когда начинало просто тошнить от еды и живот физически не мог вместить более, следовала жесткая диета на овощах, сильные самоограничения, увеличение физической нагрузки, поскольку видеть свое поплывшее, раздутое в неположенных местах тело было совершенно невыносимо. Лишний вес периодически появлялся, но в небольших количествах.

«Организм просто восстал на своего хозяина»

Мыслями все больше завладевал голод, было сложно сосредоточиться на учебе, да и вообще любых других занятиях. Воля все больше склонялась ко греху, происходило что-то совсем непонятное и доводящее до слез, а при жизни без Бога так и вовсе странное, вгоняющее в отчаяние, ведь организм просто восстал на своего хозяина. Винить я продолжала себя, свое слабоволие и списывать «волчий голод» на обычные заболевания, то есть явления исключительно физические, не ведая даже такого понятия, как «грех».

На тот момент по ряду обстоятельств институт я уже бросила, какое-то время пожила одна. Рацион переносимых мною продуктов все больше сокращался, организм стал плохо реагировать даже на кусочек хлеба или крохотное количество специй, глоток чая. Развивалась сверхчувствительность, серьезное повреждение всех органов, истончение слизистых, в том числе и внутренних органов.

И тогда грех чревоугодия пошел по предсказуемому пути. Сознание нашло, как ему казалось, нормальный выход из ситуации, и я стала позволять себе «осознанные» срывы на вроде бы как невредных продуктах, но тоже в огромном количестве. Это были орехи, сухофрукты, различные натуральные сладости, высокий гликемический индекс которых компенсировался сырыми овощами. В то время я могла позволить себе разные натуральные изыски, которые стоили недешево, заказывала редкие органические продукты из-за границы, совершенно не видя в этом ничего предосудительного, спокойно тратя довольно приличные суммы на питание.

Со временем допустимый бюджет стал сокращаться, а страсть и не думала отступать. Я вновь стала срываться уже на ненатуральные, но дешевые продукты, обычный шоколад и всяческие печенья, испытывая дикую боль во всем животе после этого, могла съесть целиком небольшую булку хлеба. В конце концов (на тот момент я уже переехала к маме), «волчий голод» стал приходить не только днем, но и по ночам. До этого я «всего лишь» утром первым делом бежала на кухню, чтобы хоть во что-то буквально впиться зубами, чтобы утихомирить терзавшую «черную дыру» в животе. Ночной голод стал приходить не внезапно, а как бы постепенно, то есть я просыпалась под утро, часов в 5, и больше не могла уснуть, пока как следует не поем. Все советы, написанные в интернете про «выпейте стакан воды, подышите, отвлекитесь и попытайтесь уснуть» решительно не работали – голод был такой силы, что хотелось плакать, как будто не ела неделю, причем опять же хотелось не чего-нибудь, а именно сладкого-мучного-вредного. Со временем это переросло в регулярные подъемы посреди ночи и настоящие набеги на кухню. Для домашних стало нормальной картиной узреть меня посреди ночи за неурочной трапезой. Я пыталась снова ввести практику «осознанных срывов» на невредное, то есть удовлетворить свою страсть к объедению через мед, хлебцы, кашу, пыталась перебить голод белковой пищей, большим количеством воды – всё было без толку. Более того, чревоугодие стало набирать обороты, я стала совершенно без сознания КАЖДУЮ ночь вставать только для того, чтобы съесть разом огромное количество меда, до дикой тошноты и даже головной боли на утро, как с похмелья. Днем я не могла удержаться от покупки очередного килограмма меда, а ночью – от безобразного переедания, которое вводило в отчаяние и слезы, апатию и общий упадок сил из-за постоянного недосыпа.

Так продолжалось года полтора, это было самое настоящее рабство. Я пыталась стать веганом-сыроедом в тот период, но на веганстве продержалась чуть меньше года, связывала происходящее со своими глупыми экспериментами над питанием, но с возвращением к привычному мясному и полноценному по калорийности рациону ничего не изменилось, а становилось все хуже.

Как-то, когда до моего прихода в церковь оставалось около года, я начала горячо молиться Богу о воздержании в пище, чтобы победить эту углеводную зависимость, и с большим трудом мне удалось переломить соблазн просто покупать новые порции меда и начать перекрывать «волчий голод» чем-то нейтральным, не приводящим к ожирению и состоянию «похмелья» по утрам.

Кстати, весить я продолжала не очень много, всё это время вес был в районе 45 килограммов, что при моей конституции всё равно выдавало лишний вес, но в целом активные занятия танцами компенсировали избыток калорий. Но ночной голод полностью разрушил мою жизнь, днем самочувствие было совершенно отвратительным. Влияло и все более ухудшающееся состояние здоровья на фоне оккультных практик.

«В день после Причастия меня, что называется, накрывало с головой»

Пришла я в церковь в январе 2018 года, когда уже меня регулярно посещали духи злобы поднебесной собственной персоной, и сначала батюшка не допустил меня ко Причастию. Так просто все эти страшные вещи не отступили, последовала тяжелая борьба, которая велась по всем фронтам и проявлялась, в частности, в не на шутку разыгравшемся чревоугодии. С конца января я все-таки выпросила начать причащаться Святых Тела и Крови Христовых, поскольку состояние было тяжелым. Ночные подъемы продолжались. В день после Причастия меня, что называется, «накрывало с головой», то есть сразу после Литургии я ехала домой и придавалась греху переедания с отчаянной силой, настолько отключало мозг. Довольно быстро я обнаружила, что удается нормально поспать до утра, если помазаться на ночь маслом, оставшимся после Соборования, и строго перед сном каждый вечер мазалась, хотя нечисть все равно пыталась атаковать весьма активно, приступы голода доводили до слез. И конечно же, каждый раз после согрешения только что полученная в таинствах благодать испарялась.

Шло время, я упорно молилась об освобождении от бешенства органов пищеварения. И где-то в июне, после регулярной церковной жизни (молитвенное правило, каждую неделю строго в храме, регулярные Исповедь, Причастие, святая вода каждый день, поминовение в монастыре на Неусыпаемой Псалтири и много-много еще всего) это стало отступать. По советам святых отцов, когда приходило искушение, я крестилась и просила помощи Божьей. Когда под утро бесы атаковали голодными спазмами, читала наизусть псалмы 50 и 90 – зачастую этого хватало, и я засыпала снова, но если атака продолжалась, то читала все ранее выученные молитвы.

Днем еще периодически случались срывы, я даже каялась на Исповеди с задней мыслью, что всё бесполезно: я же знаю, что снова согрешу в ближайшее время, и в самом деле согрешала. Но в какой-то момент пришло понимание, ясный образ огромной гадюки, сидящей внутри меня, которую никак невозможно накормить, прямо-таки евангельский неусыпаемый червь. Это придало решимости возненавидеть грех, отринуть его всею своей душой, а не идти на компромиссы вроде «самое главное – не сорваться перед Причастием и сразу после него».

На сегодняшний день мое питание – это очень строгая диета (совершенно полноценная по БЖУ), из сладкого только фрукты, потому что всё остальное упорно вводит в сильный соблазн, от которого я еще не оправилась, либо здоровье не позволяет (демоническая сила серьезно истощила). Исключены были даже просфоры как мучной продукт. Приходится четко следить за весом, чтобы слишком сильно не похудеть. Кому-то это может показаться крайностями и странностями, но с виду вообще всё всегда кажется очень простым. Я же невероятно глубоко прочувствовала, что нахожусь в состоянии весьма хрупкого равновесия, и мое собственное тело в любой момент готово на меня накинуться и поработить, поэтому и меры должны быть применены суровые.

Помоги всем Господь на этом нелегком пути!

Ника Кравчук

Грех чревоугодия - поклонение собственному желудку

Вкушение пищи — естественный процесс для каждого человека. Но опасность начинается тогда, когда еду превращают в культ. Поглощение больших порций, желание лакомиться, тайноядение и невоздержание перед пищей указывают на грех чревоугодия .

Через вкушение запретного плода в мир вошел грех

Да, кушать — это естественно. Еще первые люди, обитая в Эдемском саду, вкушали плоды. Поразительно, но таким образом они познавали Божий замысел о мире, узнавали, как все устроено. А потом произошла всем известная самая глобальная катастрофа в истории человечества — грехопадение Адама и Евы. Получается, что порок вошел в мир именно через человеческое чрево (а все начиналось с мысли).

Когда Иисус Христос 40 дней молился и постился, то перед ним явился дьявол и пытался искушать его именно едой, мол, если ты Бог, то преврати эти камни в хлеб. Страсть чревоугодия также включена в список семи смертных грехов. Так почему же она настолько опасна?

Каждый человек зависит от еды. Вот только некоторые праведники достигали такого состояния благочестия, что питались только хлебом и водой, да и то раз в неделю. Некоторым еду приносили с небес ангелы. Небесной пищей питалась также и Дева Мария, когда родители отдали ее на служение Богу.

Современному человеку даже слышать такое в диковинку. Кроме того, мирские люди не могут нести таких подвигов, как монашествующие. Да и Бог никому не приказывает поступать именно так. Проблема в другом.

Опасность заключается в том, что человек помрачается: он ест не для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы есть. Это может проявляться по-разному: пристрастие к вкусной еде, неумеренность в пище, лакомство, постоянная забота о том, что приготовить и новенького попробовать. Можно составить целый букет гастрономических пристрастий. Все они свидетельствуют об одном: человек очень зависим.

Чревоугодие чревоугодию рознь

Различают разные виды греха чревоугодия. Если человек поглощает неумеренными порциями — это чревобесие.

Если ему приносит удовольствие именно вкус еды, и он может долго рассказывать, как прекрасны и изысканны блюда каталонской кухни, — он крепко сидит на крючке гортанобесия.

Когда человек притворяется на людях и ест умеренно, зато после возвращения домой «отрывается» наедине — его не отпускает тайноядение.

Если он проснулся с утра и первым делом бежит к холодильнику, независимо от того, пришло ли чувство голода, — это раноядение.

Когда человек впопыхах набивает свой желудок, не пережевывая, лишь бы побыстрее, от этого приходится поглощать большие порции — поспешное ядение.

Иногда проявляется зависимость от конкретных продуктов: есть те, кто не может и дня прожить без мяса, а кто-то — без сладкого.

Часто в одном человеке сфокусированы различные виды страсти чревоугодия. Ему постоянно хочется «пожрать» чего-нибудь вкусненького и побольше. Кстати, славянское «пожирать» означает «приносить жертву». Так кому приносит жертву чревоугодник? Получается, что своему желудку.

Вот как просто, оказывается, от переедания дойти до идолопоклонства. Да и не только. Когда человек пресыщается, он не может нормально молиться. Также у него возникает лень. Помните классику: «поел — можно поспать»?

Более того, чревоугодие, как угождение своему телу, может стать причиной другого смертного порока — блуда, который связан с плотью. Не зря разгульную жизнь часто такой и изображают: лень, пресыщение не только едой, но и алкоголем, сигаретами, наркотиками, блуд...

Поэтому очень важно диагностировать у себя болезнь еще на ранних стадиях и не допустить состояния, когда метастазы пойдут во все органы. Но как это сделать?

Объявляем войну греху чревоугодия

Поскольку эта страсть — дело бесов, то отлично справится всем известный евангельский совет: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17:21)

Каждое принятие пищи нужно начинать с молитвы, ею и заканчивать. Таким образом мы благодарим Господа за то, что он дает нам жизнь и необходимую для ее поддержания пищу. Отцы Церкви также советуют быть очень осторожными во время трапезы.

Есть свидетельство о том, как Паисий Святогорец боролся с гортанобесием. Он 18 (!) лет питался капустой. Нам даже тяжело поверить, что такое возможно. Но к чему сомнения, когда человека крепит и питает сам Бог?

Конечно, новоиспеченному христианину точно не стоит брать в пример этого святого и начинать каждый день есть только капусту или морковку, мол, ударим овощами по страсти чревоугодия.

Речь идет о самовоспитании. Надо контролировать свой желудок. Авва Дорофей предлагает это делать так: сначала понять, сколько примерно еды тебе необходимо, чтобы насытится, а потом съесть на четверть меньше. Когда организм привыкнет к такой порции, постепенно переводить на новый режим уменьшения, пока не научишься есть именно столько, сколько нужно для поддержания жизни.

Контролировать себя помогают и посты, которых в православии насчитывается четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также постные дни — среда и пятница. Обычно в это время воздерживаются от мясного, молочного, в некоторое время и рыбы. Но суть поста не исчерпывается только этим.

Можно готовить себе салат и с дорогими морепродуктами, объедаться «постными» сладостями и говорить: я пощусь.

Пост как раз и служит для того, чтобы человек обуздал свою плоть: питался умеренно и просто. Тогда его не будут обременять блудные помыслы, легче пойдет молитва.

Но если человек только всматривается в состав продуктов, постоянно раздражается, ходит с «постной» рожей и мнит из себя великого праведника, то толку никакого. Наоборот — это только усугубит проблему.

Еще одним действенным методом борьбы с грехом чревоугодия является смирение.

Вы постоянно смиряете себя, в том числе и пониманием того, что без помощи Божьей вам тяжело справиться с этим недугом. В другом случае есть опасность вместе с якобы избавлением от переедания, заметным похуданием получить звездочку гордости во лбу. А с этим бороться будет еще тяжелее.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Легко быть верующим, когда все складывается хорошо. У человека есть семья, работа, жилье, одежда, хорошее питание, время на себя и родных, средства для заграничных путешествий. Можно и в церковь сходить, свечки поставить, поблагодарить, что все так удачно. А если покой нарушат скорби?

Сегодня мы разберем один интересный вопрос, связанный с культурой питания и пищевым поведением. Это будут традиционные, религиозные и научные аспекты чревоугодия. В самом деле, Адам и Ева вкусили от запретного плода. А сумей они обуздать свой бессмысленный аппетит, возможно, человечество и до нынешнего времени прогуливалось бы по райским кущам? Сразу оговорю, что речь идет о традиционном знании, которое мы будем обсуждать отдельно от религиозных аспектов, поэтому воспринимайте текст соответственно, договорились? Вы, наверное, знаете, что для меня традиционное знание – это важный источник информации о здоровье. Я считаю, что полезные для здоровья знания, навыки и практики выживали и закреплялись, так как они давали преимущество своим носителям (как гены в эволюции). Почему обжорство (чревоугодие) вошло в список смертных грехов?! Кажется, кому плохо, от того что я ем? Но все не так просто.





Что такое чревоугодие?

Чревоугодие – это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как – чревонеистовый, т.е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» – обычные определения последствий жизни чревоугодника.

В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни

Чревоугодие - один из тяжелейших смертных грехов. Под чревоугодием понимают не только объедение, но и пьянство, употребление наркотиков, курение, излишняя любовь к удовольствиям и изысканности пищи.

Эта страсть превращается в вожделенную цель души для получения удовольствий, в непреодолимом желании принимать пищи больше или изысканней, чем требуется для поддержания здорового тела. Чревоугодие означает жадность и неумеренность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Одержимый высшей степенью чревоугодия доходит до того, что осознавая физиологическую невозможность переварить потреблённое количество пищи, принимает таблетки для переваривания пищи, либо, вызывая рвотный рефлекс, освобождаются от проглоченной пищи для дальнейшего приёма очередных блюд.

Святые отцы говорят, что если человек подчинился страсти чревоугодия, то им легко овладевают и все другие страсти, блуд, гнев, печаль, отчаяние, сребролюбие. Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти.

Чревоугодие — дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами.

Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле.

«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном»,«насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и «в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ».

Виды чревоугодия.

1. Побуждение принимать пищу раньше времени;

2. Пресыщение какой бы то ни было пищей: человека больше интересует количество пищи. Предел объедения – когда человек принуждает себя принимать пищу, когда не хочется. Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.

3. Желание изысканной пищи, то есть особая привязанность к качеству пищи. Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.

4. Прочие виды: Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк.

Отличия удовлетворения голода от чревоугодия.

«У человека есть естественная потребность в пище, как в источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. В рассудительном, здравом, умеренном удовлетворении её нет греха. Страсть чревоугодия вырастает из злоупотребления удовлетворением этой потребности. Страсть извращает, преувеличивает естественную потребность, покоряет волю человека похоти плоти. Признак развивающейся страсти - постоянное стремление к сытости»

«Есть по прихоти - значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива, и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.

А любить какую-нибудь пищу особенно и похотливо желать ее - это есть прихоть, служительница чревообъедения. Но вот из чего познавай, что ты одержим страстью чревообъедения, - когда она обладает и помыслом твоим. Если же противишься сему и благочинно принимаешь пищу по телесной потребности, то это не есть чревообъедение.

История чревоугодия (Gula).

Gula - это латинское слово, значащее «обжорство, чревоугодие», органически вошло в старофранцузский язык и просуществовало почти до начала Нового Времени. Жаждущий богатых блюд и тонких вин чревоугодник выходит за рамки положенного Богом, разрушая тем самым установленный Им на Земле порядок, создавая угрозу государству… Ситуация зашла так далеко, что само слово «обжора» (gloz, glot или glou — на языке той эпохи) стало обозначать дебошира, человека опасного и непредсказуемого нрава. Форма женского рода — gloute — кроме всего прочего получила значение «нимфоманки», «проститутки», женщины, не отличающейся пристойным поведением.

Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».

В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Вместе с распутством классифицируется как «плотский грех» (лат. vitia carnalia). В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом. Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр. ‏בעל זבוב‏‎‎‎ — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианской религии — один из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером

Миниатюры и стенные росписи церквей являют нам огромное множество пугающих и отталкивающих изображений чревоугодников. Вот обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость, вот худой и жилистый пьяница жадно припал к стакану. Вот еще один скачет во весь опор на свинье (символе угождения чреву) , сжимая в одной руке кусок мяса, в другой бутыль с вином. Подобный способ изображения был простейшим способом, чтобы донести до паствы необходимую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна, как для тела, так и для души!.

Почему чревоугодие – это смертный грех?

В 2003 году ведущие ассоциации ресторанов и кафе Франции направили письмо Папе Римскому Иоанну Павлу Второму письмо с просьбой исключить чревоугодие из перечини грехов. Они не видят нечего плохого в хорошем столе с изысканными блюдами. Какой же в этом грех?

И действительно, почему желание поесть зачисляется в грехи? Вокруг же полно вещей, которые, казалось бы, больше заслуживают быть в «почетной семерке», нежели простое обжорство, к которому мы чаще всего весьма снисходительно относимся. Ведь голод, по убеждению ученых, это просто своеобразный маячок, который начинает указывать нам, что у организма не хватает энергии. Но это только на первый и очень невнимательный взгляд…

Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»

Наши предки не знали о дофамине, но они верно подмечали, что «алчность не имеет границ». И если вы удовлетворяете едой эмоциональный голод, или «шлифуетесь» едой, то такое поведение приводит к серьезным нарушениям системы дофамина. Напомню, что в норме дофаминовая система работает как кнут, а не пряник.

За небольшими исключениями, данная система контролирует не столько награды, сколько наказания, путем перекрывания дофамина. В таких случаях уровень дофамина падает (например, в случае голода), заставляя нас предпринимать активные действия. В итоге система поощрений ненадолго возвращает дофамин, и нам становится хорошо. Этот же механизм работает, например, при победе на спортивном соревновании, похвале или осуждению других людей, и т.д. Падение дофамина подгоняет нас к достижению цели, что может быть достигнуто ценой перенапряжения и стресса.


Т.е., если вы едите, когда есть реальная потребность, то такое поведение не нарушает работу дофаминовой системы. Это не чревоугодие. А если вы едите для удовольствия – то это классический дофаминовый стимулятор! Т.е., согласно традиционному знанию, все что избыточно стимулирует дофамин – это чревоугодие. Мы узнаем, что сахар ничем не отличается от наркотика и может вызывать зависимость, особенно для людей с генетической или социальной предрасположенностью. Да-да, люди, которые кусочничают конфетками, печеньками или сладкими иогуртиками, на самом деле ничем не отличаются от курящих. Для нашего мозга обе модели поведения одинаковы. Желание перекусить – это абсолютный аналог желания покурить или выпить.

Серьезное нарушение дофаминовой системы вызывает деформацию личности человека, подобную как у наркоманов. Поэтому мы можем согласится с древними авторами и предостеречь читателей от злоупотребления дофаминовыми стимуляторами. Подробнее об этом вы можете прочитать в статьях про дофамин. Да, я работаю на дофаминовым обучающим курсом, он начнется в начале марта.

Онлайн курс Здоровое питание

Источники:

Энциклопедия средневековой диетологии, М.

(31 голос : 4.4 из 5 )
  • прот. Сергий Филимонов
  • свящ. Павел Гумеров
  • свящ. Сергий Дергалев
  • архимандрит
  • прп.
  • Энциклопедия изречений

Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющееся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.

Чревоугодие – нарушение второй , один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог – чрево» (), т.е. чрево – их кумир, идол.

Формы проявления чревоугодия:

1) влечение к потреблению чрезмерно большого, неоправданного физиологически количества пищи – многоядение, чревобесие, чревонеистовство;

2) чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству – ;

3) чрезмерное влечение к застольям и пиршествам;

4) чрезмерное влечение к алкоголю, пьянство;

5) пристрастие к определенного рода пищевым продуктам (сладкому, печеному, ароматизированным газированным напиткам, шоколаду и пр.);

Возможные последствия чревоугодия:

Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом человека.

Одна из разновидностей чревоугодия, пьянство, может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего (лжи, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств).

Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника (). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ().

В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем; к тяжелым заболеваниям.

В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.

Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте (Чи.11:4-6). Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью (). Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера (). Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства ().

Добродетели, противоположные чревоугодию:

Постничество.

Методы борьбы:

Методы борьбы с чревоугодием могут включать как духовные, аскетические, так и психологические средства.

Поскольку всякий грех может быть преодолен не иначе как с помощью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять

Чревоугодие – пристрастие к вкусной и обильной пище. Страсть чревоугодия является корнем, первой из восьми главных страстей, её ещё называют «коренной» страстью. Виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом), пьянство, тайноядение.

Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог — чрево» (Флп.3:19), т.е. чрево – их кумир, идол.

Противопроложностью чревоугодия является добродетель воздержания.

«Их бог – чрево» (Флп. 3: 19)

Как и всякая страсть, чревообъедение, чревоугодие происходит из вполне естественной человеческой потребности. Человек имеет нужду в пище и питье; это одна из витально-органических его потребностей. Кроме того, яства и питие – дар Бога; вкушая их, мы не просто насыщаем организм питательными веществами, но и получаем удовольствие, благодаря за это Творца. К тому же трапеза, застолье – это возможность пообщаться с ближними, друзьями: она объединяет нас. Вкушая пищу, мы получаем радость от общения и подкрепляемся телесно. Недаром трапезу святые отцы называют продолжением литургии. На службе нас объединяет духовная радость от совместной молитвы, мы причащаемся от одной чаши, а потом разделяем с близкими по духу людьми и телесно-душевную радость.

В первые века христианства после евхаристии устраивались так называемые агапы,или вечери любви, где христиане за общим столом вкушали пищу, ведя духовные беседы. Поэтому во вкушении пищи и употреблении вина нет ничего греховного и скверного. Все зависит, как всегда, от нашего отношения к этому действию и от соблюдения меры.

Где же эта мера, эта тонкая грань, отделяющая естественную потребность от страсти? Она проходит между внутренней свободой и несвободой в нашей душе. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 12–13).

Свободны ли мы от привязанности к пище и питью? Не владеют ли они нами? Что сильнее: наша воля или наши желания? Апостолу Петру было открыто от Господа: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 11: 9). И нет греха во вкушении пищи. Грех не в пище, а в нашем отношении к ней.

Но давайте по порядку. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так определяет страсть чревообъедения: «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям».

Страсть чревоугодия бывает двух видов: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это обжорство, когда чревоугодника интересует больше количество, а не качество пищи. Гортанобесие – лакомство, услаждение гортани и вкусовых рецепторов, культ кулинарных изысков и гурманства. Страсть чревообъедения (как, впрочем, и многие другие пороки) достигла своего уродливого апогея в Древнем Риме. Некоторые патриции, чтобы бесконечно наслаждаться на великолепных пирах, заводили себе специальные приспособления из птичьих перьев, чтобы после того, как чрево будет пресыщено до отказа, можно было, вызвав рвоту, опорожнить желудок. И снова удовлетворять безумную страсть чревоугодия.

Поистине «их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19). Недаром люди пресыщенные, страдающие чревоугодием очень редко интересуются духовными вопросами. Культ пищи, телесных наслаждений не позволяет вспоминать о горнем. Как говорили святые отцы, «тучные птицы не могут летать».

Чревообъедение, винопитие рождает и другую телесную страсть – сладострастие, блудную похоть. Как говорится, «сласти (то есть чревоугодие) рождают страсти».

Пресыщение чрева не только не позволяет думать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства», – говорит подвижник IV века преподобный Нил Синайский.

Молитвой и постом

Чем лечится страсть чревоугодия? Святые отцы советовали любой страсти противопоставлять противоположную ей добродетель. И бес чревоугодия «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Пост вообще великое воспитательное средство. Блажен, кто приучен к воздержанию душевному и телесному и неукоснительно соблюдает установленные церковные посты и постные дни.

Тут хотелось бы немного сказать о смысле православного поста. Пост сейчас соблюдают многие. Но правильно ли соблюдают? В ресторанах и кафе на время постов появилось специальное постное меню. Дикторы телевидения и радио говорят о начале поста. В продаже имеется немало кулинарных книг с рецептами постных блюд. Так в чем же суть поста?

Пост – это не диета. Пост, особенно Великий, святые отцы называли весной души; это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Прекращаются супружеские плотские отношения, увеселения. До революции во время Великого поста закрывались театры. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли посмотреть внутрь себя, своей души. Постом православные христиане говеют и причащаются святых таин.

Пост – время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой, низкокалорийной пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не пресыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», – пишет преподобный Ефрем Сирин. Это одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее нам.

Второе значение пощения – жертва Богу и воспитание своей воли. Пост – установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост – первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать от всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост – это послушание божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы; Ему нужно «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, ущемление своей воли.

Еще одно значение поста – в воспитании воли и подчинении ее духу. Постом мы даем понять чреву, «кто в доме хозяин». Человеку, не привыкшему поститься, дисциплинировать себя, очень тяжело обуздывать страсти, бороться с ними. Христианин – это воин Христов, а хороший воин находится в постоянной боевой готовности, постоянно тренируется и обучается, держит себя в форме.

В Церкви нет ничего случайного и бессмысленного. Не соблюдающие пост, пресыщенные никогда не узнают настоящего вкуса пищи, этого дара Божия. Даже праздничная трапеза для не постящихся становится чем-то вполне обыденным, а для постящихся даже скромное застолье после продолжительного поста – настоящий праздник.

Пост чрезвычайно полезен и в супружеской жизни. Супруги, привыкшие к воздержанию во время постов, никогда не пресытятся своими интимными отношениями, они всегда желанны друг для друга. И наоборот, пресыщение ведет либо к взаимному охлаждению, либо к излишествам и изощрениям в интимной жизни.

Борьба со страстью чревоугодия (ч.1/3)

сытое брюхо к молитве глухо…

Борьба со страстью чревоугодия (ч.2/3)

едите ли,пьете ли..все делайте во славу Божию…

Борьба со страстью чревоугодия (ч.3/3)

Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица

СЛОВО 14.
О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.

  • 1. Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.
  • 2. Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу».
  • 3. Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, — иною прорывается и одолевает тебя.
  • 4. Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом.
  • 5. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты.
  • 6. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его: а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.
  • 7. Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах — чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться.
  • 8. Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти.
  • 9. Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти ссорятся между собою за бедного монаха, как за купленного раба. Объедение понуждает разрешать, а тщеславие внушает показывать свою добродетель; но благоразумный монах избегает той и другой пучины, и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою.
  • 10. Если бывает разжжение плоти , то должно укрощать ее воздержанием, во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет, (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда может скрывать пред другими свое воздержание.
  • 11. Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, ненаходившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.
  • 12. Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. Итак скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Вникнем, и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти.
  • 13. Посмевайся ухищрению беса, который по вечери внушает тебе впредь позднее принимать пищу; ибо в следующий же день, когда настанет девятый час, он понудит тебя отказаться от правила, уставленного в предшествовавший день.
  • 14. Одно воздержание прилично неповинным, а другое — повинным и кающимся. Для первых, движения похоти в тебе бывают знаком к восприятию особенного воздержания; а последние пребывают в нем даже до смерти; и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума; а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога.
  • 15. Время веселия и утешение пищею для совершенного есть отложение всякого попечения: для подвижника — время борьбы; а для страстного — праздник праздников и торжество торжеств.
  • 16. В сердцах чревоугодников — сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих — сновидения о последнем суде и о муках.
  • 17. Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали.
  • 18. Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертию. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся.
  • 19. Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды.
  • 20. Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда; тот подобен угашающему пожар маслом.
  • 21. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.
  • 22. Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час он немного ослабевает, а во время захождения солнца окончательно смиряется.
  • 23. Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет.
  • 24. Мехи, когда их размягчают, раздаются и вмещают большее количество жидкости; а оставленные в небрежении не принимают и прежней меры. Обременяющий чрево свое расширяет внутренности; а у того, кто подвизается против чрева, они стягиваются мало по малу; стянутые же не будут принимать много пищи, и тогда, по нужде самого естества, будем постниками.
  • 25. Жажда весьма часто жаждою же и утоляется; но голод прогнать голодом трудно, и даже невозможно. Когда тело победит тебя, укрощай его трудами; если же ты по немощи не можешь этого, то борись с ним бдением. Когда глаза отяжелели, берись за рукоделие; но не касайся оного, когда сон не нападает; ибо невозможно работать вместе Богу и мамоне, т.е. простирать мысль свою к Богу и на рукоделье.
  • 26. Знай, что часто бес приседит желудку, и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле.
  • 27. По пресыщении нашем, сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями.
  • 28. Удивительное дело, что ум, будучи бестелесен, от тела оскверняется и омрачается, и что напротив невещественное от борения утончевается и очищается.
  • 29. Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесняй чрево свое; ибо угождая ему и расширяя его, ты отвергнешься своих обетов. Но внимай, и услышишь говорящего: пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему. Но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им (Матф. 7, 14).
  • 30. Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедение.
  • 31. Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения. Когда пьешь всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл.
  • 32. Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста. А опресноки — ненадмевающееся мудрование. Да соединится с дыханием твоим сие слово Псалмопевца: аз же, внегда бесы стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро души моея возвратится (Пс. 34, 13).
  • 33. Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
  • 34. Спросим же и сего нашего врага, паче же главнейшего начальника наших злых врагов, дверь страстей, т.е. объедение. Сию причину падения Адамова, погибели Исава, пагубы Израильтян, обнажения Ноева, истребления Гоморрян, Лотова кровосмешения, погубления сынов Илии священника, и руководителя ко всяким мерзостям. Спросим, откуда сия страсть рождается? и какие ее исчадия? Кто сокрушает ее, и кто совершенно ее погубляет?
  • 35. Скажи нам, мучительница всех людей, купившая всех золотом ненасытной алчности: как нашла ты вход в нас? Вошедши, что обыкновенно производишь? и каким образом ты выходишь из нас?
  • 36. Она же, раздражившись от сих досад, яростно и свирепо отвечает нам: «Почто вы, мне повинные, биете меня досаждениями? и как вы покушаетесь освободиться от меня, когда я естеством связана с вами? Дверь, которою я вхожу, есть свойство снедей, а причина моей ненасытности — привычка: основание же моей страсти — долговременный навык, бесчувствие души и забвение смерти. И как вы ищете знать имена исчадий моих? изочту их, и паче песка умножатся. Но узнайте, по крайней мере, какие имена моих первенцев и самых любезных исчадий моих. Первородный сын мой есть блуд, а второе после него исчадие — ожесточение сердца, третие же — сонливость. Море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят. Дщери мои суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние, — самая лютая из всех страстей. Память согрешений воюет против меня. Помышление о смерти сильно враждует против меня; но нет ничего в человеках, чтобы могло меня совершенно упразднить. Кто стяжал Утешителя, тот молится Ему против меня, и Он будучи умолен, не попускает мне страстно действовать в нем. Невкусившие же небесного Его утешения всячески ищут наслаждаться моею сладостию».

Чревоугодник сокрушается только о том, как бы наполнить чрево свое яствами, а когда поест, мучается во время пищеварения; воздержание же сопровождается здоровьем.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век)

Святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.

Преподобный Серафим Саровский († 1833)

1Кор.:. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

апостол говорит, делайте в славу Божию: ибо настоящим вашим делом Бог не прославляется, а скорее хулится. Ест же и пьет кто-либо в славу Божию тогда, когда не соблазняет этим никого, делает это не по чревоугодию или по сластолюбию, но для того, чтобы приспособить тело свое к совершению добродетели; вообще же совершает кто-либо всякое дело в славу Божию тогда, когда ни другому не вредит чрез соблазн, ни самому себе, как, например, действующий по человекоугодию, или по какому-нибудь страстному помыслу.

Все соображения покрывает Апостол одним всеобщим правилом: «Видишь ли, как он от частного предмета перешел в поучении к общему и преподал нам превосходное правило – прославлять Бога во всем?» (святой Златоуст). Отсюда видно, что, по мысли Апостола, от неразборчивого вкушения идоложертвенного некоторая тень падала на самую веру и Господа Бога. Почему Апостол и выставил этот общий закон, что мы обязаны не пищу только и питие употреблять, но и все другое делать во славу Божию,– ничего не дозволяя себе, чрез что, хоть на малейший волос, мог бы кто-либо нечто не хвалебное помыслить о святой вере нашей и о Боге. Прекрасно Апостол все это,– и сидеть, и ходить, и беседовать, и сожалеть, и наставлять,– совокупляет воедино, чтобы во всем поставить для себя одну цель – Божию славу. Так повелел и Господь: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф. 5, 16). Так сказано и здесь» (Феодорит). «Так, говорит, все творите, чтобы тем подавать побуждения к прославлению Бога, давая разуметь, что то, как они тогда действовали, служило к бесславию Бога и к хуле на Него и на святую веру Его» (Экумений). «Яст же кто и пиет во славу Божию, когда яст и пиет не на соблазн другим, не как чревоугодник и сластолюбец, но как желающий так содержать тело, чтобы оно было способно к деланию всякой добродетели; и просто, всякое дело творит кто во славу Божию тогда, когда ни другому не вредит соблазном, ни самому себе чем-либо, и когда ничего не делает из человекоугодия или по другому какому страстному помыслу» (Феофилакт).

Из-за стола вставай с желанием поесть еще немного - так учат святые отцы, и это полезно как для тела, так и для души.

Иеромонах Дионисий (Игнат)

Чревоугодие:

Если человек себя не ограничивает, то он таскает на себе целые пласты жира. А когда он воздерживается и ест не больше необходимого, то его организм все усваивает, и это не обременяет тело. Многообразие блюд увеличивает желудок и разжигает аппетит, и к тому же оно делает человека слабым и вызывает разжжение плоти. И потом желудок - этот злой «мытарь», как называет его авва Макарий, - все время просит еще. Мы наслаждаемся разнообразной едой, однако после этого нас клонит в сон, так что мы даже не можем работать. Если же мы едим пищу одного вида, это укрощает наш аппетит. Удовольствие от умеренности больше, чем от тех приятных ощущений, которое приносят самые изысканные блюда. Однако многим людям незнакомо чувство удовольствия от желудка налегке. Поначалу они получают удовольствие от вкусной еды, потом добавляются чревоугодие, гортанобесие, они едят очень много и ощущают тяжесть от этого, особенно в преклонном возрасте. Так люди лишают себя удовольствия от желудка налегке.

Старец Паисий Святогорец

Похожие публикации