Трансформация гендерных ролей в современной семье. Трансформация гендерных ролей и стереотипов Гендерная трансформация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алиева Карина Рагибовна

Трансформация гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи

Аннотация

гендерный молодежь педагогический ценностный

В статье рассмотрены следствия изменения гендерного порядка в современном мире. Автором выявлено отсутствие целенаправленной педагогической деятельности в формировании ценностных ориентиров и жизненных установок молодежи и предложено решение проблемы - введение гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса.

Социокультурные преобразования в жизни общества и человека в последние столетия привели к обновлению взглядов на мир, нравственные идеалы, ценностные ориентиры. Изменился взгляд на проблему социальной природы женщин и мужчин, их взаимодействия друг с другом. Современные мужчины и женщины, демонстрируют новые модели поведения и отношений, осваивают новые для себя виды деятельности, что сопровождается «их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения.

Рассмотрение вопроса «трансформации гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи» требует уточнения понятий «пол» и «гендер». «Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной». Однако в ХХ веке выяснилось, что пол - сложная многоуровневая организация, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. С точки зрения современного биологического знания категория пола оценивается на различных уровнях, отсюда расчленение категории пола на ряд дробных понятий: генетический, гонадный, соматический, паспортный и др. Доктор психологических наук, профессор Воронцов Д.В. ставит под сомнение обоснованность жесткого разделения людей на два пола утверждая, что только на уровне гонадного пола, а точнее, на уровне генитальной подсистемы мы можем говорить о четком делении на две противоположные формы половой организации. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. «Поскольку биологические и социальные характеристики человека тесно связаны, мы никогда не можем со стопроцентной убежденностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. .»

Роберт Столлер . в 1968 году предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социокультурному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» (от англ.gender, от лат.gens-род). Т.е «гендер» это то, что стало с полом в процессе социализации.

«В настоящее время идеалы маскулинности (мужественности) /феминности (женственности) значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. .» «Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергичность, силу воли), а мужчины, которые уже не могут опираться главным образом на власть и силу, - вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого.»

По мнению И.С. Кона , гендерная революция необратима, чтобы вернуть патриархальный порядок, даже если бы это было возможно политически, необходимо: а) радикально изменить разделение труда, убрав женщин из общественного производства, науки и образования; б) заставить семью жить на одну мужскую зарплату; в) полностью изменить женское самосознание, побудив женщин отказаться от своих социальных притязаний и принять традиционный статус слабого пола. Первого не выдержит экономика (женщины составляют больше половины рабочей силы), второго не вынесет семейный бюджет, а о третьем даже говорить смешно.

Изменения, происходящие в обществе, требуют адекватной реакции и от системы образования. Одной из функций образования, является трансляция и распространение культуры в обществе, она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, моральных ценностей, норм и правил поведения и т.д. Содержание и методы воспитания советского периода характеризуются заданными обществом требованиями, которые осуществлялись «сверху» и по строго определенным нормативам и представляли собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности (политическое информирование, нравственно-эстетическое просвещение, общественное поручение, поощрение, наказание) » Современная система образования продолжает производить патриархальные установки. Сегодня, целостное воспитание, в том числе полоролевое, характерное для традиционной школы и традиционного общества, распалось, а новое общество еще не обрело свой культурно - воспитательный идеал. Образование перестает давать ответ на вопрос как жить? Социализация современной молодежи формируются стихийно, что является следствием отсутствия целенаправленной педагогической деятельности.

Решение данной проблемы мы видим во введении гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса, что позволит обеспечить целенаправленную педагогическую деятельность, заключающуюся в формировании у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознанию себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственного воспитания.

Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы:

1.отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний;

2.нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

3. признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей.

4.обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;

5.создание условий для сохранения неповторимой индивидуальности каждого.

Таким образом, логично утверждать, это модель развития и воспитания с учетом гендерного фактора предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек/ женщин, так и для мальчиков /мужчин, а также отход от такого понимания женственности и мужественности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностями и идеями гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики, а также вполне адекватен тем социальным переменам, которые произошли в жизни современных женщин и мужчин.

Состояние проблемы гендерной социализации молодежи в массовой практике, позволяет констатировать факт, что несмотря на декларируемые приоритеты индивидуального подхода к развитию личности, исходя из её возможностей и потребностей, в системе образования по-прежнему реализуется традиционный полоролевой подход, не вполне отвечающий изменившимся социальным условиям функционирования современного общества, в котором женщины и мужчины вышли далеко за рамки стереотипных ролей и функций, демонстрируют как традиционно «женские», так и «мужские» качества, являющиеся на самом деле общечеловеческим.

Литература

1.Цыганкова Г.П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже:учеб.-метод.пособие для студентов и кураторов учебных групп-Мн.:МГВРК, 2009.-76с.

2.Воронцов Д.В. Введение в гендерную психологию.

3 . A Glossary of Feminist Theory. Ed. by Sonya Andermahr, Terry Lovell and Carol Wolkowitz London: Arnold; New York: Oxford University Press, 2000. P. 102.

4. Скутнева С.В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи.Монография.Тольятти,2007,Изл.-воТГУС(Тольятти).-131с. 22.Кон.

5. И.С.Кризис бесполой педагогики. Гендерные исследования в образовании: и проблемы и перспективы: сб. научн. Ст. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. Волгоград,15-18апр.2009г.-Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.-342 с. ISBN 978-5-9935-0086-7

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Понятие "молодежь" и методологические подходы к социально-философскому анализу образа и ценностных установок современной молодежи. Феномен ценностей в истории философии, формирование ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2013

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса. Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества.

    реферат , добавлен 17.09.2007

    Определение понятий "семья", "брак", "родительская семья". Рассмотрение роли родительской семьи в формировании брачных установок современной молодежи, характеристика ее восприятия молодежью. Выявление мнения экспертов относительно данного вопроса.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Теоретический анализ ценностных ориентиров. Ценностные ориентиры русского народа. Роль средств массовой информации в современном обществе. Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ. Оптимизация ценностных ориентиров.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2005

    Задачи и цели гендерного образования. Некоторые стереотипы, с которыми сталкиваются студенты, вступая во взрослую жизнь. Гендерные аспекты здравоохранения в России. Гендерное равенство и неравенство в здравоохранении. Понятие гендерного различия.

Как уже было сказано, изменения в рамках института семьи фиксируют и выборочные социологические исследования. Речь идет о трансформации гендерных ролей в семье, об изменении структуры внутрисемейных отношений.

Исторически сложилось так, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняли разные роли в семье. Мужские и женские занятия со временем изменяются в силу технологических, политических или социальных перемен. Именно это и фиксируется сегодня в России. Речь идет об изменении представлений россиян:

ü в сфере родительства;

ü в сфере распределения домашних обязанностей;

ü в сфере принятия решений.

Родительство

В современной России происходит размывание нормативов родительства на уровне представлений. По мнению Т.А. Гурко, предпосылкой этого процесса служит многообразие практик родительства и их артикуляция, в том числе в СМИ, отсутствие действенных механизмов идеологического конструирования "правильной" модели семьи и личной жизни людей со стороны государства и других институтов.

Несмотря на инертность и консервативность таких социальных институтов, как семья и родительство, трансформация социокультурных ценностей на протяжении последнего десятилетия в России происходила настолько интенсивно, что затронула и их. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди молодого поколения и женщин, и мужчин в сравнении с "советским" гораздо реже встречаются такие стереотипы, как "долг каждой женщины быть матерью, а мужчины – отцом", "дети должны непременно жить с матерью после развода", а также осуждающие супругов, которые могут, но не хотят иметь детей и т.д.



В современных обществах различия материнства и отцовства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируются. В традиционных обществах власть и авторитет отца были основаны, прежде всего, на его роли кормильца и собственника средств производства. Отец определял воспитание детей (особенно сыновей), но повседневную заботу и уход за детьми осуществляла мать.

Однако современные требования к отцовской роли значительно трансформировались. Нормативная модель современного отцовства предполагает гибкое сочетание роли кормильца (добытчика) и роли чуткого, компетентного наставника и друга ребенка и включает в себя, по меньшей мере, три компонента:

1) Функция материального обеспечения;

2) Функция эмоциональной поддержки;

3) Функция участия в жизни детей.

От отца ожидают эмоциональности, теплоты в отношениях с ребенком, большей вовлеченности в его жизнь. Это приводит к столкновению с традиционными стереотипами мужского поведения, а значит, увеличивает число проблем и конфликтов при реализации отцовской роли.

Кроме того, складывающаяся на протяжении веков практика гендерных отношений в семье между отцом и детьми постепенно привела к возникновению социального отчуждения между ними: жесткие гендерные роли и стереотипы препятствуют общению и соучастию отцов в жизни своих детей. Представления о положении и функциях отца вообще в современной семье часто воспринимаются через отрицательные суждения:

Ø рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

Ø незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;

Ø педагогическая некомпетентность, неумелость отцов;

Ø незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

Однако имеются и позитивные тенденции, свидетельствующие о смягчении жестких гендерных норм: мужчины потихоньку перестают бояться проявлять любовь, участие и заботу (традиционно "женские" качества в гендерной системе ценностей) к своим детям; шагом вперед может быть признано введение в новый Семейный кодекс РФ понятия "отцовство" как социально-правового института, которое употребляется наравне с "материнством".

Домашняя работа

Одним из наиболее болезненных вопросов современной российской семьи является распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами. Декларируемый паритет и реальное доминирование в домашнем хозяйстве женщин, которые в большей степени не удовлетворены таким положением дел, чем мужчины, – вот, пожалуй, один из основных лейтмотивов, характеризующих положение в этой сфере.

Анализ ролевых ожиданий в отношении распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в различных типах семей показывает, что наибольшее расхождение в ролевых ожиданиях наблюдается в семьях, где жена и муж имеют разное образование (особенно если жена имела высшее образование, а муж нет), что выражалось в том, что мужья в этих семьях были значительно "традиционнее", чем жены.

Однако стоит отметить, что с начала 90-х годов наметилась тенденция увеличения бытовой нагрузки у работающих мужчин. Причем происходит расширение ареала бытовой деятельности за счет вовлечения в него видов работ по дому, традиционно выполнявшихся женщинами. "Новый тип мужчин", которые делят работу по дому поровну, пока остается для большинства семей идеалом, но такая асимметрия вряд ли является российской спецификой.

Глава семьи

В условиях признания равенства мужчины и женщины, обоих родителей категория "глава семьи" утрачивает свое былое значение, когда "глава семьи" рассматривался как "главный кормилец", "глава домохозяйства", наделенный особыми правами в семье и несший ответственность за нее и ее членов. В настоящее время вопрос о главе семьи чаще всего рассматривается в двух аспектах: с точки зрения принятия семейных решений и с точки зрения распределения семейной власти.

Принятие решений

Традиционные представления о ролях мужа и жены в семье предполагают главенство мужа вне зависимости от личностных особенностей супругов. В современных семьях вопрос о главе семьи представляется крайне запутанным.

Большинство современных россиянок придерживаются позиции, что "главы семьи не должно быть, супруги все вопросы должны решать совместно" (это часто означает главенство жены "де-факто"), у российских мужчин такой консолидации нет. Мужчины со среднем (или более низким) уровнем образования чаще считают, что глава семьи – это муж, в то время как у мужчин с высшим образованием доминирует эгалитарная модель (опять-таки на словах). Однако при всем этом лишь очень небольшое число мужчин и женщин придерживаются того мнения, что главой семьи должна быть жена. Вместе с тем многие исследователи указывают на наличие дисбаланса власти между мужьями и женами в современной российской семье. Наиболее значимые решения, а к ним, наверное, можно отнести переезд на новое место жительства, покупка дома – принимаются мужчиной или, по крайней мере, его голос, особенно в случае подкрепления реальными финансовыми ресурсами, имеет решающее значение. В то время как в повседневных делах – приоритет остается за женщиной. К области компромиссных или совместных решений исследователи относят в основном вопросы образования детей или проведения отпусков.

Таким образом, для российской (и нижегородской) семьи конца 20-го – начала 21-го столетий характерны серьезные преобразования, связанные с изменениями ее внешней и внутренней структур. Наиболее проблемной по своим последствиям тенденцией справедливо считается уменьшение количества детей в семье.


См., например: Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС, 1995, № 10, с.95-99; Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса // СОЦИС, 2002, №1, с.135-136; Здравомыслова О.М, Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: «Эдиториал УРСС», 1998, 176с; Потехина Е.Н. Специфика гендерных отношений в период социальных изменений в России: Автореф. дис…канд. соц. наук: 22.00.04. Н.Новгород, 2003, 24 с.

См., например, Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998, 272 с.

См., например, Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.

*Публикация подготовлена в рамках выполнения студенческого научного проекта ИНДИГО, мероприятие 1.2 «Реализация междисциплинарного медиа-проекта «ШКОЛА МАСТЕРОВ» на основе социологических исследований потребностей студентов в уникальном образовательном контенте»

Время – меняет человека Время – меняет чувство Время – меняет ситуацию Время – меняет мечты и мысли… Но… Единственное, что оно не может изменить, это прошедшие моменты, воспоминание и прошлое…

Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полётом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем.Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Многие не раз задумывались о том, возможно ли изменение сознания?! Может ли когда-нибудь сознание развиваться в совершенно другом направлении?! И чего же можно ждать от него?! Попытаюсь разобраться в этом столь тяжелом и непредсказуемом деле.
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно – осознание природы.

Так уж издавна устроен мир, что все в нем распределено: каждому свое. Женщины – это хранительницы очага, они всегда должны быть робкими, трепетными, ранимыми и отчасти покорными, мужчины же наоборот – сильные, мужественные, волевые. И такие стереотипы существовали на протяжение многих веков. Но если сейчас взглянуть на реальность, то можно заметить совсем иное.

Совсем недавно я наблюдала такую ситуацию: довольно-таки пожилую женщину провожали, как я поняла, в дальнюю дорогу, ее дети: молодой парень лет 22-23 и девушка, которой на вид около 20 лет. Женщина стояла вся в слезах, прижимая к груди небольшую сумочку, ее глаза были опухшими от слез, было видно, как тяжело ее уезжать, как тяжело надолго оставлять своих детей, семью, но, не зная куда и зачем она уезжала, можно было по увиденной картине все понять. Так вот, в чем смысл всего этого повествования, стоя там, на перроне, парень и девушка, совершенно по-разному реагировали на отъезд мамы. Девушка стояла молча, на ее лице лишь слегка была видна небольшая улыбка, она даже и не думала плакать или что-то в этом роде, чтобы я не сказала о парне. Мне было его даже немного жаль, потому что его глаза были такими же опухшие: он плакал, и повторял несколько раз одну и ту же фразу: « Мам, может, ты и не надолго там останешься, может все обойдется, и нам не придется, не видеть тебя так долго». Девушка же лишь только покачивала головой и говорила без какой либо тревоги в голосе: « Все будет хорошо. Мы справимся мам». Спустя пару минут они проводили ее в вагон, и спустя те же пару минут поезд тронулся….

Анализируя эту ситуацию, каждый сам найдет свое объяснение происходящему. Кто-то скажет: « Да просто такой вот «маменькин сыночек», не умеющий ничего делать, и вот теперь не знающий, как прожить без мамы», а кто-то наоборот будет уверен в том, что девушка просто рада отъезду мамы, появиться большая возможность действий. Как по мне так все не так просто.

Некоторые люди научились забывать что-то ненужное и переключаться на другое. Поэтому объясняется то, почему одному человеку так просто уйти с одной работы, от одного коллектива к другому, и быть и там таким же активным и общительным, или забыть человека который не отвечает взаимностью на чувства, или становится неинтересным. Другие же наоборот: расставание с любимым человеком для них равносильно смерти, а переход в новый коллектив так это совсем как каторга. Кто-то умеет приспосабливаться к так называемой «новой жизни», а кто-то боится и совсем не может.

Вышеуказанная ситуация, по моему мнению, это не то, что многие бы сказали: «Слабак, а не мужчина». А вот и нет слабак, это не такой человек! Просто стереотип того, что мужчины никогда не плачут, делает свое дело, а ведь время и действительность все меняет! Эта ситуация просто один из фрагментов изменения жизни человека, в данном случае молодого человека, ведь он может сменить работу и быть и там «своим», а вот в плане чего-то родного, близкого, чего всегда будет не хватать, тут уже очень тяжело.

Человеческий разум так уж устроен, что позволяет нам забыть что-то, дабы не угнетать себя этим в дальнейшем и не мешать жить, а иногда сам заставляет нас помнить обо всем, что дорого нашей душе. Но человеческий ли разум делает все, человеческое ли сознание?! Думаю, нет. Сам человек может контролировать и управлять собой, он сам может создавать для себя комфортные условия. Для этого у него все есть: воля, память, эмоции, стремление, желание чего-либо, цель.

И вот еще вопрос, почему сейчас женщины и мужчины поменялись ролями?! Может причина всем этим изменениям – время?! Может это оно решает поменять ход вещей?!

Если отвечать на все эти вопросы, то ответ приходит один и тот же – да, вся причина во времени. Именно время дает сбой нашему сознанию, именно оно меняет нас. История государства Российского достаточно велика, и много было войн, битв, сражений. И тогда, в эти нелегкие времена, было все равно, кто ты: женщина, мужчина, мать или отец, сражались все…. А что сейчас?! Многим мужчинам присущ женский образ жизни, женские черты, а женщинам наоборот – мужские качества. И все уже привыкли к этому, как будто, так и надо. Никто не реагирует на то, что мужчина ведет себя как женщина, а женщина же наоборот рада проявить себя в тяжелом и поныне мужском труде. Очень трудно привыкнуть к изменчивости нашего мира, изменению людей, и до сих пор многие пугаются всех этих изменений, пытаются всеми силами вернуть то, до боли родное и привычное.

Таким образом, итог всего этого рассуждения состоит в следующем.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание – функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга.
Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Мы можем сколько угодно пытаться изучать все феномены человеческой жизни, но не все будет подвластно нам. Я считаю, что все в нашем мире происходит наоборот. И вышеуказанные примеры этому доказательство. У каждого человека есть возможность что-то изменить в себе, помочь измениться другим, но почему-то все даже не хотят думать, о том, что правильно. Для многих правильно то, что делают они, что помогает найти им душевный покой и наслаждение. Искать ответы на все вопросы нужно искать, прежде всего, в себе. Меняемся мы, меняется мир. И как бы сильно не изучали люди уникальность каждого человека, его сознание, все это будет очень неустойчиво, независимо и непредсказуемо. Откуда мы можем знать, что произойдет в будущем, что будет с нами, что в следующий момент измениться?! Не зря существует хорошо известная всем цитата: «Время покажет». По моему мнению, именно время дает надежду на что-либо, именно оно меняет людей. Все что происходит сейчас, все проделано временем.

Но существует одно «но». Мы все разные, мы все верим во что-то свое, ждем чего-то давно забытого, мы помним старые традиции, обычаи, привычки, и, поверьте, если помнить все это очень сильно, то никакое время не сможет отнять у нас эти воспоминания.

В последнее время те ученые, которые придерживаются теории социальной конструкции реальности (и социальной конструкции гендера как ее варианта), приходят к выводу, что многие из существующих полоролевых стереотипов имеют социальную, а не врожденную природу, и создаются в процессе исторического развития общества, а также имеют весьма устойчивую конструкцию, что подтверждается постоянно растущей вариативностью современных норм.

Возникает весьма актуальный вопрос о том, насколько приемлемо применение полоролевых стереотипов, пришедших из прошлого, в настоящее время; как формируются новые роли и стереотипы и каково направление их развития на современном этапе и в будущем. Приведем точку зрения психолога и этнографа И.Эйбл-Эйбесфельдта: «Отрицать наличие врожденных различий между мужчиной и женщиной очень модно, это отвечает стремлению человека освободиться от всех ограничений, избавиться от своего биологического наследия. Но свобода не достигается путем игнорирования истины...».

Практика показывает, что содержание гендерных стереотипов и отношение к ним может и должно меняться в силу быстро изменяющихся условий жизни. Американский психотерапевт Джеймс О"Нил использовал метафору путешествия для описания фаз осознания личностью гендерных ролей и проблем, связанных с ними. С каждой фазой связано достаточно типизованное содержание и отношение к ней личности.

ФАЗА 1. Принятие традиционных гендерных ролей. Личность принимает стереотипы мужественности и женственности, одобряет жесткое разграничение поведения по гендерным ролям, одобряет силу, контроль, власть, ограничение эмоциональности как нормы поведения для мужчин и теплоту, экспрессивность, заботливость, пассивность как нормы поведения для женщин; плохо понимает то, как жесткие гендерные роли ограничивают возможности личности.

ФАЗА 2. Двойственное отношение к гендерным ролям. Личность испытывает неудовлетворение стереотипными представлениями о гендерных ролях, вследствие соприкосновения с новыми точками зрения начинает сомневаться в необходимости ограничений, налагаемых гендерными ролями; начинает осознавать, что гендерные роли и сексизм являются насилием над личностью; испытывает страх перед смыслом изменений в представлениях о гендерных ролях или поведении; колеблется между ощущениями безопасности стереотипного представления о гендерных ролях и тревоги перед их изменениями; чувствует смятение и отсутствие ясности относительно связи сексизма с гендерными ролями.

ФАЗА 3. Гнев. Личность испытывает и выражает отрицательные эмоции по отношению к преобладающим социальным нормам, институтам и индивидам, поддерживающим сексизм и стереотипную гендерную социализацию; испытывает ограниченность выхода отрицательным эмоциям и изоляцию; выражает отрицательные эмоции так, что порождает конфликты, тревожность, депрессию; ограничивает круг друзей только теми, кто может услышать или принять гнев.



ФАЗА 4. Активность . Личность изменяет свое собственное полоролевое поведение на менее ограничивающее и конфликтное, использует гнев против сексизма положительным образом, становится участником/участницей общественных, политических, образовательных акций, разрабатывает личные, политические и другие планы действий для того, чтобы раскрыть ограничивающую роль гендерных стереотипов и сексизма.

ФАЗА 5. Интеграция гендерных ролей . Личность испытывает новое, менее ограничивающее и менее стереотипное осознание себя и мира и удовлетворение от этого; последовательно интегрирует свой гнев против сексизма в эффективную работу; понимает путь осознания сексизма и гендерных ролей, который совершают другие люди; испытывает в личных и профессиональных взаимоотношениях большую свободу относительно гендерных ролей-продолжает активную работу по просвещению окружающих относительно насильственной природы гендерных ролей и сексизма.

Несмотря на то, что гендерные роли и стереотипы, как было показано, могут меняться, в настоящее время типичными остаются две модели половой идентичности, раскрываемые через бинарные модели следующих качеств: слабые - сильные, сензитивные - сдержанные, ориентированные на дом -ориентированные на внедомашнюю среду, подчиняемые - доминирующие, неагрессивные - агрессивные и т.п.

Таким образом, представляется очевидным, что модальность личности, социализируемой, воспитываемой в духе патриархальных ценностей, складывается благодаря усвоению традиционных образцов мужественности и женственности и отлаженному столетиями механизму социализации.

В последнее время появились новые подходы к проблемам гендерной социализации, которые объясняют своеобразность развития гендерных ролей и убеждений в современной России. Например, весьма интересная и своеобразная работа Ю.Алешиной и А.Волович убедительно показывает нестандартность и даже атипичность российских гендерных конструкций. По их мнению, из-за широкого распространения в России традиционных патриархальных идей о большей значимости мужчин мальчики испытывают большее социальное давление, чем девочки: окружающие требуют от них соответствия их половой роли, не показывая при этом, как им нужно себя вести, что усугубляется тем, что большинство взрослых, оказывающих сколько-нибудь важное влияние на мальчиков - воспитатели, врачи, учителя, -чаще всего женщины.

В результате в обычных условиях у мальчиков очень мало возможностей развить в себе традиционно мужские качества. Кроме того, по сравнению с другими странами, в России мальчики почти не занимаются спортом, не ходят в кружки, не могут найти себе интересного дела (этому немало способствует кризис системы образования, здравоохранения, физкультуры и спорта) и поэтому в большинстве случаев не могут проявить эти качества (Ю.Е. Алешина).

Таким образом, приобретение мужественности (в позитивном смысле) дается в России очень трудно, по мнению авторов, из-за недостаточности моделей поведения взрослых мужчин, ясных примеров для подражания, а также необходимых для этого условий при постоянном требовании вести себя "как мужчина". В результате мальчики либо становятся пассивными, чтобы не принимать участия в женской деятельности, либо дают вовлечь себя в "гипермужественные" неформальные группы с преувеличенно грубоватыми представлениями о мужественности и скептическим отношением к женственности.

Ю.Алешина и А.Волович признают, что девочки тоже сталкиваются с проблемами в преобретении гендерных ролей, но утверждают, что их трудности не настолько серьезны благодаря относительно хорошим условиям социализации и большому количеству образцов. В то же время быстрое выяснение незначимости женских ролей (двойная нагрузка на работе и дома, сложности в получении престижной работы и т.д. - подробнее в гл.5) и осознание этой несправедливости является дополнительным стимулом для поощрения в себе высокой активности и желания преобладать.

Данная теория адекватно показывает, что проявления социализации и социальных условий (культурного, политического и социального кризиса) в России ведут к тому, что мальчики и девочки развивают в себе черты полового поведения, которые противоречат основным традиционным стандартам половых ролей: девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся пассивными или, наоборот, вступают в конфликт с обществом.

Итак, традиционно мужчины и женщины считаются совершенно разными: принято говорить о мужских и женских нормах и правилах поведения, занятиях и обязанностях, особенностях психологии и, наконец, о женской и мужской логике. Половые стереотипы - часть господствующего социального сознания.

Как было показано выше, психологи начали изучать половые различия еще в конце XIX века, но вплоть до конца 1970-х гг. они большей частью занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчине и женщине. Однако понимание того, что не все особенности психики мужчин и женщин биологически детерминированы, а также использование новых инструментов изучения социального пола - гендера привело к сомнению, что такие различия действительно фундаментальны.

Один из таких инструментов - метаанализ - статистическая техника, заключающаяся в комбинации информации, полученной из нескольких исследований, с целью получения общей оценки величины различий между группами, то есть анализ результатов других анализов. После того как Дж. Холл провел метанализ гендерных различий в невербальном декодировании, эта техника достаточно быстро стала мощным инструментом изучения гендерных различий.

Метанализ сообщает нам, есть ли различие между группами по отдельной переменной, и представляет оценку того, насколько это отличие велико. До появления метаанализа ученые пользовались для проверки надежности предполагаемых гендерных различий методом «голосования», который заключался в том, чтобы, собрав как можно больше исследовательских работ по конкретной теме, подсчитать, в скольких из них гендерные отличия обнаружили, а в скольких - нет. Так, знаменитая книга Маккоби и Джеклин о гендерных различиях представляет собой не что иное, как исчерпывающий описательный обзор по данному предмету.

Однако существенным недостатком метода «голосования» является то, что отдельные исследовательские работы могут иметь малую статистическую мощность, то есть способность выявлять различия между группами. Группы обладают значимыми различиями, если различия между группами превышают внутригрупповые. Таким образом, если женщины отличаются друг от друга по данной переменной так же сильно, как они отличаются от мужчин, то мы не имеем права признать, что отличие имеет статистическую значимость для разных полов. Кроме того, малый объем выборки снижает мощность статистического критерия, в то время как при использовании метаанализа, который комбинирует данные большого числа исследований, этот показатель существенно возрастает.

Для проведения метаанализа необходимо иметь результаты всех исследований по данной теме. Значение величины отличия подсчитывается для каждого исследования путем вычитания среднего одной группы из среднего другой, после чего полученная разница делится на внутригрупповое стандартное отклонение. Можно также прибегнуть к сравнению значений величины отличия в разные периоды времени, менять возрастные и социальные группы, контекст исследования, чтобы увидеть динамику различий.

Главное достоинство метаанализа в том, что данные многочисленных исследований за один период времени можно статистически сравнить с результатами большого числа исследований за другой отрезок времени. Подобные аналитические исследования обычно показывают, что факт обнаружения гендерных различий в той или иной области очень зависит от гендерных норм, превалирующих в данное время в данном месте.

Наиболее традиционны и показательны метааналитические исследования математических способностей, агрессии, альтруизма, конформности, экспрессивности. Результаты, полученные с помощью метаанализа, говорят о том, что средние половые различия по этим показателям в настоящее время очень малы, а те, которые можно было назвать статистически значимыми 10-20 лет назад, имеют тенденцию стремительно сокращаться.

Однако общепринятые стереотипы продолжают настаивать, что гендерно-ролевые различия между мужчинами и женщинами основываются на фундаментальных отличиях полов, а не на особенностях социализации, что весьма напоминает фундаментальную ошибку атрибуции, которая показывает, как мало мы учитываем ситуационный фактор и требования социальных ролей. Кроме того, тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас многочисленные сходства, которые часто просто игнорируются, следуя традиционной когнитивной схеме.

Ученые постепенно приходят к выводу о том, что половые различия создаются в сложном процессе взаимодействия природы и общества. Культура способна смягчать или усиливать биологически заложенные различия, а поскольку культура постоянно меняется, логично ожидать, что и величина гендерных различий тоже будет меняться. Безусловно, вопрос о соотношении влияния природы и общества на гендерные различия остается открытым, однако нельзя не учитывать следующие факты: во-первых, большинство обнаруженных на сегодняшний день половых отличий относительно невелико; во-вторых, исследования в разных странах экспериментально доказывают существование различных культурных ожиданий для мужчин и женщин; в-третьих, мы видим, что эти культурные ожидания со временем меняются, и соответствующие им гендерные различия сглаживаются, например, различия в математических способностях и формах выражения агрессии; в-четвертых, метааналитические работы в области гендерных различий с внушающим доверие постоянством показывают, что факт обнаружения отличия в какой-либо области определенно зависит от огромного количества факторов, таких, как методы описания и измерения, условия проведения и социальный контекст эксперимента, половая и гендерная принадлежность экспериментатора и особенности его когнитивных схем.

Итак, мы должны помнить, что, даже если гендерные различия удается обнаружить, они недостаточно велики, чтобы считать, что мужчины и женщины «диаметрально противоположны», и тем более они не дают нам права относиться к представителям разных полов настолько по-разному, как мы нередко делаем.

Подводя итоги главы, можно сделать следующие выводы:

· во-первых, в настоящее время гендер рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой принадлежностью, возрастом и другими характеристиками организующими социальную систему;

· во-вторых, несмотря на множественность подходов к пониманию гендера, большинство ученых сходятся во мнении, что это - социальная роль, определяющая возможности женщин и мужчин в рамках культурного пространства данного общества;

· в-третьих, произошла трансформация статуса гендера от переменной в анализе до аналитической категории, что открыло новые возможности для исследования общества и культуры, так как при использовании гендерного подхода оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, и акцент переводится с критики мужского шовинизма на раскрытие внутренних механизмов взаимодействия полов в культурном контексте;

· в-четвертых, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной культуры, и в то же время разнообразие современных социальных условий ведет к широкой вариативности гендерных конструктов; и метаанализ наглядно нам демонстрирует стремительное сокращение гендерных различий, следовательно, социальный пол конструируется, в основном, социальной практикой;

· и, наконец, в-пятых, влияние гендерных аспектов социализации, помимо оправдательной, объяснительной, регулятивной, трансляционной и прочих функций, проявляется также в установлении жестких стандартов жизненного пути человека, ограничивая тем самым развитие личности.

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ

Похожие публикации