Конспект коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука в различных позициях. Слова-действия. Составление синквейна. «Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с общим недоразвитием речи

Государственное казенное коммунальное предприятие «Детский сад № 14 » города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» отдела образования города Павлодара акимата города Павлодара

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе

с детьми с общим недоразвитием речи»

Г.Павлодар, 2017 г./ж.

Введение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка , для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий , многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений . Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка , который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН это средство творческого самовыражения.

В переводе с французского слово «синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Для чего используется:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме , слово-ассоциация , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно . Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы , как основы развития речи в целом , формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя) . Игры включаются в разные виды деятельности детей , в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки» :«Узнай игрушку» , «Чудесный мешочек» , «Назови ласково» , «Один- много» , «Чего не стало?» , «Разрезные картинки» , «Чего не хватает?» , «Кто что делает?» , «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок :

Какой? - Что бывает таким же?

Что делает? - Что (кто) делает так же?

На что похоже? - Чем отличается?

Актуальность выбранной темы

Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:

    Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

    Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

    Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

    Учит определять грамматическую основу предложений.

    Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

    Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Теоретическая база исследования

В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию - она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей , не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей .

Синквейн – это не способ проверки знаний детей , это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру : Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем : «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна . Проанализировав полученные результаты,корректируем представления детей о данном понятии . Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей . В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов , легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну ;

коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы , но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна . Лексическая тема «Игрушки»

2. Круглый, гладкий

3. Прыгает, катится, сдувается

4. у меня есть круглый, гладкий мяч.

5. Игрушка

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Практическая база исследования

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи и по произношению, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Начиная уже со средней группы, таблицы данной технологии я использую как для запоминания стихов так и рассказов.

Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Логопед предлагает детям вместе с девочкой Арай придумать короткое стихотворение про самолет.

1 Что это? (самолет)

2 Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

3 Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)

4 Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет)

5 Назови другим словом (воздушный транспорт)

Второй вариант это «Ёлочка»

Предположим, что лексической темой будет «Деревья»

1 Что это? (это яблоня)

2 Яблоня какая? (яблоня ветвистая, яблоня высокая)

3 Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить корень)

4 Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет яблоня)

5 Назови другим словом (дерево).

Третий вариант схемы «Пирамида»

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

1 Что это? (Буква А)

2 Буква А какая? (буква А гласная, буква А поющая)

4 Составь предложение с буквой А. (Я могу написать букву А).

5 Назови другим словом. (Гласный звук)

Одна из наиболее любимой схемой детей является в виде вот таких Матрешек.

Лексическая тема «Посуда»

1 Что это? (кастрюля)

2 Какая она? (металлическая, большая)

3 Что мы с ней можем сделать? (Помыть, поставить на плиту, замарать).

4 Составь предложение. (Мама варит суп в кастрюле).

5 Назови другим словом. (Посуда)

Пятый вариант схемы синквейн « Кубики»

Лексическая тема «Зима»

1 Что это? (зима).

2 Какая она? (зима морозная, зима долгая)

3 Что делают зимой? (зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее)

4 Составь предложение. (Зимой я люблю кататься на санках).

5 Назови другим словом. (мороз)

Технологические карты занятий в коррекционной логопедической работе

с детьми с ОНР

1 .Білім беру облысы /Образовательная область: «Коммуникация»

Бөлім /Раздел: Развитие речи

Тақырып/Тема: «Фрукты»

Мақсат / Цель: закрепить технологию по рассказыванию с помощью синквейна и мнемотаблиц,

Міндеттері:Задачи: закрепить умение в изменении слов в уменьшительно-ласкательную форму, учить работать по командам, развивать связную речь, прививать усидчивость.

Билингвальный компонент : алма – яблоко, алмурт- груша

Құрал-жабдықтар : Оборудование: шкатулка, марблс, синквейн плакат, плакаты, мнемосхема, игра «Подбери похожие слова», волшебная палочка, логокуб, кусочки фруктов на тарелке, салатница, карточки фрукты.

Ход занятия

Мотивационно-

Побудительный этап

Организационный момент

Круг радости

В Казахстане мы живем, есть у каждого свой дом,

Есть работа, есть друзья,

Мама, папа есть и я

Мы играли, веселились,

Мы шутили и резвились,

А теперь пришла пора

Заниматься детвора.

Организационно-поисковый этап

Биоэнергопластика

«Лошадка», «Барабан» под музкыку

Пришел повар, рассказывает, что его помощники перепутали ингредиенты для салата. Просит помощи.

Дети на вкус определяют фрукты.

Как назвать одним словом: яблоко, банан, лимон?

Ребята, когда мы будем выполнять задания на этой салатнице будут появляться ингредиенты для фруктового салата.

Игра с Марблс(камешки)

Какие фрукты вы знаете? За ответ дается камешек.

Считают камешки, определяют, кто больше назвал фруктов.

Билингвальный компонент: а лма – яблоко, алмурт – груша

Дыхательное упражнение по Стрельниковой под музыку

Игра «Загадай» в шкатулке картинки с фруктами, нужно описать, чтобы дети угадали по описанию фрукт.

Игра «Волшебники» подходят к доске и волшебной палочкой проводят и превращают в маленький фрукт.

Пример: это яблоко я превращаю в маленькое яблочко.

Физминутка

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Игра «Подбери похожие слова» Задание по командам из 2-х детей с карточками. Собрать мозайку и проговорить слова. (Яблоко-яблочко, яблочки, яблочный)

Рассказывание по схеме синквейн

Лимон. Лимон кислый, лимон желтый. Лимон падает, желтеет, кушают. Папа купил лимон. Лимончик.

Рассказывание по мнемотаблице.

Это ананас. Ананас коричневый и зеленый. Ананас сладкий и кислый. Ананас растет на земле. Из ананаса можно приготовить сок.

Рефлексия с логокубом

В какие игры играли?

На какие вопросы отвечали

Выходит снова повар и благодарит ребят за помощь.

Күтілетін нәтиже:

Ожидаемый результат:

Нені білу керек: Знать: название фруктов

Нені игереді: Иметь: представление о фруктах

Нені біледі : Уметь: рассказывать о фруктах, работать у доски и в команде

2.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Произношение

Тақырыбы / Тема: Звуки [Т, К]

Мақсаты/ Цель: Выполнять дифференциацию звуков [Т-К]

Міндеттері/ Задачи:

Формировать умение у детей давать характеристику звуку (твердый - мягкий), (гласный – согласный), выполнить звуковой анализ слова «Утка»

Развивать слух, внимание

Развивать мелкую моторику руки

Прививать усидчивость

Картинки, раздаточный для звукового анализа, массажные мячики, волшебная палочка,микрофоны, обозначения для игры «Сигнальщики», логокуб

Сө здік жұмыс / словарная работа: ткань

: ткани - маталар

показ, объяснение, ТРИЗ

Круг радости

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Пирожок», «Подуй на пирожок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел? Утка

Какие согласные звуки вы слышите в слове УТКА?

Давайте повторим (взяли микрофоны) «ТК, ТК, ТК, ТК, КТ, КТ, КТ, КТ»

Характеристика звуков Т,Ть, К, Кь.

Вопрос-ответ индивидуально.

Звук Т какой?

Звук Ть какой?

Звук К какой?

Звук Кь какой?

Проговаривание слогов с микрофонами: Кто, кто, кто, так, так, так, тук, тук, тук, тик, тик, тик, ток, ток, ток, кот, кот, кут, кот, кат, ток, тук, так.

Проговаривание слов с массажными мячиками:

Утка, точка, ткани, тоска, такси, кто, стульчик, столик, конфета, фотка.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Игра с волшебной палочкой . Назвать слова с К, Т в начале слова.

Игра «Сигнальщики» определить звуки Т, Ть, К, Кь в словах, поднимая обозначение: тень, ток, утка, кот, маска, конфета, киви.

Звуковой анализ слова утка

Вопрос - ответ

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Какой третий звук?

Какой четвертый звук?

Синквейн Слова ЗВУК

Гласный, согласный

Звучит, поет, скрипит

Я слышу разные звуки

ТРИЗ. - Возьмите микрофоны и проговорите в каких словах есть звук Т, Ть, а в каких звук К, Кь?

Рефлексивно – корригирующий этап

Прощаются с Уткой

Что мы сегодня делали?

Дети отвечают по логокубу

«Выполняли гимнастику язычка, звуковой анализ, выполняли физминутку, играли с волшебной палочкой.

Білу /Воспроизводит : дифференфицирует звуки Т, К в словах

Игеру/ Применяет : дифференциацию звуков Т,К в самостоятельной речи

Меңгеру/ Понимает: значение слов «твердый - мягкий», «гласный - согласный»

3.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Развитие речи

Тақырыбы / Тема: «Одежда, головные уборы»

Мақсаты/ Цель: расширить и активизировать словарь

Міндеттері/ Задачи:

Уметь изменять слова в уменьшительно-ласкательную форму и единственное во множественное число

Развивать связную речь детей

Развивать внимание, мышление

Прививать усидчивость

Құрал - жабдықтар/Оборудование: Кукла Жужа, картинки А3, игрушки, карточки, волшебная палочка, мяч, логокуб, монеты, мнемосхемы

Сө здік жұмыс / словарная работа: сезонная одежда

Билингвалды компоненті/ Билингвальный компонент :одежда – киімдер

Әдіс-тәсілдер/ Методические приемы: показ, объяснение, ТРИЗ, синквейн

Мотивационно -побудительный этап

Круг радости

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Организационно –поисковый этап

Дыхательная гимнастика

«Сдуй снежок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел?

Поздоровайтесь с куклой Жужой.

Кукла Жужа не может найти лишний предмет. Давайте поможем.

На доске 4 картинки, (чулки, машина, платье, рубашка). Найти лишнее.

Как назвать эти картинки одним словом? (Одежда)

Хоровое проговаривание слов. Игра «Повтори за куклой» Платье, рубашка, носки, футболка, пальто, куртка, шуба, юбка, майка, халат.

Билингвальный компонент одежда – киімдер

Ребята, Жужа не может запомнить головные уборы. Давайте проговорим слова, возьмите в руки массажные мячи и повторяйте за мной.

Слова: панама, кепка, шапка, берет, фуражка, платок, шляпа.

Игра «Скажи предложение» с волшебной палочкой. Например, это вязанная шапка ее носят зимой, чтобы не замерзнуть.

Физминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Игры на 2 подгруппы

1 группа Игра «Назови ласково » кепка – кепочка, шапка – шапочка…

2 группа Игра «Один-много» одна кепка – много кепок, одна юбка – много юбок…

За правильные ответы кукла Жужа раздает монеты.

Синквейн Рассказывание об одежде

Что это?

Одежда какая?

Что делают с одеждой?

Придумай предложение со словом одежда.

Как назвать другим словом?

Мнемотаблица «Расскажи-ка»

Отвечают на вопросы с опорой на схему:

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделана?

Для кого предназначена?

Рефлексивно – корригирующий этап

Логокуб дети бросают по очереди.

Что мы сегодня делали?

Прощаются с Куклой Жужой.

Считаем количество монет, Поздравляем победителей.

Күтілетің нәтиже /Ожидаемый результат:

Білу /Воспроизводит: Обобщенные слова «одежда», «Головные уборы»

Игеру/ Применяет : навыки использования синквейна

Меңгеру/ Понимает : значение слов «рукава», «воротник», «манжеты»

Заключение

Итог: таким образомметод синквейн органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.

2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.

5. Развито ассоциативное мышление.

6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Считаю, что чем разнообразней будут схемы синквейна тем, больше будет интереса у детей с общим недоразвитием речи отвечать на занятия, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

    Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

    Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

    Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

    Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

    Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005.

    Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.

    Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. ,1999.

Введение 3-4

Актуальность выбранной темы 5

Теоретическая база исследования 6-8

Практическая база исследования 9- 13

Приложение (конспекты занятий для детей 14-23

с ОНР в старшей группе)

Заключение 24

Аннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, . Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин).

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией).

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа :

  • работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
  • подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
  • дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
  • работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

  • составлять описательные рассказы о предметах;
  • подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
  • составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету .

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Мой любимый город».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование :

  • слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?

Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия .

Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

2. «Пожелания городу».

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

Я начну, а вы продолжите:

Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

Ульяновск.

Красивый, родной.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

III. Подведение итогов.

Молодцы! Хорошие получились рассказы.

Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
  4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Конспект коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в различных позициях. Слова-действия. Составление синквейна.

(подгрупповое занятие с учащимися 1 класса)

Цель: обучать произносить звук [Л] в словах с закрытым и открытым слогом, вырабатывая самоконтроль; продолжать работать над подвижностью кончика языка, добиваясь чёткого произношения звука [Л]; упражнять в определении звука в слогах и словах, в подборе слов к схемам. Развивать и закреплять фонематический слух на акустический образ данной фонемы. Воспитывать потребность в речевом общении и желании помогать друг другу.

Оборудование: картинки с изображением артикуляционной гимнастики для соноров; профиль звука [Л]; анимационная картинка «Цветок»; запись звучания балалайки, шума моря и крика чаек; картинки с изображением предметов со звуком [Л] и без него; картинки для игры «Определи позицию звука [Л] в слове»; картинка Буратино; цветные кубики, касса букв.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

а) Приветствие. -Давайте поздороваемся так, как вам хочется.(Здравствуйте. Добрый день).

Я рада вас видеть. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики. Работаем парами. (Пальчиковая гимнастика: пальчики одного ребёнка поочерёдно касаются пальчиков другого ребёнка). Какие у вас пальчики? (Тёплые, нежные, сильные …). А теперь сделайте замочек. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Вот так дружно мы будем с вами сегодня работать на занятии.

б) Дидактическое упражнение: «Кто где сидит?» (Ориентировка в пространстве). -Назовите картинку, где нет звука [Л] и сядьте. Лера, Между кем ты сидишь? Саша, кто сидит справа от тебя? Настя, кто сидит слева от тебя. Даша, кто сидит напротив тебя?

в)Беседа о погоде. –Какая сегодня погода? (Пасмурная, холодная). А какая погода бывает летом? (Тёплая, солнечная). Вы любите солнечную погоду? (Да. Конечно). Посмотрите, как радуются солнышку цветы. (Показ анимационной картинки, где цветы распускаются и тянутся к солнышку).

2.Пальчиковая гимнастика: «Ручки – цветочки». Давайте представим, что наши ручки это цветочки. (Кисти рук лежат на столе, с плотно сжатыми пальцами). Засветило солнышко. И наши «цветочки» стали распускаться, «лепесточки» потянулись к солнышку. (Пальчики медленно раздвигаются и тянутся к верху, а ладошки плотно прижимаются к столу). –Настал вечер. Солнышко прячется, и наши «цветочки» закрываются, будут «спать». (Пальчики медленно опускаются и сжимаются).

3. Сообщение темы занятия. Дидактическое упражнение: «Что звучит?» (Узнавание звучания музыкального инструмента). Звучит запись игры на балалайки. (Дети называют, что звучит). Давайте проговорим это слово вместе тихо. Скажите, какой звук в этом слове мы услышали два раза? (Звук [Л]). Будем учиться говорить этот звук правильно.

4.Артикуляционные упражнения. «Щётка», «Маляр», «Змейка», «Парус». (Использование карточек: «Рисунки-символы»). –Узнайте, где профиль звука [Л]? (Работа с профилем звука [Л]: положение языка и характер воздушной струи).

5.Работа над звуком [Л] в открытых и закрытых слогах. «Закончи скорогворку».

Говорит - логопед. Говорят дети.

Наш Илюша очень мал ал-ал-ал-ал.

Сняли скатерть со стола ла-ла-ла-ла.

Мы забили дружно гол ол-ол-ол-ол.

Как на улице тепло ло-ло-ло-ло.

Кто стоит в углу лу-лу-лу-лу.

Мы купили новый стул ул-ул-ул-ул.

Он дощечку распилил ил-ил-ил-ил.

Мальчик песенку запел ел-ел-ел-ел.

7.Развитие фонематического слуха.

-«Какой слог лишний?» (ил-ил-ал; ыл-ыл-ил).

-«Назови пропущенный слог в словах». (пе…, яб…ко, свёк…, со…ма, шоко…, мо…ко).

- «Какое слово лишнее?» (лопата, лампа, ракета; лошадь, робот, лодка).

-«Самое короткое и самое длинное слово?» (Какое слово самое короткое, а какое самое длинное? Лак, лапа, лопата; пилот, водолаз, лук).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполнение движений в соответствии с содержанием текста стихотворения.Деревянный Буратино

По заданию Мальвины

И побегал, и попрыгал,

И головкой повертел.

Три наклона быстро сделал

И опять за парту сел.

8.Слова-действия.

–Ребята, какие же задания выполнил Буратино? (Побегал, попрыгал, повертел, сделал, сел). На какой звук заканчиваются эти слова? (На звук [Л]). Что же обозначают эти слова? Действия. Мы с вами уже знаем слова-предметы, слова-признаки и вот теперь узнали слова-действия. Слова-действия обозначаем двумя линиями. У вас лежат схемы всех слов. Покажите мне схему слов-действий. А теперь придумайте своё слово-действие.

-«Строим пирамиду» -Ребята, помогите Буратино построить пирамиду. (На оранжевые квадратики надо поставить картинки со звуком [Л] в начале слова, на жёлтые картинки со звуком [Л] в середине слова, а на тёмно –красные картинки со звуком [Л] в конце слова. Красивая получилась пирамидка? (Да). Что делали вы и Буратино? (Строили). Что означает слово СТРОИЛИ? (Действие).

- «Узнай действие!» -Вытащите картинки из своего конвертика, посмотрите и запомните действие, которое там изображено, но никому не показывайте и не говорите. А теперь Лера покажет нам, а мы отгадаем что она делает. (Дети по очереди показывают действие, которое изображено на их картинке. Все остальные называют, что делает их товарищ. Буратино ставит на доску буквы, если правильно отгадали действие, из которых в конце занятия дети составят слово).

РЕЛОКСАЦИЯ. –Сядьте поудобней. Сейчас вы что-то услышите. Закройте глаза и послушайте. (Слушаем шум моря и крик чаек). –Что вы слышали? Что вам захотелось делать? (Купаться, загорать, нырять…). Что это за слова? (Слова-действия).

9.Составление синквейна . –Ребята, кто же у нас сегодня в гостях? (Буратино.). Буратино тоже захотел поплавать в море. Какой Буратино? (Весёлый, умный, смешной …). Что это за слова? (Слова-признаки). А теперь назовите слова-действия, которые выполняет Буратино. (Прыгает, бегает, смеётся …).

А теперь придумайте предложение к этой схеме: . (Буратино играет. Буратино пляшет. Буратино смеётся.). Ребята, а кто такой Буратино? (Игрушка).

10.Расскажите о Буратино. (Буратино весёлый, умный; играет, смеётся. Буратино прыгает. Игрушка.)

11.Задания от Буратино. –Выберите картинку у Буратино и составьте название изображённого предмета из букв. Где звук [Л] в названии твоей картинки? Придумайте слово – действие к вашему предмету. (Юла кружится. Лось стоит. Лодка плывёт.)

12.Рефлексия.

- Смысловая рефлексия занятия (Что учились делать?). Что нам скажет Буратино? Мы это узнаем, когда сложим слово из букв. (Молодцы).

-Эмоциональная рефлексия занятия (Что понравилось?).

–Буратино приготовил для вас загадки. Вы их дома выучите и загадаете на следующем занятии. (Загадка: Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.)

-Пароль на выход . –А мы расскажем Буратино ещё одну скороговорку про лося, старайтесь хорошо говорить звук [Л]. Скажите эту скороговорку тихо. (Бегал лось молодой по соломе золотой.) А теперь скажите шёпотом.

Попрощайтесь! (До свидания! До встречи!).

Наталья Рулёва

Цель : развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна .

Задачи :

Коррекционные :

Обогащение и активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

- закрепление понятий : предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные :

Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна .

Ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : лист ватмана для рисования схемы синквейна , плоскостная ёлочка из бумаги на магнитной доске, звездочка, цветные магнитики, картинки (снеговик, мороженое, варежки, обезьянка) скрытые под карточки – подарки. На столе : лист –заготовка для изготовления открытки со схемой синквейна , клей карандаш, салфетки. У логопеда - наборы карточек-полосок со словами для составления синквейнов .

Организационный момент.

Что понравилось больше всего?

Какие подарки получили?

Чему научились за прошедшие выходные?

Основная часть.

Логопед :

Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн » . Синквейн состоит из пяти строк . Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!

Затем, логопед пишет цифры в столбик на ватмане.

А теперь считайте строки вместе со мной : первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова :

Условные обозначения :

1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.

2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «какой»

3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса Что ___

делает?___

4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)

5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.

По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн !

Новый год

Веселый, шумный

Приходит, дарит, радует

Новый год как белый лист.

Увидев одобрение детей логопед предлагает :

Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!

Дидактическая игра «Укрась ёлочку» .

Ребята, чем обычно украшают макушку елки? (звездой) .

Логопед прикрепляет звезду . Дети подбирают слова по схеме синквейна и цветными магнитиками украшают елочку. Составляют одно или несколько предложений. Подбирают возможные слова – ассоциации.

В конце игры дети обнаруживают призы – картинки под карточками - подарками.

Вы выполнили правильно все задания! Давайте будем веселиться!

Динамическая пауза. Дети двигаются свободно под музыку разного ритма : прыгают и веселятся, плавно кружатся или замирают в какой – либо позе. Последним звучит медленный музыкальный отрывок и дети, как снежинки направляются к столу.

Работа по составлению синквейнов .

Дети рассматривают заготовку – открытку, выясняют, как можно украсить левую часть листа и наклеивают картинку-подарок.


Затем логопед предлагает внимательно послушать слова, написанные на полосках бумаги и выбрать слова по смыслу подходящее к картинке. Дети внимательно слушают и выбирают слова, подходящие к картинке. Затем, приклеивают полоски со словом на схему. Так как дети впервые выполняют подобное задание, то слова они просто выбирают из предложенных, подходящих по смыслу, роду и числам.


Когда вся схема заполнена, складывают лист пополам и оформляют лицевую сторону открытки.

Логопед :

Я могу вас удивить! Вы хотите удивиться? Тогда идемте со мной!

Дети проходят вглубь зала и садятся в круг на бумажные снежинки. Логопед на фоне лирической музыки читает детям получившиеся синквейны .


Стихи должны прозвучать максимально выразительно. Дети аплодируют друг другу.

Заключительная часть.

Кто вам может в этом помочь?

Кому вы хотели бы рассказать свой синквейн ? (Если дети хотят, то можно прочить стихи гостям мероприятия. Логопед тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)


Заготовки для оформления открытки постараюсь опубликовать в следующей статье.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Путешествие в зоопарк». Интегрированная НОД по ФГОС, с применением мнемотаблицы и приема синквейн для детей 5–6 лет Возрастная группа: разновозрастная группа № 5(-4-6 лет) Форма проведения: интегрированная НОД Форма организации: подгрупповая (5-6 лет).

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

Я воспитатель, но еще и мама. И не знаю как у других мам этой чудесной професии, но у меня никогда не хватает времени на своего ребенка.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Дидактический синквейн » Современные технологии в логопедии синквейн Составила: Букаева Татьяна Ивановна учитель-логопед МБДОУ №5 «Сказка» г.Поронайска 2016 г.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки. Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико –грамматических категорий у дошкольников.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что новая технология: открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу учителя –логопеда; гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК; не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом; даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Синквейн - это пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. Слоги в словах подчиняются определённым правилам.

Правила составления дидактического синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Чтобы правильно составить синквейн необходимо: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть обобщением; понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак; научиться правильно, понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Метод дидактического синквейна развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволяют мыслить более продуктивно. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Например 1. Кукла 2. Красивая, нарядная, любимая. 3. Стоит, ходит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.

Например 1. Заяц 2. Белый, пушистый 3. Скачет, прячется, боится 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное.

Например 1.Машина 2.Быстрая, мощная, красивая. 3.Едет, обгоняет, тормозит. 4.Я люблю кататься. 5.Транспорт.

Лексические темы: «Новый год» 1.Новый год 2.Радостный, долгожданный. 3.Приходит, веселит, радует. 4.Я люблю этот праздник. 5.Подарки. «Наш город» 1.Поронайск 2.Большой, красивый, чистый. 3.Хорошеет, развивается. 4.Я живу в этом городе. 5.Поронайск – город у моря. « 8-е Марта» 1.Мама. 2.Умная, красивая, добрая. 3.Готовит, вяжет, рисует, поет, убирает. 4.Любит меня и папу. 5.Семья. «Зима» 1.Зима. 2.Снежная, холодная,морозная. 3.Морозит, заметает, восхищает. 4.Укрывает землю белым, пушистым, серебристым снегом. 5.Волшебница.

Тема: «Экзотические животные» 1.Слон 2.Большой, сильный, умный. 3.Стоит,идет, купается, ест. 4 .Я люблю это животное. 5.Животное. 1.Лев. 2.Красивый, могучий, сильный, крупный. 3.Нападает, подкрадывается, рычит. 4. Свободолюбивое животное. 5.Животное. 1.Жираф. 2.Высокий, изящный, красивый. 3.Обороняется, бьется, 4.Самое уникальное животное. 5.Животное.

Эффективность и значимость синквейна. облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; учит коротко, но точно выражать свои мысли; способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.

Технология «Дидактический синквейн » гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: И нформационной; деятельностной; личностно ориентированной.

Литература 1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н /Д; изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н /Д; изд. Феникс, 2011. 3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н /Д; изд. Феникс, 2008. 4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005). 7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).


Похожие публикации