Налоговая политика кратко. Основные направления налоговой политики рф. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Минфин России 8 июня разместил на сайте проект основных направлений налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. (далее – Основные направления налоговой политики). Проект еще будет рассматриваться и утверждаться Правительством РФ, но уже сейчас можно примерно оценить, что нас ждет в ближайшие три года.

Характер Основных направлений налоговой политики был определен Посланием Президента Федеральному Собранию: в ближайшие 3 года налоговые условия ведения бизнеса не должны меняться, налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться.

Остановимся на основных, по нашему мнению, существенных изменениях в налоговой сфере, которые могут ожидать бизнес-сообщество в ближайшие три года:

налоговая амнистия на возврат капиталов : предполагается, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации. Напомним, что соответствующий Закон был подписан 8 июня 2015 г. (Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, подробнее см. на с. 8);

введение льготы по налогу на прибыль для “гринфилдов” (вновь создаваемых предприятий промышленности) в пределах их капитальных затрат по аналогии с льготами, введенными на Дальнем Востоке (т.е. будет применяться нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и 10%-ная – в бюджет субъекта РФ, в результате чего общая ставка налога может составить 10% вместо стандартных 20%);

амортизационные послабления : будет рассмотрена возможность повышения порогового значения стоимости амортизационного имущества до 80 – 100 тыс. руб. Соответствующие изменения в НК РФ вносятся Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ и будут применяться к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г.;

уточнение правил недостаточной капитализации : напомним, что в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 724609-6 “О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности” (далее – законопроект). Идея законопроекта заключается в следующем: правила недостаточной капитализации будут применяться при заимствовании средств: 1) у иностранных компаний с вертикальной цепочкой участия в капитале российского заемщика; 2) у лиц, взаимозависимых с такими иностранными компаниями (причем и российских, и иностранных); 3) у иных лиц, если указанные в п. п. 1 и 2 лица выступили поручителями по соответствующим сделкам (с исключением для независимых банков). Соотношения 3:1 в общем случае и 12,5:1 для банков и лизинговых компаний остаются неизменными; при этом уточнено, что понимать под лизинговой деятельностью.

При этом задолженность не должна будет подпадать под определение контролируемой задолженности, если:

1) долговое обязательство возникло перед независимым банком (в том числе иностранным);

2) в этом банке не открыты счета, вклады, депозиты взаимозависимых с российским заемщиком лиц (иностранных или российских) либо если открыты, то соответствующие денежные средства и (или) права требования не могут быть использованы в качестве обеспечения по данной задолженности, их наличие не являлось условием предоставления кредита, суммы и условия кредитования разные.

Теперь правила недостаточной капитализации будут “завязаны” на взаимозависимость по правилам ТЦО (это, например, означает переход от прежнего критерия 20% участия к 25% либо 50% каждого звена длинной цепочки владения). При этом займы от иностранных сестринских компаний подпадут под контроль, а займы от независимых банков наконец уйдут из-под контроля.

В случае принятия законопроекта в текущем году новые правила могут начать применяться с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (т.е., например, с 2016 г.);

в отношении налогообложения природопользователей документ содержит ряд предложений, но пока не упоминает замену НДПИ на налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (либо, как его еще называют, налог на финансовый результат) на пилотных проектах. По мнению Минфина России, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра системы налогообложения. В дальнейшем будет проводиться периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживаться динамика бюджетных доходов от этого сектора для того, чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы;

в отношении налога на имущество организаций и льготирования движимого имущества финансовое ведомство признает, что новая норма, накладывающая ограничения на применение льготы (в отношении имущества, принятого к учету в результате реорганизации/ликвидации или при передаче между взаимозависимыми лицами), “привела к определенным проблемам в ее применении”. Будет проводиться дальнейший мониторинг ситуации, и “возможно, по мере расширения применения налогообложения недвижимого имущества организаций по его кадастровой стоимости следует постепенно расширять безусловное применение исключения из объекта налогообложения движимого имущества”;

планируется повысить в 1,2 – 1,5 раза порог по выручке , который определяет возможность уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль на ежеквартальной основе;

в отношении НДС Минфин России считает нецелесообразным ни с точки зрения бюджетной стабильности, ни с точки зрения экономики отказываться от налогообложения авансовых платежей. Вместо этого планируется упрощение порядка возмещения НДС при экспорте и другие меры по усовершенствованию исчисления этого налога. Освобождение крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по экспортируемым товарам без представления банковских гарантий;

в отношении правил трансфертного ценообразования планируется освобождение части внутрироссийских сделок от контроля по правилам ТЦО, в том числе путем повышения суммового порога по доходам от таких сделок с 1 млрд до 2 – 3 млрд руб. Также планируется ввести иные критерии для снижения объема внутрироссийских сделок, признаваемых контролируемыми;

рассматривается возможность продления срока действия и после 2015 г. нулевой минимальной величины процентной ставки между взаимозависимыми лицами (по сделкам внутри России), которую нет необходимости обосновывать с точки зрения ее рыночного уровня. Также возможно сохранение действия этой антикризисной меры на постоянной основе;

в отношении страховых взносов работодатели могут вздохнуть с облегчением – на период 2016 – 2018 гг. предполагается сохранение тарифов социальных взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 г.;

в отношении налогового администрирования Минфин России выделил следующие важные направления:

– предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, т.е. возможность получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую только планируется совершить (проще говоря, tax rulings);

– обсуждается вопрос расширения перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет исключительно об информации о налогоплательщиках-организациях и той информации, которая в настоящее время “и так публикуется как составная часть бухгалтерской отчетности организации”;

– совершенствование института КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств. Кроме того, Минфин России считает нецелесообразным продлевать ограничение на вступление в силу вновь зарегистрированных договоров о создании КГН, а также изменений в связи с присоединением к группе новых организаций;

– в отношении размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения планируется ввести автоматический обмен информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, модернизировать порядок налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов) и совершенствовать налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний. Данные меры планируется реализовывать после выработки соответствующих рекомендаций ОЭСР/”Группы двадцати” в рамках Плана BEPS.

Напомним, что 4 ноября 2014 г. был подписан Федеральный закон N 325-ФЗ “О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам”. Отметим, что Конвенция подготовлена Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и к ней присоединились уже 70 стран. Цель Конвенции – помочь странам в борьбе с уклонением от налогообложения путем внедрения различных инструментов сотрудничества налоговых органов.

Конвенция описывает три вида обмена информацией между странами:

1) обмен по запросу : в этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно отдельных лиц или операций;

2) автоматический обмен : такой режим обмена предполагает ежегодный автоматический обмен информацией между странами, когда информацию собирают финансовые учреждения, приводят в установленный вид и передают налоговым органам для пересылки за рубеж (во многом напоминает режим FATCA);

3) инициативный (спонтанный) обмен : в этом случае одно государство по собственной инициативе направляет другому информацию, если, например, у него возникли основания полагать, что это другое государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.

Кроме того, Конвенция предлагает такие инструменты, как одновременные налоговые проверки (налоговые органы проводят проверку каждый на своей территории и обмениваются между собой сведениями о проверяемой группе компаний или связанных одними интересами лицах), а также налоговые проверки за границей (когда в налоговой проверке принимают участие налоговые органы иностранного государства). Важно, что в случае противоречий ратифицированная Конвенция будет иметь приоритет над российским налоговым законодательством как международный договор РФ;

в плановом периоде финансовым ведомством предлагается пересмотреть требования к раскрытию информации о контролируемых сделках по правилам трансфертного ценообразования с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS, а также уточнить порядок применения методов определения цен, условия, при которых внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми;

в отношении борьбы с агрессивным налоговым планированием Минфин России упомянул модификацию концепции необоснованной налоговой выгоды. Напомним, что соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Поправки запрещают покупателю вычитать расходы для целей налога на прибыль и вычитать соответствующий НДС, если основной целью хозяйственной операции была неуплата/неполная уплата налогов или их зачет/возврат из бюджета; первичные документы подписаны неуполномоченными или неустановленными лицами; продавец на самом деле не осуществлял реализацию товара (работы, услуги) или передачу имущественных прав с некоторыми исключениями.

Напомним, что Концепция необоснованной выгоды была введена в российское правовое поле Высшим Арбитражным Судом в 2006 г. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и участники налоговых взаимоотношений, казалось бы, уже успешно ее применяют, в особенности по вопросу закупок у фирм-“однодневок”. Предложенные поправки, по мнению некоторых специалистов, не вносят больше ясности в вопрос необоснованной налоговой выгоды, не дают более конкретных ориентиров, не вводят определения, в частности что такое “однодневка”, какой минимальный и достаточный набор шагов должен совершить покупатель, чтобы продемонстрировать должную осмотрительность, и пр. Поэтому ожидается, что факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по-прежнему будет оцениваться именно судами на основе конкретных фактов и обстоятельств.

Более точный прогноз возможных последствий в области налоговой политики и налогового администрирования возможен после одобрения Правительством РФ Основных направлений налоговой политики в окончательной редакции.

С.Фоевцов

В части мер, касающихся вопросов налогообложения, документ повторяет идеи, заложенные в его проект. В отношении возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей документ отличается от своего проекта в более благоприятную для бизнеса сторону.

В начале июня, напомним, на сайте ведомства был размещен проект данного документа. Основная идея, которая отражена и в окончательной версии документа - правительство РФ не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и о каких-либо масштабных изменениях в налоговой системе в 2015 году и в последующие ближайшие три года. Также правительство не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права законодательной инициативы. На стадии проекта мы подробно освещали ряд тем, затронутых в "направлениях". Окончательная редакция документа повторяет большую их часть.

Возможно внесение в НК поправок в части налогообложения движимого имущества. Из-под освобождения было выведено принятое на баланс начиная с 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также передачи взаимозависимыми лицами. Теперь авторы "направлений" пришли к выводу, что это может ущемлять права добросовестных налогоплательщиков: реорганизация теперь приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда оно до нее правомерно освобождалось от налога. Передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, в случае централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Ситуацию планируют мониторить и, возможно, .

Будут предоставляться льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и понижения до 10% "региональной" части налоговой ставки для вновь создаваемых предприятий промышленности, реализующих инвестиционные проекты. Отличие от уже существующего льготирования для региональных инвестпроектов будет состоять в том, что снижение налоговой нагрузки будет действовать на всей территории РФ, а не в отдельных субъектах РФ. В связи с этим разработан и внесен в ГД законопроект 801288-6 (подробнее правительством при внесении), однако пока что проект не рассматривался ни в одном чтении.

Также правительство РФ предлагает ввести ряд преференций для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с федеральным законом о промышленной политике. В частности, предполагается ввести ограничения для субъектов РФ и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора - стороны специального инвестиционного контракта, а также ограничение на повышение федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций свыше 2% до 2025 года. Также планируется предоставить возможность использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1-7 амортизационным группам. Указанные нормы могут вступить в силу с 2016 года.

Упомянуты в "направлениях" грядущее повышение стоимости амортизируемого имущества до 100 тысяч рублей, увеличение критериев по выручке в целях уплаты авансовых платежей, которые уже установлены федзаконом от 08.06.2015 , региональные льготы спецрежимникам (закон от 13.07.2015 ). Сказано, какие факторы введению патента для самозанятых лиц, не имеющих наемных работников.

О том, какие новшества могут быть введены в части исчисления и администрирования НДС, мы подробно на стадии проекта "направлений". Все сказанное осталось и в окончательной версии документа. Кроме того, исходя из ее тезисов, планируется также установить порядок определения налоговой базы по НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях.

Режим налоговой тайны могут снять с бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, также планируется ввести институт предварительного налогового контроля (подробнее эти темы освещались ).

Меры, касающиеся вопросов налогообложения, налогового администрирования сделок (в том числе займов) между взаимозависимыми лицами, также в полном составе перекочевали из проекта в окончательный документ. Подробно ознакомиться с ними можно .

При числе работников от 50 налогоплательщикам придется сдавать налоговые декларации только в электронном виде. Об этом говорится в "направлениях", а соответствующий законопроект уже 1 чтение в ГД (однако дальнейшего его движения с конца мая пока не происходило).

Постепенный отказ от льгот по взносам задекларирован в "направлениях" так же, как и в их .

По сравнению с проектом изменилась оценка возможности введения моратория на повышение неналоговых платежей. Если в проекте о сложностях такой меры, то в окончательном документе разработчики высказались более оптимистично: "в отношении неналоговых платежей предпринимателей, решения о введении которых до настоящего времени не приняты либо не приняты нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения взимания таких платежей, представляется целесообразным введение моратория до 2019 года с одновременным сохранением неизменности ставок и уровня административной нагрузки на предпринимателей в отношении неналоговых платежей, которые предусмотрены действующими нормативными правовыми актами и которые взимаются в настоящее время".

Республики

Основные направления налоговой политики РФ
на 2016-2018 годы

Уважаемые коллеги!

Согласно проекту Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы, главными приоритетами на ближайшую трехлетку являются мораторий на рост налоговой нагрузки и отсутствие крупных налоговых новаций в ближайшие годы.

Следует отметить, что в течение последних нескольких лет в налоговой сфере уже были проведены значительные структурные изменения (создание консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), «налоговый маневр» в нефтегазовом секторе, изменение порядка расчета налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости и т. д.).

Главными целями налоговой политики на предстоящий период остаются сохранение стабильности и поддержка предпринимательской и инвестиционной активности.

Для реализации поставленных целей предусматривается:

создание налоговых стимулов для экономического роста

и повышение справедливости (создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков).

В числе стимулирующих мер, направленных на решение данных задач, можно выделить антикризисный Правительства России. А именно:

Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств, так называемых «гринфилдов».

В настоящее время разработан проект федерального закона, которым предусматривается возможность снижения ставки налога на прибыль организации для новых предприятий промышленности, осуществляющих .

Субъекту предоставляется право снижения ставки налога на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, до 10% (в настоящее время снижение налоговой ставки предусмотрено до 13,5 %).

Также предусматривается применение для таких налогоплательщиков нулевой ставки по налогу на прибыль, поступающей в .

Предполагается, что в зависимости от решения субъекта Российской Федерации объем средств, сэкономленных налогоплательщиком от получения такой налоговой льготы (в совокупности по федеральной и региональной частями налога на прибыль) сможет полностью покрывать осуществленные им капитальные затраты.

Кроме того, в рамках реализации антикризисных мер предлагается ряд налоговых послаблений для малого бизнеса.

Во-первых, предусматривается расширение с 47 до 62 перечень видов при применении патентной системы налогообложения.

Перечень дополняется такими , как:

Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

Оказание услуг по перегонке, выпасу скота;

Производство кожи и изделий из кожи;

Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

Переработка и консервирование фруктов и овощей;

Производство молочной продукции;

Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

Рыболовство и рыбоводство;

Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

Деятельность по письменному и устному переводу;

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

Резка, обработка и отделка камня для памятников;

Данные меры направлены на то, чтобы высвобожденные оборотные и инвестиционные средства предприниматели направляли на .

Изменения устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и соответственно для упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.

В то же время, обращаю Ваше внимание, что снижение размера ставок приведет к снижению доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики. В связи с этим, необходимо принимать взвешенное решение по данным вопросам.

Федеральный закон -ФЗ.

Также планируется введение специального патента для самозанятых лиц (т. е. не имеющих работодателей и наемных работников)– особого механизма исчисления и уплаты НДФЛ и страховых .

Реализация такой системы позволит уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ).

Физические лица осуществляют регистрацию по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, без права заниматься иными видами деятельности.

Реализация данного механизма позволит самозанятым лицам избежать уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Следующей мерой антикризисного плана является распространение права на применение «налоговых каникул».

На территории Удмуртской Республики уже принят закон о введении 2-летних «налоговых каникул», действующих до 2018 года.

(Закон УР от 01.01.01 года «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики»).

Также, принят Федеральный закон -ФЗ, устанавливающий запрет на осуществление с 1 января 2016 года по 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам .

Кроме того, в Основных направлениях налоговой политики отражены вопросы налогового администрирования. Правительство утвердило несколько дорожных карт, которые по мере реализации будут формировать максимально удобные условия для предпринимательства.

Планируется введение института предварительного налогового контроля – возможности налогоплательщика, открыв все существенные детали предстоящих сделок, получить квалифицированную оценку налоговых последствий. Это существенно снизит возможные риски.

Среди прочих изменений в законодательстве следует также отметить, что предусмотрена обязанность налогоплательщиков – физических лиц сообщать о наличии у них имущества и транспортных средств.

В случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов физические лица должны представить информацию об имеющихся объектах налогообложения в налоговый орган по месту жительства или по месту нахождения объектов недвижимого имущества и транспортных средств

С 1 января 2017 года предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) данной информации.

Следующий важный момент. Предлагается переоценка эффективности существующих налоговых льгот.

Принятие налоговой льготы должно сопровождаться определением «источника» такого решения, в качестве которого может рассматриваться также отмена неэффективных льгот.

Льготы будут распределены в соответствии с назначением енными программами, а по особо крупным налоговым льготам будут требоваться обоснования эффективности этих льгот от ответственных исполнителей. В случае отсутствия обоснований, льготы будут отменены.

Налоговые льготы следует вводить на определенный срок, по истечении которого должен проводится анализ их эффективности и приниматься решения об их пролонгации или отмене.

Таким образом, планируется выявить и отменить налоговые льготы, которые являются неэффективными налоговыми расходами.

Теперь что касается вопросов формирования бюджетов в части доходов на 2016 год и плановый период.

В мае текущего года в Ваш адрес был направлен проект Сценарных условий и основных параметров прогноза Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Удмуртской Республики изображены на слайде.

Достаточно оптимистическая оценка представлена по налогу на прибыль организаций на 2015 год. Темп роста по Российской Федерации прогнозируется 124%, в то время как по результатам исполнения 1 полугодия текущего года темп роста налога на прибыль по Удмуртской Республике составил 97%.

С 1 января 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду будет зачисляться в доходы бюджетов и по нормативу 55% за счет одновременного уменьшения до 5% указанного норматива зачисления в доход федерального бюджета.

В федеральный бюджет по нормативу 5%;

В бюджеты субъектов Российской Федерации – 40%;

В бюджеты муниципальных районов и городских округов – 55%.

Это следует учесть при формировании ваших доходов на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годы.

(Федеральный закон от 01.01.2001 года)

Во втором чтении Государственной Думой РФ принят законопроект, предусматривающий сохранение действующих размеров ставок акцизов в 2016-2017 гг. и индексацию ставок в 2018 году с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.

По аналогии с реестром расходных обязательств, Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с 1 января 2016 года обязаны вести реестры источников доходов бюджетов Российской Федерации.

Реестры источников доходов региональных бюджетов и будут формироваться и вестись в порядках, установленных соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.

Следует также отметить, что Указом от 01.01.01 года № 91под руководством Главы Удмуртской Соловьева создан Совет по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.

Текущего года состоялось первое заседание Совета, на которое был приглашен руководитель одного из крупнейших предприятий нефтедобывающей отрасли республики - .

Заседания будут носить регулярный характер. В рамках работы Совета будут также приглашаться представители муниципальных образований для обсуждения вопросов по наращиванию доходной базы местных бюджетов.

В конце еще раз хочу отметить, что при планировании бюджетов необходимо учитывать все вышеуказанные изменения в законодательстве.

Доклад окончен. Благодарю Вас за внимание!

Определяющий направления налоговой политики России, опубликовал на своем официальном сайте Минфин России.

Приоритетом налоговой политики России на следующие три года вновь станет борьба с увеличением налоговой нагрузки на экономику страны. Основное внимание будет уделяться реализации антикризисных мер. Таких, как стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте и др.

Основные направления налоговой политики России на 2016-2018 годы предполагают осуществление в том числе следующих мер:

  • налоговое стимулирование новых производств (в том числе реализуемых путем заключения специальных инвестиционных контрактов) через уменьшение уплачиваемого налога на прибыль на суммы капитальных вложений;
  • предоставление субъектам РФ права на снижение налоговых ставок по УСН с 6% до 1% (в отношении налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов);

Считается ли налогоплательщик отказавшимся от налоговой льготы, если он не отразил ее в декларации? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

  • введение патентов для самозанятых физлиц, не имеющих наемных работников. Предполагается, что это позволит упростить процедуру уплаты налогов данной категорией граждан и предотвратить случаи игнорирования ими обязанности по регистрации в качестве ИП и уплаты налогов в бюджет;
  • введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Таким образом у налогоплательщиков появится возможность получить от налоговой инспекции информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить;
  • расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения. Ранее, при представлении проекта Основных направлений налоговой политики, Министр финансов РФ Антон Силуанов уточнял, что речь идет отаких видах деятельности, как, например, услуги по разработке программного обеспечения, выпечка хлеба и производство кондитерских изделий, производство молочных продуктов и т. п.;
  • упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, а также принятия к вычету НДС в составе аванса и т. д.

Правительство РФ на своем официальном сайте заявило, что в течение очередного трехлетнего периода приоритетом кабмина останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Подчеркивается, что правительство не будет вносить такого рода предложения в Госдуму и не будет поддерживать их в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы.

Впервые текст проекта Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов был представлен в июне текущего года главой Минфина России в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Похожие публикации