Источники формирования государственного бюджета. Источники доходов государства и методы их формирования Основными источниками доходов государственного бюджета являются

Государственный бюджет: понятие, структура. Взаимосвязь государственного бюджета и ВВП

Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства делятся на:

  • расходы на политические цели : обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и др.), содержание аппарата управления государством;
  • расходы на экономические цели : содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
  • расходы на социальные цели : социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются :

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета . При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях :

  • когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку или профициту государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.

Существует интервал оптимальности - оптимальная доля бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП) , достижение которого обеспечивает максимальные темпы экономического роста. При высокой доле государственного бюджета в ВВП экономика страдает от непомерного налогового бремени, что негативно сказывается на ее развитии. Отсюда, чем ниже доля бюджета в ВВП, тем выше темпы экономического роста.

Однако это правило верно лишь до определенного момента. Если доля государственных расходов в ВВП настолько мала, что не позволяет государству эффективно выполнять свои функции, то это может отрицательно сказаться на экономическом развитии.

Государство осуществляет свои функции в рыночной экономике путем проведения социальной, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики. Государство вынужденно осуществлять расходы и обеспечивать поступление доходов.

Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предостаточных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; смета доходов и расходов на определенный период времени, составляемая с указанием источников поступления государственных доходов и направления расходов средств.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных фондов;

3. Местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ составляет бюджеты консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидация бюджетов подразумевает из объединение по отдельным статьям и исключением взаимных операций и не предполагает простого арифметического сложения.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безмездном и безвозвратном порядке в соответствие с бюджетном и налоговом законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Расходы бюджета - денежные средства, на финансовой обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Источники местного самоуправления подразделяются на:

1. Внутренние источники - кредиты, получаемые от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемы путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования; платежи и погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным и муниципальным бумагам; бюджетные ссуды и кредиты; поступления от продажи имущества; суммы превышения доходов от расходов по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

2. Внешние источники - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, привлеченные РФ и ее субъектами.

Основные доходы государства - налоговые поступления и неналоговые платежи, а также доходы государства от выпуска и размещения государственных местных бумаг и доходы от приватизации государственной собственности.

В случае превышения превышение расходной части государственного бюджета над его доходной частью образуется дефицит госбюджета, который является одним из факторов инфляционного процесса и показателем кризисного составления государственных финансов. Если доходная часть бюджета превышает его расходную часть, возникает профицита бюджета.

Основные статьи дохода федерального бюджета являются :

1. налог на добавленную стоимость;

2. налог на прибыль;

3. акцизы;

4. таможенные сборы и пошлины;

5. неналоговые поступления.

Основные статьи расходов федерального бюджета :

1. обслуживание государственного долга;

2. на национальную оборону;

3. на национальную сферу;

4. на социальную сферу;

5. финансовая помощь других уровней.

Профицит бюджета - явление достаточно новое для РФ и сохраняется на протяжение нескольких лет. Среди ученых-экономистов идут серьезные дискуссии о целесообразности профицита госбюджета при наличие социальных проблем.

Причины возникновения дефицита государственного бюджета :

1. превышение обязательств государства перед обществом над его возможностями;

2. государство выполняет несовместимую ему функции;

Важный показатель отношения дефицита государственного бюджета, если он составляет от 1 - 3 и до 5 % - госбюджет в норме, если он больше 10 % то может привести к гиперинфляции .

На составление госбюджета и размер его дефицита влияют три фактора:

1. долгосрочные тенденции налоговых поступлений в государственных расходов;

2. стадия экономического цикла в стране;

3. текущая политика государства.

Основные способы финансового дефицита госбюджета:

1. кредитно-денежная эмиссия;

2. выпуск займов;

3. увеличение налоговых поступлений.

Кредитная эмиссия связана с поступлением в оборот кредитных денег. Кредитные деньги развелись на базе функции денег как средства платежа. Раньше составлялись долговые расписки, в дальнейшим превратившиеся в документы векселя. Дальше банки стали выпускать свои долговые обязательства - банкноты. Дальше появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.

Основной целью кредитно-денежной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках.

Кредитные деньги являются "полноценными", если их количество растет вместе с ростом хозяйственного оборота. Выпуск кредитных денег сверх потребностей хозяйственного оборота ведет к инфляции. Особенно это связано с государственными краткосрочными обязательствами.

Государственные займы - кредитные отношения между государством и физическими лицами или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату.

Займы делятся на займы выпускаемые центральным правительством и займы, выпускаемые местными органами управления.

По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте и размещаются внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте.

По срокам погашения выделяют текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные государственные займы. Текущие займы выпускаются на срок от трех месяцев до года, кратко срочные от 1 до 2-3 лет, среднесрочные от 2-3 до 10 лет, долгосрочные от 5-10 до 40-50 лет.

Наиболее распространенная форма текущего долга государства - казначейские векселя, выпускаемые сроком на 91 день для покрытия кассового покрытия дефицита бюджета. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.

По методу размещения займы подразделяют на добровольные и принудительные. Принудительные займы выпускаются в военное время. Государственные займы, кредиты, гарантии - обычно добровольная сделка. Различают облигационные и безоблигационные государственные займы.

Облигационные займы - внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала и оформляются облигациями.

Безоблигационные займы - займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы облигациями не оформляются.

Увеличение налоговых поступлений осуществляется через основные функций.

Фискальная функция - с помощью данной функции формируются и мобилизуются финансовые ресурсы государства для выполнения обще государственных или целевых государственных программ.

Регулирующая функция выражается в использовании государством налогов для воздействия на процесс общественного производства.

Стимулирующая функция реализуется через систему налогового механизма, а также предоставленных льгот (необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории налогоплательщиков, понижение налоговых ставок).

Дестимулирующая функция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо процессов (введение повышенных таможенных пошлин).

Воспроизводственная функция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов (налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

Распорядительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Контрольная функция связана с организацией налогообложения и состоит в том, что государство осуществляет контроль за правильностью и своевременностью налоговых платежей и имеет право на получение от налогоплательщиков информации, позволяющий оценивать движение важнейших финансовых положений.

Поощрительная функция связана с таким порядком налогообложения, который отражает признание государства особых заслуг определенных категорий граждан перед государством.

Также относят следующие способы повышения налогов в бюджет:

1. расширение круга налогоплательщиков;

2. увеличение числа тех объектов, с которых взимается косвенные налоги;

3. повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Поступление в бюджет - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения государственных функций, которые предоставляют собой денежные средства, поступающие безвозмездном и безвозвратном порядке. Они же и формируют различные фонды, например фонд медицинских страхований.

Главный материальные источник доходов бюджета - национальный доход. Его рост обеспечивает постоянное увеличение объема дохода государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов представляет собой различные формы собственности. Также государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан.

Основу поступлений в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов.

Доходы бюджета подразделяются на отдельные элементы :

1. налоговые и неналоговые поступления;

2. поступления от основного капитала;

3. поступление трансфертов.

Поступления от продажи основного капитала включается :

1. от продажи государственного имущества;

2. от продажи товаров из государственного материального резерва;

3. от продажи земельных участков;

4. от продажи не материальных активов.

Трансферты тоже подразделяются на :

1. трансферты общего характера;

2. целевые текущие трансферты;

3. целевые трансферты на развитие.

Трансферты общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия. Бюджетными субвенциям являются трансферты, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, а бюджетные изъятия - трансферты из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.

Целевые трансферты передаются на определенные цели и не целевому назначению.

Трансферты - это перевод, перемещение денежных средств с других экономических объектов из одной страны в другую.

Классификация доходов государства.

Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития.

По социально-экономическому признаку - доходы, поступающие от: государственных предприятий и организаций :

1. муниципальных предприятий и организаций, негосударственных организаций и предприятий;

2. совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

3. граждан.

По территориальному признаку :

1. федеральных;

2. региональных;

3. местных.

По методу мобилизации - государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.

По форме образования :

1. Налоговые;

2. Неналоговые(например, штрафы).

По получателю дохода :

1. Российская Федерация;

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.

АПК Республики Беларусь его структура и функции
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непрои...

Анализ финансового состояния МУП ПАТП-1 г. Ярославля
В условиях экономического кризиса многие российские предприятия испытывают многочисленные финансовые проблемы, к числу которых относятся неустойчивость хозяйственной деятельности, неплатежеспособность, неэффективность производства и сбыта продукции. Переход к рыночной эконо...

Расходы государства могут быть разделены по целям:

Расходы на политические цели - обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

Расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

Расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Основные источники доходов государства - это:

Налоги (включая взносы на социальное страхование);

Прибыль государственных предприятий,

Сенъораж (доход от эмиссии денег);

Средства от продажи государственных ценных бумаг",

Доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета . В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: профицит, дефицит, сбалансированный бюджет.

Государственный долг - представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Внутренний государственный долг - это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП).

23. Налоги, их функции и роль в рыночной экономике. Виды налогов по разным классификациям.

Налог - это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.

Налоги выполняют три функции :

1. Фискальная. Являются основным источником доходов госбюджета. Покрывают расходы государства на содержание бюджетных организаций.

2. Регулирующая . Регулируют имущественное и социальное расслоение общества. За счет налогов финансируются социальные программы.

3. Стимулирующая. За счет налоговых льгот можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности (малый бизнес, сельское хозяйство, развитие науки и техники и т.п.)



Налоговая система регламентируется законодательными актами государства (НК РФ).

Классификация налогов осуществляется по разным критериям.

I. По объекту исчисления налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на доходы от факторов производства и имущество. К прямым налогам относятся: личный подоходный налог (НДФЛ); налог на прибыль; налог на недвижимость и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС; акциз (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин и др.); таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров); налог с продаж (в настоящий момент в России отменен).

II. По способу начисления налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоги предполагают, что налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прогрессивные налоги - это налоги, налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Регрессивные налоги - это налоги, налоговая ставка которых уменьшается по мере роста дохода и увеличивается по мере сокращения величины дохода.

III. По источнику поступления в бюджет налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

- Федеральные налоги (НДС, НДФЛ, акцизы, таможенная пошлина и др.)

- Региональные налоги (Налог на имущество ЮЛ, областные платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог и др.)

- Местные налоги (Налог на имущество ФЛ, земельный налог и др.)

24. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее виды и инструменты.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.а), направлена на увеличение деловой активности (стимулирование AD) и используется как средство борьбы с безработицей . Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности (сдерживание AD) в целях борьбы с инфляцией . Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

25. Структура банковской системы. Функции центрального банка.

Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Европе - Европейский центральный банк, в России – Центральный банк России (ЦБ РФ).

Функции ЦБ :

Монопольное право эмиссии наличных денег. Деньги центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке);

Косвенное воздействие на размер безналичной денежной массы:

Изменение ставки рефинансирования (учетная ставка ЦБ России) – это процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования является ориентиром для всех других процентных ставок в банковской системе. Так, коммерческие банки устанавливают проценты по вкладам ниже ставки рефинансирования, а проценты по кредитам – выше.

Изменение нормы обязательных резервов – норматив, устанавливаемый ЦБ для коммерческих банков, показывающий какой процент привлеченных денежных средств коммерческие банки обязаны резервировать на специальном счете в ЦБ.

- Операции на открытом рынке – ЦБ продает и покупает обратно государственные ценные бумаги.

- Операции на валютном рынке – ЦБ выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках

Создание, хранение и изменение золотовалютных резервов государства. ЦБ контролирует состояние платежного баланса.

Обслуживание счетов правительства и кредитование правительства.

ЦБ является межбанковским расчетным центром через сеть РКЦ.

Контроль за деятельностью коммерческих банков.


Основные источники доходов государства

Налоги - это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Мы пользуемся общественными благами.
Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений.
Плата осуществляется за использование ресурсов, которые приналежат государству. Размер платы зависит от размера ресурсов, которые используются. Если государство теряет право собственности на них, то она теряет и эти доходы.
Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Например, предприятия осуществляют отчисление на дорожные работы, отчисление на социальное страхование, в фонд занятости, в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Эти деньги должны использоваться строго по назначению:
- удержание и ремонт дорог,
-социальное страхование,
-ликвидация последствий аварии ЧАЭС.
В доходах бюджета выделяется также группа так называемых неналоговых платежей.
Например, доходы от реализации конфискованного имущества, от приватизации государственного имущества, проценты за пользование временно свободным бюджетным средством, поступление дивидендов от предпринимательской деятельности, которая осуществляется предприятиями, образованными с участием государства.
Налоги занимают основное место в системе государственных доходов, составляя наибольшую часть доходов центральных бюджетов во всех странах. Не является исключением и наше государство.

Общественное назначение налогов проявляется через их функции:
фискальную и регулятивную.

Фискальная функция налогов состоит в мобилизации средств, поступающих в распоряжение государства как централизованные финансовые ресурсы, используемые для выполнения государственных функций.
С усилением роли государства возрастает значение регулятивной функции налогов. Эта функция заключается в том, что налоги влияют на деятельность субъектов хозяйствования. С увеличением налогов экономическая активность субъектов предпринимательской деятельности, как правило, меняется.

Использование налогов с регулятивной целью - довольно сложный процесс, зависящий от правильного решения многих вопросов, в частности:

Установления размера ставок налогов определения сроков их уплаты предоставления налоговых льгот применения штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
Доход из всех източников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т. д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.
Налог на фонд заработной платы принадлежит не к прогрессивному, а к пропорциональному типу налогообложения. Пропорциональный налог - налог, который взимается в равной процентной доле с любого уровня дохода (например, 20% с любой суммы - 100 р., 1 тыс. р., 10 тыс. р., 100 тыс. р. и т. д.).
Регрессивное налогообложение - изъятие налогов, при котором налоги изымают все меньшую часть дохода по мере того, как доход увеличивается. Поскольку часть налогов не применяется к определенным низким уровням доходов, постольку получается, что в процентном исчислении с высоких доходов взимается относительно меньшая доля в качестве налога. После налоговой реформы 1986 г. в США, например, предельная налоговая ставка составляла 33% и применялась к доходу от 71 900 до 149 250 долл., а к доходу свыше 149 250 долл. применялась ставка в 28%.
Одним из универсальных во всем мире налогов является налог на продажи, которым облагается огромный набор потребительских покупок товаров и услуг. Налог, которым облагаются некоторые специфические товары (табачные изделия, спиртные напитки), называется акцизным налогом. Акцизы - частный случай налога на продажи. Налог на продажи и акцизы принадлежат к косвенным налогам, они «спрятаны» в цене товаров и услуг. Налог на имущество - основной источник доходов местных властей во многих странах. Этот вид налога вызывает особенно много социальных конфликтов. Во-первых, считается, что он слишком обременителен после выплаты подоходных, социальных налогов, налогов на продажу и др. (как последняя капля, которая переполняет чашу терпения). Во-вторых, чтобы его взимать, нужно оценить имущество, чем занимается специальная служба, часто допускающая много злоупотреблений. У этого налога есть еще одна особенность - он взимается независимо от того, обладает владелец недвижимости и другого имущества какими-либо доходами или нет. Следовательно, он составляет одну из основ автономной части налогов (G - С1 T0), т.е. налогов, которые могут взиматься при полном отсутствии доходов.

Бухгалтерская прибыль фирм облагается налогом на доход корпораций. К доходу корпораций, как правило, применяется прогрессивная шкала налогов. Указанный налог может стимулировать инвестиции за счет заемных ресурсов, а не за счет капитала фирмы. Это происходит потому, что обычно не делается никаких корректировок для факторов производства, которыми владеет сама фирма, и акционерного капитала, инвестируемого собственниками фирмы. Фирма, которая применяет заемные средства для инвестиций, должна будет платить процент, который она в качестве своих затрат вычтет из бухгалтерской прибыли и суммы своей налоговой ответственности. Если эта же фирма для инвестиций применяет свой акционерный капитал (т. е. увеличивает свой акционерный капи­тал за счет дополнительной эмиссии акций), то в бухгалтерской отчетности затраты на процент не появятся. Поэтому, несмотря на наличие альтернативных затрат (упущенной выгоды) капитала, независимо от того, создаются они инвестированием за счет долга или выпуска акций, налоговую ответственность фирмы сокращают только проценты за долг.
Некоторые доходы государства создаются не налогами. Государство может заставить потребителей (физических или юридических лиц) оплачивать предоставляемые им властями товары и услуги. Местные власти обеспечивают коммунальные, транспортные, медицинские, санитарные и другие услуги, которые производятся фирмами, принадлежащими властям либо имеющими от них лицензию, но в любом случае приносящими доход от оплаты этих услуг пользователями. Выбирая между налогами и прямой оплатой общественных благ, предоставляемых властями, экономисты предпочитают последнюю, поскольку она обеспечивает лучшую информацию о том, оценивают ли потребители ценность этих благ больше, чем затраты на их производство.
Наконец, значительным источником финансовых ресурсов для покрытия государственных расходов являются государственные займы, ведущие к возникновению и увеличению государственного долга. Дефицит - разница между доходами и расходами в данном году, т. е. приростная переменная. Государственный долг - валовой объем невыкупленных государственных ценных бумаг на данный момент времени, т. е. переменная, отражающая «запас» невыполненных обязательств. Поскольку превышение государственных расходов над доходами равно величине нового государственного займа (т. е. прироста государственного долга), постольку дефицит в данном году равен приросту долга в этом же году. Таким образом, бюджетный дефицит является приростом, который равен увеличению «запаса» уже накопленного долга.

Направления расходования средств Фонда социального страхования
Российской Федерации

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть этих выплат производится из средств Фонда социального страхования РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования PФ, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101.
Основная задача Фонда - обеспечение гарантированных государством пособий по:
временной нетрудоспособности;
беременности и родам;
при рождении ребенка;
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на погребение;
для санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.
Средства Фонда образуются за счет страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности). Федеральным законом "О тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального cтpaxoвания РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского cтpaxoвания на 1997 год" для работодателей и граждан, использующих труд наемных работников,
установлен единый тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
В отличие от других внебюджетных фондов выплата всех видов пособий из средств Фонда социального страхования РФ осуществляется непосредственно через бухгалтерии страхователей по месту работы граждан в счет полагающихся страховых взносов. И только в отдельных исключительных случаях назначение и выплата пособий по государственному социальному страхованию производятся исполнительными органами Фонда.
Норматив расходов средств на выплату всех видов пособия страхователям не устанавливается. Расходы же на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей производятся в пределах норматива, установленного страхователям исполнительными органами Фонда. Размер норматива не может быть менее 10 процентов от начисленных страховых взносов. Для обеспечения санаторно-курортным обслуживанием средства страхователей с численностью работающих до 300 человек централизуются в исполнительных органах Фонда в обязательном порядке; более 300 человек - с согласия страхователя.
Остаток средств над фактическими расходами по социальному страхованию перечисляется исполнительному органу Фонда, где организация зарегистрирована в качестве страхователя, для последующего перераспределения их между другими страхователями, у которых по какой-то причине произошел перерасход средств, то есть действуют принципы солидарности страхователей в формировании и расходовании средств государственного социального страхования.
В случае если фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов, страхователь не вправе приостанавливать выплату пособии по государственному социальному страхованию. При недостатке средств у страхователей на выплату пособий и санаторно-курортное лечение и оздоровление исполнительные органы Фонда покрывают образовавшийся дефицит средств.
В соответствии со ст. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Из представителей администрации предприятия (работников отдела кадров, бухгалтерии и других) и профсоюзов, членов трудового коллектива, на основе решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, образовываются комиссии по социальному
страхованию или избираются уполномоченные по социальному страхованию, осуществляющие контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию. Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают также вопросы расходования средств на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, распределения застрахованных путевок.
Все спорные вопросы между работниками и работодателями по обеспечению пособиями рассматриваются исполнительными органами Фонда (отделением или его филиалом) по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, центральным аппаратом Фонда либо в судебном порядке.
Средства государственного социального страхования могут расходоваться только на цели,установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.
Основная часть средств Фонда направляется на выплату пособий работающим гражданам:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременного пособия при рождении ребенка;
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
социального пособия на погребение.
Наиболее распространенным видом обеспечения по социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. Оно выдается в случаях болезни или травмы работника, ухода за больным членом семьи, карантина (когда работник отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы), помещения в стационар протезно-ортопедического предприятия и др.
Целевое назначение данного вида пособия состоит в возмещении заработка, утраченного в связи с наступлением временной нетрудоспособности. В настоящее время размер этого пособия зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа и составляет от 60 до 100 процентов фактического заработка. Ряду категорий работников оно выдается в размере полного заработка независимо от непрерывного трудового стажа. При трудовом увечье и профессиональном заболевании пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 100 процентов заработка.
Пособие по беременности и родам выдается на период предоставления женщине отпуска по этой причине. В отличие от пособий по временной нетрудоспособности названное пособие во всех случаях работающим женщинам выплачивается в размере полного заработка независимо от каких-либо условий.
Основополагающим документом для назначения и выплаты этих видов пособий является Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Президиумом Совета ВКП по состоянию на 15 апреля 1992 г.) и действующее в настоящее время с учетом принятых в последующем периоде нормативно-правовых актов, связанных с обеспечением этими видами пособий.
Дополнительно к пособию по беременности и родам женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), назначается и выплачивается пособие в размере минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.
В целях компенсации в определенной степени расходов на приобретение предметов ухода за новорожденным выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка. Право на это пособие имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В том случае, если оба родителя не работают, это пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства. Но где бы эти выплаты ни осуществлялись, то есть по месту работы или по месту жительства, источником финансирования этих выплат является Фонд социального страхования РФ.
и т.д.................

Похожие публикации