Образовательная технология ситуация в доу. Представление технологии "Ситуация" в программе "Мир открытий" Л.Г. Петерсон. Ӏ. Введение в ситуацию

Шмидт Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №27 «Березка», МО г. Щелково

Технология деятельного метода «Ситуация»

Введение

«Воспитатель – луч солнца для молодой души,

который ничем другим заменить невозможно»

Сухомлинский В.А.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника, развить коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность детей. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В нашем учреждении мы применяем данную технологию с сентября 2016 года. На начало года, проведя диагностику, мы увидели, что у детей плохо получается ставить «детскую» цель. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. Это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Всю научную основу программно-методического комплекса «Мир открытий» составляет система дидактических принципов деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон:

  • психологической комфортности
  • деятельности
  • минимакса
  • целостности
  • вариативности
  • творчества
  • непрерывности

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип минимакса

Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу».

Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте.

Принцип целостности

Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Педагог выслушивает все ответы детей и при этом не лишает ребенка права на ошибку. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип творчества

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада - это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Принцип непрерывности.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.

Технология деятельностного метода «Ситуация»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей


Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания

в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель .

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым. Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

6. Осмысление

На данном этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

Подводя итоги, можем сказать, что технология «Ситуация» является инструментом для системного и целостного формирования у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий.

В результате использования технологию деятельностного метода «Ситуация» у детей стало получаться фиксировать то, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Следует отметить, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. А с помощью воспитателя и системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Дети с удовольствием вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшее ранее затруднение. Они предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

В заключении хочу сказать, что использование технологии деятельностного метода «Ситуация» благотворно сказывается на образовательный процесс в нашей группе. Мы видим сияющие глаза наших детей полные желаний узнать, что то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научныу руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?»), воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».В зависимости от программных задач, особенностей детей группы, их образовательных потребностей данный этап может быть, как локализован во времени вместе с другими этапами, так и проводиться отдельно как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать: «я чего-то пока не знаю (или не умею)».

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения решения общей задачи образования – формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом она проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, следуя логике этапов технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Здесь же дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

В зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей данный этап может быть реализован в рамках одного занятия (образовательной ситуации), так и распределен во времени.

6. Осмысление

Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

  • 25.01.2018 15:20
  • Категория: Дополнительное образование
  • Автор: Ольга Николаевна ВАРГАНОВА,Юлия Анатольевна КОРМАНОВСКАЯ, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 100 “Вербушка”» г. Вологды старший воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 100 “Вербушка”» г. Вологды
  • Просмотров: 1503
  • Печать
  • E-mail

ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:В статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения в рамках Федерального эксперимента по теме: «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа - средняя школа» под научным руководством Л.Г. Петерсон. Показана результативность освоения педагогами системно-деятельностного подхода и, в частности, технологии «Ситуация».

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; технология деятельностного метода обучения; технология «Ситуация»; курс математического развития дошкольников «Игралочка»; построение развивающего образовательного пространства.

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…А.Дистервег.

Перемены, происходящие в современном обществе, касающиеся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Любой человек может оказаться беспомощным перед обрушивающейся на него лавиной информации, задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если не будет обладать универсальными способностями к самовоспитанию и саморазвитию на протяжении всей своей жизни . Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие, сформировать познавательный интерес, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал на любой ступени образования .
Не случайно в новых законодательных и нормативных документах - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей детей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который, кроме всего прочего, обеспечивает формирование у детей готовности к саморазвитию. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект.
Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы ставит педагогов в ситуацию поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих деятельность ребенка, способствующих самостоятельному открытию новых знаний, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности на основе деятельностного подхода.
Одной из таких технологий является технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Это педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования. Главная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) .
Адаптированным вариантом технологии деятельностного метода с учетом специфики дошкольного образования является технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова). В основу данной технологии положен метод рефлексивной самоорганизации, благодаря которому дети приобретают первичный опыт выполнения действий по преодолению затруднений. Целостная структура данной технологии включает в себя шесть последовательных шагов (этапов): введение в ситуацию, актуализация, затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия), включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка, осмысление (итог). В процессе образовательной деятельности, организованной по технологии «Ситуация», дети под руководством взрослого системно и целостно приобретают опыт выполнения таких универсальных действий, как действия по правилу, соотнесение своих действий с образцом, обобщение, фиксирование затруднения в деятельности, выявление причин затруднения, перебор вариантов выхода из затруднения, формулировка вопросов на понимание, постановка цели, планирование деятельности, соотнесение полученного результата с требуемым и др. Вместо традиционных занятий детям предлагается система развивающих проблемных игровых образовательных ситуаций.
С 2011 по 2016 годы наше дошкольное учреждение сотрудничало с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ в рамках федерального эксперимента по теме: «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа - средняя школа» под научным руководством Л.Г. Петерсон, доктора педагогических наук, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» ФГАОУ ДПО АПКиППРО, автора дидактической системы дея-тель-ностного метода обучения, лауреата премии Президента РФ в области образования.
Цель эксперимента: апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и интегративных качеств дошкольников в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на ступенях «ДОО - начальная школа - средняя школа» на примере образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).
Первоначально педагоги дошкольного учреждения работали над апробацией курса математического развития дошкольников «Игралочка» Е.Е. Кочемасовой, Л.Г. Петерсон, а с 2012 года - над апробацией Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. В рамках эксперимента были изучены механизмы реа-лизации ФГОС ДО на основе непрерывной образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон. В ходе активной работы участники эксперимента:
‒ уточнили и осмыслили концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
‒ познакомились с непрерывной образовательной системой деятель-ностного метода Л.Г. Петерсон; а также с принципами реализации данного метода как необходимыми психолого-педагогическими условиями организации образовательного процесса деятельностного типа;
‒ усвоили особенности и концептуальные идеи примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»;
‒ овладели содержанием и методикой работы по курсу математического развития дошкольников, в том числе в процессе обучения на семинаре у автора программы «Игралочка» Е.Е. Кочемасовой;
‒ освоили технологию деятельностного метода обучения, получив опыт анализа и моделирования образовательных ситуаций с детьми в технологии «Ситуация»;
‒ являлись активными участниками деловых встреч и методических объединений, мастер-классов по теме эксперимента, где педагоги-экспериментаторы делились опытом работы по программе;
‒ транслировали педагогический опыт в реализации технологии «Ситуация» для коллег в дошкольной организации, а также на городском и региональном уровне.
В процессе эксперимента мы получили возможность участия во всероссийских вебинарах, научно-практических конференциях Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», где смогли познакомиться с научным руководителем Л.Г. Петерсон, с авторами программы «Мир открытий». Участвовали в региональном семинаре-практикуме, организованном кафедрой педагогики и психологии детства АОУ ВО ДПО «ВИРО» для представителей экспериментальных площадок (МДОУ № 88, г. Череповец); а также в межрегиональном научно-практическом семинаре «Механизмы реализации ФГОС: формирование и развитие целевых ориентиров и УУД посредством технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Ресурсный центр деятельностного метода обучения «Школа 2000...» - «Начальная школа - детский сад № 115», г. Ярославль).
Кроме того, была проведена практическая работа в данном направлении: разработаны сценарии занятий с использованием технологии «Ситуация», перспективные планы образовательной деятельности и планы работы с родителями, активизирована работа по обогащению и развитию предметно-пространственной среды с опорой на дидактическую систему деятельностного метода Л.Г. Петерсон. В ходе эксперимента использовались разнообразные активные формы работы с педагогами. Применение презентаций и анализ видеофрагментов способствовали более глубокому пониманию педагогами изучаемых вопросов.
В настоящее время опытно-экспериментальная работа завершена. Принципы деятельностного метода Л.Г. Петерсон соответствуют нашим взглядам на образовательный процесс ДОУ, на развитие и воспитание детей дошкольного возраста, отвечают современным требованиям к дошкольному образованию.
Результатом профессиональной деятельности педагогов является грамотный подход к созданию условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в ДОО. Особенно нам близка ориентация на саморазвитие ребенка в процессе собственной деятельности, самореализацию педагогов. Технология позволяет определять пути и способы добывания знаний (а не навязывания их детям), пути решения проблем, способы справляться с трудностями. Знакомство с «рефлексивной самоорганизацией» формирует у педагогов умение организовать свою деятельность, планировать и анализировать ее.
По итогам педагогической диагностики, более чем у 90% детей подготовительной группы на этапе завершения дошкольного детства сформированы целевые ориентиры, указанные в программе, в том числе умение ставить цели, преодолевать трудности, планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, умение договариваться, внимательно относиться к разным мнениям.
На родительских собраниях и итоговых мероприятиях по данному курсу родители положительно отзываются о проводимой работе с детьми. Родители и педагоги отмечают, что дети становятся более активными: возникает познавательный интерес, постоянно действуют, заняты, учатся думать, рассуждать, доказывать, анализировать свои действия.
Реализация технологии «Ситуация» обеспечивает построение развивающего образовательного пространства в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными ФГОС ДО:
‒ способствует формированию положительной мотивации к деятельности с акцентом на познавательную;
‒ создает благоприятные условия для развития познавательной сферы личности через формирование умения обсуждать, действовать, исследовать, переделывать, вычленять причины, осмысливать полученную информацию и практически применять в жизни; готовности к саморазвитию и успешной самореализации;
‒ содействует социализации воспитанников, посредством организации коммуникативной деятельности;
‒ позволяет целенаправленно, в системе формировать у дошкольников предпосылки учебной деятель-ности;
‒ содействует развитию возможных достижений воспитанника исходя из полного раскрытия и реализации его неповторимого специфического возрастного потенциала.
В заключение отметим, что апробация механизмов реализации ФГОС на основе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон позволила нам не только достигнуть качественно нового уровня подготовки дошкольников к школьному обучению, но и обеспечить профессиональное саморазвитие педагогов, облегчить переход учреждения на деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. «Мир открытий»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. - М.: Ин-т системно-деятельностной педагогики, 2014.
4. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» / под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2015.
5. Петерсон, Л.Г. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. - Вып. 5. - М.: Педагогическое общество России, 2013.
6. Зеленцова, Н.Н. Технология деятельностного метода обучения как средство формирования предпосылок учебной деятельности, обозначенные целевыми ориентирами ФГОС / Н.Н. Зеленцова, Т.В. Текнеджян. - Ярославль: Начальная школа - детский сад № 115 г. Ярославля, 2014.
7. Электронные ресурсы:
http://www.sch2000.ru

Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон предполагает построение и развитие учебной деятельности на основе решения определенной проблемы – затруднения . На уроках технологии, деятельностный метод Л.Г.Петерсон может быть использован на любом из этапов выполнения проекта учащимися, когда они уже имеют определенный опыт в изготовлении изделий, но могут испытывать различные затруднения, например, при разработке технологии изготовления изделия или при выполнении экономического расчета проекта. Учащиеся намечают пути выхода из затруднения и на основе самостоятельной исследовательской работы решают поставленные цели. При этом создаются благоприятные условия для формирования у учащихся УУД.

Для примера рассмотрим типовую технологическую карту построения учебной деятельности на уроке по методу Л.Г.Петерсон (см. таблица 12)

Таблица 12

Технологическая карта построения учебной деятельности учащихся

по методу Л.Г.Петерсон

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

Организует готовность учащихся к уроку

Готовятся к работе на основе целеполагания

Личностные: самоопределение;

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и умений, фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень необходимых знаний и умений. Определяет типичные недостатки.

Демонстрируют учебные умения и навыки, способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Фиксируют свои затруднения в предстоящей работе.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные : анализ объектов с целью выделения их признаков

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) учебные задачи по выходу из затруднения

Регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов;

познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные : моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность учащимися ситуации.

Проговаривают алгоритм решения задачи вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; рефлексия способов и условий действия;

познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

коммуникативные : управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполоняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая результаты работы с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексиядеятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

регулятивные : рефлексия;

личностные : смыслообразование

Рассмотренные выше технологии развивающего обучения в основном направлены на формирование у учащихся умственных действий. Они могут быть использованы и при обучении учащихся трудовым приемам, например, когда учащиеся испытывают некоторые затруднения в работе с инструментами и необходимо осмыслить их причины.

Образовательная технология «Ситуация»

Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

В зависимости от ступени обучения, дети делают свои открытия более или менее осознанно. В начальной школе на первых порах они имеют возможность «прожить» весь путь преодоления затруднения методом рефлексийной самоорганизации и приобрести сначала систематизированный опыт, а затем поэтапно – умение выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определяющих умение учиться. На дошкольной ступени технология «Ситуация» дает воспитателю ключ управления процессом самостоятельных открытий детей в варианте, адаптированном к возрастным особенностям дошкольников.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов).

1) Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложит детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Нужно отметить, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому–либо).

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»), но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируется такое важное интегративное качество как «любознательность, активность».

2) Актуализация.

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

3) Затруднение в ситуации.

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основным компоненты, структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Этот этап чрезвычайно важен также с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4) Открытие детьми нового знания (способа действий).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший раннее вопрос проблемного характера.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах используется игровой сюжет «школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры также способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности.

Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников.

6) Осмысление (итог).

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопроса: «Почему нам это удалось?» подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.

На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). при этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.

Итак, технология «Ситуация», как методическое средство обеспечивает условия, при которых дети имеют возможность «прожить» (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные шаги рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения – самостоятельного выполнения пробного действия, фиксации того, что пока не получается, исследования ситуации, понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиции непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения.

Похожие публикации