Уроки психологии в школе: польза или вред? План-конспект открытого урока по психологии в начальной школе Наш удивительный мир эмоций Урок психолога в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба

Тема занятия: «Общение».

Вид занятия: урок-путешествие.

Задачи:

  • знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
  • знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
  • развитие личностной и групповой активности;
  • повышение познавательной активности;
  • воспитание позитивного отношения в общении.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки моря», макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия, бескозырка, колокольчик, мяч, клей, маркер, скотч.

План занятия:

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Основная часть – 24 мин.
3. Завершение занятия – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Здравствуйте! Вначале давайте познакомимся. Меня зовут Галина Александровна.
Ребята, напишите, пожалуйста, разборчиво своё имя на листе бумаги, сложенном пополам и поставьте визитку на стол, перед собой. Спасибо!
Вы уже все знакомы друг с другом, но мне бы хотелось узнать насколько.
Для этого закройте глаза и, используя правило «Хочешь говорить – подними руку», ответьте мне на следующие вопросы.
Скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Опять закрываем глаза.
У кого сосед с темными глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Молодцы! Спасибо.
Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ». ЦЕЛЬ – знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие по сказочной стране «Общение».
Вы познакомитесь с видами общения, новыми словами. Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас?
Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь.
Откройте ваши глаза.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по необыкновенной стране «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.
Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».
В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.
Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.

Загадки:

1. Кто носит шляпу на ноге?
У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб)

2. Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не глядит,
А время знает. (Петух)

Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.
Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости» , на нем очень много озер.
Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту нашего острова, это и будут наши озера.
А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.
Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,
«ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,
«ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,
БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.
СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравиться он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!
В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2?

2 18 6 19
20 12 7 4
10 8 1 14
15 5 16 9
13 17 3 11
Р Е Я Д
Е Ю П З
Н О Д С
Я Ь В З
Т Б У А

Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде).

Мы расшифровали фразу и оказались на острове «ДРУЖБА». Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносить на карту причалы «ДРУЖБЫ».
Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ , умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?
ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?
ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.

Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.
Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.
Выросли высоко-высоко.
Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),
Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.
Спокойно сели.

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к острову «Понимания» .

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные. Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4. К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.
Команда делиться на две группы. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и окулиста. А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.
У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.

Общение это процесс установления и развития контактов между людьми .

Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас и вы можете им пользоваться.
Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?
Что больше всего запомнилось? Почему?
На какой остров вам хотелось вернуться? Почему?
Где было трудно вам, а где было легко?
О чём ещё вам хотелось узнать?

Список литературы :

  1. Словарь практического психолога/ сост. С.Ю.Головин. Минск: ООО «Издательство АСТ», 2001 – 800с;
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школ: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 88с;
  3. Бадмаев Б.Ц. методика преподавания психологии: учеб.метод.пособие для преподавателей. М.:Гуманит. Изд.центор ВЛАДОС, 1999 – 304;
  4. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 1) практ.пос. для учителей начальной школы. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004 – 151с;
  5. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 2) практ.пос. для учителей начальной школы. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004 – 176с;
  6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006 – 224с;
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. 4-е изд. Феникс, 2001 – 627с;
  8. Журнал «Школьный психолог» №24 (406), с46, статья «Приключения на затерянном острове».

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 4»

Конспект занятия по психологии

«Скажи себе сам»

7 класс

Ф.И.О.: Артемова Светлана Александровна

Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4»,

Должность : педагог-психолог

Цель занятия: создать благоприятные условия в разных группах для конструктивного взаимодействия друг с другом, по днять эмоциональный тонус учащихся.

Задачи:

Формировать у детей стремление понимать окружающих, убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать друг с другом;

Развивать коммуникативные способности.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Дети входят в класс под музыку, образуют круг.

Ритуал приветствия .

Держась за плечи друг друга, каждый шёпотом говорит своему соседу слева на ушко слова приветствия. Затем улыбаются друг другу.

2 этап. Мотивационный.

Психолог: Я знаю, что вы л юбите играть, но не всегда ваша совместная деятельность получается дружной и интересной. Как вы думаете, для чего мы собрались сегодня все вместе?

«Собери картинку»

Из частей ребята вместе собирают картинку, которая поможет им ответить на вопрос.

Рисунок 1

http://i022.radikal.ru/1205/ca/134186259ea0.jpg

Упражнение «Я»

Учащиеся рассматривают «портрет» и вслух читают: «Я сплетничаю, Я дразнюсь» и т.д.

Рисунок № 2

Психолог: Здесь, собравшись вместе, мы попро буем быть внимательными друг к другу и весело проводить время. Думаю, что после таких встреч вы сможете поладить со многими детьми и приятно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. А занятие я назвала так: «Скажи себе сам».

3 этап. Практический.

Психолог: Для начала я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми правилами, которые должны соблюдать и стараться не нарушать. Дети зачитывают правила, которые записаны на доске:

Будь приветлив со всеми, ведь доброе слово, что ясный день. Не забывай благодарить за слово ласковое и дело доброе.

Не ищи виноватого. Это снимает любое напряжение.

Не забывай, что чувство юмора укрепляет взаимопонимание, выглядит привлекательным и сохраняет добрые отношения с людьми.

Упражнение «Я не… »

Упражнение выполня ется аналогично ранее выполненному упражнению «Я» только с добавлением частицы «не». Пусть каждый скажет себе сам. Дети читают вполголоса.

Рисунок № 3

Психолог: Мы все общаемся с разными людьми. От того, как мы общаемся, зависит наше личное благополучи е и в определённой степени благополучие других людей. Вот теперь настало время понять, что мешает ещё вашему дружескому благоприятному общению .

Конфликты. Можно ли вообще прожить без конфликтов? Вспомните как вы ведёте себя при возникновении конфликта (ответы детей). Любое разногласие может привести к конфликтной ситуации. А можно конфликт решить мирным путём? (если мы готовы пойти друг другу на уступки, умение выслушать другого и понять).

Упражнение «Клятва»

Психолог прикрепляет к магнитной доске ответы детей.

Психолог: Мы для мира рождены! Наша дружба навсегда.

Старой клятве мы верн ы.

Дети: Да, да, да, конечно, да!

Психолог: Встанем все до одного , (жестом руки показать, чтобы дети встали)

Скажем мы на склоне лет:

Дети: Крепче дружбы ничего

Нет, нет, нет, конечно, нет!

Психолог: - Что такое критика? (Предлагаю ребятам вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.)

Это ещё одна из причин ваших ссор и разногласий. В каких случаях и зачем люди критикуют друг друга? (Обратить внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением.) Охотнее мы критикуем других и к сожалению не умеем критично относиться по отношению к себе самому.

Упражнение «Презентация индивидуальности»

Дети по очереди называю т свои имена, а так же свои личностные качества: одно из которых помогает, другое – мешает в жизни.

Релаксация « Моё имя»

Звучит спокойная музыка.

Психолог: Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши.

Игра «Рука к руке»

Под шуточную музыку дети свободно двигаются по классу. Психолог произносит команду: «Рука к руке!» - и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнёра – становится водящим. Игра продолжается командами: спина к спине, нога к ноге, нос к носу, хвост к хвосту.

Психолог: Подведём некоторые итоги. Поможет нам в этом волшебный цветок. (Звучит песня о волшебном цветке В. Шаинского) У каждого из вас пять лепест ков, которым вы можете сказать «быть по-моему вели». Самое своё сильное желание вы можете написать па первом лепестке – жёлтом , положив в этот большой конверт. (У психолога на столе лежит конверт. Это своеобразная методика, которая поможет осмыслить жизнен ные ориентации детей, чтобы продуманно корректировать их направленность и осмыслить акцент последующих занятий.)

У вас осталось четыре лепестка. И мы попробуем с их помощью принести себе пользу и другим. Согласны? Возьмите четвёртый лепесток – голубой . Подумайте, умеете ли вы чувствовать состояние другого человека. Получается ли у вас почувствовать состояние ваших товарищей? Кому бы вы подарили свой лепесток с пожеланием исполнения важного для него желания, изменения плохого настроения. Положите лепесток с теми же словами на парту тому, кому они предназначены.

Приступим к следующему лепестку – красный . Подумайте, что за этот период в вашем общении с другими чего было больше – радости или обид? А лепесток вы положите тому, кому бы вам хотелось особенно пожелать, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Подарите лепесток с теми же словами исполнения желания.

Отрываем оранжевый лепесток. Это лепесток добра и терпения. Подарите его тем, кто в них с вашей точки зрения особенно нуждается. И не забудьте волшеб ные слова. Представить слов для высказывания?

Остался последний лепесток – зелёный – умение простить. Подарите его тому, перед кем вы особенно чувствуете свою вину и попросите у него прощения. Кто бы хотел выразить своё прощение?

Как вам кажется, ребята, что произошло сегодня на занятии благодаря волшебному цветку?

Мы смогли понять, почувствовать важные основы наших взаимоотношений, увидеть общую картину жизни нашей группы и заглянуть в самих себя. Считаете ли вы это важным? Посмотрите внимательно на лепестки, лежащие у вас на партах. Они говорят вам о вас. У кого оказалось много таких лепестков? Вы почувствовали, как ваши товарищи от души желали исполниться волшебству? Разложите лепестки. Есть что сказать самому себе? Есть над чем задуматься?

Давайте хорошо относиться к друг другу. Только при этом условии можно быть всегда искренним, приветливым, доброжелательным. И нам не придётся заставлять себя следовать правилам этикета, это получится естественно, само собой, а манеры наши станут непринуждёнными и приятными.

Упражнение «Доскажи словечко»

Психолог: А дорога в даль несётся,

Вот за тучу скрылось солнце.

Снова молнии сверкают вокруг!

Жизнь пугает нас напрасно,

Человеку всё подвластно,

Если рядом…

Дети: Друг.

Рефлексия.

Упражнение – расслабление «Связующая н ить»

Дети стоят в кругу. У психолога в руках клубок ниток, который передаёт, оставив нить в руках. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели, хотят пожелать другим. Когда клубок возвратится обратно, все закрывают глаза, предварит ельно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют что они одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Ритуал прощания

Дети благодарят друг друга, прощаются с каждым, назвав его ласковым именем.

Психолог: Спасибо за за нятие. До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Т.Н. Образцова. Психологические игры для детей. - Издательство: ИКТЦ Лада, 2005,

    Шемшурина А.И. / Азбука вечных истин: методические разработки занятий. / Занятие № 7. Скажи себе сам. // Этическое воспитание, № 3, 2003.

Тема: «Доброта»

Выполнил: педагог-психолог

МБС(к)ОУ « С(к)ОШ для детей

С ОВЗ№155» г. Перми

Волгутова Наталья Григорьевна

Конспект открытого занятия по психологии.

Тема занятия: «Доброта».

Участники: обучающиеся 5 «А» класса 6 человек. (Подгруппа)

Форма занятия - групповая

Цель занятия: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

Мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

Развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений.

Активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся.

Способствовать развитию ответственности за порученное дело.

Способствовать развитию самостоятельного поиска необходимого материала в разных источниках.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД

1.Формировать уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

2.Давать позитивную моральную самооценку и моральное чувство-чувство гордости.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, колонки, ватман с изображением дерева, карточки с пословицами, цветы бумажные с липучками, маркеры, бумага для пожеланий, небольшая корзинка (коробка), дети сидят полукругом, оформлена зона из столов для групповой работы.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Включается песня о доброте.

Включается презентация. (Слайд 1)

Учитель приветствует обучающихся и гостей.

Обучающиеся заходят в зал и садятся полукругом.

2.Подготовка к активной познавательной деятельности.

Учитель: «Сегодня у нас необычное занятие. У вас сегодня ответственная миссия, каждый из вас побывает в роли учителя. Каждый из вас чему-то нас научит, что-то нам расскажет.

Вы готовы?».

Ответ обучающихся:

«Да, готовы!»

3.Установка познавательной задачи

Учитель:

«Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?»

Учитель: Какое главное слово в вашем домашнем задании?

Учитель: «Правильно, давайте вместе сформулируем тему нашего занятия.

- «Доброта» Слайд 2

Учитель: «Что мы должны узнать на занятии?» формулирование цели занятия. (Слайд 3)

Обучающиеся:

Каждый озвучивает свое домашнее задание.

1-й обучающийся: «Найти определение, знаменитые высказывания слову «Доброта».

2-й обучающийся: Найти картинки о доброте.

3-й обучающийся: «Найти песню про доброту».

4-й обучающийся: Что такое «Добрые дела» Привести примеры.

5-й обучающийся: Что такое «Добрые слова». Перечислить добрые слова.

6-й обучающийся: Найти поговорки на тему «Доброта»

Обучающиеся: «Доброта»

Обучающиеся: «Доброта»

Обучающиеся: «Что такое доброта?»

4.Усвоение новых знаний

1.Учитель:

Когда я была маленькой, мне казалось, что доброта – это такое цветущее дерево.

Я нарисовала для вас это дерево таким, каким его представляла. Посмотрите (все внимание на плакат с изображением дерева). Лишь одно огорчает: дерево не цветет. Чтобы его оживить, чтобы оно расцвело, чтобы стало добрым, нам поможет наша доброта. Оно будет расцветать в течение нашего занятия, благодаря вашим добрым делам.

2.Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое?

«А какое определение доброты нашел (имя обучающегося, который готовил этот вопрос)»

Учитель: « Молодец! А теперь скажи, что такое доброта, своими словами»

Учитель: «Ты сделал доброе дело, нашёл материал, рассказал нам о доброте, можешь взять цветок и приклеить его на наше «Дерево доброты».

3.Учитель:

« Доброта – это наши добрые поступки, добрые дела». (Имя обучающегося), расскажет нам, что такое «Добрые дела».

Спасибо, ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты» за доброе дело.

Выходит ребенок, представляет найденный материал. (Слайд 4,5)

Ответ обучающегося.

Обучающийся приклеивает цветок на дерево

Ответ обучающегося с демонстрацией слайда.(6 слайд)

5.Первичная проверка понимания

Давайте вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока?

Какие мы уже сможем сделать выводы?

Давайте сравним ваши выводы с предложенным в презентации. (Слайд 7)

Ответы обучающихся

6.Закрепление знаний

«А сейчас мы с вами проведем практическое упражнение «Сложи поговорку). Проводит его (называется имя обучающегося).

Ребенку предлагается приклеить цветок на «Дерево доброты».

Учитель: « Доброта- это не только добрые поступки, но и добрые слова»

-(Имя ребенка) проведет с вами практическое упражнение

«Добрые пожелания».

Спасибо, все вы сделали доброе дело, написали добрые пожелания друг другу и нашим гостям. А сейчас, предлагаю каждому взять по одному цветку и приклеить на наше дерево доброты.

Обучающийся:

«В конверте у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно»

Обучающийся приклеивает цветок

Обучающийся зачитывает добрые пожелания. Предлагает детям написать по 2 пожелания. Пожелания кладет в коробку и раздает по одной гостям и ребятам.

Обучающиеся клеят цветочки.

7.Итог урока

Учитель: «Посмотрите, наше «Дерево доброты» распустилось, зацвело благодаря вашим добрым делам, добрым словам. Такому дереву никогда не будет одиноко. К нему полетят птицы, чтобы петь и вить свои гнезда, насекомые прилетят за пыльцой. Под пышную крону от зноя или дождя спрячутся звери и люди. Доброта притягивает к себе. У доброго человека всегда много друзей. Доброта это солнце, которое согревает наши души.

Давайте вспомним нашу тему занятия. (Слайд 7)

Цель нашего занятия: (Слайд 8)

Скажите кратко своими словами «Что такое доброта?»

Обучающиеся: «Доброта»

Ответы обучающихся: Узнать, что такое доброта.

Ответы обучающихся.

8.Рефлексия

«Дайте оценку сегодняшнему занятию. Красный шарик – отлично, все понравилось, зеленый шарик - хорошо, желтый шарик – удовлетворительно. Шарики помещают в стеклянную вазу, делается анализ.

Обучающиеся делают выбор.

9.Домашнее задание

Будьте добрыми! А что для этого надо делать, вы теперь знаете.

Используемая литература:

    skfkis.ucoz.ru›metod/polozh-otkr.urok.pdf

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.- М.:Просвещение,2010

    Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997

    Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»:/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2010

    Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов.- М.: Просвещение,2010.

    «Практическая психология в начальной школе», Р.В.Овчарова Москва, «Сфера», 2001

Урок по психологии

на тему

ВНИМАНИЕ

(Младший школьный возраст)

Педагог-психолог

Болдырева А. В.

Тема урока : ВНИМАНИЕ .

Цель . Знакомство с важной стороной психики – вниманием.

Задачи :

    формировать у детей представления о свойствах внимания (концентрации, распределении, переключении, направленности, произвольности, устойчивости);

    учить использовать эти знания в учебной деятельности;

    развивать интерес к психологии, желание познать себя;

    повышать мотивацию обучения;

    воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность, уважение и взаимодействие в играх.

Материалы:

прожектор, указка, картинка со светофором, круг, разделенный на четыре части, слайды и проектор, магнитофон с музыкальным сопровождением, «ладошки» для физкультминутки, бланки для домашнего задания

План урока

Подготовительный этап. …………………………………………………….4

Игра «Давайте познакомимся».

I часть. ………………………………………………………………………………………4

Вступительная беседа: «Что такое внимание и зачем оно нужно?»

II . Основная часть…………………………………………………………….4

    Определение понятия «внимание»…………………………………….4

    Знакомство со свойствами внимания. (Работа с демонстративным материалом – диагностические игры)…………………………………5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА……………………………………………………………….

    Практическая часть. (Работа с раздаточным материалом – развивающая игра)…………………………………………………………7

Ш. Заключительная часть……………………………………………………7

Итог урока. Оценка. Домашнее задание

Используемая литература…………………………………………………….9

КОНСПЕКТ УРОКА

Подготовительный этап.

Перед началом урока проводится игра «Давайте поздороваемся» с целью снятия мышечного напряжения, переключения внимания на учебную деятельность.

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречаются на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений и настроенности на предстоящий урок желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Дети рассаживаются за столы, на которых находятся пособия для занятия, цветные карандаши. Каждый ребенок занимает удобную для него позу.

1 часть. Вступительная беседа: Что такое внимание и зачем оно нужно?

Дорогие ребята!

Вы, конечно, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».

    Не отвлекайся, будь повнимательнее, - просит мама или учительница.

    Внимание! Передаем важное сообщение, - говорит диктор радио или

телевидения, когда хочет, чтобы все отложили свои дела и услышали это сообщение.

    Спасибо за внимание, вежливо благодарит лектор своих слушателей.

И наверное, ты понимаешь, как важно быть внимательным и как плохо и часто опасно, быть невнимательным. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит он не поймет задания и получит двойку. Невнимательный пешеход может попасть под машину. А что произойдет, если в цирке будет выступать невнимательный канатоходец, в больнице оперировать невнимательный хирург, а по пустыне, где полным-полно ядовитых змей, ходит невнимательный змеелов?

Но что же такое внимание? Ответить на этот вопрос непросто.

II Основная часть.

1. Определение понятия «внимание».

Что же имел в виду мудрец, когда произнес один раз слово «внимание», а потом повторил его дважды? Кто как считает? (Ответы детей).

Вы правы, дорогие ребята! Поверхностный человек смотрит на все, что его окружает, с одинаковым интересом, слушает все, что ему скажут, читает все, что ему попадает в руки, думает обо всем, что ему приходит в голову. А мудрый человек поступает по-другому – он направляет свое внимание только на самое важное.

Наверное, вы хорошо помните строчки из стихотворения С.Я.Маршака: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки» и т.д. О ком оно? Конечно о человеке рассеянном с улицы Бассейной. Рассеянным называют того человека, который перескакивает с одно на другое и не может сосредоточиться.

Что бы лучше понять, что такое внимание, представьте себе такую ситуацию. Вы – участники соревнований по бегу. (Вспомнить подобные ситуации на уроках физкультуры, в различных соревнованиях, во время отдыха).

Тебя и твоих соперников приглашают на беговую дорожку. «На старт!» - дает первую команду судья. И вы все занимаете правильную стартовую позицию. Следующая команда судьи «Внимание!» Что происходит в этот момент? Для тебя важно только одно – услышать выстрел стартового пистолета и тут же побежать. Но ты обязательно проиграешь, если в этот момент станешь рассматривать пролетающего мимо воробья, или подслушивать чей-нибудь разговор, или принюхиваться к запаху пирожков, которые проносит мимо трибун продавщица.

И точно так же любой человек не сможет ничего сделать, если не будет выбирать самое важное из всего, что он видит, слышит, чувствует, о чем думает. Внимание и помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент.

Кто знает как устроен светофор, и зачем он нужен? (Ответ детей). Правильно, горит красный цвет – значит стой. Горит зеленый – значит можно идти. А зачем загорается желтый цвет? (Рассуждения детей. Поощрение правильных ответов фразами: «Совершенно верно. Ты прав. Ты был внимательным. Ты верно думаешь и т.д.»).

2. Знакомство со свойствами внимания. (Работа с демонстративным материалом- диагностические игры)

Давайте мы сейчас займемся исследованием внимания. Представим внимание в виде луча прожектора. (На доске висят разные картинки и написан пример. Включить фонарик и направить его лучи на доску с примером). Тогда то, на что направлен луч этого прожектора, и входит в ваше внимание. Но можно быть очень внимательным, а можно быть внимательным слегка, чуть-чуть. А теперь, ребята, вы наверняка сможете ответить, зачем учителю нужна указка? (Ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, по которым можно определить, насколько хорошо у каждого из вас развита способность концентрировать свое внимание, насколько вы можете быть сосредоточенными.

У меня в руках круг, разделенный на четыре части. В каждой части нарисовано разное количество кружков. В этом задании надо в уме (без помощи пальцев или указки) сосчитать число кружков в каждой цветовой группе. Кто может сделать это быстрее и точнее, тот обладает большей концентрацией внимания. Готовы? Внимание? Как видите, я призываю вас сосредоточить, сконцентрировать свое внимание и приготовиться как можно быстрее и точнее сосчитать.

А теперь мы заставим быть внимательными и наши руки. Поиграем в игру, которая называется «Хлопай в ладоши». Мы потренируем свое внимание. Я буду называть разные предметы, а вы внимательно будете слушать и делать хлопок в ладоши только тогда, когда я назову какой-нибудь овощ. Даю три попытки. Кто ошибется три раза тот по-честному выходит из игры. Задание понятно? Приготовили ладошки. Внимание! Дом, лук…

Ребята! А теперь мне ответьте, когда труднее быть внимательным, если смотришь интересный, захватывающий фильм или когда учишь трудный и скучный урок? Почему?

Как вы видите, легче сосредоточить внимание на том, что для человека интересно. Как вы думаете, почему так происходит?

Представьте себе, что вы сейчас находитесь на уроке математики и решаете трудную задачу. Чтобы решить ее правильно, вам нужно сосредоточить свое внимание на условии задачи, вспомнить способы решения подобных задач, которые вы уже решали в классе, понять, какой из них подходит для решения именно этой задачи, заставить себя вдуматься в условие. И вдруг за окном гремит гром. Как вы думаете, решение задачи и дальше будет привлекать ваше внимание или вы отвлечетесь на звук грома? Как видите, легко переключить внимание на что-то необычное, а вот вернуться снова к решению задачи, опять сосредоточиться бывает намного сложнее.

А как вы думаете, ребята, может ли внимание направляться одновременно в разные стороны? Давайте немножко порассуждаем – может ли человек, внимательно делать какое-то одно дело и в то же самое время следить за окружающими или думать о чем-то постороннем?

Правильно, это не только возможно, но и необходимо в жизни на каждом шагу. Но я открою вам секрет. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, надо, по крайней мере, хотя бы одну работу уметь делать автоматически. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Например, мама может и телевизор смотреть, и на спицах вязать; ученик может слушать учителя и писать под диктовку слова, если, конечно, он хорошо знает правила их написания.

Умение распределять внимание у разных людей чрезвычайно различно. Одни люди могут легко делать два дела сразу, а другим это очень трудно. Погрузившись в одно дело, они решительно не в состоянии замечать ничего другого. Некоторые люди могут легко переходить от одного занятия к другому. Для других переход от одного дела к другому требует определенных усилий. Им необходимо настроиться, собраться с мыслями, что бы была тишина в помещении.

«Найди различия». (С использованием слайд).

Рассмотрите картинки. На первый взгляд эти две картинки совершенно одинаковые. Но если вы приглядитесь, то найдете много различий. Найдите эти различия. Заметим, сколько различий вы найдете за 3 минуты. (Можно это задание провести с соревновательным интересом – какой ряд больше назовет различий).

Можно вызвать к картинкам двух человек с каждого ряда (желательно с последних парт),

Команды могут помогать своим представителям.

Ну, что ж, ребята, вы очень быстро сумели сосредоточить внимание на той задаче, которая перед вами стояла. Это значит, что вы уже умеете концентрировать свое внимание на учебной задаче, которую вам ставит учитель. Думаю, что и следующие задания вы выполните не только быстро, но и правильно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Проводится игра «Кричалки – шепталки – молчалки».

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие наблюдательности,волевой регуляции, умения действовать по правилу.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони красного, желтого и синего цвета. Это – сигналы. Когда психолог поднимает красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Обратить внимание детей на то, что двигаться надо, не задевая друг друга, уступая дорогу, чтобы не произошло несчастного случая.

3. Практическая часть (работа с раздаточным материалом – развивающая игра)

У каждого из вас на столах лежат игры с заданиями на определение концентрации внимания или сосредоточенности. В кругу нарисованы очень похожие предметы, которые отличаются какой-нибудь деталью. Возле каждого предмета нарисован маленький цветной кружок. Такие же предметы расположены по кругу. Возле каждого из них находится место для цветного кружка. Вам нужно внимательно посмотреть на предмет в кругу, заметить маленький цветной кружок возле него, найти такой же предмет по кругу и положить на него такой же цвета деревянный кружок. Если вы сделали задание правильно, то на круге-контроле совпадут все цвета.

Это очень сложная игра. Не расстраивайтесь, если у вас не получится. Мы еще поиграем в нее после урока или в другой раз.

Время, в течение которого сохраняется концентрация внимания, указывает на устойчивость внимания.

Во время игры психолог осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, требующему помощи в осознании правил игры, способа действий, побуждая к самостоятельному контролю и оценки результатов своей работы. Приобщать к взаимоконтролю соседа по парте, оценивать свою работу и работу соседа, меняться заданиями после выполнения.

III . Заключительная часть.

Итог урока, оценка.

И так, мы познакомились с важной стороной психики – вниманием. Но внимание само по себе не бывает. Оно всегда связано с памятью (когда нам нужно что-нибудь запомнить), с мышлением (когда мы решаем какую-нибудь задачу), с воображением (когда мы отчетливо стараемся что-то представить себе), с восприятием (когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный образ или запах).

Без внимания жизнь была бы невозможна, потому что нельзя одновременно все видеть, все слышать, обо всем думать. Внимание дает человеку возможность выбирать. Оно делает его поведение разумным, направленным на что-то.

Теперь вы знаете многие свойства внимания, которые можно у себя развить. Не отчаивайтесь, если вам вдруг покажется, что вам трудно переключать внимание с одного дела на другое или сосредоточить внимание на выполнении какого-то трудного задания.

И, если вдруг у вас возникнут трудности при выполнении какой-нибудь задачи, то, скажите, что вы будете делать? (Ответы детей). Правильно, сразу попытайтесь вспомнить о том, что у вас есть внимание, попытайтесь сосредоточиться, подключить свою память, мышление, восприятие, воображение – вспомните, какими способами вы решали подобные задачи в классе, выделите, какой способ подходит вам и приступайте к решению. Я уверенна – у вас все получится! Не получается только у того, кто не хочет или не умеет себя заставить.

Помните! Внимание можно развивать путем тренировки. И заниматься такой тренировкой вам нужно уже сейчас, тогда в будущем вам будет легко выполнять сложные задания.

Домашнее задание.

Вот дома вы и потренируетесь. У каждого из вас на столах лежат задания на тренировку

внимания. Это различные лабиринты, путаницы, картинки с пропущенными линиями (зашумленные /сенсибилизированные предметные картинки) и др. Вы можете подобные игры находить в различных журналах, газетах, книгах и тренировать свое внимание постоянно.

Мне очень интересно было сегодня с вами исследовать ваше внимание. Я заметила, как вы старались внимательно меня слушать, никто не нарушал правил, как вы пытались как можно лучше выполнить задание. Поэтому, мы с вами так много сделали заданий да еще и поиграть успели! Вот, что значит, если вы все были внимательные.

Помните о том, что вы многое сможете, если захотите! Успехов вам в учебе!

Я благодарю вас за проявленный интерес к психологии. Мне было очень приятно с вами пообщаться. До новых встреч! Спасибо за внимание!

Используемая литература.

Архипова И.А. «Психодиагностическая работа в начальной школе». С-Пб,1994

Матвеева Л.А.

Битянова М.Р. «Работа психолога в начальной школе». М., 2001

Азарова Т.В.

Афанасьева Е.И.

Васильева Н.Л.

Венгер А.Л. «На что жалуетесь?». М., 2000

Вергелис Г.И. «Младший школьник: помоги ему учиться». С-Пб., 2000

Матвеева Л.А.

Волков Б.С. «Психология младшего школьника». М., 2002

Жутикова Н.В. «Психологическая помощь школе». М., 2001

Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запомнить лучше». М., 2002

Лютова Е.К. «Шпаргалка для взрослых». М., 2000

Монина Г.Б.

Мазепина Т.Б. « Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах,

тестах». Ростов-на-Дону, 2002

Матюхина М.В. «Мотивация учения у младших школьников». М., 1984

Матюгин И.Ю. «Как развивать внимание и память вашего ребенка». М., 1993

Аскоченская Т.Ю.

Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе». М., 2001

Охитина Л.Т. «Психологические основы урока». М., 1997

Полуянов Ю.А. «Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности

Матис Т.Я. М., 2001

Салмина Н.Г. «Психологическая диагностика уровня развития детей младшего

Филимонова О.Г. школьного возраста». М., 2002

Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Дубна,2000

Семаго Н.Я. «Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной

Семаго М.М. работы психолога». М., 2003

Соколова Е.Т. «Проективные методики исследования личности». М., 1987

Похожие публикации