Хлеб в православной церкви. Просфора — церковный хлеб: как его правильно употреблять. Что такое артос? Когда его раздают

Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть , лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место, где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Христос Воскресе!

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.


Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Поговорим о хлебе под названием артос. Что это за изделие? В переводе с греческого «артос» - это «квасной хлеб», его еще называют просфорой всецелой. Приготовлен он по особым церковным рецептам.

Всю Светлую седмицу освященный хлеб в храме занимает такое место, где все его видят - рядом с иконой воскрешения Господа. Когда заканчивается служба, раздается всем верующим артос. Как употреблять его правильно? Об этом мы и поговорим.

Артос: что это такое?

Использование этого чудо-хлеба началось в самом начале христианства, в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо.

Верующие его ученики и те, кто следовал за ним, очень переживали его гибель и утешали себя с помощью разных молитв, в которых вспоминали каждое его действие (слово, шаг). Когда они молились, вместе вспоминая тайное вечернее собрание, то обязательно при этом причащались. Собираясь на принятие пищи, они специально оставляли пустое место за их столом, и для невидимого, но присутствующего Господа обязательно клали хлеб.

Пасха

Первые пастыри церкви, подражая апостолам, на Пасху делали то же самое. Это было выражением того, что пострадавший за человечество стал для всех настоящим хлебом, символизирующим саму жизнь. Церковный хлеб артос испечен особым образом. На нем есть изображение креста, и видно лишь но нет Иисуса распятого. Это сделано для того, чтобы верующие люди видели победу над самой смертью. Еще в Пасху на священном хлебе изображают буквы ХВ.

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба - это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник. Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном. Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в как бы продолжение алтаря), напротив на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его. При этом обряде присутствует служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи. Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва - на измельчение артоса. Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека. Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Как правильно хранить?

Обязательно нужно помнить о том, что все, что соприкасается со святыней, требует особенного, аккуратного и внимательного обращения. Например, бумагу, в которую был завернут артос или просфора, обязательно нужно сжигать. Дома нужно хранить освященное изделие со всей бережностью. Лучше всего пусть лежит в специально отведенном месте артос.

Если святыню невозможно дальше употреблять...

Если хлеб испортился, и на нем проявилась плесень, то его обязательно необходимо принести в Храм и отдать священнику, чтобы тот по всем правилам и с особыми молитвами произвел сожжение.

Обряд

Очень давно существует традиция шить на шнурках для того, чтобы носить и хранить просфоры. Если у вас есть такая, то пропадает потребность в каких-то пакетиках, и вы больше не будете опасаться, что освященный хлеб может быть уронен или где-то забыт. И в момент какой-то беды вы можете со спокойной душой вынуть артос. Эти сумочки называются просфорницами или просфорничками, их часто очень красиво украшают стразами или бисером, разными вышивками и лентами. Их можно сшить самим либо купить в церковных лавках.

Многие прихожане, которые совсем недавно пришли к мыслям о Боге и решили посвятить свою жизнь молитвам о своих родных и близких, не знают правил, и задаются вопросом о том, что это за хлеб - артос, как принимать его правильно. Сейчас попробуем немного разобраться в этом деле.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос - хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить. Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после - сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные - около 20 минут.

Заключение

Мы уже знаем, что такое артос, как употреблять этот хлеб и его маленькие раздробленные части. Обязательно нужно читать специальную молитву и запивать святой водой. Принимать артос нужно очень аккуратно, не проронив ни единой крошечки, поэтому нужно это делать над чистым листом белой бумаги или блюдцем. Если вы истинный христианин, то все правила этого таинства вам понятны, а артос - хлеб, который вы не раз в жизни уже пробовали.

Здравствуйте, дорогие читатели. Многие люди каждое воскресенье отправляются в церковь для того, чтобы поставить свечи и помолиться за своих родных. Но далеко не все настолько часто бывают в храме Божьем, поэтому многие вещи так и остаются для них загадкой. Если вы были в церкви на Пасху, то наверняка пробовали такое церковное угощение, как просфора. Конечно, далеко не все слышали о таком названии, называя его просто «церковным хлебцем». Но если вы все-таки посещаете церковь, то вам необходимо знать, как и когда кушают просфору. Такая информация ни для кого не будет лишней. Но прежде всего, следует разобраться, что такое просфора, и почему она так важна для церкви. Как известно, готовится она на пшеничной муке и святой воде, что как раз и делает эти хлебцы такими особенными.

Именно с помощью них человек может не только очиститься от грехов, но и приблизиться к Богу.

Для того, чтобы, находясь в церкви, не попасть в неудобную ситуацию, необходимо более подробно ознакомиться с таким церковным угощением, как просфора – что это и для чего, когда кушать.

Получив ответ на эти вопросы, вы поймете, насколько важным является этот процесс для верующих людей, ведь существует немало правил, которых нужно придерживаться в процессе употребления просфоры.

Что же такое просфора?

Значение слова «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В первые века нашей эры люди приносили этот хлеб в церковь, собственно, именно поэтому он и получил такое название.

Готовится этот хлеб из самых простых продуктов, которые мы обычно используем для приготовления обычного хлеба. То есть, используется пшеничная мука, дрожжи, соль и вода. Но главное различие в том, что просфора готовится на основе именно святой воды, что и наделяет этот хлеб особенными свойствами.

Использование простой муки и святой воды является символом соединения человеческой и божественной сущности в Иисусе. Просфора употребляется не только во время больших церковных праздников, но и при еженедельном посещении церкви.

Сам хлеб состоит из двух частей, которые сначала лепятся по отдельности, но потом соединяются вместе. Именно поэтому получается такая необычная форма. Как вы успели заметить, на верхней части ставится специальная печать.

Нижняя часть просфоры символизирует плоть человека, а верхняя часть говорит о его духовном начале.

То есть, такое разделение хлеба на две части означает разделение человека на душу и тело, которые являются составляющими одного целого — человека. В хлебе соединяется мука и вода, что также составляет единый хлеб.

Внешний вид и виды просфор

Мало кто знает, что просфора также символизирует хлеб, который Иисус разделил со своими учениками на Тайной Вечере. Именно поэтому употреблению этого хлеба уделяется такое большое внимание.

Внешне такое мучное изделие мало напоминает хлеб, так как оно имеет круглую форму, что делает его похожим на печенье. Верхушка изделия украшена определенным рисунком, который был получен благодаря специальной печати.

На изображении мы можем увидеть равносторонний крест, который со всех сторон окружен церковными обозначениями в виде буков.

По сути, просфора отличается от обычного хлеба тем, что в процессе ее приготовления используется святая вода. А на ее верхушке мы можем увидеть штамп с определенным рисунком и надписью, которые также делают это угощение особенным.

Считается, что такой продукт не может испортиться или заплесневеть, ведь он является священным. Но, конечно, случается и так, что даже такой хлеб покрывается плесенью или черствеет. Возможно, все дело в неправильном процессе приготовления.

Виды

Наверняка, вы думали, что существует всего одна просфора, которая употребляется по любому случаю. Но это не совсем так, ведь всего выделяют пять разновидностей просфоры, каждая из которых имеет свои отличия не только по назначению, но и по своему внешнему виду.

1. Богородичная

Такой хлеб выпекается в форме треугольника, поэтому его достаточно просто отличить от остальных видов. На верхушке мы можем увидеть надпись «Святая Богородица». Изделие выкладывается на специальное блюдо, с которым оно и подается. Обычно такой вид просфоры употребляется именно на церковные праздники.

2. Агничная

Данное изделие изготавливается в форме куб. Считается, что во время песнопений такой хлеб становится телом Иисуса Христа. На самом хлебе также изображен крест, но кроме этого, еще и вырезается агнец. То есть, изначально хлеб выпекается такой же круглой формы, но из готового продукта вырезается только куб. Оставшаяся часть хлеба просто раздается прихожанам.

3. Девятичинная

Из середины хлебца достаются девять равных частей, которые посвящаются всем святым. То есть употребляется такой хлеб за пророков, апостолов и святителей.

4. Заздравная

Такой хлеб делится на две равные части, в после проведения службы разделяется между всеми присутствующими.

5. Заупокойная

В данном случае используется лишь небольшая часть верхушки хлеба. Употребляется за всех умерших, но делать это можно только в стенах церкви. А вот кушать хлеб, а что еще хуже, крошить его на могиле умершего, категорически запрещается.

Артос и Антидор

Как вы уже поняли, все виды просфор выпекаются из одинаковых продуктов и имеют общую круглую форму. Различия могут быть разве что в изображении, размещенном на верхушке изделия. Так вот, готовую просфору разделяют на несколько частей, которые могут быть разной формы. Это зависит от назначения той или иной просфоры.

Артос, в переводе с греческого, означает «квасной хлеб». Именно такое название получил цельный хлебец, который имеет цилиндрическую форму.

Ставится просфора перед алтарем еще задолго до Пасхи, а вот освящают ее только на Воскресение Иисуса Христа, то есть, на Пасху. После этого уже освященный хлеб раздается верующим.

Но обратите внимание, что хлеб не съедается в тот же день. Люди относят освященный хлеб к себе домой, где он и хранится определенное время. Употребляют просфору только тогда, когда человек заболевает, и ему нужна помощь Господа.

По сути, такой хлебец помогает справиться с хворью, поразившей человека. То есть, в идеале, такое мучное изделие может храниться неограниченное количество времени.

А вот Антидор с греческого переводится, как «время причастия». Именно такое название получила не используемая часть хлеба, которая остается после извлечения внутренней части изделия. В зависимости от назначения хлеба, форма извлеченной части будет меняться. Она может быть как треугольной, так и кубической.

Данная часть изделия раздается людям после завершения литургии. Считается, что эта часть символизирует память о страданиях Христа. Следует обратить внимание, что эту часть хлеба могут кушать только крещеные люди.

Как хранится и употребляется просфора

Такой хлеб является священным, а значит, его можно кушать только в особенных случаях. Просфора не должна употребляться каждый день, ведь таким образом, ее прямое назначение будет утрачено.

Обычно такой хлеб должен храниться у алтаря, но если он был роздан прихожанам, то дома он будет храниться только возле икон. В противном случае, хлеб начнет портиться, что будет означать утрату его свойств.

Употребление хлеба также подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому кушать изделие следует медленно, пережевывая каждый кусочек. Если после съеденного хлеба остались крошки, то их также следует съесть.

Выбрасывать такой священный хлеб категорически запрещается, а значит, и крошки придется съесть. Но кроме этого, существуют и другие правила, которых обязательно нужно придерживаться.

1. Употреблять этот священный продукт нужно в полной тишине. При этом, процесс должен производиться медленно. Сквернословить в это время категорически запрещается, даже если хлеб просто лежит на столе.

2. Не следует оставлять недоеденный хлеб на столе. Оставшиеся части нужно осторожно сложить в специальный мешок, который кладется возле святых икон.

3. Просфору могут употреблять лишь те люди, которые приняли православную веру. Кроме того, во время церковной службы кушать хлеб запрещается.

4. Если вы принесли просфору домой, то кушать ее можно тоже далеко не сразу. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо прочесть молитву. Обратите внимание, что употребляется такой хлеб только натощак.

Как правило, такая трапеза помогает человеку встать на путь истинный. По сути, у него появляется возможность начать жизнь заново, так как его мышление очищается, а значит, он готов творить добрые дела. Человек чувствует легкость, которую не испытывал ранее.

Просфора – что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать

Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.

Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба. Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами.

Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок. Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб.

Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.

На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.

Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:

✔ Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.

✔ Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.

После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть , на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;

Следует осторожно кушать хлеб , чтобы ни одна крошка не упала на пол.

Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина. Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким.

После службы людям раздается по ломтику просфоры, которая необходимо запить теплотой. Здесь важно, чтобы священная пища никоим образом не была извергнута в результате неожиданного кашля или плюновения.

То есть, если вы приехали в церковь на автомобиле, то от употребления вина вам лучше воздержаться. В таком случае, вы просто можете попросить у служителей церкви простую освященную воду. Но, ни в коем случае нельзя выплевывать вино, которое вы должны были выпить.

Если просфора испортилась, что с ней делать?

Как правило, просфора не может заплесневеть, так как она приготовлена на святой воде. Но иногда случается и так, что хлеб может попросту зачерстветь. Этот процесс не поможет предотвратить никакая святая вода.

Конечно, употреблять хлеб в таком виде нельзя, да и вряд ли у вас это получится. Но обратите внимание, что выбрасывать церковный хлеб строго запрещается.

Поэтому, если уже так произошло, что хлеб каким-то образом испортился, то необходимо утилизировать его следующим образом:

Сожгите оставшийся пропавший хлеб.

Закопайте остатки хлеба в сырую землю.

Отправьте в проточную воду.

Оставшийся хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор, помните об этом. Кроме перечисленных вариантов, можно еще отнести хлеб в церковь. Отдайте хлеб служителям церкви, ведь только они знают, что делать с тем хлебом, который уже пришел в негодность.

Наверное, последний вариант является наиболее простым, так как вам не придется проводить странные обряды сожжения или закапывания церковного хлеба. Оставлять испорченный хлеб в своем доме также не рекомендуется.

Далеко не все ходят в церковь каждую неделю, а некоторые и на праздники ее не всегда посещают. Поэтому далеко не каждый знает о том, что такое просфора, и как она правильно употребляется.

Но независимо от того, ходите вы в церковь регулярно, или посещаете ее только на праздники, вы должны знать о том, как, и когда употребляется просфора. Кроме того, если вам представится такая возможно, съесть ломтик этого священного хлеба, то вы должны знать правила его употребления.

Кроме того, вы должны понимать, что выбрасывать священный хлеб строго запрещается, даже если он каким-то образом испортился. Если вы от незнания избавились от хлеба, просто выбросив его в мусорное ведро, то такое действие приравнивается к греху.

Лития (от греч, λιτή, усердное моление) - в православном богослужении часть всенощного бдения накануне праздников.

"Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) "лития вне монастыря", положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притво-ре некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его». Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типи-кона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение».

Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение - удалением из храма - нашего недостоинства молиться в нем: "мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну". Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир - в собственном смысле - или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв". .Михаил Скабалланович.


Священник, воспоминая чудесное насыщение Спасителем пяти тысяч народа пятью хлебами, призывает Божие благословение на пять хлебов, пшеницу, вино и елей и молит Бога, чтобы Он умножил сии дары в Церкви Своей святой и во всем мире, и чтобы освятил вкушающих от них верных Своих. И мы с благоговением вкушаем частицы сих благословенных хлебов(раньше вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался), а елеем священник крестообразно помазывает нам чело, во имя Отца, и Сына и Святого Духа, когда мы потом, во время канона, целуем святое Евангелие или икону праздника.:

"Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Лития возвращается в храм в том же порядке, в каком вышла оттуда, при пении стиховной стихиры: «восклоншеся (поднявшись с колен или подняв голову после главопреклонения) поем стихиру воскресну и входим во храм, предходящим свещником, поюще и прочия стихиры, яже суть по алфавиту». Поются стихиры двумя ликами вместе (см. ниже), почему они становятся на середине храма полукругом пред столом с хлебами. Священник, «предшествуемый светильниками, — идет чрез царские (= красные) врата и — как бы входит на небо. За предстоятелем, под его вождением, следуют прочие, шествуя как бы за Иисусом Христом. А оба лика, соединившись в один и став посередине в знамение того, что отверзлось наше небо и чрез Христа пришли в единение с нами Ангелы, поют стихиры стиховны»

Похожие публикации