Партия бунд. Бунд – партия еврейских рабочих. Российская история XX века - это неразрешенный русский и еврейский вопросы

Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм Костырченко Геннадий Васильевич

БОЛЬШЕВИКИ И БУНД.

БОЛЬШЕВИКИ И БУНД.

Серьезные коллизии возникли во взаимоотношениях Бунда и РСДРП. В 1898 году именно Бунд помог в организации и проведении I съезда РСДРП в Минске, публикации его манифеста и издании печатного органа социал-демократов - «Рабочей газеты». Тогда же Бунд вошел в состав РСДРП как «автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата». Однако впоследствии Бунд, пытаясь расширить свои автономные права до уровня федеративных, стал требовать признания его «единственным представителем еврейского пролетариата, в какой бы части Российского государства он (еврейский пролетариат) ни жил и на каком бы языке ни говорил». Претензия эта вызвала резкую критику со стороны левого крыла социал-демократии во главе с В.И. Лениным, который добивался превращения РСДРП в партию «нового типа», то есть в организацию сугубо централизованную, с жесткой внутренней дисциплиной, в которой не было бы места оппозиционным группировкам, возникающим как на идейно-политической, так и на национальной почве. В 1903 году на II съезде РСДРП объявившие себя большевиками Ленин и его сторонники при голосовании по уставному вопросу о членстве в партии нанесли поражение бундовцам, после чего те покинули съезд и вышли из партии. И хотя остальные делегаты выразили свое «глубочайшее сожаление», а также «твердую решимость» добиваться «полного слияния всех национальностей в одну РСДРП», Ленин, не скрывая враждебного отношения к Бунду, развернув против него кампанию дискредитации. Такая непримиримость диктовалась сугубо прагматическими соображениями: большевики хотели распространить свое влияние на всю угнетенную и бесправную массу еврейской бедноты, которая представлялась Ленину идеальной боевой силой революции. Не случайно в том же 1903 году он писал, что «освободительное движение евреев (в сравнении с таковым в Западной Европе. - Авт.) гораздо глубже, гораздо шире в России, благодаря пробуждению геройского самосознания среди еврейского пролетариата». В последующие годы Ленин неоднократно отмечал особый вклад еврейства (естественно, ассимилированной его части, примкнувшей к большевикам) в революционную борьбу. В докладе, прочитанном им в Швейцарии в преддверии Февральской революции, были и такие строки:

«… Евреи доставляли особенно высокий процент (по сравнению с общей численностью еврейского населения) вождей революционного движения. И теперь евреи имеют, кстати сказать, ту заслугу, что они дают относительно высокий процент представителей интернационалистского течения по сравнению с другими народами».

Пытаясь выбить из-под Бунда саму основу его претензий на выражение интересов еврейских трудящихся в социал-демократическом движении, Ленин, ссылаясь прежде всего на труды авторитетного немецкого марксиста К. Каутского, объявил «совершенно несостоятельной… в научном отношении» идею «об особом еврейском народе», которая, по его мысли, была «реакционна по своему политическому значению». Более того, он обвинил Бунд в поддержке «сионистской идеи еврейской нации». Единственно правильное решение ему виделось в ассимиляции, растворении еврейства в окружающей этнической среде. Тем самым как бы по самопроизвольной логике вещей выходило, что и проблема Бунда должна решаться аналогичным образом, то есть путем поглощения его общероссийской социал-демократией. Собственно, ради обоснования этого вывода Ленину пришлось предварительно порассуждать о такой мало занимавшей его ум революционера-прагматика материи, как нациообразующие признаки (общность территории и языка), и о том, что разбросанные по миру евреи не связаны такой общностью и потому не могут считаться нацией. Правда, говоря о российских евреях, Ленин невольно вступил в противоречие со своими же общетеоретическими построениями, когда вскользь упомянул о том, что они имеют единую территорию - черту оседлости и единый язык - «жаргон». Был и еще один существенный признак или, точнее, фактор, способствовавший обособлению российского еврейства от остального населения, о котором Ленин не упомянул в своей статье «Положение Бунда в партии» (октябрь 1903 г.). Это государственный антисемитизм царских верхов, который в соединении с брутальной юдофобией социальных низов давал такие страшные плоды, как кишиневский погром в апреле 1903 года с его 45 убитыми, а также 400 ранеными и искалеченными.

Из книги Государство и революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

4. Большевики и их база Генерал А. И. Деникин впоследствии писал: "Когда повторяют на каждом шагу, что причиной развала послужили большевики, я протестую. Россию развалили другие, а большевики - лишь поганые черви, которые завелись в гнойниках ее организма".Действительно,

автора Дикий Андрей

Большевики в Киеве Большевики же, взяв Киев, учинили в нем страшную расправу, от которой пострадали главным образом русские офицеры, которых большевики легко опознавали и расстреливали на месте. Погибло в первые же дни около 5.000 офицеров. “Сознательные украинцы” -

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Социалисты и Большевики Совсем иначе чем к немцам относились все социалисты - и украинские, и общероссийские - к большевикам, хотя и называли себя их противниками.Еще 12 ноября 1917 года лидер общероссийских эсдеков - Церетели - сказал, что “с большевиками надо бороться так,

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Большевики Изгнанные немцами в начале 1918 г., дезорганизованные и распыленные большевики Украины почти год готовились к возвращению. Одной из главных проблем, стоявших перед ними, была организационная: создавать ли отдельную большевистскую партию, чтобы расширить свое

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Бунд АБРАМОВИЧ (Рейн) Рафаил Абрамович - член ЦК Бунда.Родился в 1880 году в Динабурге (с 1893 года - Двинск).В 1901 году исключен из Рижского политехнического института за участие в студенческом революционном движении. Образование завершил в Льеже.С 1901 года - член Бунда.В 1904

Из книги Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм автора Костырченко Геннадий Васильевич

ЕВСЕКЦИИ, БУНД, СИОНИСТЫ. Проводником большевистского влияния на еврейскую бедноту стал Комиссариат по еврейским национальным делам (Еврейский комиссариат, Евком), образованный 19 января (1 февраля) 1918 г. в составе Наркомнаца специальным декретом, подписанным Лениным.

Из книги Судьба императора Николая II после отречения автора Мельгунов Сергей Петрович

2. Большевики в Тобольске Комиссар из центра мог появиться лишь тогда, когда власть в Тобольске была фактически захвачена большевиками. Это произошло во вторую половину марта. Из повествований советских историков и мемуаристов того времени видно, с какой опаской новой

автора Воропаев Сергей

"Бунд дойчер медель" (Bund deutscher MIdel), см. Союз немецких

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

"Бунд оберланд" (Bund Oberland), полувоенная патриотическая организация националистического толка в Мюнхене в начале 20-х гг. Являлась одним из многочисленных формирований "Добровольческого корпуса". Возглавлял организацию ветеран 1-й мировой войны д-р Фридрих Вебер.

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

"Гроссдойчер бунд" (Grossdeutscher Bund - "Великогерманский союз"), объединение националистических молодежных организаций в период Веймарской республики. Во главе этого союза стоял друг президента Пауля фон Гинденбурга адмирал Адольф фон Трота (1868–1940). Молодые немецкие

Из книги Вторая террористическая война в России 1901-1906 гг. автора Ключник Роман

Часть первая. Второй период терроризма в России ГЛАВА ПЕРВАЯ. Возрождение и развитие терроризма. Бунд и РСДРП С целью целостного отражения темы этой книги повторю информацию из последних страниц последней главы предыдущей книги.Если считать с последнего решающего

Из книги Сионизм в век диктаторов автора Бреннер Ленни

Сионизм и германо-американский «Бунд» На всем протяжении 30-х гг. фашистские течения в Соединенных Штатах непрерывно росли. Па Юге был по-прежнему силен традиционный ку-клукс-клан, па Севере же многие ирландцы заразились клерикальным фашизмом патера Кофлииа, когда армии

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

«Мы - южноафриканские большевики» Так говорили о себе социалисты-интернационалисты. Они хотели быть не на той стороне гражданской войны, где их соотечественников награждали георгиевскими крестами, а на противоположной. На страницах их газеты «Интернационал» появились

Из книги Нарис Історії ОУН [Перший том: 1920-1939] автора Мирчук Петр

Из книги Плаха. 1917–2017. Сборник статей о русской идентичности автора Щипков Александр Владимирович

Новые большевики Вы будете смеяться, но Эггерт во всё это и вправду верит. Ситуация 1918–1920 годов у него растягивается на лишние 95 лет. Сталин в этом выдуманном мире так и остаётся одним из красных адептов «земшарной республики Советов», призванной насолить фон

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Вайтань-Бунд и Наньцзинлу В отличие от «квадратного» Пекина Шанхай – город округлых линий. Он вырос на берегах реки Хуанпу, впадающей в великую китайскую реку Янцзы, и неподалеку от морского побережья. В пределах огромного нынешнего города (6340 кв. км) Хуанпу делает

Бунд

Политическая угнетенность евреев, русификаторская национальная политика по отношению к белорусам, ограничение для польской буржуазии создали опасное напряжение в обществе. В экономическую и политическую борьбу вплетались аспекты национально-освободительного движения.

Среди значительной части социал-демократов западных губерний зародилась сепаратистская тенденция, которая проявилась в стремлении в создании рабочих организаций по национальным особенностям в городах с многонациональным населением. На такую платформу стала Литовская социал-демократическая партия. В сентябре 1987 г. в Вильно был организован съезд представителей еврейских социал-демократических организаций Вильни, Минска, Витебска, Варшавы, Белостока, но котором был создан Бунд - Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России. Лидером его стал А. Кремер. Необходимость создания Бунда мотивировалась тем, что только национальная организация еврейских рабочих может лучше защитить их интересы.

Сразу после съезда была развернута агитация за вступление в Бунд рабочих организаций, которые существовали на то время в Беларуси. Брестская организация осенью 1897 г. вступила в Бунд, однако была разгромлена полицией. Гомельские социал-демократы, заметив угрозу раскола, отказались вступать в Бунд. Не согласились на вступление в Бунд и многие члены Минской еврейской рабочей организации.

«Обособлению еврейского рабочего движения способствовали и некоторые политические партии, ограничивающие работу только средой евреев. Бунд строился по национальному признаку на основе стачечных касс еврейских рабочих. Еврейское рабочее движение имело свою специфику. Пропаганда велась на еврейском языке, что затрудняло участи рабочих других национальностей в проводимых акциях. Многие еврейские рабочие просто не знали русского языка» 11 Бригадин П. Эсеры в Беларуси. Мн., 1994. - С. 29..

Бунд активно проводил агитационно-пропагандистскую работу, добиваясь пополнения своих кружков представителями радикальной интеллигенции, ремесленников и рабочих. «Марксизм трактовался применительно к традиционным представлениям об особой миссии еврейского народа» 22 Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия, М., 1996. - С. 93. .

В 1898 Бунд участвовал в подготовке и проведении 1-го съезда Российской социал-демократической рабочей партии, вошел в РСДРП как организация, автономная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Бунд руководил экономической борьбой еврейских рабочих (в 1890-1900 гг. прошло 312 забастовок еврейского пролетариата в Северо-Западном крае), что расширило его влияние. К концу 1900 г. организации бунда были в 9-ти городах.

Зимой 1901 г. центральный комитет Бунда официально провозгласил лозунг "культурно-национальной автономии". В апреле 1901 г. IV съезд Бунда принял программу по национальному вопросу, по существу исходившую из признания евреев России экстерриториальной нацией, и одобрил в принципе буржуазно-националистическую "культурно-национальную автономию".

V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г.) выдвинул в качестве ультимативного пункта требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата». II съезд РСДРП отклонил это требование, и делегация Бунда покинула его, заявив о выходе Бунда из РСДРП.

VI съезд в программе по национальному вопросу зафиксировал основное положение: полное гражданское и политическое равноправие евреев; для еврейского населения употребление родного языка в сношениях с судом, государственными учреждениями и органами местного самоуправления; национально-культурная автономия.

В период революции 1905 1907 гг. Бунд имел 274 организации, объединявшие около 34 тысяч человек. В 1906 г. Бунд снимает требование признание «единственным представителем еврейского пролетариата» и вступает в РСДРП.

После февральской революции Бунд раскололся и часть бундовцев объединилось в Витебске в Социал-демократический Бунд и разделили общую судьбу меньшевиков.

Александр Вишневецкий

Статья напечатана 28 февраля 2008 года в газете "Новости недели" приложении "Время НН" в сокращении.

"Я принадлежу к убежденным и горячим поклонникам бундистов. Позволю себе сомневаться, чтобы их подвиги играли особенно заметную роль в судьбах России; но меня, как сиониста, больше интересуют судьбы еврeйства, а в этом отношении роль Бунда громадна". Владимир (Зеев) Жаботинский

Е врейское население в 19 столетии жило, в основном, в местечках черты оседлости. В экономическом и демографическом плане черта оседлости, была вроде огромного гетто – здесь находилось около 5 - 6 миллионов евреев, и с 1850-60 годов, когда началась индустриализация в России, евреи стали уезжать в города. Создавались фабрики, мастерские и даже заводы, и многие евреи стали зарабатывать на жизнь на промышленных производствах тяжелой работой по двенадцать, а порой даже по шестнадцать часов в день. Еврейский рабочий получал нищенскую зарплату и имел многодетную семью (иногда до 10 - 12 детей), что объясняет ускоренную демографию среди евреев того времени. Существенная часть мирового еврейства находилась тогда в царской России, в этой «тюрьме народов», где евреи были наиболее угнетаемым народом, не имевшим никаких прав на забастовки, на профсоюзные организации, на свободу печати. По мере развития промышленного производства, формировался еврейский пролетариат. Условия жизни, многочисленность еврейских рабочих и их совместный труд способствовали развитию классового сознания и вынудили их объединиться и основать автономную еврейскую партию. П очти одновременно в 1897 году появляются два новых политических движения у евреев - сионистов и бундовцев, которые существенно повлияли на дальнейшую судьбу евреев. Они начинают организованную борьбу с той безысходной ситуацией, в которой жили евреи.

Бунд (союз, в переводе с идиш) – Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России – партия промышленных рабочих и ремесленников была создана на учредительном съезде, проходившем с 7 октября (25–27 сентября по старому летоисчислению) 1897 года в Вильно (Вильнюсе). На съезде было 13 делегатов, представляющих 3500 рабочих и ремесленников. Бунд возглавил экономическую борьбу еврейских рабочих и придерживался лозунга национально-культурной автономии. Он стал впоследствии еврейским революционным массовым политическим движением в черте оседлости в конце XIX – начале XX века. Этот период соответствует также развитию марксистских идей и созданию марксистских организаций в Российской империи. Польская социалистическая партия была создана в 1892 году, российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) создана на год позднее Бунда и благодаря ему.

Центральными органами «Бунда» того времени на языке идиш: были: “Арбетер штиме” (“Голос рабочего”, издавался нелегально в России) и журнал “Идишер Арбетер” (“Еврейский рабочий ”, издавался в Женеве заграничным комитетом Бунда). Бунд взаимодействовал с русскими революционерами, чтобы достичь демократии и социализма в России. В пределах новой России, надеялись бундовцы, евреи достигнут признания как нации с законным статусом меньшинства. Бунд был социалистической партией, и находился в оппозиции к той традиционной еврейской жизни в России, которая была связана с еврейской религией. Бундовцы выступали также против сионизма, утверждая, что эмиграция в Палестину нанесет ущерб еврейству. Они агитировали за употребление языка идиш, как национального языка и выступали против сионистского проекта оживления иврита. Тем не менее, много бундовцев было сторонниками сионизма, и Бунд терял многих активистов, совершающих алию. Бунд вошел в состав РСДРП в 1898 году на первом съезде этой партии в качестве организации, автономной в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Бунд получил в РСДРП полную самостоятельность в своих действиях среди еврейских народных масс. Эта свобода действия была у него оспорена в 1903 году Лениным, Троцким и Мартовым. Бунд выступал за партийную федерацию, а Ленин и его сторонники считали, что нужен принцип централизма в партии. В 1903 году, когда в партии РСДРП был введен централизм, Бунд вышел из состава этой партии. Вторично он вошел в нее лишь в 1906 году на объединительном съезде в Стокгольме, где находился до 1912 года, когда на шестой Пражской конференции был исключен из партии РСДРП и перешел на меньшевистские позиции. Бунд издавал большое количество литературы на идиш, русском и польском языках. В 1898-1903 и 1906-1917 годах имел место спад в деятельности Бунда из-за многочисленных арестов и преследований ее членов. Во время революции 1905 года бунд создавал отряды самообороны, что было воспринято с благодарностью еврейским населением, не имевшим до этого в царской России никакой защиты, действия Бунда вызывали озлобление и страх среди погромщиков и поддерживающих их властей. Бундовские отряды самообороны насчитывали несколько тысяч человек, плохо вооруженных, но это была организованная сила. Но революция потерпела неудачу, с 1906 по 1914 год идут преследования и аресты бундовцев и спад и во всем рабочем движении. Вскоре после февральской революции 1917 года партия Бунд впервые вышла из подполья. Бунд, в течение ряда лет был самой многочисленной революционной партией в России. Так, летом 1904 года Бунд насчитывал около 23 000 членов, в 1905-1907 годах - около 34 000, в 1908-1910 годы, когда революционные настроения резко пошли на спад, около 2000 членов. В то же время, вся Российская социал-демократическая рабочая партия в начале 1905 года насчитывала приблизительно 8400 членов. В 1917 году, ко времени Октябрьской Революции, организации Бунда объединяли около 40 000 членов из 400 городов. По отношению к 5-6 миллионному еврейскому населению эти цифры членов партии Бунд не превышали 0,6 -0,8 %. В годы революции 1917 года периодическими изданиями Бунда были - "Ди арбайтер штиме" (Голос рабочего, 1917 г., Петроград, на еврейском языке), "Голос Бунда" (1917 г. Петроград), "Дер Векер" (Будильник, май 1917 г. - 1925 г., Минск, на еврейском языке).

С 1917 года, когда меньшевики окончательно оформились в самостоятельную партию, Бунд вошел эту партию, сохраняя автономный статус. Бунд приветствовал Февральскую революцию в 1917, которая приводила к власти правительство, требовавшее ликвидации государственного антисемитизма и добивавшееся демократии. Но октябрьская революция в 1917 года привела к власти большевиков, которые выступили против еврейского национализма и рассматривали Бунд, как своего врага. К 1921 году Бунд был практически ликвидирован в Советском Союзе, после чего многие его члены эмигрировали в Западную Европу. Так закончился российский период истории Бунда. Некоторые из его членов присоединились к партии большевиков. Часть эмигрировавших бундовцев стала членами Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей - Цион (переименованной в 1923 году в Еврейскую коммунистическую партию). Много бывших бундовцев погибли во время сталинских чисток тридцатых годов двадцатого столетия.

С момента создания сионистского движения и партии Бунда их позиции по многим вопросам были отличными, что было в первую очередь связано с теми слоями населения, на которые они опирались. Бунд опирался на ашкеназийское еврейство и в первую очередь на еврейских рабочих и ремесленников, в то время как сионисты пытались охватить евреев всего мира. Бунд, главным образом, представлял социалистическое движение, в то время как сионизм - движение, которое охватывает все националистские организации и движения от левых до крайне правых. Бунд отрицал существование единой всемирной еврейской нации и считал только ашкеназских евреев полноценным национальным образованием. Эта позиция Бунда были ошибочной. В концепции Бунда одним из основных было понятие «Доикайт», в переводе с идиш это имеет смысл «находиться здесь». Бундовцы считали, что р одина евреев там, где они живут, и там они должны бороться за свои социальные и национальные интересы. Сионисты видели будущее евреев в стране своих предков, и хотели эмигрировать в Палестину и основать там государство, что удалось сделать через пятьдесят лет. Особая статья в истории Бунда - его отношение к сионизму. Бунд считал сионизм утопией. К тому же Бунд справедливо критиковал сионизм за его желание порвать с традиционными культурными и нравственными ценностями еврейского народа, как наследием «позорного галута». Как следствие этого был и языковый подход, у бундовцев опора на идиш, а у сионистов на древний язык еврейского народа – иврит. У сионизма было больше шансов на успех, потому что он объединял народ в целом, в то время как Бунд вовлекал в свою организацию только еврейских рабочих - ашкеназийцев. Начиная с 1897 года движение Бунд одновременно было политическим и культурным, оно боролось за ликвидацию еврейского бесправия в местах их расселения, защиту интересов еврейских рабочих, за свержение царизма в Российской империи и противостояло погромам, выступало за признание идиша в качестве национального языка и развитие культуры на языке идиш. Бунд добивался исключения из компетенции государства и органов местного самоуправления функций, связанных с вопросами еврейского образования и культуры и передачу их национальным органам, местным и центральным, избираемым ее членами. Организации Бунда объединяли рабочих и ремесленников черты еврейской оседлости, руководили рабочим движением в этих районах, опираясь на ассоциированные с Бундом нелегальные профессиональные союзы.

В Восточной Европе, вне СССР, с оттоком бундовцев с политической сцены, они придают все большее значение развитию образования и культуры на языке идиш, на котором тогда говорили миллионы людей. Борьба с неграмотностью сопровождалась изданием литературы, газет, основанием начальных школ. И в этом была не только необходимость, но это было действительно правильно выбранное направление действий Бунда, на котором они сумели завоевать доверие населения.

Еврейские рабочие Восточной Европы знали, в основном, идиш, и этот язык становится агитационным средством, позволяющим распространять информацию, составлять листовки, издавать газеты, брошюры, книги. В истории еврейской культуры были периоды, когда происходили рывки в развитии, и последний такой скачок был связан с языком идиш и культурой на этом языке в 19 и 20 столетии в Восточной Европе, в немалой степени благодаря позиции Бунда в этом вопросе. В 1908 году в Черновцах состоялась специальная конференция, посвещенная проблемам идиша. На ней идиш был признан общенациональным еврейским языком. В противовес участники Венской конференции 1913 года требовали признать еврейским национальным языком иврит. Тогда борьба за национальный язык из-за позиций Бунда и сионистов носила острый характер.

Бунд был одной из самых влиятельных организаций в Украине. В 1903 году организации Бунда эффективно работали в Одесской, Киевской, Черниговской, Подольской и Полтавской губерниях. Они совместно с РСДРП готовили и праздновали 1 мая в крупных городах черты оседлости. Вместе с рабочими сионистами они основали группы самообороны, которые должны были защищать еврейские общины от погромов и правительственных войск в 1905 году, организации Бунда возглавили участие еврейских рабочих в уличных боях и на баррикадах, они формировали вооруженные группы самообороны для борьбы с погромщиками в Одессе, Житомире и других населенных пунктах. Имея опытные пропагандистские кадры, они использовали их в своей нелегальной деятельности среди еврейских масс и совместно выступали с трудящимися других национальностей в борьбе с самодержавием. Бунд выступал и как профсоюзная организация с кассами взаимопомощи и организацией работы литературных и музыкально- драматических кружков, вечерних курсов. В годы первой мировой войны Бунд в Украине был представлен малочисленными коллективами в крупных городах. Но затем с февральской революции 1917 года Бунд быстро развернул деятельность по пополнению своих рядов. К августу 1917 года в Украине действовало 60 его организаций. В сентябре 1917 года из 20 тысяч бундовцев по всей России в Украине было почти 10 тысяч членов. Уже в первые недели после февральской революции 1917 года в некоторых губерниях Украины в эту партию вступала большая часть еврейских рабочих и ремесленников, которые там проживали. Очень успешно функционировали организации Бунда и в Белоруссии.

После революции 1917 года в России Бунд был активен в нескольких европейских странах - в Польше, Румынии, Литве, Латвии и Эстонии до начала Второй мировой войны. В Польше и Латвии в национальных парламентах на протяжении всего периода их существования была представлена фракция "Бунда". Бундовцы создали в этих странах сеть еврейского начального и среднего образования, больничные кассы, социальные службы, кассы взаимопомощи, профсоюзы. После роспуска Бунда в России, центр его деятельности переместился в Польшу, где он оставался независимой политической партией с 1919 по 1948 годы. Особенно активно работал Бунд в еврейских городах восточной Польши. В течение двадцати лет, с 1918 по 1939 годы Польша оставалась независимым государством, где политические партии и движения, в том числе еврейские, могли развиваться. Помимо Бунда в это время в Польше работали сионисты и еврейские коммунисты, деятельность которых была также весьма успешной. Несмотря на разные формы антисемитизма в Польше, наличие коммунистического (СССР) и фашистского (Германия) окружения вокруг Польши, были политические и культурные свободы, которые Бунд успешно реализовал. Бунд сумел за это время добиться успехов в организации школ, профсоюзов, молодежного и женского движения. Он сумел организовать политическую и духовную жизнь евреев Польши и стать важнейшей еврейской партией и массовым движением. Бунд работал по многим направлениям: борьба против антисемитов, право на достойную жизнь, за существование профсоюзов. Бунд играл здесь также большую роль в борьбе за идиш и культуру на этом языке. Были народные газеты, которые стояли во главе борьбы за идиш, которые власти конфисковывали постоянно, это были газеты «Хайнт» (сегодня) и «Момент». Были сотни бундовских библиотек с литературой на идиш и учреждения культуры в польских городах и местечках, разветвленные семинары на темы культуры. Существовало издательство «Культур - лига». В Бунде состоял ряд знаменитых писателей - идишистов (Гроде, Мангер, Лео Финкельштейн). В Польше бундовцы также выдвигали тезис «Доикайта». Когда известный сионистский деятель Владимир Жаботинский посетил до войны Польшу, то он выступал за "эвакуацию" европейских евреев, и бундовцы обвиняли его в содействии антисемитизму. Конечно, сейчас мы понимаем, что в вопросе еврейской эмиграции Бунд допустил непоправимую ошибку, за что евреи Польши заплатили страшную цену. Накануне нападения фашистской Германии на Польшу в 1939 году здесь б ыло около 100 000 еврейских трудящихся, из которых большая часть была бундовцами. С 1939 года с оккупацией Польши фашистской Германией над еврейством Польши нависает смертельная угроза. В эти годы Бунд действовал в подполье, но уничтожение польских евреев во время Катастрофы разрушали как его людскую основу, так и веру в его возможность достижения поставленных целей. Бундовская молодежная секция «Цукунфт» (будущее) насчитывала в Варшавском гетто около 200 членов. Бундовцы создали боевые группы (выступившие в 1940 году, еще до возникновения гетто, против погромщиков-антисемитов). Руководство Бунда наладило связь с местными организациями своей партии по всей Польше. Печатный орган Бунда на польском языке «За нашу и вашу свободу» распространялся с помощью польских социалистов в Варшаве и в десятках провинциальных городов. В восстании Варшавского гетто 19 апреля 1943 года Бунд являлся частью еврейских боевых организаций, которые боролись в условиях отсутствия поддержки со стороны поляков, будучи очень плохо вооруженными, против танков и пулеметов. Они знали, что погибнут. Последний мировой всплеск активности Бунда, который имел место в Польше, сгорел в печах Майданека, Треблинки и Освенцима. Во время Холокоста основная часть членов польского Бунда погибла. В начале Второй мировой войны часть бундовцев из Польши эмигрировала в СССР. Лидеры Бунда Виктор Альтер и Хенрик Эрлих были арестованы НКВД и погибли в ГУЛАГе. Оставшиеся в живых бундовцы в Польше, в основном после войны эмигрировали в Израиль. В принудительном порядке коммунистический режим в Польше довершил уничтожение всего, что еще оставалось от Бунда.

Из довоенных 9 миллионов европейских евреев 6 миллионов мужчин, женщин и детей были уничтожены. Политическое движение Бунда было обезглавлено. Много бундовцев было активными основателями социалистических партий в Палестине, а также позже в Израиле. Они были также активны в еврейской общине эмигрантов в Нью-Йорке. После погромов в России в течение 1871- 1921 годов много евреев уехало в Америку, наиболее важным городом еврейского мира стал Нью-Йорк. Там Бунд продолжил свою деятельность. И вовсе не случайным был факт мощного еврейского рабочего движения в США в двадцатых годах двадцатого столетия. Группы бундовцев продолжали активную деятельность и в других странах, включая Израиль, Англию, Францию, Аргентину и США. В послевоенные годы Бунд утвердился в качестве федерации национальных организаций нескольких стран с центром в Соединенных Штатах. Много иммигрантов – бундовцев продолжали придерживаться своих принципов, действуя в рамках других рабочих и социалистических организаций. Бунд сохранился как движение меньшинства в еврейских общинах Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии и Израиля. В США Бунд слился с « Арбейтер ринг » (рабочее кольцо, с идиш). В Латинской Америке Бунд способствовал созданию еврейских школ, больниц, еврейского профсоюзного движения. В Аргентине и Мексике существует до сих пор. Самым примечательным является существование бундовской организации в Израиле. Нынешний Бунд в Израиле, как и везде - это фактически объединение пенсионеров, которые живут прошлым, но они и сегодня борются за сохранения языка идиш. В Израиле появляется раз в два месяца журнал Бунда на идиш «Лебнс – фрагн» (вопросы жизни), его электронная версия имеется по адресу

Фотографии к статье

В 1898 г. трое из девяти делегатов были бундовцы. Однако представители Бунда неоднократно полемизировали с руководством РСДРП по вопросу о еврейской культурно-национальной автономии (см. автономизм). Бунд требовал, чтобы РСДРП признала его единственным представителем еврейских трудящихся по национальному (в противоположность территориальному) признаку, так как, в отличие от других народов Российской империи, евреи не были сконцентрированы на особой территории, где бы они являлись национальным большинством. Организации РСДРП были построены по территориальному признаку и объединяли всех членов партии, проживавших в данном районе, независимо от национальной принадлежности; Бунд же указывал на необходимость создания отдельных местных организаций для членов партии - евреев. В начале 20 в. эти разногласия настолько обострились, что Бунд покинул РСДРП в 1903 г. (вернулся в 1906 г.); Ленин и другие вожди РСДРП вели идеологическую борьбу против позиции Бунда.

Еврейское рабочее движение в Российской империи возникло и оформилось в Бунд в «еврейской Литве», то есть в шести северо-западных губерниях еврейской черты оседлости (Виленская, Витебская, Гродненская, Ковенская, Минская, Могилевская) с городом Вильна (Вильнюс) в качестве центра, и в Варшаве , то есть в районах с абсолютно и относительно многочисленным еврейским пролетариатом. Бунд, наряду с марксистской идеологией РСДРП, усвоил также некоторые особые принципы, связанные с еврейскими проблемами, как, например, приоритет идиш как языка еврейских трудящихся масс и культурно-национальной автономии. В полном согласии со взглядами РСДРП Бунд рассматривал сионизм как «реакционное буржуазное или мелкобуржуазное националистическое» движение, отвлекающее еврейские массы от политической борьбы в России.

Ряды Бунда значительно поредели в результате массовой эмиграции евреев из России. С ограничением политической и профсоюзной активности в период реакции после революции 1905 г. полулегальная деятельность Бунда сосредоточилась на культурных мероприятиях: организации литературных и музыкально-драматических кружков, вечерних курсов и т. п. После некоторого перерыва стали вновь выходить газеты Бунда на идиш («Лебенсфраген», «Цайт»). Бунд стал поборником крайнего идишизма и начал принимать активное участие в мероприятиях, связанных с проблемами повседневной жизни евреев в России и Польше, включая борьбу с польским антиеврейским бойкотом и кампанию против увольнения еврейских рабочих. В забастовке протеста против дела Бейлиса (см. М. М. Бейлис), организованной Бундом в 1913 г., приняли участие 20 тыс. еврейских рабочих. После окончательного раскола между меньшевиками и большевиками в 1912 г. Бунд остался в меньшевистской фракции РСДРП, которая признала право евреев на национально-культурную автономию, в то время как большевики продолжали яростно бороться против нее.

К концу 1917 г. Бунд насчитывал около 40 тыс. членов в 400 организациях. На общей политической арене лидеры Бунда защищали платформы правых и левых меньшевиков. Одновременно Бунд выдвинул требование образования еврейской национально-культурной автономии, участвовал в общинных выборах и был представлен в организационном комитете Общееврейской конвенции, которая должна была состояться в декабре 1917 г. На Украине Бунд был сторонником образования автономной Украины как части федеративной России. На выборах в Общееврейское национальное собрание Украины (ноябрь 1918) Бунд получил 18 % общего числа голосов. В мае 1919 г. он присоединился к Объединенной еврейской социалистической рабочей партии («Фарейникте»), после чего был образован Коммунистический союз («Комфарбанд»), который в августе объединился с коммунистической партией Украины. После установления советской власти руководство Бунда в России раскололось на «правых» и «левых» (1920). Значительная часть представителей правого крыла эмигрировала, а «левые» ликвидировали Бунд (1921) и частично вступили в коммунистическую партию - РКП (б). Впоследствии, при Сталине , большинство их подвергалось репрессиям.

В ноябре 1914 г., когда стала очевидной угроза вторжения германских войск в Польшу, Центральный комитет Бунда (включая И. Портного и В. Шульмана) организовал в Варшаве Комитет бундовских организаций Польши. Режим германских оккупационных властей дал возможность польскому Бунду выставить свои требования и организовать еврейские профсоюзы, рабочие кухни, кооперативные магазины и сеть культурно-просветительных организаций. Бунд принял также участие в выборах в муниципальные органы. В 1920 г. Еврейская социал-демократическая рабочая партия в Галиции присоединилась к польскому Бунду. В 1921–39 гг. польский Бунд выпускал на идиш ежедневную газету «Найе фолксцайтунг». Бунд в независимой Польше действовал как легальная политическая партия. Он организовал и поддерживал молодежную организацию «Цукунфт», в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15 тыс. членов, детскую, женскую и спортивную организации. В 1930 г. Бунд присоединился к Социалистическому Интернационалу.

С первого дня своего существования Бунд в Польше упорно и неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями. Иногда он блокировался даже с левым флангом сионистской рабочей партии По‘алей Цион на муниципальных выборах. Представители Бунда составляли подавляющее большинство в Национальном совете еврейских профсоюзов, в котором в 1939 г. было представлено 14 профсоюзов с 498 отделениями и приблизительно 99 тыс. членов. Наибольшего политического влияния польский Бунд достиг между 1936 и 1939 гг., в период, предшествовавший нацистской оккупации Польши. Ему принадлежали важные заслуги в борьбе с оголтелым антисемитизмом в польском правительстве и польском обществе после прихода к власти Гитлера в Германии . Бунд проявил много инициативы и энергии в организаций групп самообороны . Популярность Бунда возросла, и он добился значительных успехов на муниципальных выборах.

Во время оккупации Польши Бунд принимал активное участие в движении еврейского сопротивления . Представитель Бунда при польском правительстве в изгнании Ш. Зигельбойм покончил с собой в Лондоне в знак протеста против пассивного отношения союзных держав к уничтожению евреев в Европе. Два лидера польского Бунда, В. Альтер и Х. Эрлих , которые бежали в СССР , были там казнены. После окончания Второй мировой войны Бунд возобновил свою деятельность среди уцелевших польских евреев, но был ликвидирован коммунистическими властями в 1948 г. В начале войны некоторым польским бундовцам при содействии еврейского рабочего комитета удалось перебраться в США и организовать там представительство Бунда. 1-я международная конференция Бунда была проведена в Брюсселе в 1947 г.

Бунд входит в состав Социалистического Интернационала. Приняв отвергнутую прежде доктрину существования единой еврейской нации во всем мире, Бунд в целом (исключая меньшинство) и после создания Государства Израиль отрицает ведущую роль Израиля в жизни евреев в рассеянии . В этом отличие Бунда почти от всех других еврейских рабочих партий в диаспоре, кроме коммунистической. В настоящее время Бунд продолжает функционировать почти во всех странах Запада, где имеется еврейское население, но нигде не занимает существенных позиций в еврейской общественной жизни. Несмотря на свою последовательную антисионистскую позицию, Бунд существует также в Израиле, но не играет никакой существенной роли в духовной и общественной жизни государства.

Польше и России). Среди еврейского ремесленного пролетариата, населявшего города Белоруссии, Литвы, Украины и Польши, экономические организации в виде рабочих ссудных касс возникли задолго до организации Б. В 1888 в Вильно существовали такие кассы среди плотников, чулочниц, портних, слесарей и пр. К тому же времени стали организовываться первые рабочие социалистические марксистские кружки. В начале 90-х гг. зародилась идея о необходимости особой еврейской рабочей организации не только для агитации, но и для «особых» национальных задач.

Это означало некоторое недоверие к российскому пролетариату, так как завоевание политических прав и еврейского равноправия ожидалось не от пролетарской борьбы в целом, а от деятельности особой еврейской рабочей партии. Организационное оформление Бунда произошло в сентябре . При участии Бунда в первых числах марта 1898 в Минске состоялся первый съезд РСДРП (см.). Период после первого съезда характеризовался исключительным ростом стачечного движения и политическими демонстрациями в Вильно, Гродно, Витебске и Белостоке.

Но в основном движение развивалось под влиянием «экономизма » (см.), что к началу 20 в. привело к кризису в Бунде. В Минске организовалась независимая еврейская рабочая партия «с благословения Зубатов а» (см.). ЦК Бунда вел энергичную борьбу против зубатовщины. 5-я конференция Бунда в 1902 отмежевалась от идеологии «экономизма», но поддалась террористическим настроениям. По мере роста влияния Бунда среди еврейских рабочих, росло и его влияние среди непролетарских слоев еврейского населения. Это влияние особенно усилилось после погрома, устроенного Плеве в Кишиневе в 1903. Интеллигентская мелкобуржуазная молодежь видела в Бунде защитника угнетенного еврейства. Такое положение в свою очередь усилило националистические тенденции в Бунде. Еще в 1901 IV съезд Бунда провозгласил необходимость борьбы за национальное равноправие и за переустройство РСДРП на федеративных началах, что вызвало решительный отпор со стороны «Искры» . В результате Бунд на II съезде РСДРП осенью вышел из партии. Бунд настаивал на признании партией, что «Бунд есть соц.-демократическая, неограниченная в своей деятельности какими-либо районными рамками, организация еврейского пролетариата и входит в партию в качестве его единственного представителя». Большинство съезда высказалось против националистических стремлений Бунда.

В период с 1903 до 1905 Бунд фактически выступал как самостоятельная политическая партия. Влияние Бунда на еврейских рабочих и мелкую буржуазию росло, причем одновременно рос и национализм в Бунде. В 1905 на VI съезде Бунда была принята программа о культурно-национальной автономии , формулированная следующим образом: изъятие из ведения государства и органов местного и областного самоуправления функций, связанных с вопросами культуры (народное образование и пр.), и передача их нации в лице особых учреждений - местных и центральных, избираемых всеми ее членами на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В период подъема революционной волны в Бунде преобладали симпатии к тактической линии большевиков . Но после поражения революции в Бунде наметился резкий поворот к меньшевизму ; VII съезд Бунда в сент. 1906 принял организационный устав, в котором § 1 копирует формулу, предложенную меньшевиками на II съезде. Политическая резолюция также знаменовала переход на платформу меньшевиков. Этот же съезд решил, что Бунд должен вернуться в РСДРП. Однако и после этого Бунд продолжал свое существование в качестве самостоятельной политической партии. При этом Б. все больше выявляется как определенно меньшевистская организация. Годы реакции 1908-10 нанесли Бунду сильный удар; в его подпольных организациях едва остается несколько сот членов.

В то же время создался ряд легальных рабочих и общедемократических организаций, находившихся под влиянием Бунда. Эти легальные организации занимались преимущественно культурной работой на еврейском языке . Одновременно с этим усилилось внимание работников Бунда к вопросам еврейской культуры, языка и общины. В связи с этим внимание отвлекалось от общеполитических вопросов в сторону узко-национальных. Характерно, что из 6 пунктов порядка дня 8-й конференции (октябрь 1910) три были посвящены вопросам о еврейской общине, борьбе за равноправие еврейского языка и о субботнем отдыхе. После фактического раскола партии на две части в 1912, в июне 1912 собралась 9-я конференция Б., к-рая провозгласила союз с ликвидаторами, и в авг. 1912 Бунд явился одним из активнейших участников августовской конференции, организовавшей так назыв. августовский антибольшевистский блок (см. Августовский блок ). На той же августовской конференции Бунд добился санкционирования национально-культурной автономии.

Годы войны характеризовались меньшевистской, оборонческой позицией Бунда с наличием небольшого пацифистского крыла. Представители Б. принимали участие в военно-промышленных комитетах вместе с меньшевиками-оборонцами. Совещание Бунда в Харькове в мае 1916 дало победу течению так наз. «революционного оборончества».

После Февральской революции в Бунде наметилось два течения: правооборонческое, во главе с Либером, и якобы «левое», «мартовское», во главе с Абрамовичем. Однако на практике оба эти течения почти не отличались друг от друга. На Украине Б. принял участие в Украинской Центральной Раде (см. Центральная Рада ) и отмежевался от большевиков; представитель Б. вошел в правительство Центральной Рады - Генеральный секретариат. Во время январского восстания в 1918 в Киеве , когда рабочие арсенала восстали против Центральной Рады, Б. призывал к ее поддержке. В дек. 1918 в Бунде оформилось левое крыло. В янв. 1919 произошло совещание организаций Б., на к-ром вожди Б. занимали еще колеблющуюся позицию. 1 марта 1919 на Украине создалась организация коммунистич. Б., и в июле 1919 произошло его слияние с компартией Украины. Меньшевики ушли из Бунда.

Похожие публикации