Мы в социальных сетях. Информатика и вычислительная техника Направление ивт

Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?

Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.

Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.

На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:

"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника» , профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.

Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.

Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.

Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:

2. Направление «Информационные системы и технологии» , профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.

Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?

Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?

Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?


Диаграмма из заметки

В наш быстро меняющийся современный век информатика и вычислительная техника стали не просто нормой жизни, а стали нашу жизнь. Уже качество человеческого существования начинает зависеть от того, насколько успешно люди в них разбираются. Если человек умеет обращаться с компьютерной техникой на «ты», то он живет в ритме времени и его всегда ожидает успех.

Само слово «информатика» практически на всех языках мира обозначает науку, которая связана с вычислительной техникой или компьютерами. Если говорить конкретно, то этот термин имеет следующее определение: так называется наука, которая имеет своей основной задачей изучение различных методов получения, хранения, накопления, передачи, трансформации, а также использования информации.

К прикладной информатике относится использование ее в обществе, программное обеспечение, борьба с компьютерными вирусами и информационное общество. Применяется информатика и вычислительная техника в современной жизни в нескольких основных направлениях:

Разработка вычислительных систем и необходимого программного обеспечения;

Теория информации, изучающая все связанные с ней процессы;

Методы искусственного интеллекта;

Системный анализ;

Методы машинной анимации и графики;

Средства телекоммуникации, к которым относятся и глобальные ;

Разнообразные приложения, которые охватывают практически все стороны человеческой деятельности.

Несомненно, что развивающийся технический прогресс оказывает на нашу жизнь важное влияние и постоянно преподносит человечеству новые возможности для получения, сбора и хранения информации.

Информационные технологии (ИТ) занимают важное место во всех сферах жизни и деятельности человека. Особое место в многообразии ИТ занимают автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ), основное назначение которых - автоматизация деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации. Поскольку информация является в современном мире важнейшим ресурсом, то и АСОИУ играют определяющую роль в любой сфере деятельности (бухгалтерские, банковские, складские, административно-управленческие автоматизированные системы). Современные АСОИУ опираются на использование локальных и глобальных сетей, обработку графической, видео- и звуковой информации, технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта. Без такого рода систем трудно себе представить современное предприятие, независимо от размера и направления деятельности. Это во многом определяет существующий устойчивый спрос во всех отраслях экономики на специалистов в области проектирования, создания и использования АСОИУ. Этим также объясняется и большой интерес к этому направлению среди молодежи.

«Автоматизированные системы обработки информации и управления» - это специальность для тех, кто любит математику и программирование, хочет свободно владеть современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения, сетевыми технологиями различного масштаба: от локальных до корпоративных и глобальных.

Объекты профессиональной деятельности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Выпускники данной специальности могут работать:

  • программистами
  • системными администраторами
  • системными программистами
  • web-программистами

Присваиваемая квалификация

Квалификация - бакалавр. Профиль подготовки - «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Занимаемые должности

  • Инженер-программист
  • Инженер по автоматизированным системам управления производством
  • Инженер-исследователь
  • Инженер по внедрению новой техники и технологии
  • Инженер по механизации и автоматизации производственных процессов

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусско-Российский университет (проходные баллы в , , , )

ВНИМАНИЕ! При расчете проходных баллов не учитывается балл аттестата (правила поступления РФ)

Выпускники данной специальности получают диплом российского образца, так как обучение осуществляется за счет российского бюджета и по российским образовательным программам. Поступать на данную специальность граждане респубики Беларусь могут на равных условиях с гражданами России. Обучение бесплатное .

  • Программистом и разработчиком программного обеспечения;
  • Специалистом по внедрению ERP-систем;
  • Специалистом в области проектирования и эксплуатации компьютерных сетей;
  • Специалистом по технической поддержке и системным администратором;
  • Специалистом по Web-разработкам;
  • Разработчиком или администратором баз данных.

Где я буду работать?

  • в ведущих российских и зарубежных компаниях разработки и эксплуатации аппаратного и программного обеспечения;
  • в центрах разработки и научно-исследовательских центрах транснациональных компаний;
  • в компаниях-системных интеграторах и ИT-департаментах крупных российских компаний и государственных структур.

Наши выпускники:

За последние 5 лет по ОП выпущено более 400 специалистов. традиционно востребованы на рынке труда, около 90 % выпускников трудоустраиваются в Московском регионе непосредственно после окончания обучения. По отзывам работодателей, выпускники ООП проявляют себя как грамотные, квалифицированные специалисты, имеющие, помимо этого, большой потенциал для дальнейшего развития, что способствует их дальнейшему профессиональному продвижению и работе на руководящих должностях.

Согласно данным Департамента труда и занятости населения города Москвы распределение рабочих мест специалистов с высшим образованием по укрупненной группе специальностей 09.03.01 (ранее 230000) «Информатика и вычислительная техника» оценивается в 2013 году как 170544 чел. Прогноз роста иллюстрирует диаграмма:

Востребованность IT-специалистов на рынке труда может быть также подтверждена данными рейтинга лучших вузов России по уровню зарплат выпускников, работающих в IT. Рейтинг составлен исследовательским центром компании Superjob на основе сравнения среднего уровня доходов специалистов, получивших дипломы российских вузов в период с 2009 по 2014 год. Согласно рейтингу МИЭМ НИУ ВШЭ находится на 8 месте с уровнем зарплат 75 тыс. руб..

Похожие публикации