Кафедральный собор сент этьен в бурже. Буржский собор (Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже). История создания собора Сент-Этьен в Бурже

Кафедральный собор города Буржа – хорошо сохранившийся образец средневековой архитектуры. Собор не слишком пострадал в годы войн, которые довольно часто происходили в Средние века, а две мировые войны прошлого столетия и вовсе обошли его стороной.

Собор является национальным памятником Франции, признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из самых крупных готических соборов в стране. Этот храм носит имя мученика святого Этьена (Стефана) и расположен в исторической части города, а именно на территории древнеримского города Аварикум.

Первое документальное упоминание о соборе датируется 1195 годом. Наиболее вероятным периодом его строительства называют время, начиная с 1183 года. При этом известно, что на месте собора до этого находились другие религиозные сооружения, самое раннее из которых было построено в III столетии, а самое позднее - в IX веке, и этот храм уже имел статус кафедрального собора. Строительство существующего собора продолжалось еще около пяти столетий, а его освящение было проведено в 1324 году.

Остатки кафедрального собора IX века можно увидеть в сохранившейся подземной часовне. Кроме нее, в соборе сохранились практически все архитектурные элементы и предметы внутреннего убранства и декора – скульптуры и витражи XIII столетия.

Единственными элементами здания, которые были реконструированы, являются северные фасад и башня. Причиной реконструкции стало обрушение башни в начале XVI века. Возможно, причиной обрушения стала ошибка в расчетах, потому что возведение башни было закончено незадолго до обрушения – в конце XV столетия. При падении башня повредила фасад. Реконструкция завершилась в 1542 году.

Все пять порталов собора Святого Стефана украшены скульптурами и скульптурными композициями, в основу которых легли сцены из жития святого и библейский сюжет о Страшном суде. Из 25 оригинальных витражей собора не удалось сохранить только три картины из цветного стекла. Неф собора украшают астрономические часы, установленные в первой половине XV века.

Во французском городе Бурж . Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа . Начало строительства этого грандиозного сооружения датируется концом XII века , освящение собора состоялось 13 мая 1324 года , однако работы над зданием продолжались вплоть до XVI века . За свою уникальную архитектуру, выразительные скульптуры и великолепные витражи XIII века в 1992 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Отнесён к числу памятников национального наследия Франции .

Собор расположен в северо-западной части бывшего римского города Аварикум , давшего укрытие первым галльским христианам. На месте дошедшего до нас здания располагались, по крайней мере, три храма, построенные в III, IV и IX веках . Первый кафедральный собор XI века , следы которого сохранились в крипте последнего строения, был выполнен в романском стиле .

Дата начала строительства точно неизвестна, однако она располагается между 1183 и 1195 годами. Так как восточная часть собора выступает за пределы старых городских стен, то его строительство не могло быть начато до 1183 года - даты, когда было получено разрешение на их разрушение. 1195 год является датой документа, упоминающего расходы на реконструкцию предшествующего романского собора. Заметим, что даты начала строительства Буржского собора и знаменитого Шартрского собора практически совпадают.

Об этапах возведения сооружения можно судить по следующим данным. Нижняя церковь была построена около 1200 года. Известно об использовании хора в 1214 году, глазуровка витражей деамбулатория выполнялась между 1215 и 1225 годами, неф храма был завершён в 1230 году, после чего темпы работ значительно снизились. Большая часть западного фасада окончена в 1270 году, хотя строительство башен продолжалось несколько дольше. В 1313 году в южной башне появилась трещина, для борьбы с которой в середине XIV века к башне был пристроен контрфорс , но даже это не позволило использовать башню в качестве колокольни . К моменту освящения Буржского кафедрального собора - 13 мая 1324 года - северная башня оставалась неоконченной. Работы над ней были завершены в конце XV века, однако в 1506 году она рухнула, разрушив и северную часть фасада. Новая северная башня и портал были заново построены в 1542 году и содержали отдельные элементы Эпохи Возрождения .

В отличие от других готических храмов, Буржский кафедральный собор мало пострадал от революций и войн, в которые была вовлечена Франция на протяжении пяти столетий, истекших после завершения его строительства.

Храм имеет редкий для подобных сооружений план: трансепт , придающий христианским церквям традиционную крестообразную форму, в Буржском соборе отсутствует. Ширина главного нефа собора составляет 15 метров, длина равна 122 метрам, в высоту он имеет 37 метров, высота аркады - 20 метров. Два его боковых нефа представляют собой двухступенчатый объём, непрерывно окружающий апсиду .

Для укрепления внешнего объёма в конструкции сооружения используются регулярно расставленные аркбутаны , что позволило увеличить оконные проёмы, а, следовательно, и освещённость внутреннего пространства. Несмотря на использование аркбутанов - сравнительно нового архитектурного элемента, повышающего прочность конструкции, - собор имеет широкие несущие стены.

Отсутствие трансепта и большая высота нефа делает уникальной и внутреннюю форму собора, создавая захватывающую перспективу.

Западный фасад, имеющий 40-метровую ширину, входит в число наиболее широких фасадов готических соборов Франции. Он состоит из пяти порталов, соответствующих изолированным выходам из главного и четырёх боковых нефов. Все порталы украшены прекрасными скульптурами, а один из них посвящён житию Святого Стефана, в честь которого был возведён кафедральный собор. Фронтон центрального портала XIII века украшен скульптурной композицией, посвящённой Страшному Суду . Скульптуры северного и южного порталов были выполнены для более раннего романского собора и датируются примерно 1160 годом, деревянные двери порталов выполнены в конце XV века.

До наших дней дошла бо́льшая часть витражей собора, выполненных, как и Шартрские, в первой четверти XIII века. Из 25 витражей сохранились 22 и особенно интересны витражи деамбулатория в восточной части храма.

Нижняя церковь, или крипта , была построена около 1200 года и повторяет форму расположенного над ней деамбулатория. Крипта замечательна своими сводами и содержит надгробие герцога Жана Беррийского , кстати, в апсиде сохранились также статуя герцога и его жены. Расположенные в нефе собора астрономические часы существуют уже более пятисот лет и были впервые упомянуты в 1422 году.

Кафедральный собор Бурже — это римско-католическая церковь, расположенная в городе Бурже (Франция). Он посвящен святому Стефану и является резиденцией архиепископа Бурже. Сегодня этот собор признан частью всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря смелой архитектуре, великолепной лепнине и резьбе по камню и дереву.

Собор Святого Этьена стал уникальным для своего времени по архитектуре и дизайну. Архитектурный стиль, выбранный неизвестным мастером-строителем, основан на плане без трансепта и пластических эффектов, что характерно для современных зданий, но не для средневековья. Еще одна уникальная особенность храма — собор все еще окружен фахверковыми домами средневекового города. Это позволяет каждому посетителю окунуться во времена строительства этого монументального храма и как нельзя лучше прочувствовать дух эпохи.

История создания собора Сент-Этьен в Бурже

Ученые убеждены, что участок, занятый нынешним собором, когда-то был северо-восточным углом древнейшего галло-римского города-крепости. Также историки уверяют, что кафедральный собор построен на месте расположения главной церкви города, по крайней мере, со времен Каролингов и, вероятно, с момента основания епископства в III веке.

Настоящий собор был построен в качестве замены строения 11 века, следы которого сохранились в склепе храма и дошли до наших дней. Дата начала строительства неизвестна, хотя документ об учете расходов на реконструкцию в 1195 году свидетельствует о том, что к этой дате строительные работы уже активно ведутся и финансируются. Тот факт, что восточное крыло храма выступает за пределы галло-римских стен и что королевское разрешение на разрушение этих стен было предоставлено только в 1183-м году, говорит, что основная часть работ не могла начаться до этой даты. Таким образом, основная фаза строительства примерно совпадает с возведением Шартрского собора (начало 1194 года), расположенного примерно в 200 километрах к северо-западу. Как и в большинстве ранних готических соборов, личность архитектора или мастера-масона до сих пор неизвестна.

Доподлинно известно, что хор был завершен к 1214 году, а работы над созданием нефа продолжались до 1255 года. Здание было окончательно освящено в 1324 году. Большая часть западного фасада была закончена к 1270 году, хотя работа над башнями продолжалась медленнее, отчасти из-за неблагоприятного скального грунта под участком строительства. В результате работы над башнями затянулись более чем на 200 лет. Северная башня была завершена в конце 15 века, но рухнула в 1506 году, уничтожив северную часть фасада храма. Позже северная башня и ее портал были перестроены в более современном стиле.

Огромный вклад в процесс строительства собора в XIII веке вносит Уильяма Дончжона, который был архиепископом с 1200 года до своей смерти в 1209 году (и был канонизирован Папой в 1218 году как Святой Уильям Бурже). Продолжил дело своего дяди племянник - Филипп Берруаер (архиепископ 1236-1261), который курировал более поздние этапы строительства.


Фото:

После разрушения большей части Герцогского дворца и его часовни во время революции изображение гробницы герцога Жана де Берри было перенесено в склеп собора, как и некоторые витражные панели, демонстрирующие стоящих пророков, которые были предназначены для часовни Андре Боневеу. В целом собор во времена французских войн и революций пострадал гораздо меньше, чем большинство зданий, построенных с ним в одну эпоху. Его расположение означало, что он был также в относительной безопасности от разрушительных последствий обеих мировых войн.

Готика, готика и еще раз готика!

Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже можно назвать классическим примером средневековой готической архитектуры. Лепнина и резьба по камню выступают главными декоративными направлениями фасадной отделки и интерьера величественного храма. Как и все готические религиозные памятники того времени, здание имеет внушительные размеры. Собор Бурже занимает площадь 5900 квадратных метров, неф имеет высоту в 15 метров и ширину 37 метров. Неизгладимое впечатление на каждого посетителя собора производит также его великолепная готическая аркада высотой 20 метров.

Как уже упоминалось ранее, главным достоянием храма Сент-Этьен в Бурже считается уникальная лепнина и резьба по камню. Благодаря обилию этих декоративных элементов, собор на протяжении веков также является знаменитым музеем скульптуры. Автор лепнины неизвестен, как и архитектор здания, но эксперты отмечают его уникальный талант, что позволило создать реалистичные и впечатляющие барельефы и скульптуры религиозной тематики.

Западный фасад особенно широк по сравнению с более ранними соборами. Четыре боковых прохода и центральный неф имеют свой собственный портал, отражающий масштаб пространств за его пределами. Как это часто бывает с готическими церквями, центральный портал несет скульптурные сцены, связанные с Последним Судом, в то время как южные порталы посвящены жизни святых — святого Урсина и Святого Стефана. Северные порталы были разрушены, когда башня рухнула, но сохранившиеся фрагменты показывают, что их скульптурные композиции были посвящены жизни и смерти Девы Марии. Объединение всех пяти порталов — экран с остроконечными нишами, который занимает всю ширину фасада. Барельефы между этими нишами демонстрируют библейский цикл Бытия, который начинается с истории Творения в Старом Завете.

Главной скульптурной ценностью храма многие искусствоведы считают каменную статую Архангела Михаила. О его поразительной проницательной улыбке ходили легенды, ведь она отражает целую гамму чувств и эмоций, что крайне редко присуще каменным скульптурам средневековья. Кроме того, сам сюжет явления Архангела Михаила погружает зрителя в таинство Страшного Суда. Барельеф озаряют улыбки обнаженных юношей, воскресших из мертвых, и образы избранных, облаченных в длинные воздушные одеяния, которые восторженно смотрят на Христа. Эмоциональным апогеем скульптурной композиции становятся обнаженные грешники, которые проходят к адскому котлу под надзором злобных бесов и демонов, изображенных в устрашающих позах.

Скульптурная композиция “Страшный Суд” воплощена в камне центрального портала западного фасада собора и призвана сформировать грандиозное представление всех ужасов, которые ожидают того, кто отрекся от церкви и Господа. Этот шедевр готической скульптуры, согласно сохранившимся историческим свидетельствам, создавался в 1240 году. К сожалению, до наших дней барельеф дошел не в первозданном своем виде, а лишь отдельными фрагментами, что позволяет только догадываться, насколько величественным и устрашающим был изначальный сюжет.

“Страшный Суд” – далеко не единственная скульптурная достопримечательность великолепного готического собора в Бурже. Боковые порталы (датируемые примерно 1160 годом) демонстрируют прекрасные образцы романской резьбы по камню. Их обильное украшение напоминает бургундскую работу. Важной скульптурной ценностью собора является также лежащая статуя герцога Иоанна Берри (начало 15-го века).

Говоря о кафедральном соборе Сент-Этьен в Бурже, невозможно не уделить должного внимания великолепным витражам, которые создают загадочную игру света и красок внутри храма. Витражи 13 века украшают три уровня хора и освещают камень замысловатой цветной мозаикой. Это создает визуальную иллюзию озарения и вдохновения, столь характерную для всплеска духовности 12 века. Яркие разноцветные витражи иллюстрируют сцены Последнего Суда и Апокалипсиса, сцену встречи Девы Марии со святым Этьеном в окружении представителей торговых гильдий, многочисленные сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также сюжеты из жизни святых и апостолов.


Фото:

Собор Бурж отличается простотой своего плана, который обошелся без трансептов, но принял характерные особенности, найденные в более ранних церквях высокого ранга, таких как раннехристианская базилика Святого Петра в Риме или в Нотр-Дам де Пари.

Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже – одно из величайших творений архитектурного и скульптурного искусства Европы, демонстрирующее посетителям истинную «чистую» готику средневековья в ее первозданном виде.



Строительство собора Сент-Этьен в Бурже началось приблизительно в то же время, что и реконструкция соборов в Суасоне и Шартре, собор Буржа радикально отличается от этих своих современников. Во-первых, здесь нет трансепта, поэтому как интерьер, так и внешний вид этого собора отличаются удивительным единообразием. Это впечатление усиливается за счет наклонных аркбутанов, которые, будучи чрезвычайно тонкими, не заслоняют стен. Кроме того, в Бурже возведены двойные нефы, как в Нотр-Дам-де-Пари и в романской церкви аббатства Клюни, откуда буржские зодчие позаимствовали также прием ступенчатого повышения боковых нефов по мере приближения к центральному. Внешние нефы имеют обычную высоту, а примыкающие к центральному резко возвышаются над ними и снабжены собственным рядом окон. Монументальные аркады внутренних боковых нефов гармонируют с аркадами центрального нефа и служат опорой для трифория и яруса с окнами центрального нефа. В результате на уровне первого яруса здание имеет огромную ширину, а трифорий и верхний ряд окон центрального нефа, как в Амьене, подняты на недосягаемую высоту.

Структура опорных столбов чрезвычайно оригинальна: здесь зодчие пренебрегли классической теорией соотношения между опорой и грузом. Круглые стволы главных колонн не обрываются на уровне капителей, а продолжаются вплоть до самых сводов, частично погружаясь в стену. Благодаря этому создается впечатление, будто весь собор состоит лишь из рядов гигантских цилиндрических опор, к которым присоединены стены и своды, играющие лишь второстепенную роль. Впечатление это усиливается еще и тем, что служебные колонны в Бурже чрезвычайно тонки, благодаря чему между ними отчетливо виден ствол главной опоры. Более того, в апсиде лопасти свода опущены так низко, что проходят между окнами; в результате свод кажется не более чем тонкой перепонкой.

Несмотря на свои пропорции, нетипичные для готической архитектуры Северной Франции, собор Буржа быстро завоевал авторитет в этой области, особенно в Пикардии. И не исключено, что особая организация пространства собора в Амьене возникла именно под влиянием Буржа, хотя с полной уверенностью утверждать это невозможно.

(BRUNO KLEIN. Beginn und Ausformung der gotischen Architektur in Frankreich und seinen Nachbarlaendern.GASM)

Похожие публикации