«Колумбайн»-эффект: Что заставляет школьников расстреливать одноклассников? Подростки-террористы: самые шокирующие массовые убийства в школах Нападение на школу в америке 1999

5 октября 2017, 22:33


Эрик Дэ́вид Ха́ррис (англ. Eric David Harris , 9 апреля 1981 - 20 апреля 1999) и Ди́лан Бе́ннет Кли́болд (англ. Dylan Bennet Klebold , 11 сентября 1981 - 20 апреля 1999) - два одиннадцатиклассника, которые устроили массовое убийство в школе «Колумбайн». 13 человек были убиты и 23 ранены. Три человека были также ранены, когда попытались убежать. В конечном итоге 18-летний Харрис и 17-летний Клиболд совершили самоубийство на месте преступления.

Эрик Дэвид Харрис родился в Уичито в Канзасе у Уэйна Нельсона Харриса и Кэтрин Энн Пул. У него был старший на три года брат Кевин. Отец был пилотом транспорта Военно-воздушных сил США, мать - домохозяйкой. Из-за профессии Уэйна Харрисы часто переезжали, и в июле 1993 Харрисы переехали из Платтсбурга, штат Нью-Йорк, в Литлтон, штат Колорадо, когда Уэйн Харрис ушёл в принудительную отставку из-за сокращений штата.

Здесь в течение первых трёх лет Харрисы жили в арендованном помещении. Уэйн тогда устроился на работу в Корпорацию услуг безопасности полётов Энглвуда, а Кэтрин начала работать поставщиком ейтеринга. Старший брат Эрика Кевин пошёл в Колорадский Университет в Боулдере, а сам Эрик пошёл в среднюю школу «Кен-Кэрил», где в седьмом или восьмом классе встретил Дилана Клиболда. В 1996 Харрисы наконец купили за 180 000 $ дом к югу от Старшей школы «Колумбайн», которую Эрик начал посещать за год до этого. Недалеко от Харрисов жил Брукс Браун, с которым Эрик познакомился в школьном автобусе, и который с первого класса дружил с Диланом Клиболдом.

Дилан Беннет Клиболд родился в Лэйквуде в Колорадо у Томаса Эрнста Клиболда и Сьюзен Френсис Яссенофф. У него был старший на четыре года брат Байрон Джейкоб. Как и Байрон, Дилан был назван в честь известного поэта (Байрон был назван в честь английского поэта-романтика Джорджа Байрона, а в случае Дилана это был валлийский поэт Дилан Томас). Отец Дилана был геофизиком, занимающимся недвижимостью, мать работала в Колорадо с инвалидами. Оба посещали Лютеранскую церковь, и Дилан вместе с Байроном прошли конфирмацию в соответствии с Лютеранской традицией. Дома семья соблюдала некоторые ритуалы в соответствии с еврейским происхождением Сьюзен, чей дедушка, Лео Яссенофф, был влиятельным строителем и филантропом (и даже построил еврейское помещение для проведения культурных и общественных мероприятий в Коламбусе в Огайо, откуда Томас и Сьюзен были родом). Родители Томаса Клиболда умерли рано, и он был воспитан братом, старшим его на 18 лет.

В 1990 семья Клиболд поселилась в Каньоне Дир-Крик на юге Лейквуда, где Дилан ходил в Начальную школу «Норманди» с первого по второй класс, а затем перешёл в Начальную школу «Говернёрс-Ранч», где он входил в группу «CHIPS» («Challenging High Intellectual Potential Students » - группа высокоодарённых и способных учеников). Где-то в этот период он встретил Брукса Брауна. Позже, во время следствия, его родители вспоминали, что в «Говернёрс-Ранч» Дилан чувствовал себя несколько забитым, и поэтому они полагают, что переход в среднюю школу «Кен-Кэрил» (где Дилан встретил Эрика Харриса) оказался для Дилана весьма трудным, так как он был тихим и застенчивым и поэтому не сумел прижиться в новом коллективе.

Но поскольку переход из начальной школы в среднюю является трудным для большинства американских подростков, то Томас и Сьюзен не заостряли на этом особого внимания. Все друзья и знакомые семьи Клиболд всегда описывали Дилана только с положительных сторон: тихий одиночка, застенчивый парень, имеющий хорошее чувство юмора. В сценах домашнего документального видео, на котором юноши разрабатывали свои предполагаемые теракты, видно, что Клиболд всё время обрывает свои реплики из-за того, что не может удержаться от смеха. Его родители вспоминали, что Дилан никогда при них не проявлял никаких признаков агрессии.

В 1995 году Дилан, Эрик, Брукс и их четвёртый друг Натан Дайкмен (с которым Эрик познакомился на уроке испанского) пошли в старшую школу «Колумбайн», в которой незадолго до этого был проведён ремонт за пятнадцать миллионов долларов, и ребята стали первыми девятиклассниками, увидевшими новую отделку школы, в том числе и отремонтированный кафетерий.

Старшая школа

В «Колумбайн» Клиболд активно работал в школьном театре как осветитель и звукооператор, и одновременно был помощником в компьютерном классе, где помогал поддерживать школьный сервер.

Согласно ранним отчётам расследования, Харрис и Клиболд не были в «Колумбайне» особо популярными и довольно часто подвергались задиранию. В конечном счёте они сами начали запугивать других учеников - из их дневников известно, что это были ученики младших классов и те, кого подозревали в нетрадиционной ориентации. Согласно некоторым свидетельствам, Харрис и Клиболд были членами школьный группы, которая называла себя «Trenchcoat Mafia», хотя какой-либо специфической связи с группой они не имели и на групповой фотографии «Mafia Trench Сoat» в ежегоднике «Колумбайн» за 1998 год не запечатлены. Тем не менее отец Харриса 20 апреля 1999 в звонках 9-1-1 упомянул, что его сын действительно был «членом того, что они называют „Trenchcoat Mafia“», хотя, как уже было сказано, их связь с группой была в целом поверхностной.

Вскоре после того, как они стали друзьями, Харрис и Клиболд связали их персональные компьютеры в одну сеть и играли в множество игр по Сети. Харрис создал ряд уровней для игры «Doom», которые позже стали известны, как уровни Harris. В Интернете Харрис пользовался ником «REB» (сокращённо от «Мятежник» (англ. Rebel )) и другими псевдонимами, включая «Rebldomakr», «Rebdoomer» и «Rebdomine». Клиболд же использовал такие ники, как «VoDKa» и «VoDkA» (где буквы «DK» были инициалами). У Харриса были различные веб-сайты, на которых он создавал самодельные уровни «Doom» и «Duke Nukem 3D», в которые можно было играть в онлайновом режиме. Постепенно на этих сайтах появились открытые угрозы Харриса для людей его сетевого окружения и мира вообще. Когда Клиболд и Харрис начали экспериментировать с самодельными бомбами, они стали выставлять результаты взрывов на этих веб-сайтах

За три дня до стрельбы в субботу 17 апреля Клиболд посетил вечерний школьный бал, где его спутницей была их одноклассница Робин Андерсон (с которой Дилан познакомился за несколько лет до этого на Рождественской вечеринке), однако она присутствовала с ним не как его девушка, а как его друг. Позже Андерсон похвасталась одному знакомому парню:

«Я уговорила моего друга Дилана, который ненавидит танцы, спортсменов и никогда не имел свиданий, не говоря уже о девушке, пойти со мной! Или я действительно симпатична или просто очень настойчива.

Натан Дайкмен позже вспоминал, что Дилан вёл себя в тот вечер более, чем нормально, и даже строил неплохие планы относительно своего будущего. В частности, он говорил, что собирается поступать в колледж в Аризоне (25 марта Клиболды ездили туда, чтобы посмотреть Дилану комнату в университетском общежитии). Харрис в тот вечерний променад остался не у дел. Его знакомые вспоминали, что он попытался пригласить нескольких девочек, но все отклонили его приглашение. В конечном счёте он запланировал провести это время со Сьюзен Дьюитт. Она пришла к нему домой, где они посмотрели кино, после чего он пригласил её на послепроменадную вечеринку, но она тоже отказалась и ушла к себе домой, а Харрис встретил своих друзей на вечеринке один. О его отношениях с девушками так же известно то, что в первый же год в «Колумбайн» он познакомился в немецком классе с Тиффани Тайпер и в первый же день знакомства вызвался проводить её до дома. Это была их единственная встреча и когда она в следующий раз отказалась пойти вместе с ним, он разыграл ложное самоубийство, расплескав вокруг себя бутафорскую кровь. Позже в её ежегоднике он напишет по-немецки «Ich bin Gott» (рус. Я - Бог ).

анкета Харриса

В первый год в «Колумбайн» ребята начали работать в «Блэкджек Пицца», месте, где их коллега Филипп Дюран позже представит их Марку Мейнсу, у которого они купят часть оружия, используемого в перестрелке. Вместе с ними там работал друг Эрика Крис Моррис, которого после перестрелки арестуют за подозрения в соучастии, но позже оправдают.

Харрис был поклонником музыкальных групп, таких как «Rammstein», «KMFDM», «Orbital», и «The Prodigy». Вскоре после перестрелки «KMFDM» опубликовали на своём веб-сайте статью, в которой осуждали насилие Харриса и Клиболда и отрицали, что их музыка имела какое-либо отношение к этому.

Теракт

Утром 20 апреля 1999 года Эрик Харрис и Дилан Клиболд пронесли в школу Колумбайн сумки с самодельной взрывчаткой и полуавтоматическим оружием. Открыв стрельбу еще на улице, подростки продолжили свою жестокую охоту в классах и коридорах. Их кровавый путь завершился в школьной библиотеке, в которой как раз занимались ученики. Здесь ребята в упор расстреляли и добили еще несколько своих жертв. Кого-то они выискивали специально и направленно, сводя счеты, однако в целом они убивали всех подряд. При этом Эрик и Дилан перебрасывались шутками и весело смеялись. Окончив свое страшное дело, оба друга, побродив по опустевшим коридрам и помещениям школы, вернулись в библиотеку, где совершили свои последние выстрелы, застрелив сами себя.

Известно, что еще во время кровавой расправы, школа была оцеплена полицией, спецназом и рейнджерами. Сведения, которыми располагали власти, были слишком разноречивы для правильной оценки боевой обстановки – так, полисмены были уверены, что в школе орудует хорошо обученный и настолько же хорошо оснащенный террористический отряд. Это мнение еще более утвердилось после короткой перестрелки через оконные проемы.

Итогом того страшного утра стали 15 убитых, вместе с Эриком и Диланом, и 21 раненый.

После этих событий звучало множество версий мотивов этого, не укладывающегося в головах обычных людей, преступления. Обвинениям подверглись и жестокие компьютерные игры, и тяжелая музыка, которой увлекались оба парня. Обвинялись и антидепрессанты, которые были прописаны Харрису, и даже собственно законодательство, которое сделало возможным саму доступность оружия для двух подростков. Отдельным мотивом шел и "школьный апартеид", разделивший всех учеников на "спортсменов", "отличников-зубрил" и остальных, оставшихся за пределами популярности.

Однако, многочисленные версии мотивов преступления так и остались версиями - объяснить поступок Эрика Харриса и Дилана Клиболда оказалось попросту невозможно. Каким образом и когда души двух американских подростков оказались настолько безнадежно изуродованными, не смогли объяснить ни родители, ни друзья, ни школьные учителя.

«Наёмные убийцы »

Неза­дол­го до тер­ак­та Эрик и Дилан сняли ви­део­фильм для школь­но­го про­ек­та, где сами пред­ста­ли в об­ра­зе на­ём­ных убийц, стре­ля­ю­щих из под­дель­но­го ору­жия, и уче­ни­ков-нар­ко­ма­нов. В твор­че­ском пись­ме их про­ек­та было опи­са­но сплош­ное на­си­лие. 17 ян­ва­ря 1999 Эрик на­пи­сал рас­сказ, ос­но­ван­ный на игре «Doom», от­но­си­тель­но ко­то­ро­го его учи­тель ска­зал: «Твой уни­каль­ный под­ход и твой ужас­ный по­черк - это хо­ро­шая вещь для под­ня­тия настроения.»

В день стрель­бы их од­но­класс­ник Брукс Браун в на­ча­ле обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва встре­тил Хар­ри­са у его ма­ши­ны. Они толь­ко недав­но по­ми­ри­лись, после того, как Эрик бро­сил в ма­ши­ну Брук­са ле­дя­ной бу­лыж­ник и попал в вет­ро­вое стек­ло. Браун уди­вил­ся, что Хар­рис вышел из ма­ши­ны со спор­тив­ной сум­кой, ведь он от­сут­ство­вал всё утро и про­пу­стил важ­ные тесты. Но ре­ак­ция Хар­ри­са на недо­уме­ние Бра­у­на была без­раз­лич­ной. Эрик ска­зал ему: «Брукс, ты мне сей­час нра­вишь­ся. Ва­ли-ка от­сю­да. Иди домой». Через несколь­ко минут уче­ни­ки, по­ки­да­ю­щие школу на ланч, ви­де­ли Брук­са на «Саус Пирс Стрит» рядом со своим домом. Отой­дя от школы на неко­то­рое рас­сто­я­ние, он услы­шал вы­стре­лы и по­зво­нил в по­ли­цию с со­то­во­го его соседа.

Приобретение оружия

По­сколь­ку Хар­рис и Кли­болд были несо­вер­шен­но­лет­ни­ми в то время, то по­куп­ку двух дро­бо­ви­ков и Hi-Point ка­ра­би­на для них осу­ще­стви­ла по­дру­га Ди­ла­на Робин Ан­дер­сон, ко­то­рой тогда уже было восемнадцать. Позже Ан­дер­сон не была об­ви­не­на за её уча­стие в этом деле, по­то­му что ни­ка­ких за­ко­нов она в этом месте не на­ру­ши­ла, а сама она ак­тив­но со­труд­ни­ча­ла со след­стви­ем. По­лу­чив Stevens 311D, Кли­болд от­пи­лил у него ствол, со­кра­щая его тем самым до длины в при­бли­зи­тель­но 23 дюйма, что, со­глас­но На­ци­о­наль­но­му за­ко­ну об Ог­не­стрель­ном ору­жии, уже счи­та­лось уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем. Хар­рис же со­кра­тил ствол сво­е­го дро­бо­ви­ка при­бли­зи­тель­но до 26 дюймов.

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они - ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких […] Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги […] анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа […]»

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак» .

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

В современной истории США массовое убийство в школе «Колумбайн» занимает особенное место. Бойня, устроенная двумя подростками, потрясла всю страну. Это событие привело к общественному спору вокруг жестоких видеоигр и разрешения на покупку огнестрельного оружия.

Школа «Колумбайн» в штате Колорадо ничем не отличалась от тысяч таких же образовательных учреждений по всей стране. Здесь в последнем классе учились друзья Эрик и Дилан. Они отличались тяжелым характером и странными привычками. За несколько лет до того как произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» школьники оказались в полиции из-за хулиганства и кражи компьютера.

Молодые люди конфликтовали со своими сверстниками. Эрик Харрис ходил на приемы к психиатру из-за того, что у него была обнаружена депрессия. Он принимал медикаменты, которые могли оказать негативное влияние на его поведение. Друзья вели блог в Интернете, куда выкладывали любительские видео, связанные с производством взрывчатки и оружия.

Был разработан четкий план действий

20 апреля 1999 года Эрик и Дилан планировали взрыв в собственной школе. Для этого они на протяжении нескольких месяцев тайком занимались производством различных бомб. По их плану, они должны были заложить взрывчатку в кафетерии школы и отправиться на улицу. После того как сработает детонатор, стрелки должны были открыть огонь по выбежавшим в панике ученикам и персоналу. Всего друзья собирались убить до пяти сотен человек.

Если бомбы были произведены Эриком и Диланом кустарным способом, то чтобы получить оружие, им пришлось пойти на хитрость. Ни один из стрелков еще не достиг совершеннолетия, поэтому они попросили купить стволы знакомую, которая для этого поехала в Денвер. Девушка не подозревала о планах Харисса и Клиболда.

Начало страшного дня 20 апреля 1999 года

20 апреля 1999 года друзья приехали к своей школе. Они отправились в кафетерий, где незаметно установили бомбы с детонаторами, после чего спешно отправились на улицу. Однако в назначенное время взрыва так и не произошло. Сначала Харрис и Клиболд решили подождать еще несколько минут для перестраховки. Однако, когда и после этого ничего не случилось, они перешли к плану «Б».

Он заключался в том, что стрелки взяли из своей машины оружие и отправились в классы устраивать бойню. Так началось массовое убийство в школе «Колумбайн». Когда Харрис взял с собой спортивную сумку, его встретил школьный товарищ, который спросил того, почему он пропустил занятия. Вместо внятного ответа Эрик сказал знакомому: «Ты мне нравишься. Уходи. Отправляйся домой». Уже через минуту этот парень услышал первые выстрелы.

Первые жертвы стрелка

Первыми жертвами стрелков стала пара, которая сидела на лужайке перед школой. Девушка от пулевых ранений погибла сразу, а ее друг в дальнейшем стал инвалидом. После этого стрелки открыли беспорядочный огонь по ребятам, которые находились в поле зрения. Так были тяжело ранены трое приятелей, которые решили, что старшеклассники просто их разыгрывают.

В дальнейшем массовое убийство в школе «Колумбайн» перенеслось внутрь нее. Стрелки зашли в здание с запасного входа. Оказавшись в западном крыле, они стали расстреливать тех, кто был в коридоре. Следующими целями стали ученики, сидевшие в кабинетах неподалеку. Одна из учительниц отправилась в библиотеку, откуда взывала службу 911. Скоро о случившемся узнали в полиции. К школе отправился наряд.

Когда полицейские оказались на месте, Клиболд и Харисс уже были внутри здания. Офицерам удалось заметить стрелков через окно, после чего завязалась перестрелка. Однако ни один человек не пострадал и не получил ранения.

Трагедия разыгралась в библиотеке

В это время друзья направлялись в библиотеку. Здесь они убили больше всего людей. Их жертвами стали 10 учеников. Все они спрятались под столами, когда Дилан Клиболд и его товарищ вошли в помещение. Однако это не спасло их. Здесь стрельба в школе США «Колумбайн» велась на поражение. Убийцы подходили к своим жертвам вплотную и хладнокровно расстреливали их. Подростки издевались над раненными и онемевшими от ужаса сверстниками, задавая им каверзные вопросы о желании умереть и вере в Бога. Стрелки явно наслаждались происходящим. По воспоминания выживших очевидцев, Клиболд и Харрис постоянно смеялись и перешучивались друг с другом.

Кроме того, товарищи взяли с собой углекислые бомбы, которые они решили использовать прямо в библиотеке. Одна из них была брошена под стол, где прятался ученик школы. По некоторым жертвам было сделано по дюжине выстрелов. Когда через двадцать минут друзья вышли из библиотеки, в школе было убито уже 12 человек. Еще один преподаватель истекал кровью и умер через некоторое время. Таким образом, Клиболд и Харрис лишили жизни 13 человек. Список погибших появился в средствах массовой информации уже через несколько часов после трагедии.

Приятели перебираются в столовую

Стрелки спустились в столовую, где по-прежнему хранились несработавшие бомбы. Очевидцы вспоминали, что еще в библиотеке один из друзей сказал, что все равно они взорвут школу. По всей видимости, они отправились в столовую чтобы, наконец, привести в действие хранившуюся там взрывчатку. В помещении работали камеры видеонаблюдения, которые зафиксировали ребят в последние минуты их жизни. Товарищи ломали голову над тем, как взорвать бомбы. С собой у них был коктейль Молотова, который был произведен в гараже во время подготовки к атаке на школу.

Харрис бросил бутылку в место, где хранились бомбы. Друзья спешно покинули помещение, ожидая взрыва. Он произошел, но его мощность была совсем не такой смертоносной, как надеялись школьники. Камера наблюдения записала момент, когда в столовой начался пожар, возникший после вспышки огненного шара от бомбы.

Убийцы наложили на себя руки

Тем временем на улице была организована эвакуация учеников, которые были ранены еще до того, как стрелки оказались в здании. Полиция разрабатывала план действий. На место событий прибыл спецназ. Ситуация углублялась тем, что никто не знал точное число нападавших на школу. Первоначально в полиции считали, что имеют дело с организованной террористической атакой, в которой приняла участие дюжина человек.

Когда друзья покинули кафетерий, они снова направились на верхний этаж. Оттуда началась последняя перестрелка с полицейскими, находившимися на улице. Друзья вели огонь, пока у ни почти не осталось патронов. Тогда стрельба в школе США «Колумбайн» окончилась, Харисс и Клиболд отправились в соседнюю комнату, где совершили самоубийство.

Штурм школы

После того как шум в школе утих, полиция все-таки решилась на штурм. Туда был отправлен спецназ и саперы. Последние занялись библиотекой, где оставалось несколько несработавших бомб. Их необходимо было обезвредить в первую очередь, так как они мешали эвакуировать раненных и выносить трупы. Вскоре саперам сообщили о том, что взрывчатые вещества также хранятся в машине подростков. От них тоже избавились, и никто больше не пострадал. Оказалось, что стрелки взяли с собой далеко не всю свою амуницию. В машине нашли взрывчатку и патроны.

Однако, когда SWAT оказался в здании, стало ясно, что со стрелками уже покончено. Их тела нашли рядом в загоревшемся помещении на верхнем этаже. По всей видимости, Эрик Харрис оставил коктейль Молотова, который разбился и спровоцировал пожар. Об этом свидетельствовал сигнал дымового датчика, сработавший через минуту после наступления смерти подростков. Самоубийцы произвели выстрелы в рот и висок. Смерть для них наступила мгновенно.

Вместе с именами стрелков список погибших включает в себя 15 человек. В память о жертвах в городе построили мемориальный комплекс. На тот момент, когда стрельба в школе «Колумбайн» только произошла, это был третий по количеству жертв подобный случай в истории США. Речь идет о массовых убийствах в образовательных учреждениях. Однако именно этот случай в штате Колорадо стал всемирно известным.

Причина этого заключалась в работе тогдашних СМИ. Скоро около школы оказались десятки репортеров различных телевизионных каналов и газет. Трагедия вызвала отклик и в международном сообществе. Именно журналисты привлекли внимание каждого американца к случившемуся в обычной провинциальной школе. Общество требовало результатов расследования ответственных органов.

С того апрельского дня во всем мире знали о том, что существует школа «Колумбайн». 1999 год остался в массовом сознании связанным с этой трагедией. Слово «Колумбайн» стало крылатым. К сожалению, подобные случаи со стрельбой в образовательных учреждениях США, в том числе в школах и университетах, продолжают повторяться.

В 2007 году похожая трагедия произошла в Виргинском политехническом институте, когда погибло 33 человека. Еще через несколько лет стрельба раздалась в начальной школе «Сэнди-Хук». В ней погибло 28 человек.

Результаты следствия

Когда полицейским стали известны имена стрелков, в их дома срочно отправились следователи. Они опасались, что будут уничтожены важные улики. Этого не произошло. Расследование продолжалось до января 2000 года, когда общественности были сообщены подробности случившегося. До этого момента в США были популярны различные конспирологические версии случившегося. Например, подростков считали религиозными фанатиками, устроившими массовое убийство в школе «Колумбайн». 1999 год вообще был полон скандалами, связанными с различными тоталитарными сектами.

Возмущения общественности

После того как выяснились подробности жизни двух стрелков из Колорадо, произошло несколько медийных скандалов. Следователи нашли дневники Харриса, где он подробно описывал свои впечатления от компьютерной игры Doom. В этом шутере необходимо стрелять по многочисленным монстрам. Многие американцы обвинили игру в пропаганде насилия. Кроме того, общественность раскритиковала несколько групп, которые слушали подростки. Особенной травле подверглись музыканты Rammstein из Германии. Они были известны своим провокационным антуражем на сцене.

Кроме того, тексты их песен часто затрагивали тему насилия, ненависти и нетерпимости. Члены группы отвергли все обвинения и осудили стрелков. Схожая кампания велась против Мэрилина Мэнсона. Этот американский исполнитель отметился тем, что подготовил специальную публикацию в прессе, в которой рассуждал о причинах трагедии. Кроме того, музыкант написал две песни, посвященные случившемуся в школе «Колумбайн».

Острой стала дискуссия о продаже огнестрельного оружия. После случившейся трагедии несколько штатов ввели законы, запрещающие или ограничивающие такую торговлю. Американское законодательство имеет ряд особенностей. Общие федеральные нормы в таких вопросах не действуют. Каждый субъект государства решает по-своему, разрешать или запрещать продажу оружия. Такие же правила касаются регулирования смертной казни и т. д.

Очередное чрезвычайное происшествие с участием учащихся произошло в российской школе. Два 16-летних парня — один действующий, а второй бывший ученик этой школы — с ножами напали на образовательное учреждение №127 в Мотовилихинском районе Перми, нанеся ранения учительнице и школьникам. По одной из версий, в ходе атаки между нападавшими возник конфликт, они бросились друг на друга, а педагог пыталась их разнять. Вторая версия гласит, что целью подростков были именно ученики четвертого класса, а учительница пострадала, защищая детей. Друг друга же подростки якобы ранили, пытаясь убить по заранее оговоренному сценарию. Согласно третьей версии, бывший ученик пришел «мстить» именно бывшей учительнице, а четвероклассники пострадали случайно.

Всего в результате атаки пострадали не менее 15 человек, 12 из них были госпитализированы. Три человека, включая учительницу, получили серьезные ранения и были прооперированы.

Судя по страницам в соцсети «ВКонтакте» обоих нападавших, они живо интересовались массовым убийством в школе «Колумбайн» в США: на страницах размещено множество видеороликов и изображений на эту тему, один из нападавших также состоял в группах, посвященных этой трагедии. В апреле 1999-го года в штате Колорадо с помощью стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств двое учеников — и — ранили 37 человек, 13 из которых позже погибли. Нападавшие покончили жизнь самоубийством. Один из нападавших на пермскую школу в день инцидента, по словам очевидцев, также неоднократно заявлял, что он «пришел сюда, чтобы сдохнуть». Кроме того, по данным , один из нападавших состоял на учете в психоневрологическом диспансере. По словам одного из учеников школы №127, парень отличался агрессивным поведением. Ученик говорит, что подросток несколько раз уходил из дома, принимал наркотики и якобы пытался покончить с собой. Проблемы с родителями, по словам знакомого, у нападавшего возникали на почве увлечения компьютерными играми на грани зависимости.

Отметим, что это не первая попытка воспроизвести «Колумбайн» на российских просторах. В сентябре 2017 года школьник напал с пневматическим оружием и кухонным топориком на учительницу и учащихся школы в подмосковной Ивантеевке. Педагог получила черепно-мозговую травму. Перепугавшиеся дети начали выпрыгивать из окон, в результате трое из них получили различные травмы. Как выяснилось, подросток на своей странице в соцсети «ВКонтакте» вспоминал события в школе «Колумбайн» в годовщину трагедии. Кроме того, он готовился к атаке в Ивантеевке заранее и обсуждал ее с друзьями.

В феврале 2014 года в московском районе Отрадное ученик 10 класса пришел в школу с отцовской малокалиберной винтовкой, которую он выкрал из домашнего сейфа, и зашел в класс биологии.

Там он на глазах у своих одноклассников расстрелял 30-летнего учителя географии и биологии и захватил заложников. Позже в школу по вызову прибыли двое полицейских. Один из них, 38-летний Сергей Бушуев, приоткрыл дверь кабинета, и подросток выстрелил в него. Пуля прошла через левую руку в тело, от чего Бушуев скончался на месте. Второй полицейский, 29-летний Владимир Крохин, пытался спасти коллегу из-под огня, но был ранен в левую часть грудной клетки. В тяжелом состоянии Крохина доставили в НИИ имени Склифосовского, где он был прооперирован. Уговорить подростка сдаться и отпустить заложников смог только его отец. По данным Следственного комитета, школьник успел выстрелить из винтовки не менее 11 раз, прежде чем его схватили полицейские. Суд приговорил стрелка к принудительному лечению.

Эксперты призывают воздержаться от однозначных выводов и дождаться завершения расследования, которое бы выявило истинные мотивы инцидента в пермской школе. Однако общие тенденции они отмечают уже сейчас. В частности, у многих нападавших на школы за последние несколько лет, как выяснялось, были проблемы в семье. И если родители само по себе не могут уделять достаточно внимания эмоциональному состоянию ребенка, то этот процесс должна брать на контроль школа, в том числе и обучая мам с папами тому, как слушать и общаться с несовершеннолетним, пояснила «Газете.Ru» руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста Центра психиатрии и наркологии имени Сербского, главный внештатный детский специалист-психиатр Москвы Анна Портнова.

«Система образования как очень большой институт, хорошо развитый, должен иметь в своем штате и психологическую службу. Но психологи есть далеко не в каждой школе. А там, где они есть, в основном занимаются сопровождением учебного процесса: они контролируют, как дети усваивают навыки, знания и умения. Они не занимаются эмоциональным состоянием детей, не имеют подготовки по основам клинической психологии и психиатрии.

Поэтому с критическими состояниями большинство школьных психологов справляться не умеет»,

— отмечает Портнова.

Руководитель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Умняшова подчеркивает, что работа школьного психолога в наши дни плохо отрегулирована законодательством, что сказывается на ее качестве. «Есть профессиональный стандарт психолога — в него также входит такая трудовая функция, как эмоциональное сопровождение детей. Однако это невозможно сделать без согласия родителей. Психолог — не первый герой этой истории. Есть и классные руководители, и родители, которые, понимая, что есть признаки отклоняющегося поведения, могли принять участие в профилактике».

Психолог считает, что стремление подростков воплотить в жизнь такие жестокие сюжеты, как с «Колумбайном», говорит о том, что подростки хотят выделиться и произвести впечатление на окружающих. «В подростковом возрасте детям свойственно подражание, а также использование негативных примеров для того, чтобы обратить на себя внимание», — сказала Умняшова «Газете.Ru». Портнова добавляет, что «сам подростковый возраст подразумевает определенную долю максимализма, поиска ярких ощущений, себя в этом мире, а также признания. Однако добиться признания хорошими поступками сложнее, нежели плохими. Учиться на «отлично» сложнее, чем хулиганить, драться, угрожать ножом или попасть в яркую субкультуру и покрасить волосы».

Психолог Павел Волженков отвергает версию, что российские подростки переняли некую «моду» на школьные атаки. «Я считаю, что дети ощущают бессмысленность своего пребывания в школе. Смотрят на то, как много работающих нищих людей вокруг, слышат разговоры взрослых на эти темы, видят передачи в СМИ, хотят вырваться из нищеты. Они хотят много зарабатывать, чтобы быть обеспеченными. То, что им дают в школе, не связано с зарабатыванием денег. Они не получают ответы на свои вопросы о способах заработка, о профессиях, о бизнесе, и их, тем не менее, заставляют ходить в школу. Из-за этого дети протестуют.

Подросток может найти выход для этих протестных чувств в потреблении алкоголя, наркотиков, в беспорядочных сексуальных связях, в общеопасном поведении, а может — в такой форме протеста, как ущерб учителям и другим детям. Это один из вариантов протеста, это не самоцель.

При этом дети знают о школе «Колумбайн» из соцсетей и интернета, но все не сводится лишь только к этому», — сказал Волженков «Газете.Ru».

Он считает, что школьную программу нужно сделать более приближенной к современной жизни, к потребностям учеников, к интересам, к тому как зарабатывать деньги. «Допустим, в школе есть алгебра. Это замечательный и очень нужный предмет. Можно изо дня в день объяснять ученикам ее на примерах того, что лодка плывет с такой-то скоростью, что столько-то воды затекло в бассейн, а сколько вытекло. Но они не понимают, зачем это нужно. А можно говорить — вот мост, чтобы его построить, необходимо применить такую-то алгебраическую формулу. Проектирует мост инженер-проектировщик. Он зарабатывает столько-то денег. А теперь, посмотрим сайт с зарплатами, вакансиями. А теперь посмотрим ролик на Ютьюб, в котором инженер-конструктор рассказывает, как он решает одну из задач из своей практики. Это будет связано с практической жизнью. Кроме того, школьное образование забюрократизировано, учителя пишут очень много отчетов, не успевают за реалиями современности, за тем, что востребовано сейчас», — отметил психолог.

Трагедия в керченском колледже уже переквалифицирована с теракта на массовое убийство. Вероятно, 22-летний студент четвёртого курса Владислав Росляков восхищался сверстниками, которые вошли в историю как массовые убийцы. В 1999 году в Columbine High School в Колорадо два подростка убили 12 одноклассников и преподавателя перед тем, как совершить самоубийство. Позже выяснилось, что школьники прорабатывали "виртуальный" расстрел своих товарищей на домашних компьютерах. С тех пор случаи расстрела одноклассников в школах участились, а сами стрелки из "Колумбайна" стали кумирами для десятков подростков с неуравновешенной психикой и доступом к оружию по всему миру, в том числе и в России.

Лев Биджаков, Эрик Харрис, Дилан Клиболд. Слева - Пермь, справа - "Колумбайн"

Тогда никто не придал значения тому, что 15-летний школьник из подмосковной Ивантеевки Михаил Пивнев использовал в соцсетях псевдоним Майк Клиболд - имя на американский манер, а фамилия стрелка из школы "Колумбайн". Подросток пришёл в школу № 1 с петардами, пневматическим оружием и тесаком. Он ворвался в кабинет информатики, ударил тесаком по голове учительницу Людмилу Калмыкову. Затем он со словами "Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть" и "Я ждал этого три года" несколько раз выстрелил в потолок и в голову лежащей на полу учительнице.

Многие его одноклассники выпрыгнули из окон второго этажа и от падения получили травмы. Учительница выжила, а сам подросток пытался совершить самоубийство, но его задержали. Ранее на своей страничке в социальной сети "ВКонтакте" он упоминал школу "Колумбайн" - и 20 апреля 2017 года даже написал пост о том, что ему жалко, что его там не было.

В Виргинском политехническом колледже также никто не обращал внимания на тихого и скромного студента из Южной Кореи Чо Сын Хи. А между тем этот 23-летний учащийся долго и тщательно вынашивал план нападения и не скрывал своего восхищения стрелками из "Колумбайна".

Реализацию своего дьявольского плана он начал с общежития, где открыл огонь из двух пистолетов. Затем Чо перебежал в учебный корпус, где убил 32 человека и ранил ещё 25. Затем стрелок покончил с собой, записав прощальное видео, в котором упоминал "мучеников Эрика и Дилана".

В этом городе полицейские сработали эффективно. Двое 17-летних подростков были арестованы до того, как напали на школу. У них были изъяты десять винтовок и пистолетов, около 20 "грубо сработанных" взрывных устройств, камуфляжная форма, противогазы, рации и сотни патронов.

Уильям Корнелл и Шон Штурц также приготовили предсмертные записки, в которых писали, что вдохновлены опытом стрелков из "Колумбайна". Суд приговорил Корнелла к 20, а Штурца к 15 годам тюрьмы.

Когда стрелки из "Колумбайна" Эрик Харрис и Дилан Клиболд бродили по школе с оружием, они периодически отлавливали учеников и спрашивали их, верят ли те в Бога. Тем же самым занимался и 16-летний Джеффри Уиз, который открыл стрельбу в своей школе в Ред-Лейк, Миннесота.

Он убил семь и ранил пять человек, а затем, получив ранения от полицейских, покончил с собой. Перед атакой "мальчик-гот" (так его называли одноклассники) застрелил своего деда и его подругу.

Сидар-Парк (США), январь 2004 года

В Техасе два подростка были арестованы за то, что готовились воссоздать бойню в "стиле "Колумбайн" в собственной средней школе. 17-летнему Кристоферу Левинсу и 19-летнему Адаму Синклеру предъявлено обвинение в терроризме.

Чтобы спрятать оружие, пара планировала надеть длинные пальто, как это сделали убийцы из "Колумбайна". Оба мальчика заявили, что у них был доступ к оружию.

Лавджой (США), декабрь 2003 года

14-летний подросток собирался блокировать пожарные выходы, поднять тревогу и перестрелять паникующих людей. Но его вовремя задержали и не дали осуществиться этому дьявольскому плану.

Позднее он признался, что хотел прославиться так же, как стрелки из "Колумбайна". У него не было оружия, но он планировал взять пистолет у отца.

15-летний Чарльз Уильямс не успел убить себя, а возможно, просто не хватило духа, но на допросе он признался, что хотел повторить опыт стрелков из "Колумбайна".

Школьник проник в учебное заведение Santana High School с двумя револьверами. Он успел убить двоих учеников, ещё 13 получили огнестрельные ранения, но выжили. Уильямса приговорили к 50 годам заключения.

Похожие публикации