Общее развитие ребенка в один год и девять месяцев. Общее развитие ребенка в один год и девять месяцев Что умеет ребенок в 1 9

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий.

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности

Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры.

Важные изменения в эмоциональной сфере

Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Для этого возраста свойственен феномен «я сам»

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно.

Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.


В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Научите малыша контролировать свои чувства

Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого.

Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

Физическе развитие ребенка:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

Показатели ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

80.80-81.73 см

11.400-11.805 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
  • Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб .

Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Что должен уметь малыш? В 1 год и девять месяцев ребенок очень интересуется всем происходящим, все и всё на прогулке привлекает его внимание.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Вероятно, вы уже забыли о временах, когда малыш умилял вас неуклюжестью, а своими несогласованными движениями почти мог вызвать сердечный приступ. Теперь он владеет телом очень уверенно.

Преодолевать все более высокие препятствия, танцевать и прыгать – вот его любимые формы проведения досуга. Ребенок не забывает, однако, и о других способах перемещения – с удовольствием ходит на четвереньках, ползает, опираясь при этом на локти, а также перекатывается (с небольшой помощью мамы или папы). Если ему удалось победить страх высоты – он уже умеет прыгать с кровати на пол и приземляется, но только на жестких, полностью выпрямленных ногах.

Когда он почувствует желание отдохнуть от непрерывного движения, присядет и с радостью займется играми, которые требуют активности рук и пальцев. В этом возрасте малыш собирает кубики, простой конструктор, прекрасно справляется с укладкой крупных блоков .

Координация рук уже достаточно развита – ребенок в 1 год и 9 месяцев уже умело срывает, например, смородину или виноград и может аккуратно держать их пальцами, не сжимая слишком сильно.

Пришло время взять под контроль физиологические потребности: ребенок какает каждый день примерно в одно и то же время, но чаще всего не в состоянии сообщить о том, что хочет пописать.

  • Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок мог играть на улице. Двигательная активность на свежем воздухе очень важна для его полноценного развития, в том числе интеллектуального.
  • Привыкание к горшку. Если ваш малыш пока не выказывает интереса к ночному горшку или не проявляет энтузиазма при его виде, подождите пару недель перед тем, как начнете приучать малыша к гигиене. А пока можно продемонстрировать ему, что бояться нечего. Покажите, для чего предназначен горшок, сажая туда, например, куклу или плюшевого мишку.
  • Следите за безопасностью ребенка. Подстраховывайте его, когда он пытается прыгать или лазать. На ловкость малыша пока полагаться рано.
  • Купите ребенку трехколесный велосипед. Конечно, малыш с ним пока вряд ли хорошо справится. Вместо этого вы также можете купить беговой велосипед.

Рост и вес в 1 год и 9 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 12,2 кг., рост - 84,7 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11,6 кг., рост - 83,1 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Находиться с ребенком и наблюдать за его поведением в этот период – истинное удовольствие. Здоровый малыш обычно очень жизнерадостный и веселый . Он часто взрывается смехом, даже по не всегда понятной для вас причине.

Обычно ребенок (при условии, что он не устал или не хочет спать) очень коммуникабелен, готов к игре. Хотя он не умеет еще играть с ровесниками , но может быть по отношению к ним внимательным и отзывчивым. Малыш готов общаться и обниматься , но в присутствии незнакомцев становится очень застенчивым и тихим.

У ребенка в 21 месяц бывают срывы . В один момент это привлекательный, милый маленький ангелочек, а в следующий он превращается в настоящего демона. Резкие перепады настроения, истерики, повышение тона голоса – все это абсолютно нормально. Малыш испытывает разочарование, потому что он пока еще не в состоянии сформулировать свои потребности и в то же время не может терпеть ни одной минуты, пока его желания будут исполнены.

Вспышки гнева действуют угнетающе и на него самого – именно поэтому малыш вместо того, чтобы успокоиться после плача, становится еще более раздражительным. По поведению ребенка до двух лет с легкостью можно заметить, когда его плач вызван настоящим отчаянием, а когда является лишь формой манипуляции. Малыш в этом возрасте часто использует плач и крик, чтобы заставить родителей вести себя определенным образом.

  • Не стоит потакать в важных вопросах, даже если ребенок будет из-за этого плакать. Если он поймет, что плачем может выпросить у вас леденец или в итоге будет ехать у вас на коленях, а не в автокресле, он будет применять этот способ манипуляции еще чаще.
  • Не нужно стоять на своем только из принципа. Ничего страшного не случится, если ребенок будет есть обед ложкой, которую сам себе выберет, выпьет какао из чашки, а не из стакана или наденет синюю, а не желтую майку.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев ребенок все дольше и дольше может заниматься своими делами, а в играх пользуется воображением.

Он проявляет заботу: обнимает куклу, возит ее в игрушечной коляске, кормит и укрывает одеялом.

Малыш уже хорошо узнал части человеческого тела : пупок, животик и т. д. и может их показать не только на себе, но и на другом человеке или кукле.

Способность наблюдения, идущая рука об руку с памятью, которая развивается все лучше, позволяет ему анализировать сразу несколько изображений и указывать, например, на то, которого раньше не было .

Малыш в этом возрасте знает уже примерно 50-100 слов и может их складывать в более длинные фразы. Он рассказывает о том, что видит на улице или через окно. Очень интересуется всем происходящим: обращает внимание на прохожих, самолеты, скорую...

Возможно, именно эти моменты он пытается изобразить на своих рисунках. Рисование карандашами – одна из способностей, которую ребенок будет оттачивать в течение нескольких ближайших месяцев.

Малыш в этом возрасте с удовольствием сам берет в руки любимые книжки , листает их, решительно требует чтения. Не отбирайте их, даже если это будет стоить нескольких рваных страниц – если ребенок привыкнет к книге с самых ранних месяцев жизни, это повлияет на его отношение к учебе в школьном возрасте.

  • Выключите телевизор. Если он работает нон-стоп, это отвлекает, даже если малыш на него не обращает внимания. К тому же так ребенок может волей-неволей привыкнуть к включенному постоянно телевизору.
  • Поощряйте ребенка исследовать мир во время прогулок. Пусть не будет скучным ваше путешествие из точки А в точку Б. Обращайте внимание малыша на собак, деревья, отражение неба в луже и т. д.
  • Произносите все медленно и четко. Если вы хотите объяснить ребенку что-то важное, присядьте рядом и скажите ему это, глядя в глаза. Старайтесь очень четко артикулировать звуки, с произношением которых у малыша проблемы.
  • Не порицайте ребенка , если во время разговора он сделает ошибку. В этом возрасте малыш должен обращать внимание на содержание, а не на форму.
  • Пойте с ребенком песни. Это помогает в изучении речи.

Двадцать первый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Воспитание мальчика.

Это нормально, если мальчик плачет, когда ударится или столкнется с какой-то проблемой. Трудно ожидать, чтобы в этом возрасте он был мужественным. Утешьте его, если он в этом нуждается, подуйте на больное место, поцелуйте, когда болит колено. Это не приведет к тому, что у вас вырастет плакса. Реагируйте спокойно, без паники и чрезмерной растроганности, чтобы ребенок знал, что найдет в вас поддержку, и чтобы мелкий инцидент не вырос в его глазах до размеров страшной аварии.

Психологи утверждают, что формирование основы характера и поведения ребенка длится до 3 лет, после этого можно только исправлять и корректировать. В 1 год 9 месяцев еще есть время оценить умения и навыки малыша, увидеть, чему он научился, как развивается, что хочет делать, а от чего категорически отказывается, начиная проявлять свой характер.

Растем и прибавляем в весе

Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц – по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.

Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.

Вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев индивидуален и зависит от многих факторов, но педиатры рекомендуют в первую очередь ориентироваться на нормы, чтобы в случае расхождений пройти обследование у врача. Должен вызвать беспокойство показатель веса у мальчиков меньше 10,2 кг, вес девочек – меньше 13,3 кг. Нормальные показатели веса у мальчиков – 10,6 – 13,6 кг, у девочек – 10,5 – 12,8 кг.

О физическом развитии

В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.

Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон – один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов. Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время – этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.



В год и 9 месяцев малыш должен кушать 4 раза в сутки – такая частота оптимальна для его растущего организма и прекрасно воспринимается самим ребенком, который как раз успевает проголодаться

Социальное взаимодействие

Социум ребенка в возрасте 1 года 9 месяцев заключается в узком круге: родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. На посторонних малыш реагирует по-разному, но в большинстве случаев настороженно. Тем не менее, он уже умеет общаться в своем кругу, по-своему выражать свои чувства, говорить понятно для узкого круга близких и выполнять общепринятые действия:

  • выполнять просьбы взрослых: например, подать что-нибудь, показать, поздороваться, попрощаться, согласиться, покивав головой;
  • он различает некоторые цвета, но может их путать и это нормальное явление;
  • он может продемонстрировать, с какими звуками у него ассоциируются те или иные животные;
  • он умеет держать в руке ложку и кружку во время еды, правильно обращаться с ними.

1 год 9 месяцев – период активного развития и время, когда можно начать расширять круг общения малыша, но это не значит, что его нужно устраивать в детский сад (рекомендуем прочитать: ). Такая нагрузка на психику будет преждевременной. Как вариант, можно воспользоваться услугами детского центра раннего развития, в котором проходят занятия именно с детьми такого возраста. Занятия в таких центрах непродолжительны, но ребенок начинает расширять круг своего общения, развивает коммуникативные навыки и активно взаимодействует с незнакомыми людьми.

Кроме этого, общение с большим количеством людей помогает развитию речевых навыков, у детей формируются устойчивые умения произносить новые слова, понимать, когда к ним обращаются другие люди. В итоге процесс развития происходит активнее, дети начинают быстрее внятно произносить слова и короткие словосочетания, увеличивать свой словарный запас.



Приближаясь к двухлетнему рубежу, малыш продолжает постигать социальные навыки – теперь он может более осмысленно взаимодействовать с другими детишками, общаться и играть с ними

Навыки и умения

Ребенок в 1 год 9 месяцев впитывает в себя, как губка, все навыки и умения, которым его обучают, начинает ставить перед собой элементарные цели и выполнять их. Кроха уже имеет небольшой жизненный опыт, поэтому вся его деятельность основывается на повторении действий, которые он увидел у кого-нибудь или которым его целенаправленно научили:

  • складывает игрушки в положенное место;
  • помогает в меру сил маме;
  • поднимается по лестнице, держась за перила;
  • строит башенку из кубиков;
  • поднимает мяч, бросает или пинает его;
  • называет животных, увидев их на картинке, но многосложные слова пока ему не под силу;
  • повторяет простые движения;
  • считает до трех;
  • различает основные цвета;
  • общается со сверстниками, это происходит пока не на речевом уровне, а в игре, но социальные навыки начинают проявляться.

В этом возрасте начинается привыкание к соблюдению правил общежития и к дисциплине. Ребенок начинает понимать, что кроме него есть много других людей, на которых нужно обращать внимание, заботиться о них (рекомендуем прочитать: ). Нужно потихоньку прививать ему основные правила приличия.

Есть много правил, которые необходимо соблюдать, потому что так принято в обществе, где взаимодействует много людей. Малыш начинает понимать, что в социуме существуют установленные рамки поведения, за которые выходить не стоит.

Питание

В этом возрасте ребенок должен принимать пищу 4 раза в день, через 3-4 часа (рекомендуем прочитать: ). Наиболее калорийную пищу необходимо готовить в первой половине дня. На завтрак предпочтительно готовить кашу, омлет или запеканку. В рацион питания уже нужно включать суп-пюре, борщ и вторые блюда: мясные и рыбные, овощные рагу, картофельное пюре, молочные и кисломолочные продукты, которые должны оставаться основой меню.

Помимо этого обязательны свежие овощи и фрукты: морковь, картофель, капуста, тыква, кабачки, свекла. Не запрещается также салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке. Растительные и животные жиры необходимо добавлять в рацион при приготовлении горячих блюд и салатов. Мясные блюда нужно включать в меню ежедневно на обед: нежирные сорта говядины, кроличье мясо, курицу. Из мяса можно приготовить котлеты на пару, мясное пюре, тефтели. Приветствуется питание рыбными продуктами, ими можно заменить 2 раза в неделю мясо – например, паровыми котлетами из рыбного фарша.



Пюре продолжает использоваться в рационе ребенка, однако перестает быть главным его компонентом. Теперь малыша можно потихоньку переводить на полезную взрослую пищу

Отношения с родителями

В 1 год 9 месяцев малыш требует постоянного внимания со стороны родителей, особенно мамы. Желание быть всегда рядом с родителями уже не сводится к простому сидению на ручках. В этом возрасте начинается взаимодействие между близкими людьми, которое проявляется в совместных играх, чтении книжек, просмотре мультфильмов. Дети, которые еще плохо разговаривают, выражают свои эмоции и чувства объятиями, поцелуями, улыбками, смехом. В этот период важно не отмахиваться от ребенка, а по мере возможности привлекать его к совместному выполнению каких-либо действий:

  • убирать на место игрушки;
  • накрывать на стол;
  • наводить чистоту и порядок в комнате;
  • читать книжки;
  • обучать произношению фамилии семьи, имен мамы, папы, бабушек, дедушек;
  • приучать к самостоятельности, формировать навыки выполнения действий своими силами.

Последний квартал второго года жизни – этап ярких проявлений самостоятельности и активности в социуме. От того, каким будет первый опыт социализации, зависит, как он будет вливаться в новый коллектив в детском саду, а потом в школе. В это время очень важно поддержать малыша в проявлении новых умений и навыков, не пропустить самое важное.

Ваш малыш всегда самый лучший, самый умный, идеальный. Тем не менее, 90% родителей переживают – а соответствует ли развитие их чада нормам, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? На этом этапе происходит много нового: впервые звучат фразы из 2-3 слов, малыш начинает сам пользоваться горшком и развивается не по дням, а по часам. Расскажем подробно о речевых, физических, психологических особенностях детей того возраста и проанализируем факторы развития.

Нормы развития

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

  1. способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
  2. различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
  3. показывает части тела, минимум 3;
  4. собирает пазл из 4-8 частей;
  5. вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
  6. рисует кривые линии, круги, квадрат;
  7. может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Можно часто услышать утверждение, что мальчики развиваются медленнее девочек. Это не совсем так. У девочек быстрее созревает левое полушарие, ответственное за логическое и речевое мышление. Но зато мальчики лидируют в развитии пространственно-временной ориентации. Они меньше говорят, но мыслят нестандартно. У мальчиков острее слух примерно до 8 лет и ниже кожная чувствительность.

Игры

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Правильный уход и развитие

Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:

  • сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
  • 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
  • соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
  • соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
  • прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг. При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье. Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.

Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.

В этой статье:

Развитие малыша в год и девять месяцев протекает настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать изменения на фото и видео для домашней коллекции воспоминаний. Что умеет ребёнок в этом возрасте, а чему еще только учится, что нужно знать родителям о рационе питания крохи, игрушках и процессе развития в целом? Обо всём этом читайте ниже.

Физические изменения крохи

Сразу стоит отметить, что физическое развитие малыша в год и девять месяцев отмечается увеличением массы тела и показателей роста. В среднем мальчики весят от 11 до 13,5 кг, тогда как масса тела девочек колеблется в пределах 11-13 кг при росте первых от 80 до 87 см и вторых - от 80 до 85 см. В большинстве случаев дети в этом возрасте уже имеют около 20 зубов.

Что касается физических навыков, то их развитие налицо. Дети в год и девять месяцев становятся заметно боле ловкими и активными. Они часто развлекаются и веселятся, например, пробуя ходить задом наперед, чем несказанно удивляют и беспокоят слишком заботливых родителей.

Детский организм на этом этапе достаточно развит для того, чтобы малыш смог по утрам заниматься зарядкой. Задача родителей - привить интерес к упражнениям (как вариант - под музыку), показывая очередность выполнения на личном примере. Прививая крохе привычку делать зарядку с раннего возраста, взрослые положительно повлияют на его отношение к здоровому образу жизни в будущем.

Правильным будет продолжать закаливание в случаях, если оно практиковалось с рождения ребёнка. Крохе нужно разрешать время от времени ходить без обуви по траве или песку, прыгать по тёплым летним лужам, купаться в водоёме.

Зимой продолжить закаливание можно, устроив импровизированное морское дно на дне обычной ванны. Просто засыпьте его галькой диаметром до 4 см, залейте водой температурой не выше 33 градусов с морской солью и предложите крохе походить по камушкам босиком.

Стремление к самостоятельности

В год и девять месяцев физическое и психическое развитие позволяет малышу проявлять чудеса самостоятельности. Ребёнок достаточно хорошо справляется с ложкой во время еды, аккуратно пьёт из чашки, пробует самостоятельно одеваться и раздеваться.

В этом же возрасте возрастает интерес к сверстникам. Ребёнок уже достаточно наигрался с родителями и с удовольствием принимает правила игры детей на детских площадках. Многие малыши уже способны обмениваться простыми репликами, задавать вопросы и отвечать на них. Особенность этого возраста - копирование манеры поведения друг друга.

Пользуясь стремлением ребёнка к самостоятельности, родители могут начинать обучать его простым правилам гигиены. Утром кроха в год и девять месяцев может самостоятельно умываться и чистить зубы, после прогулки мыть руки. Так же как и зарядка, эти навыки должны войти у малыша в привычку, поэтому нужно следить, чтобы он их применял регулярно.

Особенности умственного развития

В год и девять месяцев умственное развитие, как и физическое, происходит в ускоренном темпе. Малыши, как правило, способны отличать четыре основных цвета, многие пробуют их называть, время от времени путая названия. Малыши, с которыми активно занимаются над изучением букв с помощью, например, известных кубиков Зайцева, к этому возрасту уже способны различать порядка 10 букв и звуков.

Кроха в конце второго года жизни уверенно ориентируется в картинках с изображениями животных, растений, насекомых, может указывать на те или иные изображения по просьбе взрослых.

В год и девять месяцев развитие малыша также позволяет ему запомнить информацию о собственных личных данных (имя, адрес, имена родителей, возраст). Единственный момент - озвучить информацию смогут только те малыши, которые уже успели освоить речевые навыки и с успехом их применяют.

В конце второго года жизни для ребёнка не составит труда сосчитать до трех. Пусть малыш пока не различает цифр, но он способен понять, что два яблока отличаются от трёх. Можно работать над развитием ребёнка в этом направлении, предлагая ему считать игрушки, детали конструктора, интересные для него предметы.

Особенности моторного развития

В год и девять месяцев двигательные навыки малыша достаточно хорошо развиты. Утренняя гимнастика способствует укреплению его опорно-двигательного аппарата, развитию гибкости и эластичности мышц.

Кроха без труда преодолевает простые препятствия, может удерживать равновесие на одной ноге, попадает мячом в игрушечную корзину баскетбольного кольца на уровне его груди и в детские мини-футбольные ворота.

Малыш уверенно спускается и поднимается по ступенькам, самостоятельно забирается на горку и скатывается, пробует освоить навыки катания на детском трехколёсном велосипеде, самокате, с удовольствием катается на велобеге без педалей.

Речевые навыки

В год и девять месяцев развитие речи ребёнка нельзя назвать совершенным. Дети действительно пробуют говорить, но зачастую плохо выговаривают слова, придумывают собственные названия и обозначения для предметов в упрощённом варианте. Между тем словарный запас ребёнка ежедневно пополняется одним-двумя новыми словами, которые он пытается озвучить при случае.

Стимулировать развитие речи в этом возрасте можно с помощью постоянного общения, чтения книг с яркими картинками и, конечно, игр для развития мелкой моторики рук, которые, в свою очередь, способствуют развитию речевых центров.

Готовность к сотрудничеству

Бесспорно, положительный момент этого возраста - готовность малыша слушаться родителей, выполняя их просьбы, идя на компромиссы при необходимости. С малышом можно договариваться, предлагая ему альтернативу, просить выполнять простые поручения.

Особое удовольствие детям на этом этапе развития приносит осознание собственной значимости, когда они помогают взрослым. Именно поэтому родители время от времени должны давать малышам такую возможность, предлагая выполнить посильную работу и обязательно оценивая результат стараний искренней похвалой.

Туалетные будни

Не нужно настаивать на пользовании горшком, если ребёнок к этому относится негативно. Очень важно сохранить заинтересованность крохи в процессе приобщения к туалету, поощряя его попытки сообщать о естественных потребностях.

Оптимальное время для отучения малыша от памперсов - это лето. В этот период можно запастись сменой белья и, гуляя на улице, предлагать крохе время от времени справить нужду. За лето ребёнок настолько привыкнет, что к осени будет совершенно осознанно пользоваться горшком или туалетом взрослых.

Питание малыша: что включает рацион

Если сравнивать питание малыша в год и девять месяцев с питанием полуторагодовалого
ребёнка, то разница будет несущественной. Так же как и несколько месяцев назад, в меню должны входить как первые, так и вторые блюда. Обязательными в рационе малыша являются:

  • каши и омлеты;
  • кисломолочные изделия;
  • рыба и мясо нежирных видов;
  • овощи и фрукты;
  • источники растительных жиров.

На завтрак малышу можно готовить молочную кашу, на обед первое и второе на основе мяса, рыбы или тушеных овощей. Полдник может состоять из домашнего йогурта с фруктами, пудинга или киселя с печеньем, ужин - из запеканки или каши с кефиром или молоком.

Естественно, что с меню можно экспериментировать, учитывая предпочтения маленького гурмана и сезонность фруктов и овощей, а также помня о том, что в день малыш должен потреблять
не менее 500 мл молока или кефира. Мясные блюда (на пару, тушеные или приготовленные в духовке) ребёнку можно готовить ежедневно, тогда как для рыбы стоит выделить 1-2 дня в неделю.

Специи, консервы, сладости, газированная вода, копчености в этом возрасте противопоказаны.

Прогулки и досуг малыша

Чтобы развитие ребёнка в один год и девять месяцев протекало нормально, он должен регулярно бывать на улице. В среднем - не менее двух часов утром и столько же вечером. Сократить время прогулок можно только в случае плохой погоды. Если малыш болен, при этом достаточно энергичен и не температурит, с
ним также необходимо гулять, регулируя длительность прогулки в зависимости от его самочувствия.

В свободное от прогулок время малыша нужно уметь занимать дома, опять же стимулируя его развитие с помощью увлекательных игр и занятий. В год и девять месяцев дети с удовольствием слушают, когда им читают книжки, и даже пробуют отвечать на наводящие вопросы по картинкам, повторяют последние строчки стихов и сказок.

Отличный вариант домашнего развлечения - это прикладное искусство. Кроху можно привлечь к рисованию, предлагая ему воспользоваться пальчиковыми красками, лепке с помощью солёного теста или глины, примитивным аппликациям с готовыми деталями и фоном.

Такие занятия должны быть непродолжительными по времени и протекать в дружественной атмосфере без нажима со стороны родителей. В процессе занятий малыши научаться управлять
пальчиками, смогут потренировать терпение, память и воображение.

Наблюдая за достижениями крохи в творческом направлении, необходимо постепенно усложнять задания, добавляя новые детали к аппликациям, предлагая вылепить более сложные фигурки из теста или воспользоваться кисточкой для рисования красками.

Игры и игрушки

В год и девять месяцев игра является основной деятельностью малыша. Он с удовольствием играет сам и принимает правила игры взрослых и старших детей в семье. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы у малыша было достаточно игрушек, способствующих его развитию.

Самый подходящий вариант - это игрушки, издающие звуки, а также разного рода каталки, машинки на веревочках, детские музыкальные инструменты, игрушки-вкладыши и всевозможные сборно-разборные конструкции.

Просто замечательным развлечением в этом возрасте станут ёмкости и контейнеры с многочисленными отделениями, которые можно открывать и закрывать, а также вкладывать друг в дружку.

Похожие публикации