Кто возвел в кремле новый софийский собор. Софийский собор в новгороде. Фреска и ворота

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.


Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.


В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.


Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.


Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.


На русском обширном просторе, занимающем пол континента, располагается множество церквей и монастырей.

Одним из самых древних и прекрасных является Храм Святой Софии в Новгороде (Софиевский).

Он является одной из самых знаменитых и посещаемых архитектурных построек в мире.

Его пятиглавые купола украшают собой святую землю великого города. Краткое описание и важнейшие факты из истории храма даст Википедия. Наша задача — не только рассказать о важнейшем для Новгорода храме, но и показать его во всей красе.

Описание

Не ищите храм Св Софии в Нижнем Новгороде: его вотчина, как его величали прежде — господин Великий Новгород! Эта крестово-купольная постройка относится к старым временам. Но даже тогда такие строения были редкостью, особенно на Русской земле. Пятинефное сооружение представляет собой уникальное архитектурное решение. Подобные строения создавались только в одиннадцатом веке. Кроме него существует всего несколько сооружений подобного типа. Например, одно из знаменитых сооружений находится в Киеве, это церковь Ирины и Георгия. Некоторые строения есть и в , к ним относится Софийский собор, и такой же на Украине в Киеве.

Землёй тысячи церквей зовётся Новгородчина. Много в этом краю храмов больших и малых: от пышных соборов до часовенок, затерянных в самой глуши. Но только один всегда был и будет символом и сердцем Новгорода — Софийский собор

Собор занимает обширную территорию. В ширину он почти сорок метров. А в длину почти тридцать пять. Стены храма вложены из разных пород известняка, их толщина огромна — 1,2 метра.

Интерьер храма представляет собой типичный для тех времен Киевский стиль, который в свою очередь был создан на Византийских мотивах. Таким образом, храм представлен некоторым смешением традиционного киевского русского и византийского направлений.

Географическое положение и место на карте

Находится собор в самом центре города. На территории Новгородского Кремля, в строении под номером одиннадцать. Такое расположение строение получило не случайно. Храм должен был олицетворять душу Новгородской земли, стать ее настоящим живым сердцем. Недаром еще в те времена говорили: «Где Святая София — там и Новгород!»

Собор Святой Софии в Новгороде — древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси

Примите во внимание: Софийский собор предназначался не только для Богослужений. В нем длительное время проводили различные государственные собрания и самые важные церемонии и торжества.

История строительства

Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой

В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.

Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.

Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.

После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.

Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.

В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.

Живопись и архитектурные особенности

Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.

Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.

Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Массивные стены лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами

Интересный факт: для отличной акустики в стены собора были помещены так называемые горшки голосники.

Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука. Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения.

Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.

Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.

Знаете ли Вы, что: по приданию изображение Христа было решено писать с разжатой рукой. Но каждый раз приходилось переделывать работу, так как поутру писари обнаруживали сжатую десницу Христа. На четвёртый день художник услышал голос, сказавший ему «Пиши меня с жатым перстом, ибо, когда моя рука разожмется, Новгород падет». Пророчество сбылось во время Великой Отечественной войны, когда прямое попадание снаряда уничтожило мозайку под куполом. Десница разжалась, Новгород пал.

Древнейшие граффити на стенах

В конце девятнадцатого века на стенах собора были впервые обнаружены древнейшие надписи. Самые старые были созданы в конце одиннадцатого в начале двенадцатого века. Некоторые из них называются глаголическими и принадлежат к редчайшим произведениям письменности. В 2012 году собрание таких редчайших рукотворных произведений древности в храме достигло двенадцати эскапад. Всего же к 2014 году вместе с кириллическими надписями количество надписей в соборе насчитывало более 800. Одними из самых известных стали прорицание жрецов и выписки из «Слова о полку Игореве». К примеру, на одной из стен исследователи обнаружили сообщение, содержащее информацию о том, что умер Ярослав Мудрый, Великий Киевский князь.

Надпись-граффити в Софийском соборе в Новгороде (XII-XIII вв.)

Полезно знать: древние граффити представляли собой различные по характеру надписи, их нацарапывали специальным инструментом с острым наконечником, которое называлось «писалом».

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Магдебурские врата

Были созданы в 1153 году, также именовались Корсунскими. Имеют западноевропейский стиль, потому как создавались на заказ зарубежными мастерами. Бронзовые двери, которые ведут в предел Рождества Богоматери. Через некоторое время эти врата были перенесены в западный портал собора. Много веков подряд эти великолепные врата служили главным входом в Храм для особых торжеств и церемоний, именно через них проходили князья и княжны. Сейчас их открывают только по особым случаям. Это делает лично архиепископ митрополит Новгородский Лев.

Фрагмент Магдебургских (Сигтунских) врат собора Святой Софии в Великом Новгороде. Литейная мастерская епископа Вихмана, Магдебург, Германия, вторая половина 12-го века

Стоит отметить: по одной из легенд Магдебурские врата были вывезены как трофей из Шведской столицы Сигтуну. Произошло это во время Русских морских военных походов в 1187 году.

История креста главного купола

Крест этого храма отличается от остальных одной особенностью: на его вершине располагается голубь. Он символизирует Святой Дух. Сама церковная реликвия имеет богатую историю.

Святой Дух - с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире

В 1942 году купол собора был разрушен во время бомбардировки города немецкими войсками. Множество предметов изобразительного искусства, архитектурных памятников и культурных ценностей было вывезено из великого города чужеземными захватчиками. В том числе и золотой крест с купола Храма. Подразделением «Голубой дивизии» он был отправлен в Испанию, как военный трофей. На Родину он был возвращен только в 2004 году усилиями Российского Патриархального сообщества в совместительстве с правительством Российской Федерации. Были назначены переговоры Испанского и Российского правительства, в ходе которых Король Испании согласился передать реликвию на Родину. Обратно в музей Испании отправили точную копию архитектурного памятника, а вторую копию разместили на куполе Собора в 2007 году. Оригинал же креста, возвращенный на Родину с большим трудом, хранится в недрах Храма, как ценная реликвия.

Легенда о каменном голубе

Вокруг древнего собора собрано множество сказаний и былин. Некоторые из них имеют под собой документально зарегистрированные сведения. К одному из таких относится легенда о каменном голубе.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса

По легенде Иван Грозный изуверски и незаслуженно поступил с новгородским народом. Тогда на крест собора опустился обычный живой голубок. Он посмотрел вниз и, узрев безобразное зрелище, обратился в камень. Потом одному из священнослужителей пришло видение о том, что птица прилетела в город как утешение, и, пока она располагается на кресте, город оберегают ангелы с небес.

Заключение

В Новгороде этот великий храм относится к древнейшим памятникам архитектурного зодчества. Выступает он в роли уникальной постройки с точки зрения не только ансамбля архитектурного, но и духовного богатства.

Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий - духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами

Многие туристы приезжают в город с целью посещения великого собора. Его история настолько богата и разнообразна, что можно было бы этому посвятить целую книгу. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, которые пришлись на Новгородскую землю за всю ее богатую историю, собор выстоял и до сих пор хранит жителей этого прекрасного края. Не это ли является признаком высшего благословения и присутствия Святого Духа в стенах храма.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает о самой древней сохранившейся каменной постройке в России — Соборе Святой Софии в Новгороде:

Предыдущая фотография Следующая фотография

С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный «по образу и подобию» Софийского собора в Киеве , он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.

Справедливости ради надо сказать, что дошедший до современников Софийский собор - это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали из дерева искусные новгородские плотники. Однако здание простояло около полувека и в очередном пожаре сгорело дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести каменную церковь, похожую на так любимый отцом киевский Софийский собор. Собственно, и мастера-то для строительства были вызваны из Киева - в Новгороде в ту пору практиковалось возведение деревянных строений.

Стены собора скрывали (а может быть, и верно стерегут какие-то сокровища по сей день) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира. По легендам, именно его «схоронку» нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву. Кроме личных кладов в тайниках собора в свое время хранилась и казна Новгородской республики.

Софийский собор в Новгороде

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота - это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже - перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, - Васильевские ворота.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, - Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика - архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История возведения собора

Выстроенный из плит известняка и ракушечника, поначалу собор и снаружи, и изнутри был светлее и приветливее, изначально необработанный камень в середине 12 века оштукатурили, смягчив грубый вид, а внутреннее убранство собора блистало богато изукрашенными окладами икон, драгоценной утварью. За свою историю Софийский собор претерпел немало изменений, перестроек (были заложены открытые галереи, которые «не прижились» в холодном климате, и собор приобрел более строгий «хмурый» вид, позже пристроена «Златая» паперть), «врос» в землю почти на 1,5 метра и даже был разграблен опричниками Ивана Грозного, которые вывезли из ризницы иконы, колокола и драгоценную утварь и даже выломали знаменитые Корсунские ворота.

После реконструкций в Средние века и разрушений, причиненных во время Великой Отечественной войны (в то время из собора были вывезены в фашистскую Германию резные деревянные сени и иконостас, впрочем, позже их нашли и вернули на родину), этот храм божий приобрел мрачный, строгий, даже суровый вид. Внутреннее пространство не очень удачно разбито иконостасом с иконами, датируемыми 14-16 веками, фрески 11 века сильно потускнели, а большинство из них не сохранилось до сегодняшнего дня. Причиной тому - неудачные реставрационные работы, которые проводились в соборе Святой Софии в начале 20 века, и военные действия Первой мировой.

К счастью, на древней штукатурке, которая сохранилась и по сей день, ученым удалось обнаружить надписи прихожан, живших в 11-13 веках, - о различных событиях в городе, тексты молитв и... автографы, а при раскопках были обнаружены образчики мозаики, которой были украшены столбы перед алтарем, фрагменты пола. Также дошли до наших дней некоторые фолианты из некогда богатой библиотеки, которая была собрана в Софийском соборе, - исторические летописи, сборники рецептов и описания трав, математические трактаты.

В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.

С приходом к власти большевиков в конце 20-х годов богослужения в храме прекращают и открывают в его стенах антирелигиозный музей, выставив на всеобщее обозрение «несметные богатства» церкви из числа драгоценностей, которые хранились в ризнице. После войны разрушения, причиненные Софийскому собору, были ликвидированы, и вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия он был отделом музея-заповедника Новгорода. А 16 августа 1991 года в торжественной обстановке патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возвращенный русской православной церкви Софийский собор Великого Новгорода.

Адрес: Территория Кремля, 11

Достопримечательности под стать городу: кремль красно-кирпичный башенный, стены с бойницами вдвое старше Московского Кремля. Музей Витославлицы под открытым небом, где собраны деревянные избы и дома из прошлых столетий, Ярославово дворище на другом берегу реки Волхва, Церковь Спасо-Преображения с бессмертными фресками иконописца Феофана Грека - в этих достопримечательностях сосредоточено искусство Великого Новгорода.

Главная достопримечательность - это в Новгороде, белокаменный шедевр церковного зодчества. Стоит храм в середине Новгородского Кремля с 1050 года, без малого тысячу лет, с тех пор, как построен был мастерами киевскими по приказу Новгородского князя Владимира, сына История создания Софийского собора связана со сгоревшим в огне деревянным храмом о 13 куполах, выстроенным из дуба в 989 году. Позвал Владимир отца и княгиню Ирину сразу после пожара, дождался их приезда и с родительского благословения заложил будущий храм, Софийский собор в Великом Новгороде.

Строили собор пять долгих лет и освятили храм сразу, не откладывая, хоть и не было внутреннего убранства - ни икон, ни иконостаса. Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время. В основном это были иконы XIV-XVI веков. В настоящее время в Софийском соборе три полноценных иконостаса, главная икона - «Знамение Божьей Матери». Затем три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий. Особое место занимают София - Божья Премудрость, датируемая XV веком, и Ти

хвинская XVI века.

Софийский собор в Новгороде - пятикупольный с одной башней лестничной, которая также несет купол. Центральный купол золоченный, остальные свинцованные. Их форма традиционна для русских церквей: она точно повторяет контур богатырского шлема. Собор окружают галереи со всех сторон, кроме восточной, алтарной стороны. На восточной стороне расположены три апсиды: пятигранная по центру и две боковые полукруглые. Галереи несут в себе приделы: южный - Рождества Богородицы, северный - Иоанна Богослова. В западном крыле северной галереи находится еще один придел - Усекновения головы Иоанна Предтечи.

Верняя часть собора комбинированная, кровля делится на полукруглые навершия - закомары и двускатные, так называемые «щипцы». Что касается церковного интерьера, то из-за массивных столбов внутри довольно тесно, хотя теснота в храме - понятие относительное. Собор производит впечатление монолитного сооружения, и это вполне понятно, поскольку все стены Софии имеют толщину 1,3 метра, чего не встретишь ни в одном русском храме. Софийский собор в Новгороде уникален по многим показателям, но главное - он самый древний из сохранившихся церквей, построенных славянами.

На самой высокой точке храма находится голубь, отлитый из свинца. Он «сидит» на верхушке центрального креста, на высоте 38 метров, и символизирует собой хранителя Софийского собора. По преданию, голубь не должен покидать креста, ибо тогда закончится благополучие города. Софийский собор в Новгороде является самым высоким из всех подобных храмов.

В соборе нет звонницы. Все колокола расположены в колокольне, которая стоит чуть поодаль. Главный колокол весит двести пудов, а набатный - вдвое меньше, сто пудов. Кроме больших колоколов, в звоннице находятся несколько малых колоколов, задача которых - звонить по праздникам.

С офийский собор - главный Новгородский собор который стоит на территории Кремля.
Это одна из древнейший церквей на территории России. Храм был поставлен в 1045 - 1050 годах. Собор был заложен на месте Владычного двора на закладке присутствовал великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) которые приехали из Киева.

Пятинефный крестово-купольный храм. Подобные храмы строились на Руси лишь в XI веке. Старый план храма.


Фото (С) http://www-wikipediya.ru/wiki/

Здесь проходило Новгородское вече.

Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата. По одной из версий их изготовили в Магдебурге, отсюда и название.

Ворота недавно отреставрировали. В течение нескольких столетий они служили торжественным входом в Софийский собор.

В описи 1803 года они обозначены как немецкие. Есть легенда, что их привез из Византии Великий Князь Владимир и их называли Корсунскими. По другой версии они являются воинским трофеем новгородцев и северных русских, который был привезен из похода в шведскую столицу Сигтуну в 1187 году.

На вратах имеется изображение сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецев помещена и фигура русского мастера со старинным русским именем Авраам))) Имена у немцев на латинском языке, а вот имя Авраама на русском.

Сделаны врата на Западе, и он имеет католический, а не православный характер изображений. На воротах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Тут и русалки и кентавры и прочая нечисть. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворяет двойственность человеческой натуры. Только сам лук у него кто-то отобрал уже.

Адам и Ева в окружении ангелов и не только)))

Вместо ручек странные львы на индийский манер. Они напоминают всем входящим про Ад и о грядущем Страшном Суде. В пасти у львов головы грешников. С левой стороны три черепа грешников, справа два. Это еще раз подтверждает - левых нигде не любили, даже в Европе.

Какие-то дракончики кого-то жрут...

Вообще смотреть на них можно много и разгадывать что же тут изображено. Во время шведской оккупации Новгорода в XVII веке шведский король Густав II Адольф, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить, но его военачальник Якоб Делагарди, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

В 1045 году собор Святой Софии начали расписывать греческие мастера. Они должны были изобразить на своде храма Спаса Вседержителя с простертой правой рукой. Иконописцы изображали Христа по православным канонам с благословляющей рукой. Но наутро все увидели не благословляющую, а сжатую в кулак руку. Трижды мастера переписывали и трижды утром рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день они опять решили переписать руку, то услышали повелевающий с небес голос: «Писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание...». О как...

Здесь очень лояльно относятся к туристам. Даже не делают замечание женщинам без платочков.

В соборе похоронен юноша из княжеской семьи, который дал обет целомудрия, но при этом очень почитал родителей, которые естественно, хотели продолжения княжеского рода. Долгими ночами он молил Бога дать ему возможность сохранить целомудрие и выполнить волю родителей. В результате он женился и умер на свадьбе. Т.е. Бог выполнил его просьбу.

Одна из легенд, которая имеет реальное подтверждение. В соборе хранится святыня Великого Новгорода - икона «Знамение Пресвятой Богородицы». Зимой 1169 года произошла знаменитая битва суздальцев с новгородцами. Войско суздальцев осадило Новгород. Новгородцы понимали, что им не победить, оставалось лишь надеяться на чудо. Настоятель Иоанн три дня молился в храме Святой Софии. А затем он услышал голос, повелевший снять с иконостаса икону Божией матери и установить ее на стену города. Когда Иоанн отправился за иконой, сами собой зазвонили колокола на соборе. Икону поставили на крепостную стену и несколько вражеских стрел вонзились в святой лик. И тут икона повернулась лицом к городу и из глаз Богородицы нее потекли слезы. И замерла битва, а судальцы перестали отличать своих от чужих и напали друг на друга. В страхе враги сняли осаду. Уже в наши дни икону тщательно исследовали и нашли следы от наконечников стрел.

Сильно храм врос в землю. Метра на три наверное уровень старого пола ниже. Это Мартириева паперть Софийского собора.

Похожие публикации