Скотинин из комедии недоросль 1 действие. Тарас Скотинин, брат Простаковой,— типичный. Несколько интересных сочинений

Комедия «Недоросль» Фонвизина является ярчайшим произведением классицизма. Влияние литературного метода прослеживается как на особенностях построения сюжета (единство времени и места), так и на формировании образов. Одним из героев, которого по праву можно назвать традиционным классицистическим персонажем, является Скотинин. Недоросль Митрофан и госпожа Простакова по сюжету пьесы выступают его родственниками и такими же отрицательными героями, однако, в отличие от образа мужчины, их образы более усложнены психологизмом. Скотинин же – шаблонный сборный персонаж, представляющий собой целый социальный слой глупых, необразованных, грубых и жестоких помещиков-землевладельцев.

Особое место при анализе образа Скотинина занимает характеристика его фамилии – в «Недоросле» как классицистическом произведении имена являются «говорящими» и позволяют сразу определиться с основными личными качествами каждого героя. Фамилия «Скотинин» указывает не только на любовь мужчины к свиньям (вспомним, что свиньи были единственными живыми существами, с которыми ему было приятно проводить время, а за наследство Софьи он хотел выкупить всех свиней в мире), но и на «скотские», животные качества героя – невежество, грубость, неуважение к другим, отсутствие морали и чести. В образе Скотинина Фонвизин показал, как может деградировать личность. Осмеивая глупость героя, автор обличил реальные ужасы российского общества той эпохи – падение нравов, граничащее с уподобление человека домашним животным, «скоту». И, как подчеркивает Фонвизин, это «злонравие» передается через дурное воспитание от родителей к детям.

Образ Скотинина в системе персонажей «Недоросля»

Скотинин является однозначно отрицательным героем, вызывающим у читателя только негативные эмоции. В системе персонажей он противопоставляется Милону – жениху Софьи. По сюжету пьесы Скотинин также претендовал на руку девушки. Однако, в отличие от офицера, который любил и уважал Софью с самого детства, видел в ней самостоятельную личность и свою будущую жену, для Скотинина важно было только ее наследство. Мужчина не спрашивал девушку, хочет ли она за него замуж, его вообще не интересовали ее пожелания, характер и ценности – Скотинин даже не собирался выделить после женитьбы Софье нормальную комнату. При этом он руководствуется устаревшими нормами «Домостроя», которые перенял от своих помещиков-родителей.

Кроме того, как землевладелец Скотинин противопоставляется Правдину. Дядя Митрофана считает, что крестьянами можно распоряжаться по своему усмотрению – забирать у них последнюю копейку, бить не зависимо от того, виноваты ли они в чем-то, создавать ужасные условия для жизни. Правдин же руководствуется противоположными, гуманными установками, ориентированными на справедливое отношение к каждому человеку, ценность личности и здравого смысла.

Таким образом, подробная характеристика Скотинина в «Недоросле» показывает, что выводя в системы персонажей героя такого плана, Фонвизин хотел показать ужас деградации современных ему помещиков, подчеркивал на необходимости перемен в воспитании и образовании всего российского общества.

Тест по произведению

Тарас Скотинин один из ярких отрицательных персонажей в комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Это уже далеко не молодой, грубый и жестокий помещик. Он считает, что можно плохо относится к крестьянам, отбирать заработанные деньги, создавать невыносимые условия для жизни. Даже, если крестьянин ни в чем не провинился, он может наказать и избить его.

Его фамилия говорит сама за себя и полностью характеризует этого человека. Он обожает свиней, для него они являются единственными живыми существами, с которыми ему приятно проводить время. Свиньям он предоставляет условия для жизни лучше, чем людям.

Тарас Скотинин очень циничный, подлый и не честный человек.

В сюжете пьесе он узнает, что девушке Софье достается наследство. Будучи, человеком расчетливым и корыстным, Скотинин тут же возжелал жениться на Софье. Девушка была не нужна ему, он не любил ее, он мечтал за ее деньги выкупить всех свиней в мире. Из-за споров о том, кто жениться на Софье, он набрасывается на своего племянника и ссорится со своей сестрой.

Тарас Скотинин выступает в пьесе, как человек без образования и воспитания. В его роду не любили сами учиться и его ничему не учили. Он признается, что за свою жизнь он не прочел еще ни одной книги. Этот человек считает, что чтение и учение это впустую потраченное время и скука.

Скотинин является упрямым и хвастливым человеком. Он любит нахваливать себя и говорит, что если что-нибудь взбрело ему в голову, то оттуда эту идею уже ничем не выбьешь.

Скотинин является человеком, который готов пойти на все ради своей выгоды.

Он невежественный человек, который не имеет ни грамма уважения, как к посторонним, окружающим его людям, так и к родным и близким.

Этот персонаж не заслуживает уважения, он оставляет плохое впечатление о себе и вызывает только бурю негативных эмоций.

Вариант 2

Тарас Скотинин - брат госпожи Простаковой, главной героини «Горе от ума» и матери Митрофана. Фонвизин в своей комедии пользуется приёмом говорящей фамилии по отношению к Скотинину, потому что тот занимается тем, что разводит свиней и ничто больше его не интересует.

Если продолжать о говорящей фамилии, то можно также сказать, что Тарас лишён всяческих моральных качеств человека, он подлый, безнравственный и попросту похожий на тех свиней, которых сам выращивает. Своим желанием завладеть богатством, которое принадлежат Софье, он показывает свою сущность, ему плевать на человеческие отношения и качества, которые должны быть присуще любому человеку.

Отношения с Простаковой и Митрофанушкой у него не складываются, ведь он претендует на руку и сердце Софьи, как и Митрофан, поэтому и ссор между ними становится больше. Свою ничтожность он проявляет в тот момент, когда услыхав, что Софья своему мужу принесёт десять тысяч рублей, без особых зазрений совести становится соперником Митрофана, а тот является его племянником.

Воспитывался Скотинин в той же обстановке, что и его родная сестра Простакова, поэтому вырос таким же необразованным, неблагодарным и честолюбивым человеком. Первое, по чему можно определить грамотность человека - это его речь. Так вот речь Тараса наполнена просторечиями и «деревенской» лексикой. Он даже не пытается менять своё отношение к людям, его все устраивает.

Он жестоко обращается с крестьянами, потому что мнит себя великим барином, которому всё дозволено. Но на деле без титула он бы ничего из себя не представлял.

Фонвизин показывает с помощью всей семьи Простаковых и Скотинина, насколько в плачевном состоянии в то время находилось русское дворянство, как они были необразованны, насколько низкие были у них цели, и какой слепой гордостью они обладали. Автор высмеивает Скотинина даже одной его фамилией. Моё отношение почти ко всем главным героям и в особенности к Скотинину строго негативное, я бы не хотел, чтобы такие люди попадались в моей жизни. Глупые невежи, не способные увидеть своё истинное лицо, чтобы предпринять что-то и измениться.

Я думаю, что из-за таких людей дворянство как класс и потерпело поражение. Когда люди, которые имеют все возможности, чтобы образовываться, этого не делают, они наказываются самой судьбой за свою тупость, как и произошло со Скотининым. Мне ни капли не жаль, что конец у этого произведения такой, какой он есть. Я даже рад, что такие люди были наказаны, они того заслужили.

Образ и характеристика Скотинина

Пьеса Фонвизина «Недоросль» известна своими показательными героями, чьи реплики и поведение со всей полностью раскрывают характер. Одним из таких героев является Тарас Скотинин, родной брат госпожи Простаковой.

С первых слов мы без труда можем узнать в нем человека невежественного, праздного и корыстолюбивого. Как и многих других персонажей комедии, Фонвизин одарил Скотинина говорящей фамилией. Образа Скотинина и правда уподоблен животному, ведь все, что его интересует – это нажива и вкусный обед. Больше всего он любит рассуждать о свиньях, на что господин Простаков, сам того не подозревая, остроумно замечает, что «и тут есть же какое-то сходство».

Жажда богатства побеждает в Скотинине даже любовь к семье. Показателен контраст его отношения к племяннику Митрофану до и после того, как тот посватался к Софье. Поначалу Скотинин, казалось, бы души не чаял в мальчике, восхищаясь тем, как походил на него его племянник. Но стоило Митрофану встать между ним и его мечтой о свином царстве, как любящий дядюшка был готов голыми руками его придушить. Изменения претерпело и его отношение к сестре. Если бы не Милон, встрявший между ними, брат и сестра точно бы убили друг друга ради мнимой возможности обогатиться.

В добавок ко всем своим «достоинствам» Скотинин еще и невероятно самоуверен. Он не видит причины, почему бы не мог составить достойной партии Софье, а наоборот, считает что ей крупно повезет выйти за него замуж. Он искренне удивляется тому, что Стародум этого не понимает. Он не только не стыдиться своего невежества, а наоборот гордится им, считая что в его положении совсем ни к чему забивать голову бесполезной ерундой.

На примере Скотинина Фонвизин показывает, каким становится человек без должного воспитания и образования. Он не раз подчеркивает, что дело не только в Скотинине, а в тысячах дворян, которые ни словами, ни поступками не стоят дворянского звания. Собственное благополучие их волнует куда больше судьбы Отечества, вверенных им крестьян и даже родной семьи. С помощью Скотинина, Фонвизин высмеивает таких дворян, и призывает читателей и зрителей комедии уделять больше внимания образованию и воспитанию в детях нравственности.

Сочинение про Тараса Скотинина

Комедия «Недоросль» была написана в лучших традициях классицизма с четким делением героев на положительных и отрицательных персонажей. Эта пьеса показывает нам такие проблемы как необразованность и плохое воспитание на примере Митрофанушки, а так же проблемы крепостнического права, в лице Простаковой и Скотинина.

Тарас Скотинин – один из второстепенных героев комедии, брат Простаковой. Фамилия этого дворянина говорит сама за себя. Тарас заниматься разведением свиней и питает к ним особые чувства. Он считает, что свиньи это единственные существа, с которыми приятно проводить время. Скотинин предоставляет им самые лучшие условия и мечтает скупить всех в мире свиней на приданное Софьи.

Скотинин не образованный человек, и как свои родители, считает чтение пустой тратой времени. Своей необразованностью он гордиться и гордо говорит о том, что никогда не думает и ни разу не держал в руках книгу. Если посмотреть на его речь, то мы увидим, что он состоит из «деревенской» лексики и просторечий.

Тарас очень жестоко обращается со своими крепостными. Он может избить, наказать, ободрать до нитки, когда ему это вздумается. Скотинин труслив и поэтому никогда не пойдет жаловаться на своих соседей, которые воруют у него, а лучше отыграется на слугах.

Жадность – одна из самых главных черта характера Скотинина. Он решает жениться на Софье только из-за её богатого наследства. Внешне, по его словам, она ему не нравиться. Так же у Тараса не складываются отношения с сестрой и племянником, потому что Простакова отказывается выдавать Софью за него. Он решается пойти напрямую к Стародуму и попросить у него руку и сердце племянницы. Стародум отказывает ему, а Тарас искренне не понимает, почему так. Из-за своей самоуверенности он думает, что будет лучшим вариантом для Софьи и ей очень повезет, если он на ней жениться.

Д. И. Фонвизин на примере Скотинина хотел показать типичного дворянина 18 века. Циничные, не честные, жестокие и подлые такие дворяне были в этом веке. В конце пьесы всех их ждет наказание за ужасное отношение к крепостным. Это достойный конец произведения, ведь такие люди не могут заслуживать уважения.

Несколько интересных сочинений

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Толстого Война и мир

    При упоминании имён этих полководцев на ум приходит стихотворение, точнее строки « В шапке золота литого старый русский великан поджидал себе другого из далёких южных стран…» И вот они встретились и на поле под Аустерлицом, и на Бородинском поле

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

  • Сочинение Печорин и контрабандисты 9 класс в романе Герои нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» - повесть о человеке, вобравшем в себя все пороки обывателя той эпохи. Григорий Александрович Печорин – личность, потерявшая интерес к жизни.

  • Главные герои повести О Петре и Февронии Муромских

    Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

  • Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сочинение

    Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» делает большой акцент на взаимоотношениях людей. Мы видим разных персонажей: импульсивных, рассудительных, любвеобильных. Но главная роль в произведении отведена дружбе Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Персонаж пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль». Брат помещицы , большой любитель свиней. Мечтает жениться на Софье, наследнице богатого дядюшки .

История создания

Идея комедии «Недоросль» родилась у зимой 1778 года, когда писатель вернулся в Россию из Франции. За границей Фонвизин познакомился с местной законодательной системой, философией, изучил социальную жизнь Франции и оценил местные театральные постановки. Весь приобретенный опыт писатель использовал для работы над пьесой.

Фонвизин работал над текстом три года и в 1782 году попытался поставить пьесу в Петербурге. Здесь писателю отказывают, и Фонвизин вместе с актером Иваном Дмитревским, который позже исполнил роль Стародума, выезжает в Москву, чтобы попробовать добиться разрешения на постановку там. В Москве, однако, пьесу снова не пропускает цензура. Фонвизину понадобилось еще несколько месяцев, чтобы «пробить» постановку пьесы. Премьера состоялась на сцене Вольного Российского Театра в Петербурге. Образ Скотинина в премьерном спектакле воплотил актер Сергей Рахманов.

Пьеса «Недоросль»

Тарас Скотинин - персонаж с говорящей фамилией, которая отражает необразованность и грубость героя, «скотский» характер и любовь к скоту, который интересует героя куда больше, чем люди. Описание внешности Скотинина в пьесе не дается, но представление о ней можно составить по иллюстрациям художника Николая Муратова.


Персонажи комедии "Недоросль"

Персонаж приходится братом госпоже Простаковой, главной отрицательной героине романа, и дядюшкой ее сыну, недорослю Митрофанушке. Герой отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала. Точный возраст Скотинина неизвестен, но это точно немолодой человек.

По происхождению Скотинин - дворянин, и он считает, что это дает ему право колотить слуг, когда захочется. Герой всегда находит, в чем обвинить крестьян, и наказывает тех с жестокостью. Скотинин «вытрясает» из крестьян все, что только можно, и «сдирает» с них всякий понесенный им самим убыток. При этом денег у персонажа не так много, как тому хотелось бы. Принадлежащая Скотинину деревня приносит маленькую прибыль.

По натуре персонаж расчетлив и готов любой ценой прибрать к рукам чужое имущество, если такая возможность представится. Скотинин стремится жениться на Софье, племяннице Стародума, хотя «девчонка» ему безразлична - герой хочет завладеть принадлежащей Софье собственностью, о чем говорит, не скрываясь.


Единственный предмет любви для Скотинина - свиньи. В принадлежащей персонажу деревне свиньи чувствуют себя лучше и живут роскошнее, чем крестьяне. Любовь эта так велика, что персонаж называет самого себя «свиным сыном». В семействе Простаковых эта страсть героя хорошо известна. Сестра, госпожа Простакова, однажды с нежностью и одобрением заявляет брату, что хорошая свинья ему нужнее жены.

Скотинин необразован и не блещет интеллектом. Персонаж сам признается, что «никогда не думает» и «отроду ничего не читывал». В семействе Скотининых детей ничему не обучали. Более того, человек, желающий учиться, считался недостойным принадлежать к благородной фамилии.

По сюжету пьесы, Софья - дальняя родственница Простаковых, милая и добрая девушка – живет у тех в доме, как в плену, и постоянно терпит обиды и унижения. Простаковы собираются организовать женитьбу Скотинина на Софье, хотя девушка откровенно против этой идеи. Мнение героини, однако, никого не интересует, и Софью собираются выдать замуж насильно.


Иллюстрация к пьесе "Недоросль"

Планы госпожи Простаковой на Софью меняются, когда девушке приходит письмо от дядюшки Стародума. Тот разбогател и назначает Софье большое приданое. Теперь Простакова собирается выдать Софью замуж уже не за брата, а за собственного сына .

План срывается из-за приезда в поместье Стародума. Девушка жалуется дядюшке на Простаковых и признается, что давно и взаимно влюблена в молодого офицера Милона. С благословения Стародума молодые люди заключают помолвку. Узнав об этом, Простакова пытается похитить Софью, чтобы обвенчать-таки с Митрофанушкой, но злодейке не удается увезти девушку. В финале пьесы Скотинин и Простакова лишаются поместья, и дальнейшая биография героев неизвестна.


В школьной программе по литературе Скотинина сравнивают с , персонажем романа «Мертвые души».

Цитаты

«Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?»
«Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил этой скуки».

Скотинин - не добропорядочный, не образованный, хамоватый и меркантильный человек. Фамилия персонажа говорит о его характере. Фанатичная любовь к самым грязным и неблагодарным животным - свиньям, у героя превыше и собственного достоинства и, пожалуй, всех моральных качеств вместе взятых.

При чём сам Скотинин не отрицает своей сущности, даже гордится собой во многих высказываниях. Для него самообразование, реализация и принятой в нормальном обществе поведение - это всё то, что не свойственно его «красиво» и долгоживущей фамилии. Ни родители, ни прародители, ни, тем более, сам Тарас никогда ни чему не обучались и в их семье этот процесс считается не нужным и унизительным. Всё, что нужно для счастья этому человеку: оброк с крестьян, при чём самый жестокий, рукоприкладство, сытость и бесчестие и …побольше свиней.

Характеристика героя

Тарас - имя красивое и древнее, обозначающее большого быка, воина, стену - защиту. Однако именно в этой комедии на характер Скотинина проецируется самая отрицательная сторона его имени: смута и раздор, непреклонность, сила во имя своей выгоды. Как известно, в комедии Фонвизина «Недоросль» имена и фамилии героев говорят о персонажах буквально. А Скотинин в этом произведении, самый отрицательный из всех возможных людей. Пожалуй, лучше фамилии для такого человека не найти.

Печально, но образ Тараса - не выдумка. На протяжении многих веков в истории России проявляют своё существование люди, в которых попросту заложен ген свинства. Всё для себя и под себя. Таким обязаны абсолютно все. Виноваты все, кроме него, все кругом глупцы, уроды и моральные уроды в том числе, а Тарас Скотинин тот, кто адекватно воспринимает свою сущность и потому лучше всех. Объяснения такой стойкости характера, скорее всего, не будет. Это беспросветная наглость и себялюбие.

От этого человека нет жизни ни его ни чужим крестьянам. Его поведение и цели смущают (мягко сказать) даже его собственную сестру, которая высказывается о нём, что свинья ему важнее, чем жена собственная и скотина в его дворе живёт в разы лучше чем крестьянские работники. Скотинин не отрицает этот факт и продолжает обдирать людей до нитки, не забывает раздавать тумаки без разбора и мужчинам и женщинам.

Образ героя в произведении

Скотинин - свинья, родственник свиней - так он себя сам и называет. Даже тяга к Софье, как к семейному очагу, основана на её получении наследства. Ни она, ни сама земля, ей принадлежащая, не нужны Скотинину. Низменные желания к получению денег, на которые он бы купил ещё больше свиней - поверхностное мышление необразованного человека. Как больной алкоголик, которому дают шанс на исправление, оплату на лечение и рост, а он пропивает помощь. В случае Скотинина, его спасает только родовой чин, держаться на плаву.

По сценарию происходит полная деградация личности, не желание приумножать ум, но жажда денег. Как правило, один персонаж, выдуманный, в произведениях великих авторов тех времён - это никто иной, как общество, образ жизни которого и есть характер данного героя

Экзамен: Русская литература 18 века

"Недоросль" была написана в 1781 году.В то время в России самой революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими энциклопедистами.

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием.

Конкретности изображаемой действительности соответствует и Язык произведения (одно из правил классицизма). Например, Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник","скот","воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой (" век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и Правило трех единств . Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма завершается.

Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. В отличие от произведений классицизма, где действие развивалосьв соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращенного века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание "власть имущих", в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнениюсо строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин). Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и В создании речи персонажей . Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене.

Простакова - дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.
"Простакова - движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата). Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи).
"Главная черта в характере Простаковой - безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына - своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П. А. Вяземский писал о Простаковой: "Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…" Фонвизин видит две причины "злонравия" героини. Первая, внутренняя, причина - невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, - указ Екатерины II "О вольности дворян", который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах - это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Митрофанушка - сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
"Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
"Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: "Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет".
"В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума "свой приговор" - идти служить ("По мне, куды велят"). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана "чушка проклятая". Причина такой деградации - в неправильном, уродующем воспитании.
"Образ Митрофанушки и само понятие "недоросль" стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Тарас Скотинин - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни - свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: "Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь". Этот герой является "достойным" представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации - в невежестве, отсутствии правильного воспитания: "…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет".

Стародум - дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): "Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".
"В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
"Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница - жалкая тварь". Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и "своим критерием положить благо отечества". Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым - Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, "заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки", как указывал Фонвизин, кричит: "Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю". Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, "живота (т. е. жизни) не жалея", Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. "Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?" - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: "Пропала моя головушка!"
"И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.

Похожие публикации