10 развития фонематического слуха детей. Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Неречевой этап: упражнения

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:

1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к

недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

Игровые упражнения, направленные на развитие

фонематического слуха у детей .

1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит» . Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра «Самый, внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки - удерживать руки впереди, а на звук шарманки - развести их в стороны.

4.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз .

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок - «волк», остальные - «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках - спокойно играют, при усилении громкости - настораживаются (останавливаются), при громких звуках - разбегаются.

2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

3.Игра «Близко - далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

4.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

5. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой - длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому - короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» - «низкий» звук, «звучит высоко» - «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

8.Игра «Высоко - низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки - приседают.

9.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая - высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

10.Игра «Похожие звуки». На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

11.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто - следующим: щенок или собака.

12. Игра "Три медведя". На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей (медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

13.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

14.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

  • последовательных однородных сигналов;
  • последовательных контрастных сигналов;
  • предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;
  • предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем - аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

15.Игра «Один - два». Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала - два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

16.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит:«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»

17.Игра «Ворона». Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.

18.Игра «Сколько звуков?» Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

19.Игра «Сколько предметов?» Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

20.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он - «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

21.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

22.Игра «Иди за звуком». Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей - в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

4 этап. Дифференциация слогов .

1.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па . Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

2.Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

3.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Заключение.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.


Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

5 лет считается началом периода старшего дошкольного возраста. В это время родители и воспитатели в детских дошкольных учреждениях должны активно заниматься их физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием. Не многие знают, что одной из основных составляющих полноценного развития речи является формирование хорошего фонематического слуха.

Что собой представляет фонематический слух?

Фонема – это звук, придающий слову конкретный смысл. Наличие фонематического слуха подразумевает под собой распознавание звуков разных частей речи, необходимое, чтобы понимать смысл сказанного.

Фонематический слух – это способность, которая даётся с рождения. С её помощью можно:

  • узнавать наличие конкретного звука в слове;
  • различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;
  • различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

В дальнейшем, в школьном возрасте, дети должны уметь соотносить звук с изображением буквы на бумаге и наоборот, знать, что конкретная буква звучит именно так.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период.

Стоит отметить, что чем раньше начинается процесс обучения родной речи, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем.

Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме [Р] и [Л] и их мягких пар. В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в плохом развитии фонематического слуха. Зачастую у детей 5 лет на слух плохо различаются свистящие и шипящие звуки, например, [С] и [Ш].

Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Проверка степени развития фонематического слуха у детей 5 лет

Узнать, хорошо ли развит фонематический слух у ребёнка можно самостоятельно. Для этого применяются два простых способа:

Показать малышу карточки, на которых изображены предметы, животные или явления, схожие по произношению. Их названия должны отличаться лишь одним звуком: ком-лом-сом-дом, гора-кора, тучка-кучка и т.п. Взрослый говорит названия, а ребёнок выбирает картинки. Для получение правдивого результата должны быть соблюдены такие условия:

  1. – воспитатель или родитель лишь называет изображение на картинках, а ребёнок только показывает;
  2. – изображения называют в разной последовательности, иногда повторяются;
  3. – дополнительные пояснения в процессе теста даваться не должны;
  4. – взрослый не должен смотреть на называемую картинку, ребёнок может это заметить;
  5. – при произношении проверяющий должен прикрывать рот рукой (или чем либо ещё), чтоб ребёнок определял все звуки лишь на слух;
  6. – необходимо наблюдать за тем, как ребёнок указывает на картинки: уверенно или нет, смотрит ли вопросительно, а может он выбирает картинки наугад.

Малыш должен повторить группы слогов или слов со звуками, которые могут вызывать проблемы: та-да-га, ца-ча-ща, оть-оц-оть и т.п.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения – 15-20 минут.

Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует: сыт, не болеет и в хорошем настроении. Давить на ребёнка и заставлять его заниматься против воли не следует.

  • “Звуки из коробочки”. Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.
  • “Что за предмет издаёт этот звук?”. Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.
  • “Жмурки”. Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.
  • “Послушай и покажи”. Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.
  • “Правильно или неправильно”. Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.
  • “Чей голос?” Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.
  • “Угадай музыкальный инструмент”. Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.
  • “Поймай звук”. Задаётся один звук (например “ш”), который малыш должен “поймать”. Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.

Игра позволяет обучать ребёнка так, чтобы ему был интересен этот процесс.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. Воспитатели в детском саду должны обучать детей правильному произношению и способности различать звуки, но проводить игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, со своими детьми могут и сами родители.

Читайте далее:

Консультация для родителей на тему:

«Как развивать фонематический слух

У дошкольников?»

Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи - это и есть фонематический слух . При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.

Полагаем, проблемы, к которым это может привести в более старшем возрасте, вполне очевидны: это, в первую очередь, сложности при обучении чтению и письму (особенно это скажется при обучении иностранному языку) и проблемы с обучением вообще.

Говорить? Слышать!

Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. Но нередко вопреки всем стараниям и специалистов, и родителей никаких ощутимых сдвигов не происходит, и ребенок так и не может отличить на слух "мишку" от "мышки" и "шишки".

В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий - неречевой - этап звукоразличения . Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма.

Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и... несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть одновременно серьезней и несерьезней игры?

Открытый урок

Лето - отличная пора для прогулок. В городе ли Вы или за городом, мир вокруг переполняется звуками, и сейчас каждый из них - Ваш помощник, Ваш дидактический материал. Шум дождя и щебет птиц, шорох шин и скрип дверей, стрекот кузнечиков, шелест листьев, плеск воды - обращайте на них внимание ребенка, обсуждайте, что на что похоже и что от чего (и чем) отличается. Начните с наиболее не похожих друг на друга звуков и постепенно переходите на те, что сходны по звучанию.

Экспериментируйте с миром - "ищите" звуки в предметах. Топайте, шуршите, стучите, хлопайте - громче и тише, быстрее и медленнее. Чтобы это закреплялось в памяти, можно подпевать: "Водичка-водичка, кап-кап-кап, ножницы-ножницы, чик-чик" - и так далее. Поэзия не самая высокоинтеллектуальная, однако с ее помощью ребенок может "записывать" звуки в памяти и изобретать их словесные аналоги самостоятельно.

Пошуршим-позвеним?

А теперь перейдем к самому интересному: практике.

Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-"маечку" - и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящий ученых начинают пробовать мир "на звук".

После того, как ребенок выучил определенный "звуковой алфавит", пришла пора поиграть в "Угадайку". Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе "разбирая" городской шум на "запчасти". Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти.

Вы думаете, что погремушки - удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати.

Возьмите коробочки от шоколадных яиц или любые другие небольшие пластиковые емкости и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками - два одинаковых набора - один для себя, второй для ребенка. Возьмите одну коробочку из своего и потрясите ей, предложив ребенку найти у себя точно такой же "звук". Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут собраны. По мере освоения игры, задачу можно усложнять - например, предложить ребенку находить не один звук, а определенную, заданную Вами последовательность.

Следующая игра особенно любима детьми. В Вашем доме наверняка найдется хотя бы один колокольчик. Завяжите ребенку глаза (зажмуриваться лучше не предлагать - слишком велико желание подсмотреть) и позвените колокольчиком на расстоянии 30 сантиметров справа (слева-впереди-сзади) от него, предложив махнуть рукой в ту сторону, откуда он услышал звук. Как альтернативу можем также предложить и активный вариант этой игры - знаменитые жмурки, когда водящий с завязанными глазами должен поймать игрока, в руках у которого колокольчик.

Ритм - всему голова

Как мы говорили выше, ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют.

Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, "Спартак - чемпион": два удара - пауза - три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием.

Вариантов выполнения ритмических заданий множество: можно отстукивать ритм по столу каждой рукой по отдельности, двумя вместе (стучать по столу или хлопать в ладоши), двумя по очереди, можно топать ногами. Ребенок может делать это и по очереди с взрослым, повторяя заданный Вами ритмический рисунок, после чего Вы с ним меняетесь ролями.

Учитесь слушать, слушать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады говоря за действующих лиц.

Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши - на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово.

Запишите на магнитофон голоса ребенка, его друзей и родных, вместе прослушайте запись, угадывая, кто именно сейчас говорит. Ребенок должен узнать и свой голос. Хочется предупредить, что эта загадка может оказаться для него самой сложной, потому что голос "изнутри" слышится совсем не так, как он звучит "снаружи".

Игры со словами

Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно - при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить : "м-м-м-молоко", "морс-с-с-с". Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде "слан" - "слон".

Существует множество упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия - способности ребенка устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество.

Доскажи словечко

В тулуп и валенки одет

Шел на охоту старый... (дед) .

Раз в театр на балет

Папа нам купил... (билет) .

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф) .

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (подушка) .

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась… (шишка) .

Ты нас, мама, не ищи:

Щиплем мы щавель на щи.

В роще травку шевеля,

Мы нащиплем... (щавеля)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит.

Это Доктор... (Айболит) .

Ученик учил уроки,

У него в чернилах... (щеки) .

Ходит по лесу хорек -

Хитрый маленький... (зверек) .

Поймай звук

Предложите ребенку отправиться на охоту. "Дичью" будет определенный звук, услышав который в произнесенном Вами слове, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Например, звук "с" и слова "ворона", "собака", "коза", "колбаса".

Фокусник

Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен "вытащить из шляпы" - то есть произнести - слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться - в начале, середине или конце.

Выбери слово

Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу:

Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом )

Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом )

На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом )

Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом ).

Светофор

Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:

БАМАМ

ПАНАН

БАНАН

БАНАМ

ДАВАН

АЛЬПОМ

АБЛЁМ

АЛЬМОМ

АЛЬБОМ

АЛЬПОМ

ВИТАМИН

МИТАНИН

ФИТАМИН

ВИТАЛИМ

ВИТАНИН

Кто лишний?

Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак - бак - так - башмак, сыр - сор - бор - прибор и т.д.

Бусины

Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят.

Отгадай звук

Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук с : "сыр", "коса", "осина" - и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.

Звуковые цепочки

Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова "корова" .

Паровоз

Вашими помощниками в этой игре станет игрушечный паровозик с вагончиками и мелкие предметы домашнего обихода, игрушки, фрукты - словом, все что угодно, что можно в вагончики положить.

Машинист (им можете быть Вы, а можно назначить машинистом любимую игрушку ребенка) говорит, что в первом вагоне поедут предметы, которые начинаются на определенную букву, например, "с". Ребенок из предложенных ему предметов должен выбрать те, которые отвечают этому требованию. Как и в предыдущей игре, можно не ограничиваться только первыми буквами, предлагая в каждый следующий вагон погрузить предметы, начинающиеся с той буквы, на которую закончились слова из предыдущего вагончика: " салфетка" - "апельсин" - "неваляшка" и т.д.

Шутки – минутки

Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка - услышать и исправить ошибку.

Незаменимыми помощниками являются и скороговорки :

Утром, присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета,

Картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Как у нас семья большая

Да веселая:

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются,

Две Дашки у кашки

Питаются,

Две Ульки в люльке,

Одна Маша не наша,

Да и та хороша.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

В океане плыл диван.

А на нем лежал Иван.

Так приятно в океане

Плавать,

Лежа на диване.

Вероника, Вероника,

Вареников навари-ка.

Варе и Валерику - по паре вареников.

А Толе и Боре

И того поболе!

Дорог Алику рогалик,

Алле дал рогалик Алик,

Галя Алика ругала -

А рогалик ела Алла.

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

Немного игр, немного усердия (в первую очередь, как всегда, нашего, родительского), и Вашему ребенку не придется чувствовать себя "чужим среди своих". Общаться, и письменно, и устно, будет для него одним удовольствием.


Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится - в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове - различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость - на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов - детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель - горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит - течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки - это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая - идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача - правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему - подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант - разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус - слива - апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р - Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка - звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей - важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание и . Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес - самая лучшая мотивация.

учитель-логопед МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорск

Консультация для родителей: «Фонематический слух — основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Консультация «Фонематический слух - основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха»

Алиева Т.К.,

учитель – логопед

Магнитогорск, 2019

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека.

Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом .

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом , не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки .

Недостаточная сформированность слухового восприятия , фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков , слов, фраз.

Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух , следует помнить, что :

«Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - то, что мы слышим и произносим.

Буква - то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков : А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять : шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука : Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) в начале слова (яма, юла) ; после гласного звука (маяк, заюшка) ; после мягкого и твердого знаков (семья, подъем) . В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук :

Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч) .

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло : глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит) : К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит) : Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух :

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные : Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные : Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи .

Упражнения для построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями , начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха .

— Игра «Угадай, что звучало» . Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

— Игра «Шумящие мешочки» . Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

— Игра «Жмурки» . Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

— Игра «Похлопаем» . Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например : два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру , силе и высоте.

— Игра «Узнай свой голос» . Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

— Игра «Громко–тихо» . Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

— Игра «Слушай и выбирай» . Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом) . Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

— Игра «Верно–неверно» . Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота) . Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

— Игра «Похлопаем» . Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

— Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па» , «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

— Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз» , ветер дует «сссс» , жук жужжит «жжжж» , тигр рычит «рррр» . Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

— Игра «Похлопаем» . Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему .

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

— Игра «Сколько звуков» . Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

— Игра «Похлопаем» . Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся.

Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха

Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука , исправить дефектное произношение.

Работу по развитию у детей способности различать звуки нужно начинать с узнавания и различения неречевых звуков (звуков окружающей среды) и развития слухового внимания .

Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы : что шумит? (Деревья, что гудит? (машина) и т. д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней комнаты и т. д.

Игра «Отгадай, что звучит»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, стригут ножницы, льётся вода, шуршат спички в коробке, перекатывающийся в стеклянной банке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет (за ширмой) . А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление .

На втором этапе детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Три медведя» Рассказывать вместе с ребёнком сказку, выделяя низким, грубым голосом слова медведя, менее грубым голосом слова медведицы, высоким голосом слова медвежонка.

Игра «Кто кричит?» Предложите ребёнку изобразить домашних животных и их детенышей. Как кричит корова (произносить звукоподрожание «му-у» низким голосом, а как телёнок (высоким голосом «му-у» , коза и козленок, свинья и поросенок и т. п.

На занятиях третьего этапа дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра « Правильно- неправильно «

Покажите ребёнку листок бумаги и скажите : «Я буду называть слово бумага то правильно , то неправильно , а ты внимательно слушай. Как только я ошибусь, ты хлопай в ладоши»: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумака – бумака» . Следующее слово : вагон. Уточните, что это такое, а затем поиграйте : вагон – вакон — фагон – вагон – факон – вагом.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме :

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь)

В дом войти боится вол :

— Подо мной прогнется. (пол)

Игра «Как звучат слова?»

Взрослый называет слова и просит детей сказать, как они звучат : похоже или непохоже?

Мышка — мишка (похоже) ; рак — мак (похоже) ; лошадь — корова (непохоже) ; шапки — лапки (похоже) ; стол — шкаф (непохоже) ; дом — ком (похоже) ; миска — киска (похоже) .

Игра «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например : «Спать пора, уснул бычок…» , «Уронили мишку на пол…» , «Наша Таня громко плачет.» ). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Произносите слоговой ряд, например : «на-на-на-Па» , а ребёнок должен определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются : «на-НО-на» , «ка-ка-ГА-ка» и т. п.

Игра «Одинаковые или разные»

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух , после чего взрослый повторяет то же слог либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Происходит это примерно так :

Взрослый шёпотом «па» , ребенок – «па» , взрослый громко – «па» , ребёнок – одинаковые,

Взрослый шёпотом «ба» , ребенок – «ба» , взрослый громко – «па» , ребёнок – разные,

Взрослый шёпотом «ка» , ребенок – «ка» , взрослый громко – «га» , ребёнок – разные, и т. д.

Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор .

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их внимание.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба) .

За-зу-за — уходи домой, ко. (за) .

Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти) .

Де-де-те — сядем в темно. (те) .

Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю) .

Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе) .

На пятом этапе дети учатся различать звуки родного языка. Причем начинать следует с различения гласных звуков.

Игры со звуковыми символами

Соотнесите символ с действиями людей или животных (ребёнок плачет «а-а-а» , паровоз гудит «у-у-у» , девочка охает «о-о-о» , лошадка кричит «и-и-и» )

Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку).

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (например, а) .

Игра «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Аналогично проводится игра со словами, где первый звук гласный.

Игра «Кто первый»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а» , «у» , «о» или «и» . Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка» ). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

Затем следует учить детей навыкам элементарного звукового анализа : определять наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец) . Начинать надо с анализа гласных звуков, что можно делать следующим образом. Вместе с ребёнком приготовьте несколько красных кружков. Произносите один, два или три гласных звука, например «а» , «ау» , «иау» , «о» и т. д., а ребёнок раскладывает на столе такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа) . Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.

Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два : ау, иа, затем — по три звука : ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность : сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к) : кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп и т. д.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например : «тан.» , «пау.» , «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье, а затем перед гласным (сом, кот, пар) .

Игра «Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук, будем называть их по очереди : одно слово ты, другое – я.

Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

Игра «Придумай слово»

Предложите детям назвать слова :

С «песенкой комарика» — зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» — жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» - шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» — собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах : аист, ослик, угол.

Игра «Хлопни — топни»

Задание для ребёнка : если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова : шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

Игра « Исправь ошибку »

Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно :

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

Игра «Найди и назови нужное слово»

Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С — Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

З — На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

Игра «Четвертый лишний»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3» ).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж» ).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее : дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.

Данные упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха , подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.

Консультация для родителей: «Фонематический слух — основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха»

Похожие публикации