Мария константинопольская палестинская преподобная. Имя мария, марья
Тайна имени oculus.ru
Мария, Марья
- печальная (древнееврейское). Мария Азийская
, дева, мученица, 19 (6) февраля. 14 апреля - Марья-зажги снега, заиграй овражки. Взрослая Мария также разумная трудолюбивая женщина, обладающая огромным запасом любви и нежности. Она немного завистлива, но чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Если у нее что-то случилось, она замыкается в себе, редко делится своими переживаниями. Мария упряма. Свое несогласие с чем-то выражает активно и бурно. Неудачи, конечно, расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает, быстро собирается и начинает сначала. Мария не боится профессий, где нужно выкладываться полностью, круг ее деятельности чрезвычайно широк, везде она на своем месте - жизнерадостна, добродушна, трудолюбива. С годами она становится Довольно строгой и внешне серьезной, однако ее душевность и общительность остаются. Поэтому лучшие профессии для Марии - педагогика и медицина, самые гуманные, требующие душевного тепла и строгости. Главные заботы Марии - ее собственная семья. Она прекрасная хозяйка, всю себя посвящает детям, отодвигая даже мужа на второй план. Но она ему верна, чувственна, никогда не даст мужу повод упрекнуть ее в чем-то. Скорее у нее может быть повод разочароваться в нем, но Мария умеет терпеть. Муж и дети чаще отвечают ей преданностью и послушанием. Наиболее удачен брак Марии с Анатолием, Александром, Виктором, Григорием, Валентином, Евгением, Иваном. Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна - земная мать Иисуса Христа. Упоминание о ней в четырех Евангелиях очень кратки, возникли многочисленные дополнения в апокрифах - новые евангельские сказания, официально не признанные церковью. Трагическая история женщины, которая растила сына, наперед зная, что его отнимут у нее и замучат, не могла не тревожить воображение людей. Апокрифы рассказывают о детстве Марии, о ее жизни и страданиях. Первое раннехристианское предание известно около 200 года - "Книга о рождестве Марии", позднее получившее название "Первоевангелие Иакова Младшего". Мария происходит из царского рода Давида, ее родители - праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. В 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем претендентам, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение - ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения. Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи. Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного. Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести в храм, там его встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии. На Руси распространена икона "Умиление", когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз... Мать и сын узнали о предстоящих страданиях. Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. На Руси были сложены замечательные плачи и причитания Богородицы над мертвым сыном - образцы прекрасной народной поэзии Марии Христос явился после Воскресения, она присутствует при вознесении Христа, а также при сошествии Святого Духа на апостолов. Оставшись одна на земле, говорится в апокрифах, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках маленькую хрупкую душу Марии. Мария - заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. В византийском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", имевшем распространение и на Руси, Мария облегчает участь грешников, даже томящихся в аду. Есть ряд икон и монументальных росписей Богоматери с воздетыми ввысь руками - Оранта, по-гречески - молюсь. Она молит своего сына за людей. Оранту в Киевском Софийском соборе называли "Нерушимая стена" - заступничество Богоматери крепче самых испытанных стен. Замечателен образ Марии, в главной части иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - Деисусе, что по-гречески означает Моление. В центре изображен Христос - царь и судья, по бокам святые, просящие за стоящих в храме людей. Иконы написаны знаменитым мастером Феофаном Греком в начале XV века. Святые выступают в роли заступников, но ни один из них не вызывал такого доверия, как Богоматерь. Она изображена в тяжело ниспадающих складках синего одеяния с золотой каймой на рукавах, сразу же притягивающие внимание зрителя в приподнятых в молитвенном жесте рукам. Ее поза, нежное просветленное лицо полны достоинства и твердости. Она никуда не уйдет, пока не добьется своего, не вымолит прощения. Все знали, что Мария не оставит в беде, не предаст. Впервые на Руси был введен праздник Покрова Богоматери в XII веке. Мария, сняв с головы покрывало, распростерла его над молящимся в церкви народом, обещая свое покровительство, заступничество в бедах и несчастьях. Марии-Богоматери посвящены церковные литургии и песнопения. Одно из них, необычайно красивое, воспроизведено в иконе "О тебе радуется", названное так по первым словам песнопения, обращенного к Богородице: "О тебе радуется, благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..." В райском саду, у стен снежно-белого многоглавого храма - небесного Иерусалима, в голубом ореоле сидит на золотом престоле Богоматерь с Младенцем. Вокруг стоят поющие ангелы. У подножия престола- Иоанн Дамаскин, прославленный церковью "песнопевец Богоматери", иже множество святых, мучеников земных людей. Их четкие ряды рождают ощущение стройности пения, сияющие цвета одежд - белые, алые, золотистые, зеленые - передают светлую радость льющейся мелодии. Подняв взоры вверх, они сливают свои голоса с хором ангелов.
Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего "отвергнутая", по другой - от слова "печальная".
Мария - одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Зодиак имени
: Дева.
Планета
: Прозерпина.
Цвет имени
: сизый.
Камень-талисман
: алмаз.
Благоприятное растение
: береза, василек.
Покровитель имени
: голубка.
Счастливый день
: среда.
Счастливое время года
: лето.
Уменьшительные формы
: Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Основные черты
: активность, душевность, трудолюбие.ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Мария Вифинская
, сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская
, преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица
, 20 (7) июня.
Мария Константинопольская
, Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская
, патрицианка, мученица, 22 (9) августа;
Мария Магдалина
, равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц;
Мария Персидская
, исповедница, 25 (12) июля;
Мария Персидская
, мученица, 22 (9) июня;
Мария Радонежская
, схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31 (18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария
, сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская
, преподобная, 11 ноября (29 октября).
Мария Клеопова
, Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц. Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
Мария Египетская
, преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской и преставилась ко Господу в 522 году. Указывая вначале на глубину ее греховного падения, Церковь воспевает высоту духовного восстания преподобной Марии; этим нам указывается, что истинное покаяние, сопровождаемое постническими и молитвенными трудами, изглаживает даже самые тяжелые грехи и приводит к высокой степени духовного совершенства.НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
21 сентября, на Рождество Богородицы, - оспоженки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.ИМЯ И ХАРАКТЕР
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Молитвы
Ин кондак преподобных Ксенофонта, Марии и чад их
глас 4. Подобен: Явился еси:
В заповедех бодрствовал еси Владычних,/ нищим расточйвый твое богатство, блаженне,/ тихо с сопружницею и чады твоими,/ темже наследуете/ Божественное наслаждение.
Житие
Святые преподобные Ксенофонт и Мария и дети их Аркадий и Иоанн
Святые Ксенофонт и Мария жили в V веке и были знатными и богатыми гражданами Константинополя. Своих сыновей Аркадия и Иоанна они воспитали добрыми христианами и, дав наставления держаться заповедей Божиих, отправили в финикийский город Берит (Бейрут), славившийся своими школами, для получения светского образования.
Через некоторое время Ксенофонт сильно заболел и вызвал Аркадия и Иоанна, чтобы попрощаться с ними. Утешая плачущих сыновей, Ксенофонт наставил их в благочестивой жизни и сказал: Если будете иметь примером жизнь мою, то не будет вам лучшего учителя, так как домашнее учение, изображенное в словах и делах, полезнее всякого другого учения. Однако, после усердной молитвы всей семьи, в видении Господь известил Ксенофонту о продлении его дней на земле. Все благочестивое семейство возрадовалось, и братья отправились в обратный путь.
Во время плавания по морю Аркадий и Иоанн были настигнуты бурей, корабль их потерпел крушение, и они оказались выброшенными на берег в разных местах. Считая один другого погибшим, каждый из братьев решил не возвращаться домой, чтобы не опечалить родителей вестью о смерти другого. Пораженные такой утратой в самом начале своей самостоятельной жизни, они увидели, как непрочны земные блага и устремились к Подателю нетленных благ. Оба брата горячо молились друг о друге и различными путями пришли к одной цели - приняли иночество в различных монастырях Святой Земли.
Узнав о гибели корабля, Ксенофонт и Мария вынесли скорбную весть с покорностью и смирением, но продолжали уповать на Бога. Утешая свою супругу Марию, Ксенофонт говорил: Не скорби, госпожа моя! Я верю, что Бог не попустит нашим детям совершенно погибнуть, и надуюсь, что Его милосердный промысел не причинит горя моим сединам, как я никогда не осмеливался оскорбить Его благостыню. После усердной молитвы в сонном видении им явились Аркадий и Иоанн, предстоящие Господу в великой славе. Утешенные старцы решили отправиться паломничество в Иерусалим, и там, при помощи прозорливого старца они встретили своих сыновей.
Чуждые пристрастия к миру, святые супруги раздали свое имение бедным и уединились в тихих обителях, приняв постриг, как и их сыновья. Там они пребывали до самой кончины, молясь друг о друге и ожидая вечного соединения в Царствии Божием. Святой Ксенофонт прославился даром прозорливости и чудотворений, а преподобная Мария даром исцелений и изгнания бесов.
По преданию первый храм в монастыре Ксенофонт на Афоне, посвященный святому мученику Димитрию был построен в 520 году преподобным Ксенофонтом. Иноки считают святого Ксенофонта основателем своего монастыря и ежегодно празднуют день его памяти. На древней иконе святого Георгия, святой Ксенофонт изображен с этим храмом в руках, вместе со своей женой и сыновьями Аркадием и Иоанном.
Иконография: Святых Ксенофонта и Марию изображают старцами в монашеском облачении. Рядом с ними стоят их сыновья Аркадий и Иоанн, в виде юношей небольшого роста также в иноческом облачении.
День памяти установлен Православной Церковью 6/19 февраля. Мария Вифинская, преподобная (подвизавшаяся в мужском образе)
Святая Мария Вифинская родилась в VI веке в Вифинии в благочестивой христианской семье. Рано лишившись матери, она очень привязалась к отцу, который воспитывал ее по заповедям Господним. Однако отец, дождавшись, когда дочь повзрослеет, объявил ей о своем твердом решении уйти в монастырь. Мария, не желая разлучаться с ним и тоже тяготея к монашескому пути, уговорила отца взять ее с собой под видом сына. Отец, обрадованный ее духовным устремлением, согласился, остриг дочери волосы, дал переодеться в мужское платье и назвал ее Марином. Раздав имущество нищим и убогим, они отправились в Египет, где никто не мог узнать Марию, и приняли постриг в монастыре, расположенном недалеко от Александрии. Мария с большим старанием исполняла все послушания, смиренно принимая строгости монашеского устава. Она не раскрыла своей тайны и после смерти отца, а еще более стала подвизаться в подвигах духовных. Монахи считали, что тонкий голос и хрупкий вид инока Марина связан с его жестким воздержанием и неутомимыми трудами. За свою подвижническую жизнь Мария получила дар Божий молитвою изгонять бесов из больных, страдающих одержанием людей. Однажды Мария была послана по монастырским делам в далекое село. По дороге она остановилась в местной гостинице. И здесь произошли события, которые можно было бы назвать происками тьмы против усердия Марии в христианских добродетелях. Дочь хозяина гостиницы в эту ночь согрешила с воином, который тоже проводил здесь ночлег, а наутро сказала всем, что ее обесчестил инок Марин. Возмущенный отец отправился к игумену монастыря с требованием изгнать бесчестного инока из обители. Вернувшаяся из отъезда Мария не стала оправдываться перед настоятелем и, неповинная, покорно приняла изгнание. Она поселилась возле стен монастыря и, терпеливо перенося голод и холод, проводила жизнь в молитвах за братию. Через некоторое время отец оклеветавшей ее девицы принес ей на воспитание незаконнорожденного ребенка. Мария покорно приняла новорожденного и стала заботиться о нем. Спустя три года монастырская братия, любившая и жалевшая Марина, стала умолять игумена принять его обратно, как раскаявшегося и претерпевшего много мучений. С большим нежеланием исполнил игумен просьбу иноков, призвал Марина в монастырь и возложил на него самые тяжкие работы. Святая Мария исполняла их с усердием и смирением, не уставая также заботиться о принятом на воспитание отроке, который называл ее не иначе как отцом. Через три года после возвращения в монастырь Мария умерла. При подготовке к погребению выяснилось, что она не мужчина, а непорочная девушка. Игумен и вся братия, плача, просили прощения перед ее гробом. На погребение пришла и дочь хозяина гостиницы, солгавшая на невинного инока. Раскаявшись и сознавшись в своем грехе у тела святой Марии, она внезапно получила исцеление от долгой мучительной болезни. Наблюдавшие это чудо, вознесли молитвы святой Марии Вифинской, славя ее за мученичество, великое терпение и твердость веры. Мария Дивеевская (Федина), блаженная Так она поселилась в пустыне. Первые годы жизни в уединении ее преследовали страсти. Раньше она много пила вина и ела вкусную пищу, в пустыне же ей приходилось страдать от жажды, когда не было простой воды. В такие моменты она заставляла себя вспомнить об обетах данных ей самой себе. Через 17 лет ее душа и тело изменились, она уже не страдала от отсутствия пищи и одежды, которая к тому времени вся истлела. За 47 лет своего пребывания в пустыне Мария только два раза встречалась с человеком. Им был иеромонах Зосима. Первый раз он нашел ее случайно, когда сам удалился в пустыню на время Великого поста. Он отдал ей часть своей одежды - гиматий и обещал выполнить ее просьбу: прийти через год к Иордану, но не переходить реку, а ждать ее саму для причастия. В обещанный день Зосима увидел чудо, с другого берега к нему шла по воде, как посуху, Мария. Еще через год по ее просьбе он направился уже к ней в пустыню. На месте их первой встречи он нашел лишь тело умершей Марии и записку, в которой она просила похоронить ее. Вырыть могилу старцу помог лев. История Марии является образцом совершенного покаяния. Мария Кесарийская (Палестинская), мученица
День памяти установлен Православной Церковью 7/20 июня.
День памяти установлен Православной Церковью 26 января/8 февраля.
День памяти установлен Православной Церковью 9/22 августа.
Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница
День памяти установлен Православной Церковью 12/25 июля. Чудеса происходили еще при ее жизни. В Персии во времена царствования Хозроя I Старшего у главного волхва была жена, которую звали Голиндуха. Разумом понимала она, что языческие волхования ее мужа ложны. Узнав, что существует христианская вера, она стала интересоваться новым учением. Однажды ей приснился сон, в котором увидела она христианского священника. Голиндуха нашла его и приняла с его помощью Крещение с именем Мария. Больше она не могла оставаться со своим мужем, который не разделял ее веры. Обиженный супруг обратился к царю. Как ни уговаривали Марию вернуться, она не соглашалась. Тогда царь посадил ее в тюрьму, где она провела 18 лет. Когда на трон взошел сын Хазроя Ормисдас, он приказал подвергнуть Марию истязаниям. Но чудесным образом на ней затягивались все раны, и тело становилось невидимым, когда враги хотели надругаться над ним.Тогда приказал царь отрубить исповеднице голову, но была она в тот же миг перенесена из рук палачей в тайное место. Когда, наконец, в Персии перестали преследовать христиан, Мария открыто проповедовала веру. На исходе своих дней она совершила паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Нет сомнений, что скончалась она счастливой. Мария Персидская - история о верности своим убеждениям, о том, что Господь не оставляет в беде своих исповедников. Мария Персидская, мученица
День памяти установлен Православной Церковью 9/22 июня. Известно только, что святые мученицы Мария, Фекла и Марфа жили в Персии в IV веке и пострадали при царе Сапоре II за открытое вероисповедание христианства. В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Мария - это святая преподобная Мария Египетская. Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского
Дни памяти установлены Православной Церковью 18/31 января, 28 сентября/11 октября.
Благочестивая пара строго придерживалась церковного устава, а также помогали всем, кому могли помочь, особенно же привечали путешествующих иноков и других странников. Подробностей о жизни Марии и Кирилла не сохранилось, но одно то, что в их семье вырос великий святой, говорит о многом. Преподобный Сергий своими духовными подвигами прославился сам и навечно прославил своих родителей. Незадолго до смерти преподобные Мария и Кирилл тоже приняли постриг, подготовив себя покаянными молитвами к другой жизни, мирно завершили свои дни в Хотьковском Покровском монастыре, в то время одновременно бывшим и мужским, и женским. Сам собой в народной традиции сложился обычай молить о помощи преподобного Сергия и его родителей. Шестивековое народное почитание святой пары достойно завершилось официальной канонизацией в 1992 году. Мария Хиданская, преподобная
День памяти установлен Православной Церковью 29 октября/11 ноября.
Девушка не видела для себя иной жизни, как быть невестой Христовой, но ей предстояло пройти серьезное испытание. После нескольких лет монашества ее стали одолевать искушения земной жизни, как будто сам дьявол нашептывал ей заманчивые обещания, рассказывал об удовольствиях, которых она себя лишила. Она не выдержала и ушла в город. Об этом узнал святой Авраам, он разыскал ее и убедил вернуться. Раскаявшись, она поняла, что самое ценное — в душе. В молитвах она получила прощение, а вместе с ним и дар исцелять от болезней. Святая Мария Хиданская до конца своих дней помогала людям. |
Жития преподобных Ксенофонта Константинопольского, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна
Пре-по-доб-ный Ксе-но-фонт, су-пру-га его Ма-рия и сы-но-вья их Ар-ка-дий и Иоанн, знат-ные кон-стан-ти-но-поль-ские граж-дане, жи-ли в V ве-ке. Несмот-ря на бо-гат-ство и знат-ность, они от-ли-ча-лись ду-шев-ной про-сто-той и доб-рым серд-цем. Же-лая дать сво-им сы-но-вьям. Иоан-ну и Ар-ка-дию, бо-лее пол-ное об-ра-зо-ва-ние, они от-пра-ви-ли их в фини-кий-ский го-род Бей-рут. Про-мыс-лом Бо-жи-им ко-рабль, на ко-то-ром от-пра-ви-лись оба бра-та, по-тер-пел кру-ше-ние. Бра-тья бы-ли вы-бро-ше-ны вол-на-ми на бе-рег в раз-ных ме-стах. Скор-бя о раз-лу-че-нии, бра-тья по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу и при-ня-ли ино-че-ство. Ро-ди-те-ли дол-го не по-лу-ча-ли из-ве-стий о сво-их де-тях и счи-та-ли их по-гиб-ши-ми. Од-на-ко пре-по-доб-ный Ксе-но-фонт, уже бу-дучи стар-цем, со-хра-нял твер-дое упо-ва-ние на Гос-по-да, уте-шал свою же-ну Ма-рию, со-ве-то-вал не скор-беть и ве-рить, что де-ти бу-дут со-хра-не-ны Гос-по-дом. Через несколь-ко лет су-пру-ги со-вер-ши-ли па-лом-ни-че-ство по свя-тым ме-стам и встре-ти-ли в Иеру-са-ли-ме сво-их сы-но-вей, под-ви-зав-ших-ся в раз-ных мо-на-сты-рях. Об-ра-до-ван-ные су-пру-ги бла-го-да-ри-ли Гос-по-да, про-мыс-ли-тель-но со-еди-нив-ше-го всю се-мью. Остав-шу-ю-ся жизнь пре-по-доб-ные Ксе-но-фонт и Ма-рия по-свя-ти-ли Бо-гу, при-няв ино-че-ство. Пре-по-доб-ные Ар-ка-дий и Иоанн, про-стив-шись с ро-ди-те-ля-ми, ото-шли в пу-сты-ню, где по-сле дол-гих по-дви-гов про-сла-ви-лись да-ром чу-до-тво-ре-ний и про-зор-ли-во-сти. Пре-по-доб-ные стар-цы Ксе-но-фонт и Ма-рия, под-ви-за-ясь в без-мол-вии и стро-гом пост-ни-че-стве, так-же по-лу-чи-ли от Бо-га дар чу-до-тво-ре-ний.
См. также: " " в изложении свт. Димитрия Ростовского.