11 способов не забывать прочитанное. «Забывать» прочитанное – это нормально. Книги дают возможность отвлечься от собственных мыслей

У вас бывают ситуации, когда вы только вчера прочитали что-то и никак не можете вспомнить детали? Или внезапно забыли часть сюжета впечатлявшей вас книги? Мы собрали лучшие советы, которые помогают эффективно читать и запоминать то, что вы прочитали.

1. Определите цель чтения

Задайте себе вопрос, что именно вы хотите узнать. Определитете, хотите ли вы запомнить факты, понять процес или ответить для себя на давно интересующие вопросы. Этот прием в большинстве случаев абсолютно не подойдет для чтения художестенной литературы, которую мы обычно читаем для удовольствия. Однако, используя его, вы сможете проще запомнить нужную информацию из нехудожестенных текстов и при этом сэкономите время, так как будете четко знать, что вы ищете.

2. Читайте активно

По мнению специалистов, чем активнее вы вовлечены в процесс чтения – тем больше информации вы сможете запомнить. Совсем не обязательно делать подробные записи о книге. Достаточно сделать небольшие пометки в блокноте или даже на полях книги. Это не только поможет вам зафиксировать в памяти нужные моменты, но и станет основой для того, чтобы со временем восстановить то, что вы прочитали.

3. Исользуйте метод SQ3R

Это один из самых трудоемких приемов. Он идеально подойдет для тех, кому действительно нужно что-то выучить или запомнить большой объем информации, например, готовясь к серьезной презентации либо изучая дополнительную профессиональную литературу.

Эта техника была представлена в 1946 году Френсисом Робинсоном в книге «Эффективное обучение». Ее название – аббревиатура от английских слов: survey, question, read, recite, review. Это и есть пять основных шагов данного метода – изучение, вопросы, чтение, пересказ, обзор.

На первом этапе нужно только поверхностно изучить текст, пробежавшись глазами по заголовкам и подзаголовкам. Затем нужно сформулировать для себя конкретный перечень вопросов, которые возникли у вас относительно текста. После этого внимательно прочитайте текст и с помощью ключевых фраз запишите ответы на ваши вопросы. На последнем этапе нужно просмотреть свои записи и текст, обратив внимание на ключевые слова и те моменты, которые, как вам кажется, вы не запомнили.

4. Используйте воображение

Используйте свое воображение не только тогда, когда читаете захватывающий роман, но и в тех случаях, когда стараетесь запомнить что-то из нехудожественной литературы. Это сделает чтение более интересным и поможет закрепить в памяти нужную информацию. Чем более яркой будет картинка, тем легче будет ее запомнить. Вы взялись изучать маркетинг и пытаетесь запомнить особенности продвижения продукции? Представьте себе знакомый супермаркет, клиента и продавца. Снабдите эту воображаемую ситуацию конкретными деталями. Со временем вы сможете вызвать в памяти эту сценку и легко вспомните то, что пытались запомнить.

5. Обсуждайте книги

Вы помните ощущение, когда дочитав книгу у вас появляется желание обсудить ее с близкими или друзьями? Не останавливайте себя, ведь это еще одна сторона активного чтения. Обсуждение не только принесет вам психологическое удовольствие, но и поможет на длительный период запомнить самые впечатляющие моменты.

Инструкция

Познакомьтесь с книгой, которую вы хотите запомнить. Порой, книгу от корки до корки не имеет смысла (если это, конечно, не художественное произведение). Чтобы запомнить важные из книги, пролистайте ее, ознакомьтесь с заголовками, найдите ключевые и идеи и, если возможно, запишите несколько словосочетаний в блокнот, чтобы при необходимости освежить в уме нужную информацию. Этот метод подходит при изучении лекций или любого другого перед экзаменом. После предварительного знакомства отложите книгу минут на 30, чтобы дать информации отложиться в голове. Затем можно углубиться в чтение нужных глав.

Читайте в тихом и спокойном месте. Убедитесь, что вы можете погрузиться в чтение, по крайней мере, минут на 20-30 без перерыва. Сядьте собрано, прямо, поставьте ноги на пол, а книгу под углом 45-градусов по отношению к вам, используйте специальные поставки для книг.

Научитесь читать по несколько строк текста одновременно. Этого можно достичь, немного попрактиковавшись. Наш мозг имеет способность понимать текст при чтении как вперед, так и назад, и даже по диагонали. Читая по несколько строк, вы воспринимаете текст , а потому затем визуально легко вспомните блоки при необходимости.

Осознайте то, что вы только что узнали, сразу прочтения. Потратьте на это несколько минут и даже запишите все, что вы можете вспомнить. Процесс озвучивания или написания той информации, которую только что прочли, помогает вашему мозгу зафиксировать полученные знания. К тому же это лишний раз подтвердит тот факт, что вам удалось запомнить и сохранить его в голове.

Создайте зацепки для важных пунктов прочитанного, чтобы с легкостью запомнить их. Один из проверенных способов запомнить прочитанное быстрее - это создать ряд ассоциаций или зацепок, на которые вы сможете «повесить» свои воспоминания. Любая зацепка в дальнейшем вытащит из вашей головы блок нужных знаний. Например, вы можете создать список из десяти пунктов и ассоциировать каждый из них с определенным предметом в вашей комнате. Визуализация этих пунктов создает последовательность информации в вашей голове в отношении этих . Это творческий подход к запоминанию прочитанного, но очень действенный. Ум стремится помнить вещи в , которые более ярки в нашей памяти.

Полезный совет

Когда дело доходит до запоминания, важно найти стратегию, действующую для вас, будь то рекомендации специалистов или свой собственный метод подчеркивания карандашом. На усвоение любой техники уйдет некоторое время, которое с лихвой окупиться в дальнейшем в процессе пользования ею.

Умение быстро запоминать прочитанное важно и для детей, и для взрослых. Однако развивать это качество нужно в детстве. Именно тогда формируются все основные и вспомогательные механизмы запоминания, которые позволяют быстро выучить прочитанное. Вам надо знать некоторые основы функционирования памяти, чтобы понять, как ее улучшить. Это поможет вам существенно ускорить процесс подготовки заданий к школе вашим ребенком.

Инструкция

Добейтесь понимания информации. Простое зазубривание без понимания не срабатывает. Мышление является важной основой памяти. От того, насколько хорошо малыш все понял, структурировал, зависит успех запоминания. Если вы учите с ребенком, не поленитесь разъяснить ему смысл .

Учите то, что нравится. Очень часто дают возможность самостоятельно выбрать отрывки . Не давите на ребенка, пусть он сам выберет то, что ему . В таком случае вы сэкономите уйму времени на запоминание. Ведь интересующие нас тексты мы воспроизводим легче.

Соблюдайте порядок погружения в . В младших классах дети способны без потерь в качестве заниматься 15-20 минут. Потом это время увеличивается до 40-45 минут. Если ребенок сел учить уроки, нужно вовремя делать перерывы. В качестве отдыха от можно, например, сходить на прогулку или посмотреть короткий мультфильм.

Повторяйте прочитанное. Не стоит сразу стараться вызубрить весь текст назубок. Проговорите его с ребенком. Потом дайте ему время отдохнуть, через какое-то время снова повторите выученное.

Видео по теме

Обратите внимание

Старайтесь сдержанно реагировать на то, что ребенок не может сразу воспроизвести прочитанное. Если не получается контролировать себя, лучше поручите проверку уроков более сдержанному члену семьи. Ваше раздражение иногда может стать единственным препятствием к быстрому запоминанию малышом прочитанного материала.

Наша память, увы, несовершенна. Она способна хранить воспоминания из детства, но довольно сложно удержать в ней надолго термины и факты, необходимые для сдачи экзамена. Что уж говорить о больших отрывках текста, которые вдруг потребуется знать едва ли не дословно. Но память можно "выдрессировать", прибегая к несложным способам запоминания текста.

Вам понадобится

  • Текст для заучивания, карандаш, лист бумаги/тетрадь/блокнот, толковый словарь.

Инструкция

Прочтите текст еще раз. Но теперь представьте, что смотрите фильм или спектакль: каждая мелочь должна ясно вставать перед вашими глазами. Визуализируйте каждого персонажа, его действия, обстановку. Если в тексте встречаются незнакомые , обязательно выясните их значение перед тем, как приступить к заучиванию. Проверьте себя - прочтите текст с конца, чтобы проверить, ли вы выстроили хронологию событий и связали их между собой.

Теперь повторите текст в уме. Выясните, какие моменты вызывали у вас затруднение. Обязательно проработайте их, постарайтесь либо запомнить с помощью ассоциаций, либо просто вызубрить. Кстати, зубрить целый текст не надо - это занимает гораздо больше времени и утомляет мозг. Как правило, вызубренные тексты хранятся в памяти очень и очень недолго.

Помните, что повторение - мать . Через несколько часов еще раз пробегитесь умом , а затем каждый день сверяйте запомненное с книгой. Главное, чтобы текст в вашей памяти остался целостным, не распался на отдельные, не связанные между собой части.

Источники:

  • upgradememory.ru

Чтение является одним из самых доступных способов саморазвития и занимает по праву важное место в жизни многих людей. Современное общество движется по пути информатизации, что сопровождается постоянным увеличением объемов информации. Умение правильно читать позволяет эффективно усваивать новые знания, получать больше удовлетворения от процесса и способствует личностному росту человека.

Вам понадобится

  • - интернет;
  • - блокнот;
  • - ручка.

Инструкция

Обеспечьте комфортные условия . Сделайте процесс чтения удобным и приятным. Обстановка для хорошего чтения должна , а поза тела естественной. У Вас должно быть достаточно времени, чтобы никуда не спешить и не переживать, что Вы можете опоздать. Также Вас не должны постоянно отвлекать. Все это поможет лучше усваивать прочитанную информацию, а сам процесс принесет больше удовлетворения.

Не перенапрягайте глаза . Обеспечьте безопасное расстояние для глаз. Также в помещении, где Вы читаете, должно быть достаточно светло. Старайтесь читать при естественном освещении. Если при чтение в глазах возникают неприятные или болезненные ощущения, то Вам следует ненадолго прерваться и сделать несколько упражнений для глаз.

Вникайте в суть . Держите сознание сосредоточенным на нужном материале. Начните чтение с названия и оглавления, осознайте их. Читайте внимательно, старайтесь вникнуть в самую суть и осмысливайте прочитанное. Не ленитесь узнавать смысл слов, которые Вам не знакомы. Проводите анализ структуры текста. Обязательно составьте собственное критическое мнение о прочитанном (книге, журнале, статье и т.д.). Старайтесь связать его суть со своей практической деятельностью и взять для себя как можно больше полезного. Спросите себя, как конкретный материал может помочь Вам решить реальную задачу.

Читайте активно . В процессе чтения полезно выделять, комментировать и выписывать для себя самые существенные и значимые части текста. Заведите для этих целей блокнот и записывайте в него интересные мысли в тезисной форме. Такой подход позволит составить лучшее представление о прочитанном и при необходимости быстро вспомнить его суть в дальнейшем.

Чередуйте чтение и физические нагрузки . Физические упражнения в перерывах между чтением и другой интеллектуальной работой позволяют сбросить напряжение и лучше переработать полученную информацию. Также они увеличивают насыщение клеток мозга кислородом и предупреждают возникновение заболеваний малоподвижного образа жизни.

Видео по теме

Полезный совет

Чтение посредством электронных книг позволяет существенно сократить время на получение новых материалов и сократить затраты на их покупку.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети не любят читать. Телевизор и компьютер поглощают досуг ребенка, не оставляя шанса взять книгу с полки или тем более сходить в библиотеку. Однако и сами взрослые все чаще забывают о чтении, ведь необходимую информацию можно узнать в интернете, а развлечь себя - просмотром телесериала. Стоит ли вообще читать, ходить в общественные библиотеки или пополнять домашнюю - этот важный вопрос каждый решает для себя сам.

Чтение - вот лучшее учение

Давно доказано, что систематическое хорошо изданных, классических книг повышает грамотность. Ребенок, который постоянно видит перед собой правильно составленный , автоматически запоминает написание слов и принцип составления . В дальнейшем он не сделает досадных ошибок в школьном диктанте, даже не задумываясь над орфограммой.

Кроме грамотности, чтение книг различных жанров улучшает и словарный запас. Некоторые термины или выражения не встречаются в повседневной речи, но иногда бывает достаточно общего контекста повествования, чтобы понять, что . Новые слова и выражения органично вписываются в речь читающего человека, делая его интересным рассказчиком. Умение увлечь людей своей речью, правильно сформулировать мысль - все это приходит с чтением хороших и умных книг.

Для ребенка важно научится концентрироваться на одном предмете. Увлекательный сюжет книги способен заставить читателя невольно забыть обо всем на свете, кроме развития событий в вымышленном мире. Эта способность к концентрации понадобится и , и для того, чтобы усидеть за менее интересным делом.

Книга - лучший товарищ

Как правило, для развития эрудиции лучше и проще художественные книги, чем специальные энциклопедии и справочники. Простой набор не так запомнится, как обстоятельства сложного сюжетного хода, где читатель вынужден разгадывать детективную интригу или переживать за попавшего в переплет героя. Так уж устроен человеческий мозг - в первую очередь там откладывается то, что человеку интересно.

Чтение развивает фантазию и образное мышление. При просмотре кинофильма зрителю уже ничего не надо воображать - он видит картинку, слышит голос и интонацию героев. Читателю же нужно вообразить самому - и иногда , чего он в жизни никогда не видел и не мог бы представить, если бы не живое в книге. Первый бал Наташи Ростовой или корабль, поднимающий все паруса, чтобы избежать нападения пиратов - разве это можно было бы представить, если бы не художественное мастерство писателя?

Необходимо отметить, что пользу можно получить только при чтении действительно хороших, качественных книг - тех, которые прошли проверку временем и множеством переизданий, тех, которые стали классикой в своем жанре. Тогда два человека, встретившись и обменявшись названиями любимых книг, смогут понять, что у них есть общие интересы, что они выросли на одних и тех же идеях.

Видео по теме

Когда человеку хочется отвлечься от забот, «пожить» другой жизнью, или просто «убить» время, он берет книгу и начинает читать. Забыв обо всем на свете, он «отправляется» в параллельные миры, или становится героем, который спас человечество. А еще с помощью одних только книг человек может выучить иностранные языки или стать великим ученым.

Книги дают возможность отвлечься от собственных мыслей

Когда существуют какие-то неразрешенные проблемы, или хочется просто отдохнуть, и получить заряд приятных эмоций, человек берет книгу и начинает читать.

Читатель начинает все больше «погружаться» в историю, если она написана талантливо и интересно. Он как будто по-настоящему плывет в огромной , с круглыми иллюминаторами от пола до потолка, а в толще воды, пронизанной солнечными лучами, резвятся огромные кашалоты.

Читая книгу, можно «слиться» в одно целое с героем книги, который неожиданно открыл в себе паранормальные способности, и начал путешествовать по неизведанным . Читая книгу, можно усомниться, настолько ли реален мир, в котором вы живете.

Опыт и саморазвитие

Вы приобретаете опыт, читая книги. И чем больше вы похожи на героя книги, тем ярче запоминаются его ошибки и достижения. В реальной жизни вы невольно начинаете выстраивать собственное поведение так, чтобы не допустить тех промахов, которые совершил он.

Хорошая книга подобна доброму и умному собеседнику. В процессе чтения вы как будто общаетесь и советуетесь. Что персонажи книги делают? Почему? Вы начинаете думать, как сами поступили бы в описанных ситуациях. Вы развиваетесь, пытаясь понять, что можно было бы сделать. Чем больше книга вовлекает в процесс обдумывания разных ситуаций, тем более помогает вам осознать причины собственного поведения.

Книги дают знания. Известны случаи, когда люди, осужденные на много лет тюрьмы, начинали постоянно читать, и с помощью одних только книг выучивали иностранные языки, или становились выдающимся учеными.

Прощение себя

А еще хорошая книга помогает простить себя. Вы видите, что герой книги поступает неправильно. Он также порой «оступается», как и вы в жизни. Но из сюжета истории понятно, что персонаж, которому вы так сочувствуете, очень хороший человек, он искренне пытается исправить ошибки. И потому прощаете его. А прощая, «отпускаете» и собственные грехи. По крайней мере, перестаете постоянно осуждать себя за них. Становитесь добрее и человечнее, сострадательнее к другим.

Радость и счастье

Сопереживая героям книги, читатель эмоционально вовлекается в сюжет. Когда же наступает счастливая развязка, он , испытывает чувство облегчения и счастья. И получает на какое-то время психологическую разрядку и душевный покой.

В прошлом году исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что те, кто смотрел телевизионные шоу еженедельно, забывали их гораздо быстрее, чем те, кто смотрел одну телепрограмму в неделю. Зрители отвечали на вопросы о шоу сразу после просмотра, а потом ещё раз – через 140 дней. Те, кто смотрят телевизор часто, через четыре с лишним месяца с трудом могли вспомнить, о чём была программа. В отличие от тех, кто смотрит ТВ раз в неделю – они гораздо точнее ответили на вопросы викторины. То же самое и с чтением.

Вывод : чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше. Попробуйте тщательнее выбирать книги и сократить количество чтения за счёт соцсетей и сайтов.

2. Пересказывайте текст

Немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «кривую забвения». Она круто падает вниз в течение первых 24 часов после того, как мы узнали что-то новое. Без специальных усилий 80% новой информации вы забудете уже завтра.

Вывод : Перескажите всё важное и интересное в первые же сутки, и знания отложатся в голове.

3. Применяйте полученные знания немедленно

«Полезное» чтение станет ещё эффективнее, если применять полученные знания немедленно. Лучше не проглатывать такие книги целиком, а читать главами и тут же внедрять в жизнь новые идеи.

Вывод : Попробуйте прямо сейчас: перескажите кому-нибудь эту статью сегодня.

4. Читайте порциями и при различных обстоятельствах

Любимое кресло и мягкий плед – фетиш большинства книголюбов. Однако если всё время читать в одной и той же обстановке, запоминать прочитанное вы будете хуже. Информация, полученная при различных обстоятельствах и в разных местах, не перемешивается в голове и лучше усваивается.

Вы удивитесь, но для лучшего запоминания важно читать не «запоем», по несколько часов подряд, а порциями по полчаса-час. Паузы помогут лучше усвоить прочитанное.

Вывод: Читайте в разной обстановке.

5. Не храните книги

Когда мы уверены, что в любой момент можем вернуться к книге, мозг считает, что ему уже необязательно запоминать прочитанное – главное, что он помнит, «где это лежит». Учёные из Мельбурнского университета называют это «эффектом внешней памяти» и связывают плохое запоминание с развитием Интернета. То есть если убрать информацию из постоянного доступа, запоминать её мы будем лучше.

Вывод : Не храните книги. Раздавайте свои и читайте чужие, взятые напрокат. Если вы ещё до начала чтения пообещаете другу дать книгу почитать (даже если с возвратом), мозг поймёт, что эта книга не всегда будет под рукой, так что самое ценное лучше запомнить сразу и надолго. Точно так же лучше запоминаются книги, которые вы взяли почитать и обязаны вернуть.

6. Делайте пометки на полях, схемы и майнд-карты

Да, в школе нас учили, что «черкать на полях» нельзя. Однако психологи уверяют, что пометки, подчёркивания, вопросы на полях очень помогают запоминать прочитанное.

Вывод : Схемы, майнд-карты и зарисовки – тоже то что надо.

7. Заранее определите цель чтения

И самый главный совет, который даёт Питер Камп, автор книги «Скорочтение»: открывая книгу, заранее определите, а зачем, собственно, вы её читаете. Что из написанного для вас по-настоящему важно и ценно? Что именно вы хотите запомнить и на какой срок?

Вывод : Отвечайте максимально конкретно. С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию.

Во время изучения иностранного языка нужно много запоминать. Читаем мы , и тут же все вылетает из головы. Или учим новые слова, а на следующий день уже не помним, что они обозначают. В книге «Как читать, запоминать и ничего не забывать» есть хитрости и лайфхаки, которые помогут запоминать все (или почти все). В этой статье мы расскажем тебе несколько из них.

Почему мы забываем

Есть масса причин «плохой» памяти, и обилие информации - лишь одна из них. Автор книги «Как читать, запоминать и ничего не забывать» Марк Тигелаар рассказывает, почему память часто нас подводит:

– Мы читаем все больше и больше электронных документов.

Ряд исследований показывают, что мы забываем цифровую информацию быстрее, чем ту, что получили с бумажных носителей. В итоге при работе с цифровой информацией наша продуктивность падает на 30%. Во многом причина - свет монитора, который делает чтение некомфортным.

– С электронными книгами, у которых нет подсветки, дела обстоят не намного лучше.

Возможно, тебе знакома такая ситуация: ты прочитал книгу и теперь пытаешься вспомнить какой-то ее фрагмент. Ты знаешь, что нужное предложение было слева вверху, где-то в последней четверти книги, рядом с рисунком. Знания, основанные на местоположении, базируются на «внутреннем рельефе» книги. Печатная книга имеет ряд преимуществ, которые позволяют в ней ориентироваться. Например, правые и левые страницы, которые нужно переворачивать одну за другой, и ты чувствуешь, сколько прочитал. Все это помогает нашему мозгу усваивать и запоминать информацию из книги. С электронной книгой такого эффекта нет.

– Многозадачность тоже плохо влияет на память.

Отвлекаясь на другие задачи, ты делаешь десять дел одновременно, а в конце дня уже не помнишь, что собирался сделать. Два часа в день на помехи и необходимость отвлекаться - это немало. Сократив эти потери хотя бы наполовину, ты значительно повысишь личную продуктивность.

– Ежедневно мы получаем умопомрачительное количество информации, по объему сравнимое со 174 газетами.

– Многие из нас легко отвлекаются при чтении или во время урока.

Возможно, тебе знакома ситуация: на середине страницы ты внезапно вспоминаешь, что нужно позвонить коллеге, или скоро купить продукты, или отправить еще одно электронное письмо. К концу страницы ты понятия не имеешь, о чем был текст, и - начинаешь читать его снова. Время потрачено впустую.

В современном мире отказаться от электронных устройств или обилия информации - невозможно. Книга знакомит нас с методом UseClark, который помогает подстроиться под реалии и выработать систему, нацеленную на эффективное запоминание. После четырех часов тренинга скорость чтения увеличивается в 2-2,5 раза, а понимание текста - минимум на 30%. В итоге мы не только начинаем усваивать прочитанное, но и получаем удовольствие от процесса, тратя на это меньше времени и сил. А пока рассмотрим методы, которые помогут дольше держать в памяти полезную информацию.

1. Проводи параллели

Наш мозг ищет взаимосвязи и соотносит новую информацию с ранее полученными знаниями. Если это невозможно, возникнет проблема. Как правило, мы понимаем и запоминаем только то, что можно соотнести с ранее полученной информацией. Если такой информации нет - процессы понимания и запоминания будут идти гораздо сложнее.

РЕКОМЕНДУЕМ: предположим, ты хочешь лучше понимать . Возможно, ты ничего не знаешь о самом правиле, но встречал словоформу, которая образуется в этом времени. Полезно мысленно просмотреть все, что ты знаешь по теме. Может, ты помнишь что-то с уроков английского в школе? Это позволит мозгу активировать клетки, содержащие соответствующую информацию. Активные клетки помогают связывать новую информацию с твоими знаниями, что означает, что ты будешь понимать информацию быстрее и запоминать на более долгое время.

2. Смотри на общую картину

Еще один способ помочь нашему мозгу установить связи, а следовательно, лучше понимать и запоминать информацию, - смотреть на общую картину. Простой пример - собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только ты увидишь общую картину, у тебя появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.

Концепция не ограничивается пазлом. Довольно сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.

РЕКОМЕНДУЕМ: При изучении языка интересуйся общей картиной. Не поленись заглянуть в новые темы: «А что там будет дальше? К чему все идет?». Помогает и провести предварительный просмотр темы. Ты можешь сориентироваться, понять, что ты уже знаешь. Так создаются ожидания относительно изучаемого материала. А когда ты знаешь, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы. Другими словами, ты быстрее обрабатываешь информацию. Конечно, просмотр темы занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды.

3. Фантазируй!

Новая информация должна как-то выделяться, иначе ее запомнить невозможно. Другими словами, вероятность, что мы запомним яркую или поразительную информацию, гораздо выше. В психологии это называют эффектом Ресторффа по имени ученого, который его обнаружил.

РЕКОМЕНДУЕМ: если ты хочешь запомнить слово, то не только представляй его, но и создай нелепую связь между словом в изображении и названием. Например, слово job - «работа». Можно просто визуализировать свою работу, но гораздо лучше представить, как работает Стив Джобс. Вот что имеется в виду под взаимосвязью и фантазией. Связь подобного типа уникальна, поэтому может четко сохраниться в твоей памяти.

4. Рассказывай

Мы часто думаем, что автоматически поймем и запомним информацию в любом случае. Нам кажется, что мозгу нужно всего лишь распознать получаемую информацию. Другими словами, мозгу не надо думать, ему нужно только принимать информацию, так?

Когда мы читаем пассивно, определенно что-то в нашем мозге происходит. «Что-то» - но не более того. В результате нам приходится перечитывать текст снова и снова, надеясь, что что-нибудь останется в памяти. Такая стратегия требует много времени и не очень эффективна. На самом деле ускорить и улучшить передачу информации в мозг довольно просто, активно вовлекая его в процесс. Чем активнее мозг усваивает информацию, тем быстрее он это делает.

РЕКОМЕНДУЕМ: объясняй новые правила по грамматике друзьям или родственникам. Используя свои слова, ты отходишь от изначального текста и связываешь информацию со своими знаниями и опытом. В результате ты лучше поймешь и запомнишь сложное правило.

5. Не перечитывай!

Возможно, тебе знакома ситуация: после занятий английским ты возвращаешься к своим заметкам или после прочтения правил снова перечитываешь некоторые пункты. Так ты повторяешь информацию и лучше ее запоминаешь. На самом деле - это не так.

Пассивное повторное прочтение информации или ее просмотр никак не влияют на твою память - это чистая потеря времени. Исследования показывают, что пассивное перечитывание не улучшает запоминание.

РЕКОМЕНДУЕМ: после прочтения текста или посещения урока не пересматривай заметки, а попробуй восстановить информацию из памяти. Запиши ключевые слова из полученной информации, не глядя в свои записи. Обращаясь к своей памяти, ты запоминаешь информацию более точно и полно.

Что еще…

Это только часть методов, описанных в книге. Помимо лайфхаков, как не забывать прочитанное, в книге ты найдешь советы по продуктивности, концентрации, быстрому чтению и эффективной работе мозга.

Для тех, кто хочет прочитать книгу целиком, наши друзья из издательства «МИФ» подготовили 50% скидку на электронную версию книги. Промокод KakChit будет действовать до конца января на сайте издательства . Все для тебя, друг! 🙂

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Сегодня мы поговорим о том, как по максимуму добывать важную информацию из полезной литературы и никогда её не забывать. Для этого необходимо выработать у себя привычку к систематическому чтению и правильной работе с заметками.

В «Искусстве рассуждать о книгах, которых вы не читали» автор, Пьер Байяр, в свою классификацию непрочитанных книг добавляет те, содержание которых мы забыли. Потому что процесс забывания в один момент может дойти до точки, когда наши представления о книге равны представлениям человека, который даже в руках её не держал.

Возникает логичный вопрос - тогда зачем мы читаем полезную литературу, если не выносим из неё никаких знаний? А может, чтобы вынести из книги что-то полезное и применимое в жизни, стоит пересмотреть своё отношение к процессу чтения и изменить его?

Что вы делаете, когда прочли научно-популярную книгу?

Кладёте её на видное место, чтобы другие видели, что вы читаете и вообще молодец? Даёте прочитать другу или возвращаете в библиотеку? Удаляете электронную версию? Ищете что-то похожее по теме? Или просто отправляете в шкаф, чтобы больше никогда к ней не вернуться?

Если это про вас, вы теряете возможность обратить себе на пользу новые знания и забываете большую часть книги.

Большинство из нас читают пассивно. Мы просматриваем информацию, зачастую почитывая между делом Twitter или отвечая на сообщения, и надеемся, что сможем применить хотя бы крупицу ценных знаний в жизни.

Но, читая таким образом, мы просто переходим от одной книги к другой с небольшим запасом информации и быстро забываем всё, что только что выучили.

Что за пустая трата времени! Действуя правильно, вы сможете получать удовольствие от нон-фикшена, активно учиться и выстроить для себя систему, чтобы не забывать ничего важного из прочитанных книг.

1. Ищите книги

Если вы читаете научно-популярную и деловую литературу, чтобы научиться чему-то новому или делать что-то новое (медитировать, заняться фитнесом, увеличить продажи и так далее), тогда к отбору книг нужно подходить очень и очень тщательно.

И самый лучший вариант в этом случае - прислушаться к профессионалам, а не покупать в ближайшем киоске книгу неизвестного автора.

Обязательно читайте отзывы в Сети. Конечно, книги - дело вкуса, поэтому оценки могут колебаться от «великолепно» до «отвратительно». Поэтому обращайте внимание только на аргументированные отзывы. Рейтинг также может сказать многое о книге: если большинство ставит ей высокую оценку, она как минимум заслуживает интереса.

Спрашивайте совета у тех, кто, по вашему мнению, неплохо разбирается в области, которая вас заинтересовала. Люди любят давать советы. Поэтому в этой просьбе вам не откажет даже малознакомый человек.

Но чтобы составить самый лучший список книг, можно поступить ещё проще. Если вы хотите научиться писать продающие тексты, ищите в Сети авторов и копирайтеров, которые занимаются этим профессионально: в их блогах постоянно появляются списки книг, которые они рекомендуют к прочтению. Ищите точки соприкосновения. Одному книга может нравиться, другой считает её бесполезной - но если разные люди советуют одну и ту же книгу, это хороший знак.

С готовым списком книг переходим к следующему шагу.

2. Читайте и делайте заметки

Художественную литературу, мы, как правило, читаем для удовольствия, для эстетического наслаждения. Она требует вдумчивого, размеренного чтения. Хорошую художественную книгу нужно прочесть от корки до корки. Нехудожественную литературу можно читать быстро. Нам нужно впитать в себя самую полезную информацию, поэтому на научно-популярной литературе можно попрактиковаться в скорочтении.

По мере чтения отмечайте значимые места и те, что желательно запомнить. С электронными книгами это совсем просто - в каждом ридере есть функция закладок. Если вы из старой школы и предпочитаете бумажные книги, для этих целей отлично подойдут отрывные листы для заметок или закладки с проклеенным краем.

В большинстве (хороших) книг явно прослеживается логика изложения, аргументация. Вы с ходу начнёте определять, где вступление, где промежуточные, а где финальные выводы, и сможете быстро понимать, какую часть можно пропустить.

Когда дочитаете книгу, не принимайтесь тут же доставать все свои заметки. Подождите. Вместо этого продолжайте читать книги, связанные темой с только что прочитанной (при условии, что вы хотите углубиться в изучение выбранной области; в противном случае начните читать любую другую книгу). А чтобы не забыть вернуться к прочитанному, начинайте вести новый список - список книг, из которых нужно достать заметки. Для этого отлично подойдёт любое приложение для заметок - Google Keep или Evernote.

Почему не нужно доставать заметки сразу? По двум причинам.

Во-первых, чтобы информация улеглась в голове, потребуется время. В долговременной памяти останется больше информации, если пройдёт какое-то время между первым и вторым впечатлением. Подождите несколько дней перед тем, как перечитать важную информацию.

Во-вторых, вы не потратите этот перерыв впустую и продолжите читать. Если вы продолжите читать книги по теме, вы увидите, какие идеи встречаются повсеместно, а какие проскальзывают только раз или два. Если вы встретите конкретную идею только у одного автора, отнеситесь к ней с небольшой долей скептицизма. А вот если какой-либо совет встречается буквально в каждой книге, скорее всего, он стоит того, чтобы его записать.

Делать заметки - это к тому же эффективный способ определять, какую книгу стоит прочитать от начала до конца, а какую можно просто пролистать.

Если вы читаете и в процессе не делаете никаких заметок, это может свидетельствовать о том, что полезной информации в книге немного. В этом правиле есть исключения: например, если в книге нет кучи выводов, но тем не менее она замечательная. Но если вы читаете книгу для обучения и не можете найти в ней ни одного мало-мальски значимого вывода, это может оказаться пустой тратой времени.

Итак, вы прочитали достаточно книг, поэтому мы можем двигаться к следующему пункту.

3. Извлекайте заметки

Обратите внимание: нужно не просто упорядочить заметки и скопировать их. Так вы потеряете много полезной информации.

Вместо этого бегло просмотрите всю книгу целиком, ненадолго задерживаясь на тех пунктах, где вы делали заметки. Таким образом вы освежите в памяти контекст и сможете легко объединить разрозненные кусочки информации, а также обратить внимание на вещи, важность которых вы не понимали ранее.

Почему? Потому что сейчас у вас сформировался более высокий уровень понимания всей книги в целом и вы понимаете, почему отдельные её части организованы именно так и почему вещи, на которые вы не обратили внимания в первый раз, всё-таки стоит добавить.

Выберите все нужные кусочки текста и идеи и сохраните их все в одном месте. Для этих целей опять же подойдёт Evernote, обычный блокнот - пользуйтесь удобным для себя инструментом.

Теперь, когда вы освежили книгу в памяти, собрали в одном месте все заметки, осталось удалить её из списка книг, из которых нужно достать заметки.

У вас есть вся необходимая информация, если вам нужно будет обратиться к ней в будущем. Кроме того, вы можете комбинировать эти заметки с заметками из других книг, чтобы иметь всеохватывающие знания по конкретной теме.

И что потом?

Часто люди, которые только узнали об этом методе, задают вопрос: «Неужели кто-то на самом деле постоянно возвращается назад и перечитывает свои заметки».

И да, и нет. К некоторым возвращаешься, к некоторым нет, и это хорошо. Вспомните школьные годы и шпаргалки: пока пишешь её на клочке бумаги, всё запоминается само собой, и на контрольной уже нет смысла её доставать.

Поэтому в нашем случае важен не результат, огромная коллекция заметок, а сам процесс: вы внимательно читаете, выделяете самое важное, даёте себе время на осознание и освежаете прочитанное в памяти с помощью заметок.

Заметки - это просто помощь, они позволяют лучше запоминать значимую информацию и переводить её в долгосрочную память. Материальная (или цифровая) копия - это запасной вариант.

И даже если вы никогда не вернётесь к своим заметкам, вы всё равно тренируете свою способность удерживать знания из книг.

Шаг за шагом

Обобщим всё вышесказанное для того, чтобы не пришлось перечитывать статью, если потребуется освежить её содержание в памяти:

  1. Составьте список книг, руководствуясь рекомендациями профессионалов.
  2. Учитесь читать нехудожественную литературу быстро.
  3. Выделяйте важные части.
  4. Заканчивая чтение книги, добавляйте её в список книг, заметки из которых нужно будет разобрать.
  5. Отложите книгу на неделю или две.
  6. Вернитесь к книге, быстро её просмотрите, останавливаясь на важных моментах, и выпишите заметки.
Похожие публикации